Программы «Развитие социального партнерства в Пермском крае»

 

Основными целями программы «Развитие социального партнерства в Пермском крае» (далее – программа) являются повышение уровня жизни населения (в том числе членов профсоюзов), поддержание социальной стабильности и устойчивого развития Пермского края, создание условий для реализации прав граждан на достойный труд на основе взаимодействия Пермского крайсовпрофа, Российского союза промышленников и предпринимателей Пермского края «Сотрудничество» (Регионального объединения работодателей), органов законодательной и исполнительной власти Пермского края всех уровней.

В области социального партнерства работа осуществлялась в рамках реализации закона от 11.10.2004г. № 1622-329 «О социальном партнерстве в Пермском крае» (в ред. от 02.09.2014 N 360-ПК). Стратегический курс на повышение доходов работников безусловно связан с полноценной реализацией механизма социального партнерства на всех уровнях. Поиском новых направлений развития социального партнерства на взаимовыгодных условиях, расширением доверия и понимания интересов каждой из сторон могут быть цивилизованно решены вопросы развития организаций и предприятий (в том числе и увеличения прибыли их собственников), повышения уровня жизни работников.

По отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений Пермским крайсовпрофом заключены следующие соглашения:

о взаимном сотрудничестве с ГУ – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ;

о сотрудничестве с Пермским краевым Фондом обязательного медицинского страхования;

о сотрудничестве по реализации законодательства об обязательном пенсионном страховании с Отделением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Пермскому краю;

о взаимодействии с Прокуратурой Пермского края;

о сотрудничестве с Уполномоченным по правам человека в Пермском крае;

о сотрудничестве с Государственной инспекцией труда в Пермском крае;

о взаимодействии с Советом муниципальных образований Пермского края;

о сотрудничестве с Советом ректоров вузов Пермского края;

о сотрудничестве с Ассоциацией медиаторов Пермского края;

о сотрудничестве с главным федеральным инспектором по Пермскому краю аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО;

о сотрудничестве с общественным советом при ГУ МВД России по Пермскому краю;

о сотрудничестве с Пермским краевым советом женщин;

о сотрудничестве с Пермским краевым советом ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов;

о сотрудничестве с Избирательной комиссией Пермского края;

с Общественной палатой Пермского края.

Деятельность Пермского крайсовпрофа и его членских организаций по выполнению программы призвана способствовать решению следующих задач:

росту реальной заработной платы как фактора, определяющего рост экономики Пермского края;

заключению соглашений и коллективных договоров, конкретизации их обязательств, совершенствованию механизмов их реализации;

координации деятельности организаций профсоюзов по представительству и защите социально-трудовых прав работников в муниципальных образованиях Пермского края.

Контроль реализации программы осуществлялся постоянной комиссией Совета Пермского крайсовпрофа по социально-трудовым отношениям (руководитель – А. Г. Лямин, председатель Пермской краевой организации Горно-металлургического профсоюза России). Выполнение программы рассматривалось на заседаниях Совета, президиума Пермского крайсовпрофа, заседаниях коллегиальных органов членских организаций,  ежегодно проводятся анализ итогов коллективно-договорной кампании, ежеквартально – мониторинг социально-экономических показателей развития Пермского края.

За отчетный период на заседаниях президиума Пермского крайсовпрофа были рассмотрены следующие вопросы.

Ежегодно:

«Об итогах коллективно-договорной кампании в членских организациях Пермского крайсовпрофа».

«Об участии во Всероссийской акции профсоюзов в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!»

«О распределении льготных путевок с 20- и 50- процентными скидками и оплате путевок с 50-процентной скидкой в санаторно-курортные учреждения Пермского края».

«О назначении председателей КСОП в муниципальных образованиях».

2015 год

«О коллективном договоре как эффективном механизме регулирования и защиты социально-трудовых прав работников в организациях бюджетной сферы».

2016 год

«О проведении смотра-конкурса «Лучший коллективный договор Пермского крайсовпрофа».

«О представителях Пермского крайсовпрофа в состав рабочих групп по разработке трехстороннего Соглашения о взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2017-2019 годы и Соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае.

«Об участии членских организаций Пермского крайсовпрофа в избирательных кампаниях 2016 года».

«О проектах соглашений «О минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы» и «О взаимодействии в области социально-трудовых отношений Пермском крае на 2017-2019 годы».

«Об утверждении состава полномочных представителей Пермского крайсовпрофа в трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае на 2017-2019 годы.

«О внесении изменений и дополнений в «Положение о краевом межотраслевом смотре-конкурсе «Лучший коллективный договор Пермского крайсовпрофа».

«О внесении изменений в «Положение о предоставлении членам профсоюзов льготных профсоюзных путевок на санаторно-курортное лечение».

2017 год

«О подведении итогов ежегодного краевого межотраслевого смотра-конкурса «Лучший коллективный договор Пермского крайсовпрофа».

«О проекте трехстороннего Соглашения  о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в городе Перми на 2018-2020 годы».

«О роли КСОП в работе территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях Пермского края».

«О проекте Соглашения с Общественной палатой Пермского края».

2018 год

«О составе стороны профсоюзов Пермской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в городе Перми на 2018-2020 годы».

«О практике работы Пермской краевой территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ по организации взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти, с коммерческими и некоммерческими организациями по социально-экономической защите работников отрасли».

«О митинге «Профсоюзы – против повышения пенсионного возраста!».

«О позиции Пермского крайсовпрофа в связи с принятием Государственной Думой Федерального собрания РФ в первом чтении проекта ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».

2019 год

«О представителях Пермского крайсовпрофа в состав рабочей группы по разработке трехстороннего Соглашения о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Пермском крае на 2020-2022 годы».

«О практике работы членских организаций Пермского крайсовпрофа по предварительной экспертизе коллективных договоров в рамках регламента уведомительной регистрации».

«О проекте трехстороннего соглашения о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Пермском крае на 2020-2022 годы».

«О практике работы координационного совета организаций профсоюзов Чайковского городского округа».

I. Задача обеспечения роста реальной заработной платы как фактора, определяющего рост экономики Пермского края.

Пермский крайсовпроф в целях своевременного выявления факторов, влияющих на социальную стабильность в крае, на основании информации Пермьстата и межведомственной комиссии по предотвращению социальной напряженности ежемесячно проводит мониторинг просроченной задолженности по заработной плате в организациях, в которых есть первичные профсоюзные организации, ежеквартально – состояния рынка труда, показателей социально-экономического развития Пермского края. Информация своевременно размещается на сайте Пермского крайсовпрофа, периодически в газете «Профсоюзный курьер» для ее дальнейшего использования в практической деятельности членскими организациями, направляется в Ассоциацию в ПФО и ФНПР.

    Информация членских организаций по возникающим проблемам на рынке труда поступает крайне нерегулярно либо не поступает совсем, за исключением Пермской краевой организации профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ, Пермской краевой организации Горно-металлургического профсоюза России, Пермской краевой организации профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ.

В целях реализации отдельных направлений программы состоялись заседания Совета Пермского крайсовпрофа по вопросам: «О задачах Пермского крайсовпрофа по повышению эффективности системы социального партнерства в ходе выполнения Программы социально-экономического развития Пермского края на 2011-2016 годы» (ноябрь 2015 г.), «Об итогах выполнения трехстороннего соглашения о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Пермском крае на 2014-2016 годы» (ноябрь 2016 г.), «О ходе выполнения «Основных направлений деятельности Пермского краевого союза организаций профсоюзов «Пермский крайсовпроф» на 2015-2020 годы» (ноябрь 2018 г.), «О проекте «Основных направлений деятельности Пермского краевого союза организаций профсоюзов «Пермский крайсовпроф» на 2020-2025 годы» (ноябрь 2019 г.).


Основные социально-экономические показатели

уровня жизни населения Пермского края

 

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Численность населения (на конец года), тыс. чел. 2634,4 2632,1 2623,1 2610,8  
Численность населения (на начало года), тыс. чел. 2637 2634,4 2632,1 2623,1 2610,8
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости на конец года, тыс. чел. 25,4 17,9 16,7 15,3 16,5
ИПЦ          
декабрь к декабрю 112,6 105,4 101,4 103,8 103,5
к 2015 г.   105,4 106,9 110,9 114,8
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), рублей 31605,9 27748,9 28340,3 28708,4 28699
в % к предыдущему году 116 87,8 102,1 101,3 100,0
в % к 2015 г.   87,8 89,7 90,8 90,8
Реальные располагаемые денежные доходы населения          
в % к предыдущему году 101,3 81,6 99,2 98,8 101
в % к 2015 г.   81,6 80,9 80,0 80,8
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника, рублей 28528 30651 32951,5 35802 37285,1
в % к предыдущему году 105,3 107,4 107,5 108,7 106,9
в % к 2015 г.   107,4 115,5 125,4 134,1
Реальная заработная плата в расчете на одного работника          
в % к предыдущему году 101 139 75,3 101,7 102,6
в % к 2015 г.   139 104,7 106,4 109,2
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, рублей 9509 9591 9978 10098 10556
в т.ч. трудоспособного населения 10168 10251 10672 10804 11338
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в % от общей численности населения 12,77 15,3 15,06 14,9 14,9
Среднегодовая численность занятых в экономике, чел. 1201 1204 1282,1 1265 1225

Целевые показатели и индикаторы программы

№ п/п

Целевые индикаторы показатели

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

план факт план факт план факт план факт план факт план факт
1 Отношение размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работника в Пермском крае к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в Пермском крае (покупательная способность) 3,0 2,8 3,0 3,0 3,1 3,0 3,1 3,3 3,2 3,2 3,2 3,5
2 Реальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике в Пермском крае к соответствующему периоду предыдущего года (%) 100,5 92 101 99,9 104 102,9 105 106,2 105 102,6 105 102,5
3 Количество территориальных соглашений 45 36 46 37 47 36 47 40 46 39 46 46

Негативные тенденции (снижение цен на энергоносители, санкции, примененные к России, инфляция, девальвация рубля, сокращение валового внутреннего продукта) отразились на экономике Пермского края и, следовательно, на рынке труда – падение реальных доходов населения, сокращение и ликвидация рабочих мест, банкротство предприятий. Все это внесло коррективы в достижение целевых показателей.

Так, например, первый показатель - отношение размера средней заработной платы к величине прожиточного минимума трудоспособного населения (покупательная способность заработной платы) балансирует на уровне от 2,8 (что ниже ожидаемого значения (3 раза в 2015 году) до 3,5 раза, (что выше ожидаемого значения (3,2 раза в 2020 году).

Второй показатель - реальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике в Пермском крае к соответствующему периоду предыдущего года - после существенного падения в 2015 году (снижение почти на 10%), хотя и вышел на незначительный рост, но все же не достиг плановых значений.

Динамика соотношения среднемесячной начисленной заработной платы и реальной заработной платы за отчетный период приведена в таблице.

 

 

 

 

В отчетном периоде было дважды заключено соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае, что позволило постепенно приготовиться к значительному росту финансовых затрат в связи с законодательным установлением с 1 мая 2018 года минимального размера оплаты труда (МРОТ) на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Существенное влияние также оказало постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 №38-П (пункт 4.2), по которому повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении МРОТ, а значит, районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав МРОТ.

Одним из важных рычагов влияния профсоюзов в вопросах достойной оплаты труда является активное участие стороны профсоюзов в работе трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Приоритетными целями трехсторонних соглашений о взаимодействии в области социально-трудовых отношений - важнейшей формы социального партнерства - являются повышение уровня жизни населения и создание условий для реализации прав граждан на достойный труд, эффективную занятость, рост реальной заработной платы, безопасность рабочего места, защиту трудовых и социальных прав. Все это способствует созданию условий для устойчивого развития экономики, поддержания социальной стабильности в регионе, повышения конкурентоспособности экономики и роста производительности труда.

За отчетный период по инициативе Пермского крайсовпрофа были разработаны и подписаны два краевых трехсторонних соглашения по регулированию в области социально-трудовых отношений - в ноябре 2016 и в декабре 2019 годов.

С участием трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае принимаются решения по таким важнейшим направлениям, как устойчивое развитие экономики, обеспечение эффективной занятости, подготовка и повышение квалификации кадров, создание безопасных условий труда, охрана труда и др. Заседания комиссии проходили ежеквартально, всего было рассмотрено более 80 вопросов.

В отчетном периоде на повестке дня стояли следующие вопросы:

Ежегодно

«О ходе выполнения соглашения между профессиональными союзами, работодателями и правительством края «О взаимодействии в области социально-трудовых отношений».

«Об организации и итогах летней оздоровительной кампании детей».

«О деятельности межведомственной комиссии по предотвращению социальной напряженности в Пермском крае».

«Об организации и проведении в Пермском крае регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

 2015 год

«Развитие механизмов общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве Пермского края как инструмент модернизации жилищно-коммунального комплекса, формирования высокопрофессионального кадрового состава отрасли».

«О выполнении сторонами социального партнерства обязательств трехстороннего соглашения «О взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Пермском крае за 2014 год», в части своевременности выплаты заработной платы».

«О минимальных социальных стандартах, включаемых в коллективные договоры организаций».

«О создании в трудовых коллективах малого и среднего бизнеса, торговли и транснациональных корпораций первичных профсоюзных организаций, входящих в ФНПР».

«Межведомственный подход к выполнению абзаца 4 подпункта «в» пункта 1 указа Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

«Организация питания работников на промышленных предприятиях Пермского края».

«Увеличение заработной платы работникам противопожарной службы Пермского края, в том числе водителям пожарных автомобилей».          

«Дуальное образование как пилотный проект Пермского края».

«Организация осенних полевых работ в Пермском крае в 2015 году».

«О ходе реализации указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных, муниципальных учреждениях на 2012-2018 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190.

«Выполнение мероприятий «дорожной карты» «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Пермского края» за 2014 год».

«Об основных направлениях реализации регионального сегмента проекта Международной организации труда «Партнерства в сфере занятости молодежи в странах СНГ».

«Об установлении в 2016 году экономически обоснованных тарифов на услуги естественных монополий для хозяйствующих субъектов».

«О ходе выполнения соглашения по минимальной заработной плате в Пермском крае.

2016 год

«О разработке краевой программы ипотечного жилищного кредитования».

«О реализации государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края».

«О выполнении сторонами социального партнерства обязательств трехстороннего соглашения о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Пермском крае, соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае за 2015 год».

«О формировании принципов ЗОЖ на предприятиях, ведущих социально ответственный бизнес».

«О деятельности территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений по легализации неформальной занятости и сокращению задолженности по заработной плате в организациях Пермского края.

«О межведомственном подходе к организации практико-ориентированного (дуального) профессионального образования в СПОУ Пермского края».

«Об уведомительной регистрации коллективных договоров в Пермском крае».

«О программе совместных действий органов исполнительной власти Пермского края, правоохранительных, контролирующих и иных органов и организаций по усилению налоговой дисциплины на территории Пермского края, обеспечению поступлений налоговых и других обязательных платежей в краевой и местные бюджеты и развитию налоговой базы в Пермском крае на 2016-2018 годы в части НДФЛ».

«О деятельности сторон социального партнерства по созданию благоприятных условий труда, профилактике производственного травматизма и профзаболеваемости в организациях Пермского края».

«Сохранение трудового потенциала – показатель эффективности системы управления охраной труда в Пермском крае».

«Об участии хозяйствующих субъектов в оздоровлении детей работников».

«Об основных направлениях реализации регионального сегмента проекта Международной организации труда «Партнерства в сфере занятости молодежи в странах СНГ».

«О механизмах реализации в Пермском крае концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р.

«О результатах исполнения указа Президента РФ от 7 мая 2015 года № 597 в части повышения заработной платы работникам учреждений культуры».

2017 год

«Об итогах присоединения к соглашению о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы».

«О состоянии производственного травматизма в организациях Пермского края, в том числе в результате ДТП».

«О задолженности и организациях-должниках по выплате заработной платы работникам в Пермском крае и деятельности муниципальных МВК по предотвращению социальной напряженности по вопросам задолженности по заработной плате в муниципальных образованиях Пермского края».

«О запрещении заемного труда».

«О профилактике инфекции, передаваемой клещами».

«Об итогах исполнения сторонами социального партнерства обязательств трехстороннего соглашения о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Пермском крае на 2014-2016 годы».

«О реализации в 2016 году государственной программы Пермского края «Развитие здравоохранения» в части профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ, развития медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения».

«О состоянии задолженности по выплате заработной платы работникам организаций Пермского края».

«Подготовка рабочих кадров по стандартам WorldSkills учреждениями СПО Пермского края совместно с работодателями».

«О ходе реализации программы повышения мобильности трудовых ресурсов в Пермском крае на 2015-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2015 №483-п».

«О деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях Пермского края по итогам первой половины 2017 года».

 «О ходе реализации «дорожных карт» в части оплаты труда работников бюджетной сферы по итогам первой половины 2017 года».

«Об итогах исполнения соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы за первое полугодие 2017 года».

«О результатах деятельности по снижению неформальной занятости на территории Пермского края».

«О реализации закона Пермского края от 01.04.2015 №461-ПК «Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление».

2018 год

«Об итогах деятельности сторон социального партнерства по снижению уровня производственного травматизма с тяжелыми последствиями в организациях Пермского края за 2017 год».

«О перспективах кооперации между сельхозпроизводителями и поставщиками минеральных удобрений в Пермском крае».

«О задолженности и организациях-должниках по выплате заработной платы работникам в Пермском крае и деятельности муниципальных межведомственных комиссий по предотвращению социальной напряженности по вопросам задолженности по заработной плате в муниципальных образованиях Пермского края».

«Об основных социально-экономических показателях, отражающих уровень жизни населения Пермского края и соседних регионов, в 2017 году и прогнозе на 2018-2019 годы».

«О доступности и качестве медицинского обслуживания на территории Пермского края (в динамике 2016-2017 годов)».

«О применении соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы (от 11 ноября 2016 г. № СЭД-01-37-89) в связи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П».

«Об отношении к решению Правительства Российской Федерации о повышении пенсионного возраста».

«О состоянии производственного травматизма в организациях Пермского края».

«Об утверждении состава рабочей группы по вопросу профилактики ВИЧ/СПИДа при трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Пермском крае; плана мероприятий («дорожной карты») Пермского края по профилактике ВИЧ/СПИДа на рабочих местах и недопущению дискриминации и стигматизации в трудовых коллективах лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией».

«О мероприятиях по профилактике дискриминации трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста (предпенсионного возраста)».

«О тарифах на энергоносители для предприятий Пермского края».

«О состоянии задолженности по выплате заработной платы работникам организаций Пермского края (ПАО «Строительно-монтажный трест № 14»).

2019 год

«Об использовании средств Фонда социального страхования Российской Федерации на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

«О реализации федеральной приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости в Пермском крае» на 2017-2025 годы (по итогам 2017-2018 годов)».

«О деятельности Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю по противодействию практике выплаты «серых зарплат» и влиянии результатов на пополнение краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований Пермского края и бюджета Пенсионного фонда».

«Об основных социально-экономических показателях, отражающих уровень жизни населения Пермского края и соседних регионов, в 2018 году и прогнозе на 2019-2020 годы».

«Об итогах исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» по оплате труда работников учреждений образования Пермского края и соответствующих задачах на предстоящий период».

«О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения кори на территории Пермского края».

«О защите трудовых прав сотрудников предпенсионного возраста (профессиональная переподготовка, перевод на другие виды работ, поддержка при открытии собственного дела и т.д.)».

«О состоянии задолженности по выплате заработной платы работникам организаций Пермского края».

«О ситуации на рынке труда в Пермском крае в 2019 г. и прогнозе на 2020-2021 г.».

«О проведении обязательных диагностических мероприятий по раннему выявлению риска развития онкологических заболеваний в бюджетных учреждениях, организациях и предприятиях Пермского края».

«О соблюдении требований охраны труда на объектах строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края».

«О проведении трехсторонних консультаций по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере труда (в соответствии с планом законотворческой деятельности Законодательного собрания Пермского края на 2019 год)».

«Об организации санаторно-курортного лечения жителей Пермского края, в том числе предпенсионного возраста (в соответствии с протоколом № 1 от 21 мая 2019 г. заседания координационного совета по санаторно-курортному делу на территории Пермского края)».

«О своевременной организации работы по использованию в 2019 году работодателями Пермского края взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (в соответствии с письмом Пермского крайсовпрофа от 27.05.2019 № 124)».

«О качестве проведения медицинских осмотров работников учреждений образования и науки».

«О профилактике ВИЧ/СПИДа и инфекционных заболеваний (ОРВИ, грипп, пневмония)».

«О применении профессиональных стандартов в организациях Пермского края».

«О состоянии и перспективах развития молодежной политики в Пермском крае».

«Об организации деятельности по созданию системы независимой оценки квалификаций в Пермском крае».

«О деятельности по снижению неформальной занятости и задолженности по выплате заработной платы работникам на территории Пермского края».

«О реализации мер, направленных на сохранение и развитие занятости граждан предпенсионного возраста».

В декабре 2017 года в 12-й раз состоялась церемония подписания трехстороннего соглашения о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в городе Перми на 2018 – 2020 годы.

На заседаниях Пермской городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений за истекший период было рассмотрено порядка 50 вопросов, а именно:

2015 год

«О проекте стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года».

«О ходе реализации указов Президента РФ по поэтапному совершенствованию системы оплаты труда в государственных, муниципальных учреждениях на 2012-2018г.г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012г. № 2190».

«О программах профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, реализуемых ГКУ «Центр занятости населения города Перми».

«О работе по созданию благоприятных условий труда, профилактике профессиональных заболеваний и производственного травматизма».

«О программе развития общественного пассажирского транспорта городского округа».

«О состоянии и перспективах развития молодежной политики в городе Перми».

«Об итогах детской оздоровительной кампании в городе Перми в 2015 году и задачах на 2016 год».

«О плане работы трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2016 год».

2016 год

«О программе развития общественного пассажирского транспорта городского округа».

«О сохранении перспективы и создании доступного отдыха детей в г. Перми».

«Об участии молодежи предприятий города Перми в программе "Жилье для молодых семей».

«О деятельности администрации г. Перми по противодействию выплате "серой" заработной платы».

«О решении социальных вопросов в рамках коллективных договоров.

«О ходе реализации указов Президента РФ по поэтапному совершенствованию системы оплаты труда в государственных, муниципальных учреждениях на 2012-2018 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. № 2190».

«О состоянии профессиональной заболеваемости в городе Перми за 9 месяцев 2016 год, роль работодателя и профсоюзной организации».

«О внесении изменений в состав Пермской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в городе Перми».

2017 год

«О ходе реализации указов Президента Российской Федерации по поэтапному совершенствованию системы оплаты труда в государственных, муниципальных учреждениях на 2012-2018 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012г. №2190».

«О состоянии профессиональной заболеваемости в городе Перми за 9 месяцев 2016 года, роль работодателя и профсоюзной организации».

«Об утверждении плана работы Пермской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в городе Перми на 2017 год».

«О решении социальных вопросов в рамках коллективного договора АО «ОДК-СТАР».

«О реализации в городе Перми «Соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017 – 2019 годы».

«О выполнении ранее принятых решений Пермской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

«О разработке проекта соглашения о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в городе Перми на 2018-2020 годы».

«О трудоустройстве выпускников высших и средних специальных учреждений профессионального образования».

«Об эффективности реализации в городе Перми закона Пермского края «Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путевками на санитарно-курортное лечение и оздоровление».

«О развитии социального партнерства в учреждениях культуры города Перми».

«О ходе реализации «дорожных карт» в части оплаты труда работников бюджетной сферы по итогам первого полугодия 2017 года».

2018 год

«О составе Пермской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в городе Перми».

«Об исполнении сторонами социального партнерства соглашения «О взаимодействии в области социально-трудовых отношений в городе Перми» за период 2015-2017 годы».

«О плане работы Пермской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в городе Перми на 2018 год».

«О реализации проектов «Золотой резерв» и проведении краевого конкурса профессионального самоопределения «Выбор».

«О проведении детской оздоровительной кампании «Лето-2018» в городе Перми».

«О реализации ФЗ № 125 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваниях» на территории г. Перми».

«О внесении изменений в трехстороннее соглашение «О взаимодействии в области социально-трудовых отношений в городе Перми на 2018-2020 годы».

2019 год

«О профориентации в городе Перми: опыт, проблемы, перспективы».

«Об итогах проведения в городе Перми детской оздоровительной кампании 2018 года и задачах по ее проведению в 2019 году».

«О ситуации с задолженностью по выплате заработной платы работникам организаций города Перми».

«О перспективах развития транспортного обслуживания населения в городе Перми».

«О состоянии и перспективах развития молодежной политики в городе Перми».

«О мерах по снижению неформальной занятости в организациях, осуществляющих деятельность в городе Перми».

«О нормативных правовых актах, регламентирующих формирование регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми».

«О реализации корпоративных программ предприятий, направленных на сохранение здоровья и продление периода трудоспособности работника».

«О введении централизованного бухгалтерского учета в образовательных учреждениях города Перми».

«О мероприятиях по профилактике дискриминации трудовых прав и свобод граждан (в том числе предпенсионного возраста) в организациях, осуществляющих деятельность в городе Перми».

«О реализации в городе Перми закона Пермского края «Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление».

«Об исполнении в 2019 году соглашения о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в городе Перми на 2018-2020 годы».

Участие в работе межведомственных комиссий

Пермский крайсовпроф активно участвует в работе межведомственных комиссий по предотвращению социальной напряженности, как на уровне Пермского края, так и в муниципалитетах, на заседаниях которых рассматриваются актуальные вопросы выплаты заработной платы, погашения задолженности по заработной плате, выработки мер, способствующих сохранению рабочих мест, выявления фактов нарушения трудового законодательства, в т.ч. легализации трудовых отношений.

По состоянию на 1 января 2020 года суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности в Пермском крае сложилась в размере 16,9 млн. рублей. Наибольший объём просроченной задолженности по заработной плате приходился на организации транспорта (79,1% от общей суммы задолженности).

Вся имеющаяся задолженность образовалась из-за отсутствия собственных средств в организациях. Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате, составила 248 человек.

 

 

 

Просроченную задолженность по заработной плате имели организации четырех муниципальных образований края. Наибольшая сумма задолженности сложилась по городам Березники, Пермь, Соликамск, Оханск.

В целях повышения действенности надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства подписан и реализуется план совместных мероприятий по сокращению и ликвидации задолженности по заработной плате в хозяйствующих субъектах Пермского края, подписанный министерством промышленности, торговли и предпринимательства, Гострудинспекцией, Прокуратурой, объединением работодателей «Сотрудничество» и Пермским крайсовпрофом.

Пермский крайсовпроф участвовал в работе межведомственной комиссии по вопросам легализации трудовых отношений и заработной платы в хозяйствующих субъектах Пермского края, куда входят представители Пенсионного фонда РФ, Управления Федеральной налоговой службы, министерства промышленности, предпринимательства и торговли, Прокуратуры, Государственной инспекции труда, Пермского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, Управления Федеральной службы судебных приставов.

В отчетном периоде Пермский крайсовпроф проводил планомерную работу в рамках заключенных договоров о взаимодействии с правоохранительными и контрольными органами в сфере соблюдения трудового законодательства, участвуя в заседаниях рабочей группы при Прокуратуре Пермского края по снижению задолженности по заработной плате, в совместных мероприятиях с Гострудинспекцией.

Важнейший вывод – отсутствие «теневых» схем выдачи заработной платы и просроченной задолженности в организациях, в которых созданы и действуют первичные профсоюзные организации. Следовательно, во избежание роста социальной напряженности, связанной с периодически возникающими проблемами в сфере труда, необходимость обмена информацией членских организаций и Пермского крайсовпрофа существенно возрастает.

Участие профсоюзов в процессе формирования проекта бюджета Пермского края и разработки программ социально-экономического развития Пермского края

В целях обеспечения финансирования социально ориентированных предложений профсоюзов по повышению уровня жизни работников, а также отдельных направлений краевой социальной политики Пермский крайсовпроф, с участием председателей отраслевых краевых комитетов профсоюзов бюджетных отраслей, на начальном этапе направляет в адрес министерства финансов конкретные предложения в проект бюджета Пермского края на очередной год, в частности, предусматривая:

индексацию заработной платы работников учреждений бюджетной сферы с учетом инфляции,

увеличение базовой единицы для определения минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам работников бюджетной сферы до уровня МРОТ,

индексацию нормативов финансирования образовательных организаций края;

выделение дополнительных средств в бюджете Пермского края год для учреждений культуры в связи с увеличением минимального размера оплаты труда на территории Российской Федерации с 1 мая 2018 года;

обеспечение дифференциации в оплате труда работников в зависимости от результативности и качества их труда, уровня квалификации, условий труда.

Благодаря активной и настойчивой позиции профсоюзов вновь принят закон Пермского края "Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление".

Ряд предложений Пермского крайсовпрофа, учитывающих обращения краевых организаций, касались повышения уровня мер социальной защиты работников, в частности:

выделение финансовых средств на увеличение размера стипендий обучающимся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Пермского края;

продление действия закона Пермского края «Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление» с увеличением объемов финансирования;

выделение финансовых средств на обеспечение работников образования жильем, продление действия программы по обеспечению жильем молодых учителей;

выделение финансовых средств на повышение минимальных должностных окладов работников учреждений культуры до величины прожиточного минимума трудоспособного населения Пермского края;

возможности разработки краевой программы поддержки работников культуры, устраивающихся на работу в учреждения культуры сельского поселения (по аналогии с программами «Сельский врач» или «Сельский учитель»);

внесение изменения в региональный закон «О библиотечном деле» в части запрета перевода библиотек в состав культурно-досуговых учреждений по причине невозможности в полной мере участвовать в программах обновления книжных фондов;

о переводе финансирования детских музыкальных школ (ДМШ) на краевой уровень с ведения управлений образования муниципалитетов;

обеспечение финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в т. ч. по организации и проведению специальной оценки условий труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях культуры в размере не менее 0,2% от стоимости услуг;

возможности создания и функционирования краевого фонда охраны труда с целью финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в государственных и муниципальных учреждениях бюджетной сферы и др.

Представители Пермского крайсовпрофа входили в состав рабочей группы по разработке программы социально-экономического развития города Перми на период 2016-2020 годов и принимали активное участие в ее заседаниях, отстаивая социально-трудовые интересы работников города Перми, ежегодно принимают участие в публичных слушаниях по бюджету как Пермского края, так и города Перми.

Начиная с 2018 года в соответствии с изменением регламента работы краевой трехсторонней комиссии проводилось предварительное рассмотрение проектов нормативных правовых актов (НПА) сторонами социального партнерства: в 2018 году – 17, в 2019 году – 48. Аналогичный регламент предстоит внедрить и в работу муниципальных трехсторонних комиссиях.

За отчетный период профсоюзной стороной разработаны рекомендации по минимальным стандартам для включения в коллективные договоры и соглашения, типовой коллективный договор, типовое территориальное трехстороннее соглашение в помощь сторонам социального партнерства. Эти методические материалы получили одобрение краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и рекомендованы к использованию при разработке и заключении коллективных договоров и соглашений. Членскими организациями проводится предварительная юридическая экспертиза коллективных договоров на соответствие их действующему законодательству в соответствии с внесенным изменением в регламент уведомительной регистрации колдоговоров. Данное изменение прошло по инициативе Пермской краевой организации Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности.

В ноябре 2019 года Пермский крайсовпроф направил обращение в краевую трехстороннюю комиссию по внесению изменений в регламент уведомительной регистрации колдоговоров и соглашений с целью устранения имеющихся недостатков. Ожидается внесение изменений.

Руководители Пермского крайсовпрофа являются постоянными участниками заседаний Правительства Пермского края, Законодательного собрания Пермского края, Пермской городской Думы, представляя интересы работников при проведении предварительных консультаций, обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовых отношений.

Пермский крайсовпроф осуществляет контроль расходования средств государственных внебюджетных фондов (обязательного медицинского страхования, социального страхования, пенсионного) через своих представителей в исполнительных органах в соответствии с предоставленными действующим законодательством полномочиями.

    Стабилизация социально-трудовых отношений, регулирование рынка труда, сохранение рабочих мест оставались в числе основных задач Пермского крайсовпрофа и его членских организаций.

Основные направления деятельности сторон социального партнерства по вопросам обеспечения и содействия занятости населения отражены в трехстороннем соглашении о взаимодействии в области социально-трудовых отношений, в краевых отраслевых, территориальных соглашениях, коллективных договорах. Исполнение обязательств сторон включаются в повестки заседаний.

В целях обеспечения соблюдения прав работников по занятости Пермский крайсовпроф осуществлял свое представительство в  комиссии по привлечению и использованию иностранных работников. На заседаниях комиссии особое внимание профсоюзного представителя уделяется вопросам привлечения иностранных работников только в соответствии с потребностями экономики, обеспечения приоритета трудоустройства российских граждан, обязательным обеспечением прав иностранных работников на оплату труда.

Участие в коллективных акциях солидарных действий

10 июля 2018 года в рамках единого дня проведения публичных мероприятий (акций) под девизом «Профсоюзы – против повышения пенсионного возраста!» профсоюзами Пермского края всех уровней выражен коллективный протест антинародному законопроекту. На акцию протеста против проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» вышли более 2 тысяч человек представителей большинства членских организаций крайсовпрофа.

23 августа 2018 года состоялось внеочередное заседание президиума Пермского крайсовпрофа, с обсуждением единственного вопроса – «О позиции Пермского крайсовпрофа в связи с принятием Государственной Думой Федерального собрания РФ в первом чтении проекта ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий». В резолюциях митингов, пикетов, в письмах и обращениях трудящихся, членов профсоюзов высказаны требования продолжать протестные действия, повысить роль ФНПР в их координации, не допустить повышения пенсионного возраста в России.

Значимым событием для членов профсоюзов Пермского края является ежегодное проведение мероприятий 7 октября в рамках Всемирного дня коллективных действий профсоюзов «За достойный труд!». Традиционно проводятся встречи профсоюзного актива с председателем правительства, губернатором Пермского края, в ходе которых обсуждаются насущные проблемы, волнующие членов профсоюзов, повышение качества и уровня жизни работников. Также в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!» в Пермском крае проводятся заседания краевой и муниципальных трехсторонних комиссий.

Содействие повышению эффективности социального партнерства

Председатель Пермского крайсовпрофа С. Н. Булдашов является членом жюри регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». Ежегодно на заседании трехсторонней комиссии подводятся итоги этого конкурса среди предприятий Пермского края.

Так, за прошедший период победителями регионального конкурса в номинации «За развитие социального партнерства в организациях производственной сферы» становились АО «Научно-исследовательский институт полимерных материалов» (г. Пермь), Филиал «Пермские минеральные удобрения» АО «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ» в городе Перми», АО «ОДК-Пермские моторы»;

в номинации «За развитие социального партнерства в организациях непроизводственной сферы» - МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» (г. Соликамск, Пермский край);

в номинации «За лучшие условия работникам с семейными обязанностями в организациях производственной сферы» - АО «ОДК-Авиадвигатель», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»;

в номинации «За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях производственной сферы» - Филиал ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания «РусГидро» - «Камская ГЭС»;

в номинации «За создание и развитие рабочих мест в организациях производственной сферы» - ООО «ЕвроХим-Усольский калийный комбинат»;

в номинации «За развитие кадрового потенциала в организациях производственной сферы» - Филиал «ПМУ» АО «ОХК «УРАЛХИМ» в городе Перми;

в номинации «За развитие кадрового потенциала в организациях непроизводственной сферы» - АО «ВНИИ Галургии»;

в номинации «За формирование здорового образа жизни в организациях производственной сферы» - АО «СИБУР-Химпром»;

в номинациях «За трудоустройство инвалидов в организации» и «За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности» - Филиал ООО «Нестле Россия» в г. Перми.

Освещение мероприятий программы в СМИ, издание методических и информационных материалов о деятельности и распространении положительного опыта в развитии социального партнерства

В отчетном периоде продолжалось информирование членских организаций Пермского крайсовпрофа и членов профсоюзов на регулярной основе через публикации в газете «Профсоюзный курьер», на странице «Социальное партнерство» сайта Пермского крайсовпрофа в Интернете, по показателям социально-экономического развития Пермского края, уровню среднемесячной заработной платы по видам экономической деятельности, по состоянию рынка труда, по проблемам несвоевременной выплаты заработной платы и др.

В отчетном периоде работниками аппарата Пермского крайсовпрофа регулярно проводились консультации членских организаций, разработано и утверждено на заседании краевой трехсторонней комиссии типовое территориальное соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений, выпущен сборник материалов для председателей КСОП – «Технологии социального партнерства», разработаны минимальные стандарты для включения в коллективные договоры и соглашения, актуализирован макет коллективного договора и др.

Проекты важнейших правовых актов Пермского края – трехсторонних соглашений о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Пермском крае и в городе Перми, также были разработаны специалистами Пермского крайсовпрофа.

В ходе выездных комплексных бригад Пермского крайсовпрофа в муниципальные образования Пермского края также происходит информирование членов профсоюзов о деятельности Пермского крайсовпрофа по развитию социального партнерства.

II. Задача – содействие заключению соглашений и коллективных договоров, конкретизации их обязательств, совершенствованию

механизмов их реализации

Вопросы заключения коллективных договоров и соглашений и их выполнения находятся под постоянным контролем Пермского крайсовпрофа и его членских организаций. На заседаниях постоянной комиссии Совета по социально-трудовым отношениям, президиума вырабатываются предложения по вопросам защиты социально-трудовых прав работников, занятости, заработной платы, представления интересов работников при проведении коллективных переговоров о заключении, выполнении краевого и городского трехсторонних соглашений, другим вопросам, касающимся уровня жизни работников, выдвигаются требования к органам власти, представителям работодателей.

Деятельность отраслевых профсоюзов в системе социального партнерства на уровне предприятий состоит из нескольких компонентов: методической работы, правовой защиты, консультаций. Как правило, в каждой отрасли имеются методические рекомендации, макеты коллективных договоров и другие документы по организации колдоговорного процесса, как в печатных вариантах, так и в режиме открытого доступа на сайтах отраслевых профсоюзов. В членских организациях регулярно рассматриваются вопросы заключения отраслевых соглашений, повышения заработной платы работников отраслей, проводят конкурсы на лучший коллективный договор, обучающие семинары в Региональном учебном центре профсоюзов по программе, включающей обучение основам коллективно-договорного регулирования и т. д.

Данные о количестве коллективных договоров и охвате приведены в таблице:

 

 

III. Задача – координация деятельности организаций профсоюзов

 по представительству и защите социально-трудовых прав работников

в муниципальных образованиях

Взаимодействие сторон социального партнерства на муниципальном уровне Пермского края происходит при участии координационных советов организаций профсоюзов.

За отчетный период решена проблема подбора и назначения председателей КСОП во всех муниципальных образованиях Пермского края.

Заключение и контроль выполнения трехсторонних соглашений определены приоритетной задачей развития социального партнерства на муниципальном уровне.

В апреле 2016 года в целях эффективной реализации закона о социальном партнерстве в Пермском крае по инициативе председателя Пермского крайсовпрофа С. Н. Булдашова решением Совета глав муниципальных образований было рекомендовано:

определить в органах местного самоуправления ответственных
за реализацию на территории муниципального образования закона о социальном партнерстве в Пермском крае и взаимодействие с Пермским крайсофпрофом;

обеспечить создание в ведомственных предприятиях и учреждениях муниципальных образований Пермского края легитимной стороны работников для реализации  механизма социального партнерства;

главам МО, где отсутствуют трехсторонние соглашения, организовать подписание трехсторонних соглашений о взаимодействии в области социально-трудовых отношений.

Изменения и дополнения в закон о социальном партнерстве, мероприятия по усилению методической работы с председателями КСОП, направленные на развитие муниципального уровня социального партнерства, работа с Советом муниципальных образований постепенно начали давать результаты по одному из ключевых направлений нашей деятельности – заключению территориальных трехсторонних соглашений.

В отчетном периоде повысился охват территориальными трехсторонними соглашениями по регулированию социально-трудовых отношений с 75 до 85 %.

В ноябре 2016 года Пермской краевой организацией Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания был проведен семинар-совещание "Развитие продвижения через механизм регулирования и развития социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях Пермского края" с участием Совета муниципальных образований, представителей глав МО Пермского края и председателей ППО администраций МР под девизом "Социальное партнерство – формула мира и согласия!».






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: