Учительные псалмы 32 и 90 (90 псалом знать наизусть): истолкование

псалом 32: Псалом 32 носит преимущественно учительный характер. По словам святителя Афанасия Великого: «В этом псалме уверовавших уже во Христа учит восхвалять своего Владыку, открывая им вместе превосходства могущества Его, а именно, что Он избавитель всех, что Он Господь, что Он уничижает лукавых и рассыпает советы их, а уповающих на Него спасает. Особенное внимание толкователи уделяют стиху 6: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их». Здесь, как говорит святитель Афанасий «открывается учение о Святой Троице. … Устами Божиими называет Духа Святого, ибо им глаголавшие пророки говорили: уста бо Господня глаголавша сие (Ис. 1, 20)

Блаженный Феодорит, объясняя смысл этого стиха, говорит, что истинное богословие здесь «указует нам Бога Слово со Всесвятым Духом, сотворившего небеса и небесные Силы. И пророчество сие предваряет евангельское учение. Как божественный Иоанн, сын громов, научил целую вселенную, что в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово; вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 1-3), так и блаженный Давид предвозглашает, говоря: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их. Пророк не приписывает отдельно создание небес Богу Слово, а сотворение Сил – Всесвятому Духу; напротив того, говорит, что то и другое сотворено Богом Слово и Святым Духом. Под силами же небесными одни разумели небесные светила, а другие – невидимые силы. Но мне кажется более справедливым последнее»

псалом 90: В еврейском масоретском тексте псалом не имеет указания на имя автора. Надписание псалма 90 в русском синодальном тексте переведено с греческого: «Хвалебная песнь Давида, не надписана у евреев».

В псалме изображается праведник, живущий в надежде на помощь Божию, сохраняющую его от всех видимых и невидимых врагов, которые чудесно погибают. Праведника же Господь ограждает от бед и обещает наградить его долголетием и даровать спасение. Некоторые толкователи, в том числе святитель Афанасий Великий и блаженный Феодорит, считают, что праведник, о котором говорится в псалме 90, это царь Езекия. Блаженный Феодорит полагает, что пророк Давид «издалека, духовными очами провидя, что будет с блаженным Езекиею, и усматривая, как он, возложив надежду на Бога, сокрушил ассирийское воинство, изрек псалом сей, указуя всем человекам, какое обилие благ заключается в том, чтобы уповать на Бога» 90 псалом – заключительный псалом 6-го часа. Святая Церковь словами этого гимна обещает верующим, достойно присутствующим за совершением Божественной Литургии, такую же награду, какую получил благочестивый царь Езекия.

Стих 1: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится». Живущий надеждой на Бога будет пользоваться Его кровом, защитой.

Стих 2: «Речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него».

Стих 3: «Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна». - Господь избавит от всякой опасности, причиняемой хитростью, и от клеветы, возмущающей спокойствие.

Стих 4: «Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его». Блаженный Феодорит говорит: «Крылами пророк называет действия промысла, и употребил это выражение, взяв в подобие птиц, которые крыльями покрывают птенцов» При этом блаженный Феодорит указывает и на параллельные места Священного Писания. Так, пророк Моисей в своей речи говорит о Господе, опекающем народ Израильский: «Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его» (Втор. 32, 10-12). Так Господь Иисус Христос говорил: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающих посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 32, 37). Оружием обыдет тя истина Его – истина Господня как оружием защитит праведника.

Стих 5: «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы, летящия во дни». От стрелы, летящия во дни – от явных нападений. От страха нощнаго – от скрытых нападений.

Стих 6: «От вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго». «От вещи во тме преходящия» –от действий, скрывающихся во тьме, различных интриг. «От сряща» – от недуга, иногда толкуют как от случайного недуга. «И беса полуденнаго». «Бесом полуденным называет духа лености» толкует святитель Афанасий Великий. Другие толкователи подразумевают под «бесом полуденным» беса, склоняющего к блуду. Полуденный зной особенно располагает человека к похоти, чем и пользуется бес блуда, усиливающий в это время свои искушения.

Русский перевод этого стиха с масоретского текста в Синодальной Библии таков: «(От) язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень».

Стих 7: «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится». То есть, падет около тебя тысяча врагов, и десять тысяч, к тебе же не смогут враги приблизиться. Славянское слово «тма» – десять тысяч.

Стих 8: «Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши». А ты будешь смотреть твоими очами и увидишь воздаяние грешникам.

Стих 9: «Яко ты, Господи, упование мое: вышняго положил еси прибежище твое». Потому что ты сказал: «Господи, Ты упование мое!», Всевышнего ты избрал своим прибежищем.

Стих 10: «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится к телеси твоему».

Стих 11: «Ибо ангелом заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Подобное говорится и в псалме 33: «Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» (Пс. 33, 8).

Стих 12: «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою». «Будешь пользоваться от них всяческим о тебе промышлением, чтобы ниоткуда не приключилось тебе ни малого вреда», - комментирует блаженный Феодорит Камень» и «нога» понимаются и небуквально. Святитель Афанасий Великий говорит: «Словом «нога» (псалмопевец) означает душу, а словом «камень» - грех» Стихи 11-12 псалма 90 цитировал сатана, искушавший Господа Иисуса Христа, предлагавший ему броситься вниз с крыла иерусалимского храма (Мф. 4, 6; Лк. 4, 10-11). Господь же пресек это искушение другими словами Священного Писания: «Не искушай Господа Бога твоего» (Втор. 6, 16).

Стих 13: «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змиа». Аспид – ядовитая змея. Ныне к семейству аспидов причисляются такие змеи, как кобры, ехидны, мамбы. Василиск – сказочное животное, полуптица-полузмея. Считалось, что взгляд василиска смертоносен. Под василиском можно понимать и злого духа.

Стих 14: «Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя мое». Блаженный Феодорит, комментируя этот стих, говорит: «Пророк упомянул о самых сильных и лютых зверях, желая выразить преобладание над всяким видом лукавства. Ибо львом и змием означил силу, потому что звери сии весьма сильны; а под аспидом и василиском дал разуметь крайнее лукавство, потому что аспид испускает смертоносный яд, а василиск причиняет вред и самим взором. Однако же многие, уверовав в Бога, преодолели и сих зверей. Так чудный Даниил связал уста львов; так божественный Павел не потерпел вреда от ехидны; так Ной, живя вместе со зверями, остался невредимым; так тысячи возлюбивших жизнь пустынную, пребывая вместе со зверями, упованием на Бога избегли неприязненного их нападения

Нередко толкователи толкуют образы аспида и василиска как указание на злых духов. Святитель Афанасий Великий, комментируя слова «на аспида и василиска наступиши», говорит: «Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими, почему без всякого опасения, будешь попирать главы их

Стих 14: «Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое». Начиная со стиха 14 речь ведется от лица Самого Бога. Святитель Афанасий Великий так комментирует эти слова: «Избавлю его, говорит Бог, от всех видимых и невидимых злоумышлений, оградив упованием на Меня; для этого буду сохранять его, услышу призывающего, и прииму прошение. … Не только от злоумышляющих избавлю рабов Моих, но и дарую им нескончаемую жизнь, сподоблю их спасения Моего. А спасение наше – Иисус Христос, Который вводит нас в новый подвиг и уготовляет к воцарению с Ним»

Стих 15: «Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его». Праведник воззовет ко Мне в скорби своей, - говорит Господь, - и Я посещу его, извлеку его из бед и прославлю его.

Стих 16: «Долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое». Долголетие – благословение Божие за исполнение заповедей. Пятая заповедь, данная Господом через Моисея на Синае, обещает долголетие, почитающим родителей: «Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе» (Втор. 20, 12). «А спасение, - говорит святитель Афанасий Великий, - это Сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним»

Билет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: