Многообразие философских концепций науки конца ХIХ - первой половины ХХ ст.: неокантианство, неорационализм, феноменология, структурализм и герменевтика (по выбору)

КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ – целостное представление о науке, исходящее из какого-либо принципа, последовательно проведенного, стремящееся соответствовать современному состоянию науки. Философские концепции нацелены, как правило, на раскрытие природы науки.

По поводу трактовки науки как особого рода знания и познавательной деятельности конкурировали между собой, вступая в полемику, целый ряд концепций. Бесспорно, лидирующей была позитивистская философия науки, поскольку она выстраивала свою концепцию, максимально следуя за самой наукой, и претендовала на такую же строгость и точность, как и сама наука. Тогда как неокантианская концепция шла к науке от философии и претендовала на критику науки.

НЕОКАНТИАНСТВО - рационалистическое течение в немецкой философии рубежа

XIX-XX вв., возникшее как реакция на иррационалистические направления сер. и к. XIX в. В противоположность весьма вольному полухудожественному философскому стилю, который был нормой, напр., для философии жизни, неокантианцы обращаются к строгому критическому методу И. Канта. Кант продемонстрировал уважительное отношение науки, поэтому последовали за ним.

Например, Гегель считал (18 в), что подлинной наукой является только философия. «В каждой науке столько науки, сколько в ней философии». Без философии не выразишь законы. Т.е. проявляется неуважительное отношение к науке.

Кант считал, что в каждой науке столько науки, сколько в ней математики (опираясь на Ньютона).

Представители позитивизма считали, что когда появляются науки, полагаются на эксперимент, философия должна перестроиться – т.е. не уважали философию.

Неокантианцы поддерживали критическую позицию Канта.

Критическое отношение философии к науке позволяет обнаружить у науки условия её возможности и её границы. Позволяет понять её фундаментальные принципы = обнаружить критерии научности. Если раньше философы пытались дать картину мира, соединяя представления из разных наук, то сейчас философия неспособна войти в те представления о мире, которые дает каждая из наук, поэтому это не философский подход. Поэтому философия науки должна делать то, на что наука сама не способна. Как считают неокантианцы, она неспособна обозначить условия и границы научного освоения мира. Наука не способна осмыслить критерии научности, т.е. фундаментальные принципы самой науки и условия истинности научных знаний. Философия должна быть логикой и методологией науки.

Философия науки должна понять, каким образом то, что принадлежит субъекту, транспортируется в объективное знание. Это можно понять, если исследовать методы науки – методология.

Философии не нужно следить за многообразием методов. Нужно знать методы для изучения естественных и гуманитарных наук. Изучаются методы с помощью определенной формы методов – логики.

Для наук о природе характерен генерализирующий метод. Берем группу методом и выделяем общие признаки.

Науки о культуре бращены к истории науки.

Любая область науки возникает из предыдущей науки. Химия родилась из алхимии. Астрономия из астрологии.

Особую роль выделяют языку науки и математике.

Традиционно выделяют два основных направления неокантианства – баденскую и марбургскую школы. С точки зрения философии и методологии науки баденская школа интересна обоснованием гуманитарных наук, марбургская – концепцией математики и естествознания. Ключевые фигуры баденской школы – В. Виндельбанд, Г. Риккерт, марбургской – Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер.

Достижения: открытия Дарвина, открытия генетики, исследование живого мира с помощью физико-химических методов и биологических теорий, достижения в математике (теория множеств…).

НЕОРАЦИОНАЛИЗМ КАК КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ. Одно из направлений философии науки к. XIX – пер. пол. XX столетия. Самым видным представителем данного направления является Г. Башляр (1884–1962). Основные его философские произведения – «Новый научный дух» (1934) и «Философское отрицание» (1940). Он считал себя специалистом в области физики, химии, психологии, поэтому неорационализм это философская концепция науки, созданная представителем самой науки. Г. Башляр постоянно оперирует понятием «философия науки». Он конкретизирует философию науки до философии химии, философии математики, философии физики и т. п. Г. Башляр подчеркивает, что в поле его зрения только философские вопросы естественных и точных наук – физики, химии, математики, логики и др. Он не обсуждает проблем биологии, так как данная область естествознания, по его мнению, еще не достигла критериев рациональности.

Философия науки Г. Башляра является неорационализмом: рационализмом – в силу ее преемственности с рационализмом Декарта, Канта, Лейбница и др.; но в большей степени в своей философии науки он делает упор на обновленный – неорационализм. Наука – носитель высочайшей духовной ценности. Наука – великая человеческая ценность.

Башляра привлекает бодрствующий человек. Человек – существо рациональное.

«Философия науки д.б. прикладным рационализмом». Философы будут интересны, когда будут эффективно развивать идеи современной науки.

2 препятствия: 1. Недооценка науки философами. 2. Недооценка науки учеными.

Современная наука (к. 19 нач 20 в) по всем основным направлением является отрицанием классической науки.

2-ая его работа – «Философское отрицание». Считаем, что классические и неклассические науки имеют способность применимости и д.б. синтезированы. Классическая наука изучала мир покоящихся объектов. Неклассическая – динамику – диалектический рационализм. Итак, динамизм и становление – против устанвившегося и покоящегося, свойственного классической науке.

Основные положения философии науки Башляра: 1. реализм и рационализм. Их двойственность неустранима в силу того, что сама наука обладает двойственностью фактуального и теоретического содержания, опытного и математического знания. 2. Научная реальность – это рационально обработанная реальность, сконструированная человеком; это реальность, преподанная сквозь экспериментальную, лабораторную, инструментально техническую обработку первоначальной реальности. 3. Вновь появляющиеся теории не отбрасывают ранее существовавшие теории, а обнимают их собой – разные теории сосуществуют, не нарушая границ друг друга. 4. развитие науки – это высшее проявление творчества, свидетельствующее о «рациональной свободе» человека. 5. Социальных условиях существования науки. Научная деятельность в современных условиях носит коллективный характер – «интеррационализм.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – Основоположник Э. Гуссерль «Логически еисследования», «Феноменология и основание наук». Наука для него-главная тема, вокруг которой строится терминология. Говорит о кризисе науки, рассмтаривает его в контексте всей Европейской цивилизации.

С одной стороны, наука современного типа должна быть высоко оценена. Как и техника – это чудо современной цивилизации. Факты → знание реальности → вера в науку заместила вера в религию.

С другой стороны, Гуссерль, I Мир. Война. Химическое оружие и т.д., научные разработки → наука перестала давать ответы на вопросы о смысле жизни.

Он не видит большой разницы м-у классич и неклассич науками. Кризис в том, что современ наука утратила свою жизненную значимость, она не интерес-ся? смысла жизни и сливается с техникой. Поэтому зад-ча фс в отношении науки вернуть науку в жизнь человека. Без фс деятельности невозможно построение научн. теорий.

Особое внимание уделял психологии, т.к. она иссл-ет законы чел. деят-сти. Психология должна постараться понять, каким образом через познавательные способности человека рождаются идеи и смысл. Язык совре-ой науки станов-ся искусств и условным, поэтому фс должны разработать принципы пояснения науч теорий. По мнению Г надо видеть в науке особый способ мышления. Ответить на? о смысле научн. деятельности невозможно без выхода на историю науки -в этом своеобразие феноменологии. Критика историцизма в науках о духе.

(Кого Э. Гуссерль считает своими оппонентами в области философии науки? Он категорически не приемлет позицию объективизма.)

СТРУКТУРАЛИЗМ – одно из направлений философского исследования гуманитарных наук пер. пол. XX в. Структурализм чаще всего оценивают не как некую концепцию или теорию науки, а скорее как особую методологию, обладающую спецификой в разных областях гуманитарного знания.

Данная методология базируется на инвариантных для всех этих наук принципах, которые связаны как с особым видением объекта исследования, так и совокупностью средств для его рассмотрения. Представители структурализма, как правило, сами являются активными участники научного процесса.

Это теоретич иссл-ие, которое заклч-ся в трансформации языковых объектов в функции и методы. С помощью языка изуч-сяя форма, структура объекта. Фр 60-70егг. Леви-Стросс, Барт, Фуко-они испытали на себе влияние идей русского формализма 10-20х гг., связанного с именами Проппа, Тынянова, Шкловского. Структурализм попытался найти методологию в обл. гум. наук для изучения науки при помощи строгих методов. Пропп обнаруживает в фольклерных произведениях радикальные изменения, суть которых он связывает с использованием методов, позволяющих обнаруживать в них законы присущие природе. Он и исходит из того, что природа и человеческая деятельность имеют общие закономерности. Он попытался представить объект в жанре «Волшебное сказки» через элементы мат-ки = структурное изменение. Человек выделяет систему, в которой есть элементы и определённый способ их связи – это знаковая система. Способ связи элементов – это структура = структурный закон. Структурализм связан с исследованием объектов, которые форсируются сотни лет: сказки, праздники. Субъект – человек невелирован.

ГЕРМЕНЕВТИКА - направление в фс гуманитарных наук в к 19-пер пол 20в. Вырастает из искусства толкования текста. Гуманитарные науки: о духе, о культуре. Искл: юридич. Герменевтика, священные писания, филологическая (психологическая) герменевтика: какие психологические особенности были у творителей текста.

Противопоставляется структурализму. Из искусства понимания текстов герменевтика постепенно трасформир-сь в универсальное средство продвигалась к науке. Исследователи: Шлейермахер, Дильтей, Гадамер.

Герменевтика Дильтея нацелена на понимание духовного мира. В науках о природе вырабатано философское познание, герменевтика д.б. основоположником науки о духе.

Гадамер счит-ет, что герменевтический компонент включает в себя вся наука. Специфика гум. наук- в том, что происходящее не м быть отстранено от исслед-ля, все входит в его жизнь. Естественные науки отказ-ся от философии; в науках о духе выражена дух-ная жизнь и они полагаются на источники = в фс не нуждаются, но для понимания нужна герменевтика = новый виток нужности!!! Гадамер привнес новое обратился к образованию, искусству + науки о духе процедура понимания связана с глубинным способом бытия. Процедура истолкования д.б. привязана к – тексту; к настоящему; аппликация (применение) процедура понимания включает нравственное самосовершенствование.= текст станов-ся живым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: