Наука как объект философии науки; основные аспекты бытия науки. Эпистемология, социальная философия науки, культурология науки

Наука – важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности, лежащая в основе развития современной цивилизации, ориентированная на получение истинного знания об окружающем мире и самом человеке, которое можно воплотить на практике.

1 аспект. Наука - это прежде всего особая сфера познавательной деятельности (познавательная деятельность – это не только наука, но и повседневная активность). Наука нацелена на получение объективного знания о мире, на получение истинного знания, а истину мы получаем в ходе познания. На каждом этапе развития науки была своя специфика познавательной деятельности. Результатом научной познавательной деятельности является научное знание. Вопрос о критериях научного знания - один из самых важных. Это важнейший аспект бытия науки. В рамках философии науки есть область, которая занимается рассмотрением науки как особой сферы познавательнойдеятельности и особого вида знания. Эта область получила название " эпистемология ". Аристотель выделял высший вид знания - научное знание (эпистема). Логика=методология = эпистемология.

Вопросы, рассматриваемые эпистемологией: а вопросы о критериях научности (отличие науки от лженауки), б об уровнях и методах научного познания (эмпирические и теоретические уровни познания, фундаментальные и прикладные исследования = что такое эксперимент и его виды), в о формах организации научного знания (что такое факт, научная проблема, гипотеза, научная теория и её виды и функции, научная картина мира), г о проблемах достоверности научного знания (т.е. вопрос о специфике научной истины). Этот раздел наиболее отработан, потому что представления о том, что наука - это особый вид знания, возникают с самого появления философии науки.

2-й аспект бытия науки. Наука предстает в качестве особого вида социальной деятельности = институт. Социальное бытие науки. На определенном этапе своего развития наука обретает особые формы институционализации, появляется социальный институт науки. Наука становится особым видом социальной профессиональной деятельности. Возникала необходимость осмыслить специфику научной деятельности как социального вида деятельности, какими ценностями она руководствуется, какой социально-политический строй отвечает творческому духу науки, способна ли она существовать в условиях тоталитарных режимов, что дает для нее демократическое устройство общества, каковы социальные функции науки, какова ее миссия в обществе.

Наука для большого количества людей стала профессией. Возникла многоуровневая и многофункциональная система научных организаций. Эту систему называют социальным институтом науки. В каждом культурном регионе и в каждой отдельной стране социальный институт науки имеет свою специфику, зависящую от традиций и уровня развитости страны. Так, напр., в современной России наука институционализирована в таких формах, как вузовская и академическая наука, научно-исследовательские институты и т. н. заводская наука. Социальная функция науки, проявляется, например, во влиянии науки на развитие техники: влияние настолько значимо, что процесс их взаимовлияния получил название научно-технической революции (или научно-технического прогресса).

В содержании научных знаний проявляется зависимость от социальных отношений и процессов, т. е. от того, что происходит в обществе. Наука как социальный феномен стала предметом изучения социологии науки, которая возникла в 30-е гг. XX столетия. Видными представителями ее являются Р. Мертон («Наука, техника и цивилизация в Англии XVII столетия»), К. Манхейм, Дж. Бернал («Наука в истории общества», «Социальные функции науки»). В своих основополагающих вопросах социология науки смыкается с философией науки, поскольку нельзя понять саму суть науки без выяснения изложенных выше социальных проявлений. В то же время социология науки включает в себя большой массив прикладных исследований, описывающих конкретные социальные параметры ее существования – в этой своей части социология науки выходит за пределы философии науки. Также надо назвать социологию знания, которая изучает социальную обусловленность научных знаний, т. е. одно из социальных проявлений науки. В качестве примера можно назвать работы М. Шелера «Социология знания» и М. Малкея «Наука и социология знания».

3-й аспект бытия науки. Связан с признанием науки в качестве явления культуры. Казалось бы, что все, что связано с человеческой жизнедеятельностью, становится элементом человеческой культуры. Но не всё очевидно. В рамках культурологического подхода ставится вопрос: зависит ли по сути своей наука от культуры или она такое явление, которое не зависит от культуры? В философии науки наука исследовалась как некое внекультурное (или надкультурное) образование. Науку рассматривали как самодостаточное образование и утверждали, что в сравнении, напр., с искусством, религией, моралью она не испытывает на себе влияния культурных факторов. Подобная позиция свойственна позитивизму и, безусловно, является определенной крайностью. Умеренный подход по данному вопросу выражается в признании, но только внешних связей науки и научных идей с религиозными, художественными, правовыми и другими воззрениями. На таком соотношении науки и культуры настаивал, в частности, В. И. Вернадский. «Наука одна – вне зависимости от культуры».

И только в 80-е гг. прошлого века в философии науки все активнее начал заявлять о себе подход, пытающийся придать науке такой же культурный статус, каким обладают все остальные формы культуры (условно такой подход можно было бы назвать культурологией науки). Главный аргумент сторонников подхода заключается в признании культурно-исторической обусловленности природы науки. О. Шпенглер: «Нет единой математики. Их столько, сколько существует культурно-исторических типов: арабская, египетская. Нет и единого естествознания», т.е. наука зависит от культуры. Э. Гуссэрль: «Наука в истоках связана с философией и возникает в др. Греции. Наука и философия – продукт Европейской культуры (Европоцентризм)». Шпенглер это критиковал и называл близорукостью.

Г. Гачев вел интересные исследования в этой области "Национальные образы в литературе", "Национальные образы в кинематографе", "Национальные образы в науке". Изучением этих вопросов занимается особая область в рамках философии науки - культурология науки.

Современная философия науки должна иметь в виду, что наука представляет собой целостное единство, как особый вид познавательной деятельности, как социальный феномен и как явление культуры.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: