Управление дебиторской задолженностью и выявление проблем в ООО «Домодедово Трейнинг»

 

Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточно типичны:

- нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;

- не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;

- отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;

- не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;

- функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями.

При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.

Основным нормативным документом, регулирующим управление дебиторской задолженностью на ООО «Домодедово Трейнинг», является «Регламент работы с дебиторской задолженностью», который устанавливает следующие основные понятия и положения:

Просроченная дебиторская задолженность – обязательство, не исполненное в срок, установленный законом, иным правовым актом или договором.

Проблемная дебиторская задолженность – обязательство, срок исполнения которого наступил при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии возможности исполнения обязательств путем заключения соглашения с должником.

Забалансовая дебиторская задолженность – безнадежная дебиторская задолженность, поставленная на забалансовый учет на основании заключений руководителей соответствующих структурных подразделений, юридического отдела, департамента безопасности об отсутствии реальной возможности ее погашения.

Ответственный исполнитель – работник, ответственный за заключение и исполнение договора.

Ответственный руководитель – руководитель структурного подразделения, ответственного за заключение и исполнение договора.

Контроль за исполнением заключенных договоров на предприятии осуществляют ответственный исполнитель.

 На основе расчетных данных следует, что основную долю в оборотных активах (62%) составляет дебиторская задолженность. Это свидетельствует о недостаточном уровне управления дебиторской задолженности.

В связи отсутствием внятной кредитной политики условия предоставления отсрочки платежа (не коммерческий кредит, т.к. плата за пользование не оговаривается, хотя может быть предусмотрена в виде повышенных цен на продукцию) не определены, соответственно, формальных способов определения критериев по величине сроков и объема отсрочек нет. Отсутствие гибкой кредитной политики приводит к попытке неформального решения проблемы предоставления отсрочек платежа (т.е., жесткие условия при заключении договоров, компенсируются необязательностью и слабым контролем их выполнения).

Отсутствие продуманной кредитной политики на предприятии в совокупности с неоптимальными условиями программы приток ведут к устойчивой тенденции увеличения безнадежной дебиторской задолженности.

Еще одной причиной роста безнадежной дебиторской задолженности является недовольство самой программой – как ее условиями, так и самим процессом обучения. Согласно данным интервьюирования отдела Приток в МАД основными проблемами в условиях программы являются внесенные изменения с 2019 года в оплату обучения (ранее обучение участника программы Приток полностью оплачивалось за счет МАД, на данный момент были внесены поправки, согласно которым студент обязуется оплачивать часть суммы, соответствующей определенному коэффициенту от недостатка по РКЗ, самостоятельно), а также несовершенство самого процесса обучения (возможны несостыковки в программе лекционного материала с тестовым и т.п.)

В 2017 году произошла реорганизация распределения студентов (до этого момента все студенты были распределены на предприятиях МАД, а после были переведены в Домодедово Тренинг). Данное нововведение вызвало проблему с эффективностью информационной системы предприятия вследствие медленной и, зачастую, некорректной передачи информации.

Также существует проблема децентрализации учета информации о задолжниках. Для учета дынных по одному человеку приходится использовать ряд различных информационных систем, таких как:

- ИС «Кадры»;

- ИС «Структура»;

- ИС «Заявления сотрудников»;

- ИС «WebTutor.ОЗН»;

- ИС «Подготовка документов»;

- ИС «ДФО»;

- ИС «Приказы»;

- ИС «Подбор персонала»;

- ИС «Регистрация»;

- и т.д.;

Таким образом, чтобы собрать данные по одному человеку, требуется задействовать около десяти различных информационных систем. Не все присутствующие в информационных системах данные поддаются выгрузке ввиду особенностей самих ИС. Кроме того, часть данных присутствует лишь в виде сканированного документа, например, результаты сессии студента размещаются в ИС «Регистрация» в виде сканированного документа. Впоследствии эти данные руками переносятся в документ Excel, что может породить ошибки в результате наличия человеческий фактор.

Вместо того чтобы взять все данные в одном месте, приходится использовать множество различных информационных систем.  В результате чего на сбор, компоновку, обработку и анализ информации тратиться много рабочего времени. Информация должна обладать следующими свойствами:

- доступность;

- актуальность;

- высокая точность.

В нашем случае выполняется лишь условие доступности, но скорость и простота доступа к информации оставляет желать лучшего.

Также в ООО «Домодедово Трейнинг» не использует график документооборота по расчетам с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками. График документооборота — это индивидуально разработанная схема взаимодействия всех его подразделений от момента создания (получения) документа до момента его передачи в архив (в места хранения).

График документооборота может быть составлен как для каждого структурного подразделения предприятия (например, для бухгалтерии), так и для того или иного нормативного либо внутреннего распорядительного документа (например, относительно заключения договоров). Ответственным за составление графика документооборота является главный бухгалтер, а утверждает его руководитель предприятия. Отсутствие графика документооборота на предприятии может повлечь за собой несвоевременное предоставление документов в бухгалтерию, а, следовательно, возможное искажение бухгалтерской отчётности.

Также существует серьезная проблема с наличием ресурсов и потенциала для оптимизации процессов управления дебиторской задолженностью. Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности показал наличие серьезных проблем в структуре имущества организации и отсутствие возможностей для внедрения новшеств, имеющих под собой материальную основу. Наблюдается очень высокий непокрытый убыток, за счет чего капиталы и резервы ООО «Домодедово Трейнинг» велики по абсолютному значению и отрицательны, при отрицательных значениях прибыли что говорит о невозможности вложений в среднесрочной перспективе. Максимальная доля оборотных активов составляет дебиторская задолженность, что говорит о необходимости изыскания мер по увеличению резервов в краткосрочной перспективе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В период с 20.04.2020 по 20.05.2020 мной дистанционно была пройдена преддипломная практика в филиале РГГУ г. Домодедово, в качестве студента-практиканта. Ситуация с короновирусной инфекцией, из-за которой не удалось пройти практику в ООО «Домодедово Трейнинг», не помешала написать выпускную квалификационную работу по этому предприятию. И в ходе практики была изучена деятельность ООО «Домодедово Трейнинг», проанализирована его дебиторская задолженность, а также были выявлены проблемы данного предприятия.

В ходе прохождения преддипломной практики все поставленные цели и практические задачи были успешно выполнены:

-сформированы профессиональные умения и навыки;

-осуществлены систематизация, закрепление и углубление теоретических и практических знаний;

-развиты умения составлять и использовать первичные документы, формы отчетности предприятия;

-приобретен опыт практической деятельности по специальности.

 

Так же я закрепила теоретические знания, полученные мною в процессе обучения, изучила организационно-управленческую структуру предприятия, приобрела новые навыки и приёмы работы на предприятии, всё это мне помогло для написания отчёта по преддипломной практике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: