Источники гражданского процессуального права

Источники гражданского процессуального права как внешняя форма выражения права - это нормативные акты разного уровня, содержащие нормы указанной отрасли права.

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Нормы гражданского процессуального права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям ГПК. Гражданское судопроизводство у мирового судьи определяется ГПК, Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 1 ГПК).

Конституция Российской Федерации. Прежде всего источником гражданского процессуального права является Конституция РФ. Конституция, будучи Основным Законом государства, определяет основополагающие начала существования и развития многих отраслей права. Применительно к гражданскому процессуальному праву Конституция РФ:

- определяет судебную систему Российской Федерации, уполномочивая суды осуществлять правосудие;

-закрепляет межотраслевые принципы, относящиеся к судопроизводству и судоустройству, например осуществление правосудия в Российской Федерации только судом; независимость судей и подчинение их только закону; открытое разбирательство дел во всех судах.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Следующим важнейшим источником гражданского процессуального права является ГПК от 14 ноября 2002 г., вступивший в законную силу с 1 февраля 2003 г. Это основной законодательный акт, всецело посвященный детальному регулированию судопроизводства по гражданским делам в судах общей юрисдикции.

Так же как и система гражданского процессуального права, ГПК подразделяется на общую и особенную части. В общую часть ГПК (разд. I "Общие положения") включены нормы, относящиеся ко всем видам и стадиям гражданского процесса. Это следующие главы: "Основные положения", "Состав суда. Отводы", "Подведомственность и подсудность", "Лица, участвующие в деле", "Представительство в суде", "Доказательства и доказывание", "Судебные расходы", "Судебные штрафы", "Процессуальные сроки", "Судебные извещения и вызовы".

Особенная часть состоит из пяти разделов: "Производство в суде первой инстанции", "Производство в суде второй инстанции", "Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений", "Производство по делам с участием иностранных лиц", "Производство по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов", " Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов". Раздел III "Производство в суде второй инстанции" регулирует пересмотр судебных актов, не вступивших в законную силу, в апелляционном порядке. Раздел IV "Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений" охватывает производство в суде кассационной инстанции, в суде надзорной инстанции и пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Федеральные законы. Нормы гражданского процессуального права содержатся и в других законах, которые в разном объеме регулируют отношения в области гражданского процесса. В связи с этим источниками гражданского процессуального права являются:

1) федеральные конституционные законы (например, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации");

2) федеральные законы (например, Федеральные законы "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации", "О мировых судьях в Российской Федерации", "Об исполнительном производстве", "О судебных приставах").

В некоторых законах содержатся лишь отдельные нормы гражданского процессуального права о подведомственности дел суду, о конкретизации субъектов, имеющих право обращаться к суду за защитой определенных прав, о доказательствах, специфике исполнительного производства по различным категориям дел и т.д. Нормы о подведомственности, предмете доказывания часто содержатся в кодифицированных актах материального права (Семейном, Трудовом, Гражданском, Жилищном кодексах Российской Федерации).

Решение задачи укрепления правовой защищенности граждан приводит к увеличению количества источников гражданского процессуального права путем включения норм о подведомственности в законодательство различных отраслей материального права. Растущая распыленность гражданских процессуальных норм, а также нестабильность законодательства приводят к нежелательным, но неизбежным последствиям: наличию противоречий в нормах права, ошибкам и сложностям в правоприменении.

Подзаконные акты. Среди подзаконных актов к источникам гражданского процессуального права могут быть отнесены постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (в ред. от 2 июня 2016 г.)).

Международные акты. Нормы международного гражданского процесса содержатся в международных конвенциях, многосторонних и двухсторонних договорах. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 1 ГПК).

С распадом СССР Российская Федерация восприняла в качестве правопреемства двухсторонние договоры и конвенции об оказании правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам. 22 января 1993 г. государства - участники Содружества Независимых Государств (СНГ) подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Подобные акты также относятся к источникам гражданского процессуального права.

+ Судебные источники гражданского процессуального права

Чаще всего к источникам права относят только нормативные правовые акты. Однако в последнее время возрастает влияние судебной практики. Многолетние научные споры, являются ли постановления Пленума Верховного Суда РФ, судебная практика источниками гражданского процессуального права, основываются на том, что процессуалисты пытаются подвести различные формы проявления судебной практики к нормам права или судебному прецеденту. При этом судебная практика может играть роль своеобразного и самостоятельного источника гражданского процессуального права: не нормативно-правового источника, а источника дальнейшего развития отрасли права. В соответствии со сказанным среди источников гражданского процессуального права могут быть выделены как нормативные правовые (о которых речь шла выше), так и судебные акты (о них см. ниже).

Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Особое место среди источников гражданского процессуального права занимают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, которые не являются нормативными правовыми актами. Постановления, в том числе по вопросам гражданского процессуального права, носят разный характер. Они могут иметь директивный характер (при определении задач суда на данном этапе развития общества), характер напоминания о необходимости соблюдения тех или иных процессуальных норм, восполнять пробелы в действующем праве или разъяснять смысл правовых норм. Но иногда Пленум вводит новые процессуальные правила в практику деятельности суда, потребность в которых назрела, а законодательство не отвечает требованиям времени. Последнее сближает разъяснения с подзаконными актами, хотя суды не наделены функциями правотворческих органов.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда РФ обязательны для всех судебных органов Российской Федерации. Конституционный Суд рассматривает запросы, связанные с действием норм гражданского процессуального права. Например, Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. была признана не соответствующей ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции РФ ст. 123 ГПК в той мере, в какой она допускает передачу дела из одного суда, которому дело подсудно, в другой суд без принятия соответствующего процессуального акта и при отсутствии точных оснований, указанных в процессуальном законе, по которым дело не может быть рассмотрено в том же суде или тем же судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Изменения ГПК от 7 августа 2000 г. привели ст. 12 ГПК в соответствие с требованиями Конституции РФ.

Судебная практика по гражданским делам. Судебная практика является результатом применения норм права при осуществлении правосудия и источником дальнейшего развития гражданского процессуального права

4.Система судов общей юрисдикции.

Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) кассационные суды общей юрисдикции;

2) апелляционные суды общей юрисдикции;

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

4) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

5) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

6) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"), Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом о Судах общей юрисдикции.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Ст. 22 ГПК РФ

1. Суды рассматривают и разрешают: 1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; 2) дела по указанным в статье 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; 4) дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса; 5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; 6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений; 7) дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом; 8) дела по корпоративным спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся некоммерческой организацией, за исключением некоммерческих организаций, дела по корпоративным спорам которых федеральным законом отнесены к подсудности арбитражных судов.

Чаще всего суды общей юрисдикции рассматривают споры из гражданских правоотношений: - о заключении, изменении, расторжении договоров или признании договоров недействительными; - неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; - признании права собственности; - истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; - нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанного с лишением владения; - возмещении убытков; - защите чести, достоинства и деловой репутации и другие дела, возникающие из отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Этот перечень не является исчерпывающим.

Судам общей юрисдикции подсудны и другие исковые дела, которые могут возникнуть из каких-либо иных правоотношений, не перечисленных в ч. 1 ст. 22 ГПК.

Кроме исковых дел, которые имеются в виду в п. 1 ч. 1 и в ч. 2 ст. 22 ГПК РФ, т.е. дел о защите прав, свобод и законных интересов, рассматриваемых по общим правилам искового производства, судам общей юрисдикции подведомственны и другие дела (п. п. 2 — 6 ч. 1 ст. 22 ГПК).

Во-первых, это дела, разрешаемые по нормам приказного производства.

Во-вторых, судам общей юрисдикции подведомственны дела, в которых отсутствует спор о праве, и которые рассматриваются ими по правилам особого производства:

​•​об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

​•​об усыновлении (удочерении) ребенка;

​•​о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

​•​об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

​•​об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

​•​о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную движимую вещь;

​•​о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

​•​о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

​•​о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния;

​•​по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

​•​по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства;

​•​другие дела, отнесенные федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства.

Перечень подсудных судам общей юрисдикции дел, рассматриваемых в порядке особого производства, приведенный в ГПК, также не является исчерпывающим.

В-третьих, судам общей юрисдикции подсудны дела об оспаривании решений российских третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений российских третейских судов (разд. VI ГПК).

В-четвертых, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных государственных судов и иностранных третейских судов (гл. 45 ГПК).

В ч. 3 ст. 22 ГПК РФ сформулировано общее, вытекающее из указанной выше особенности судебной системы Российской Федерации, правило разграничения подсудности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами: суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают все указанные выше дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Оба критерия, по которым проводится разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами и определяется подсудность дел последним (субъекты спора и характер спора), должны учитываться в совокупности. При отсутствии любого из них дело подлежит разрешению в судах общей юрисдикции, если только специальными нормами оно не отнесено к подсудности арбитражных судов.

Апелляционные жалобы на решения мировых судов рассматриваются районными судами

На решения районных судов и гарнизонных верховным судом субъекта или окружным (флотским) судом

На решения верховного суда субъекта – апелляционным судом общей юрисдикции

На решение окружных (флотских) судов апелляционным военным судом

На решения ВС РФ – Апелляционной коллегией ВС РФ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: