Первая сатира А.Д. Кантемира («К уму своему»): сатирическая тематика, образы персонажей, стихотворная речь, авторский стиль

Особенности стиля и периодизация русской литературы ХVIII века.

В начале века почти все произведения русской литературы имели переводческий характер, а потом писатели начали создавать свои творения. В XVIII веке в русской литературе активно развивался классицизм. Во-первых классицизм устанавливает жёсткую классификацию жанров литературы на низкие (сатира, комедия, басня), написанные в разговорном стиле и посвящённые жизни буржуазии или простого народа, и высокие (трагедия, ода, героическая песня), которые восхваляют государство и высшие слои, и не предполагает их смешение. Во-вторых, классицизм придерживается правила "трёх единств":

1) Единство действия - произведение имеет одну сюжетную линию.

2) Единство времени - все события происходят в течение одного дня.

3) Единство места - события происходят в каком-то одном месте.

Герои в классицизме чётко делятся на положительных и отрицательных, и часто имеют "говорящие" фамилии (Простакова, Стародум, Молчалин) Классицизм затрагивает проблемы воспитания, доминирования разумного над неразумным. Произведения в стиле классицизм имеют лёгкий сюжет, логичны и лаконичны. Главные представители русского классицизма: Фонвизин, Крылов, Ломоносов, Державин, Сумароков, Княжнин.

На смену классицизма пришёл сентиментализм. Это направление больше концентрируется на чувствах человека, его переживаниях. Разум уже стоит на втором месте. Сентименталисты огромное внимание уделяют культу природы и любви. Главные представители русского сентиментализма: Карамзин, Жуковский, Каменев.

Направления и периодизация:

Барокко – 1600 – середина 1740 гг.

Классицизм 1748 – начало 1760 гг.

Сентиментализм – 1760-1790 гг.

Романтизм – 1800 – 1830 гг.

Эпоха Просвещения – начало 1760 – 1790 гг.

Сентиментализм – 1790 – 1810 гг.

Роль стиля барокко в русской литературе 18 века.

Первая сатира А.Д. Кантемира («К уму своему»): сатирическая тематика, образы персонажей, стихотворная речь, авторский стиль.

Сатирическая тематика: всякий невежда мнит себя быть достойным самого высшего чина и почестей. Так уму и не надо этих почестей искать, а надо, сидя в своём углу, в себе самом хранить знание о пользе наук, а не объяснять её другим. Автор «прославляет» невежество и глупость, объясняя, что от ума все проблемы и несчастья. Сатирик высмеивал боявшихся просвещения священников и бояр, противников петровских реформ и смело осуждал этих знатных бездельников, которые «одним благородием хвастают», но не могут похвалиться «добрыми делами»

Образы персонажей: образ лирического героя сатиры раздвоенный: с одной стороны, это образованный и умный, но не лишенный слабостей и сомнений дворянин, с другой стороны, это человек, чей разум символизирует собой идеальное, должное. Приём раздвоения личности, известный еще в средневековой литературе, обнажавшей извечный конфликт души и тела, был приспособлен Кантемиром к условиям нового времени: понятие "души" он свёл к понятию "разум", что стало символом эпохи Просвещения.

Система образов сатиры Кантемира относится к распространённому в европейском классицизме типу портретной галереи. В ней есть лишь два положительных героя — император Пётр I и образ Ума (верховный судья и руководитель). С ним автор вступает в "мысленный диалог", показывая интеллектуальную и нравственную деградацию современного общества. Все остальные персонажи сатиры предстают как носители отрицательного начала, не знающие понятия совести и чести. Однако их "ум" направлен либо на охрану старого уклада жизни и борьбу против всего нового, либо на обоснование своего поведения. Никто из сатирических персонажей не выведен Кантемиром бездушным и отрицающим просвещение, но каждый выстраивает обвинение в адрес науки так, чтобы, опорочив её, в глазах окружающих остаться честным и благородным человеком.

Кантемир обращается к своему уму, чтобы ум не побуждал к труду руки, так как в нынешний век литературным трудом славы достичь очень трудно. Далее Кантемир выводит целую галерею невежд из разных сословий.

Критон - представитель духовенства. Он ворчит и вздыхает, потому что науки ведут к ереси и безбожию.

Сильван - помещик; он который жалуется, что науки препятствуют людям, которые его кормят, заниматься физическим трудом.

Лука - пьяница и гуляка, который ополчается против наук, так как они разрушают весёлую компанию.

В галерее невежд и щёголь Медор. Он жалуется, что бумага, которая ему нужна на папильотки, чтобы сделать кудрявую причёску, расходуется на книги:

В заключительной части сатирик от обличения носителей отдельных пороков переходит к разоблачению порочности всего общества. Наружность человека или его деятельность могут часто казаться значительными, но за ними скрываются внутренняя пустота и порочность.

Стихотворная речь: как уже упоминалось, сатира написана виршами. Произошло это слово от латинского versuўs, что переводится как линия, ряд, строка, стих. Силлабические вирши, действительно, напоминают вытянутые в линию стихи – строки, упорядоченные, равным количеством слогов в них. По-гречески syllabe – это и есть "слог", то есть силлабические стихи – это стихи слоговые. Чаще всего слогов – тринадцать. После

шестого или седьмого слога имеется цезура (пауза, остановка). Обычно строки рифмуются по принципу смежной рифмовки: первые две строки, потом еще две, потом еще две и так далее (аа вв сс…). Сами же рифмы, как правило, женские, то есть в последнем слове каждой строки ударение падает на предпоследний слог. Сатиру Кантемира можно считать образцом силлабического виршевого стиха. Проанализируем первые ее четыре строки:

Уме недозрелый, плод недолгой науки! Покойся, не понуждай к перу мои руки: Не писав летящи дни века проводити Можно и славу достать, хоть творцом не слыти.

Пересчитаем количество слогов в строчках – в каждой ровно тринадцать. В первой и третьей строках сам ритм дыхания диктует сделать остановку (цезура) после шестого слога, во второй и четвертой – после седьмого. Рифма, как видим, смежная: науки – руки, проводити – слыти. Ударение в этих рифмующихся словах падает на предпоследний слог, следовательно, рифма женская (в мужской рифме ударение стоит на последнем слоге слова, в дактилической рифме – на третьем слоге от конца).

Авторский стиль: князь Кантемир сблизил русскую поэзию с европейской литературной традицией. Писатель безоговорочно принял рационалистическую по своей основе эстетику классицизма, намеренно адресовав сатиру "уму своему". В век Просвещения развитый ум стал высшим мерилом человеческой ценности, а рационализм — философской базой классицизма, одной из ярких примет которого являлась логизация художественного творчества. Отсюда прямолинейность и дидактичность сатир Кантемира, чёткое деление персонажей на положительных и отрицательных, широкое использование реминисценций из античных авторов. Кантемир утверждал, что создавал сатиру на порок, а не на конкретных носителей зла: "Я никого партикулярно себе не представлял... и, осуждая злонравие, не примечал злонравного". Поэт полагал, что в обществе, где порок стал нормой жизни, исказив основные нравственные понятия и "отцов", и "детей", борьба против "злонравного" — лечение следствия, а не причины болезни. Необходимо уничтожение самого порока и почвы, которая его питает. Объявив войну "злонравию", Кантемир создавал портреты "злонравных", используя и сатиру на лицо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: