Классицизм как литературный, художественный и культурный стиль

Классицизм как литературный стиль

Для классицизма свойственно строгое разделение литературы на жанры: высокий (который, в свою очередь, делился на героический эпос, трагедию и оду) и низкий (сатира, комедия, басня). Для каждого жанра свойственна не только собственная манера изложения, но и свой язык, свои персонажи. Так, поскольку в произведениях высокого жанра героями были герои, полководцы, цари, знать, то и язык использовался соответствующий - высокий, литературный. В произведениях низкого жанра, напротив, главными действующими персонажами становились простые люди. Могли попасть в этот жанр и дворяне, но великих людей, которые должны были вызвать уважение читателя и стать ему примером там не было. Смешение разных жанров для классицизма недопустимо. Если же говорить о чертах классицизма, присущих всем его жанрам, то к ним можно отнести следующие:

основа и вдохновение произведений - античность (национально-исторические образы для русского классицизма);

наличие нравственного урока, в комедиях - добро торжествует, зло наказано;

высшая ценность - личность (государство - для России);

персонажи - герои одной черты, то есть каждый из них обладает одной, зато ярко выраженной чертой характера;

все персонажи четко делятся на "хороших" и "плохих";

построение повествования - четкое, простое, логичное, действует правило трех единств: времени, места, действия;

главный конфликт произведения - между разумом и чувствами для мирового классицизма (у положительных персонажей побеждает разум), между аристократией и буржуазией для русского классицизма;

каждый персонаж продуман так, чтобы наиболее полно олицетворять свою эпоху и социальный слой;

очень часто у персонажей говорящие фамилии, позволяющие сразу определить их главную черту;

для русского классицизма свойственен крайний, я бы даже сказала несколько чрезмерный, патриотизм.

Из ярких представителей русского классицизма можно выделить - Ломоносова, Кантемира, Державина, Княжина.

Классицизм как художественный стиль

Художественный стиль классицизм (от лат. classicus ― «образцовый») возник в XVII столетий во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля «стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов» [3; с. 113]. Высшими, непревзойденными образцами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы. Классицизм во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы в разных видах искусства, в том числе и в музыке. В опере XVIII в. классицизм представлен произведениями Кристофа Виллибальда Глюка, создавшего новую трактовку этого вида музыкальнодраматического искусства. Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, работавших преимущественно в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре второй половины XVIII ― начала XIX столетия ― венскую классическую шкалу. Классицизм в музыке во многом не похож на классицизм в литературе, театре или живописи. Б музыке невозможно опираться на античные традиции ― они почти неизвестны. Кроме того, содержание музыкальных сочинений часто связано с миром чувств человека, которые не поддаются жёсткому контролю разума. Однако композиторы венской школы создали очень стройную и логичную систему правил построения произведения. Благодаря такой системе самые сложные чувства облекались в ясную и совершенную форму. Страдания и радости становились для композитора предметом размышления, а не переживания. И если в других видах искусства законы классицизма уже в начале XIX в. многим казались устаревшими, то в музыке система жанров, форм и правил гармонии, разработанная венской школой, сохраняет своё значение до сих пор.

Классицизм как культурный стиль

В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди. Архитекторы зрелой поры классицизма — Дж. Кваренги, Ч. Камерон, И. Е. Старов в

Санкт-Петербурге, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков — Москве. В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля. Примеры построек: Аничков дворец, Пашков дом, Музей-заповедник Царское Село и тд.

Театральное действие рассматривалось как «картина», цель актеров считалась одинаковой с художниками — то есть занять зрение, тронуть сердце и ум, напомнить о славном историческом прошлом и обличить пороки, вдохнув любовь к добродетели. «Театральность», преувеличенность экспрессии оправдывалось из-за дальнего расстояния сцены и условности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: