Артикуляторная и акустическая фонетика 2 страница

У каждого человека своя средняя высота звуков речи. Ею определяется тип голоса: бас, баритон, тенор, контральто, альт, сопрано. Высота самого низкого типа голоса – баса – колеблется в полосе частот от 75 до 80 герц, высота самого высокого типа голоса – сопрано – от 1000 до 1200 герц. В русском языке изменение высоты звуков используется для построения интонации фразы и такта.

Сила звука зависит от амплитуды колебаний. Чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Амплитуда – расстояние от высшей точки подъема до низшей точки падения звуковой волны. Это длина волны. Она зависит от напора воздушной струи и от величины поверхности звучащего тела. Сила звука проявляется в воспринимаемом человеком свойстве звука, которое называется громкостью. Громкость определяется не только напряжением волны, но и высотой. Звуки одинаковой силы, но разной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. В русском языке сила звука используется для ударения: ударные гласные – более сильные (громкие), безударные – менее сильные (громкие).

Длительность звука – это его продолжительность во времени. Измеряется длительность звуков в тысячных долях секунд – миллисекундах. В русском языке нет различия звуков по длительности (долгих и кратких гласных), но она используется (вместе с силой звука) для различения ударных и безударных гласных (т.е. для ударения). Русские ударные и безударные гласные различаются на 50−100 миллисекунд (в зависимости от удаленности безударного от ударного слога).

Тембр звука – наиболее сложное акустическое свойство, зависящее не от одного, а от нескольких факторов. Тембр определяется основным тоном и шумом (или их комбинацией), характером обертонов, которые накладываются на основной тон, – и весь этот комплекс формирует индивидуальность звука. Тембр – это то свойство, которое позволяет объединять различные произносительные варианты звука в один звук и отличать его от других звуков (и их вариантов).

Тон возникает в результате периодических (равномерных, гармонических) колебаний, когда их количество на единицу времени не изменяется. Шум возникает в результате непериодических (неравномерных, негармонических) колебаний, когда количество колебаний на единицу времени меняется. Тоны возникают при колебании голосовых связок и воздуха, заполняющего полости рта и носа. Шумы возникают при колебании губ, языка, маленького язычка, при трении и взрыве сближенных или сомкнутых органов речи. Тоны имеют абсолютную высоту, шумы – лишь относительную, поэтому бывают более высокие и низкие шумы, но абсолютную их высоту определить нельзя. Чисто тоновые звуки – гласные. Согласные образуются либо комбинацией тона и шума, либо только шумом.

Тон состоит из основного и дополнительных, более высоких тонов (обертонов). Частота обертонов в кратное число раз выше частоты основного тона, а сила тем слабее, чем выше частота. Это соотношение основного тона и обертонов может меняться в результате усиления одного из них в резонаторе.

Резонатор – это полое тело. В речевом аппарате резонаторами являются полости глотки, рта и носа. У каждого из них свои форма, объем и частота колебаний. Если рядом с резонатором возникает звук, частота которого совпадает с частотой резонатора, он станет громче, так как колебания воздуха, составляющие этот звук, усиливаются в результате ответных колебаний стенок резонатора (резонанс). В сложном звуке, состоящем из основного тона и обертонов, один резонатор может усилить основной тон, а другой резонатор – один из обертонов. Результатом будут звуки разных тембров.

Стенки резонатора могут не только усиливать, но и глушить некоторые составляющие звука. Гладкая поверхность стенок резонатора отражает звук (усиливает), а рыхлая поглощает (глушит).

В процессе работы речевого аппарата (в ротовой полости перемещается язык, он может быть напряженным, гладким или расслабленным, рыхлым; вытягиваются или растягиваются губы; опускается нижняя челюсть; подключается носовая полость) меняются объем и форма резонаторов. Тем самым усиливаются или глушатся разные составляющие сложного звука, возникшего в гортани или ротовой полости. Так происходит процесс звукообразования.

При произнесении гласных (чисто тоновых звуков) напряжение мышц разлито по всей полости рта, стенки ротового резонатора гладки, они хорошо отражают звук. При произнесении согласных (звуков с наличием шума) напряжение мышц сосредоточено в одном месте ротовой полости, а в других ее частях мышцы расслаблены. Стенки ротового резонатора рыхлые, они поглощают звук.

 




Задания и упражнения

 

1. Произнесите звуки [а], [и], [р], [л], [з], [д], [б], зажав уши. Обратите внимание на гудение в голове: это тон данных звуков резонирует в костях черепа.

Произнесите, зажав уши, звуки [ш], [с], [п]. Гудения в голове нет, потому что у этих звуков отсутствует тон.

Определите, используя этот метод, есть ли тон у следующих звуков: [у], [х], [ф], [л’], [в], [ч], [н], [г], [ы], [к], [м], [р’], [д’], [ц], [j], [т’].

Зачем при выполнении этого упражнения нужно зажимать уши?

 

2. С помощью зеркала понаблюдайте за артикуляцией [п]. Что необходимо для этой артикуляции (какие движения, какие условия)? Охарактеризуйте фазы этой артикуляции. Кроме сомкнутых губ, какие условия необходимы для того, чтобы был слышен звук [п]?

 

3. Попробуйте произнести [с], [ш], смыкая кончик языка с альвеолами. Возможно ли это? Если нет, то почему?

Попробуйте произнести [т], не прикасаясь языком к верхним зубам, а [п] – при раздвинутых губах. Возможно это или нет? Почему?

 

4. Произнесите следующие пары слов. Охарактеризуйте артикуляцию звуков, которыми различаются эти слова:

цвет – свет, лица – литься, фонетика – фонотека, мятой – мятый, ночь – нот, роса – роща, рад – ряд, страница – странница, волна – вольна, налёт – нальёт, живём – живьём, шары – жары, суп – зуб, щука – жука, полька – пулька.

5. Сильно простуженный человек произносит следующие фразы: У бедя дасборк, а у вас бичево бе болит? Бде дуждо бдого бедикабеддоф. Что означают эти фразы? Какова артикуляционная природа данного явления?

 

 

2.4. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

 

Устная речь передается на письме с помощью правил графики и орфографии. Эта передача не точна: букв меньше, чем звуков; одна и та же буква может соответствовать разным звукам (например, в словах дом, код букве д соответствуют звуки [д] и [т]); один и тот же звук может соответствовать разным буквам (например, в словах код, кот звук [т] соответствует буквам д и т).

Для точной и адекватной передачи устной речи на письме существует особая система записи, называемая фонетической транскрипцией. В отличие от орфографической записи фонетическая транскрипция заключается в квадратные скобки. Она основана на трех принципах: 1) каждая буква должна обозначать звук, не должно быть букв, не обозначающих звуков; 2) каждая буква должна обозначать один звук, а не сочетание звуков; 3) каждая буква должна обозначать всегда один и тот же звук.

Русская фонетическая транскрипция использует буквы русского алфавита, но не все. Буквы я, ю, ё не отвечают второму и третьему принципам; буква щ – тоже (она может читаться по-разному); вместо буквы й употребляется [и].

Некоторые буквы, не отвечающие каким-либо принципам, употребляются в транскрипции в особом значении. Так, буквы ъ и ь не отвечают первому принципу, но [ъ] обозначает гласный звук, средний между [ы] и [а], произносящийся на месте букв о, а в предударном (кроме первого) и заударном слогах (например, [пълъв’ичóк] – половичок, [пъръд Ù ксáл’ныи] – парадоксальный, [рóпът] – ропот, [лóшът’] – лошадь; [ь] обозначает гласный звук, близкий к [и], но менее напряженный, произносящийся наряду с [и] в предударном (кроме первого) и заударном слогах на месте букв е, я (например, [в’ьр’ьт’иенó] – веретено, [п’ьт’игрáныи] – пятигранный, [стýд’ьн’] – студень, [рýб’ьт] – рубят).

Буква е не отвечает второму и третьему принципам, но употребляется для обозначения гласного звука переднего ряда среднего подъема, в отличие от буквы э, употребляющейся для обозначения гласного звука передне-среднего ряда среднего подъема (например, [с’éрыи] – серый, но [сэр] – сэр, [цэл’] – цель). Иногда, впрочем, оба эти звука обозначаются буквой э, а буква е не используется.

Поскольку звуков больше, чем букв, в транскрипцию вводятся дополнительные буквы. Буква латинского алфавита [j] обозначает согласный среднеязычный средненебный щелевой (например, [jест’] – есть, [м Ù j˙ó] – мое); буква греческого алфавита [g] обозначает звонкий заднеязычный щелевой согласный (например, [буgáлт’ьр] – бухгалтер); буква [ Ù ] обозначает гласный звук, близкий к [о], но нелабиализованный, произносящийся в первом предударном слоге (например, [ст Ù гá] – стога, [р Ù бá] – раба).

Кроме этого, в транскрипции используются диакритические (надстрочные и подстрочные) знаки, обозначающие особенности звуков:

[т’] – мягкий согласный,

˙ ] – полумягкий согласный,

[т°] – огубленный согласный,

[ ] – долгий согласный (или [т:]),

[дз] – слитный звук,

[м] – глухой (оглушенный) сонорный,

[] – слоговой согласный,

[и] – неслоговой гласный,

[ ˙ ó] – гласный, продвинутый вперед и вверх в начале длительности,

˙ ] – гласный, продвинутый вперед и вверх в конце длительности,

[ ˙ ó ˙ ] – гласный, продвинутый вперед и вверх на всем протяжении длительности,

е] – звук, средний между [и] и [е], но ближе к [и].

Транскрипция может быть разной степени точности, в зависимости от чего используется меньшее или большее количество знаков.

 

2.5. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

 

Все звуки делятся на два типа – гласные и согласные. Они выделяются во всех языках. В русском языке различия между гласными и согласными очень глубоки и существенны как для восприятия речи, так и для языковой системы. Поэтому и не может быть единой классификации русских звуков. Гласные имеют свою классификацию, согласные – свою.

Русские гласные и согласные различаются во всех трех фонетических аспектах – артикуляционно, акустически, функционально.

Артикуляционно они различаются наиболее глубоко и четко. Главное артикуляционное различие состоит в отсутствии места образования у гласных и наличии этого признака у согласных. При образовании гласных воздушная струя проходит через полость рта свободно, не встречая препятствий. Артикуляция гласных не локализирована. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Артикуляция согласных локализирована преградой. Преграда – это место образования согласных. Это главное различие определяет и другие, производные от него артикуляционные отличия.

Для артикуляции гласных характерна слабая струя воздуха (из-за отсутствия преграды). Для артикуляции согласных – сравнительно сильная (рассчитанная на преодоление преграды).

При образовании гласных мускульное напряжение более или менее равномерно распространяется по всей полости рта. При образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в месте возникновения преграды. И степень мускульной напряженности сильнее, чем при образовании гласных.

Артикуляция гласных направлена на расширение раствора рта. Чем громче они произносятся, тем шире раскрывается рот. Артикуляция согласных направлена на уменьшение раствора рта. Чем громче они произносятся, тем теснее сближаются речевые органы, образующие преграду. В.А. Богородицкий поэтому назвал гласные «ртораскрывателями», а согласные – «ртосмыкателями».

Артикуляционные различия гласных и согласных легко пронаблюдать: произносите любую пару гласный-согласный и следите за артикуляцией по указанным четырем отличиям.

Акустически гласные и согласные различаются соотношением тона и шума в тембре звука. Тон возникает в результате работы голосовых связок, шум – при преодолении воздушной струей преграды. Гласные – это чисто тоновые звуки, согласные же содержат в своем тембре шум. Правда, в разной степени: в сонорных согласных тон преобладает над шумом, в звонких шумных шум преобладает над тоном, в глухих шумных тон отсутствует вовсе, их тембр состоит лишь из шума.

Функционально гласные и согласные различаются по их роли в слогообразовании. Гласный образует вершину слога, является слогообразующим, сонантом: сколько гласных в составе слова, столько, как правило, и слогов. Согласный сопутствует гласному, является консонантом. Иногда слогообразующими (сонантами) могут быть сонорные согласные, но в русском языке это происходит довольно редко.

Контрольные вопросы

 

1. В чем артикуляционное различие между гласными и согласными звуками?

2. Каковы акустические свойства гласных и согласных?

3. В чем состоит функциональное различие гласных и согласных звуков?

 

2.6. КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

 

Согласные классифицируются по пяти основным признакам: месту образования, способу образования, твердости-мягкости, уровню шума и участию или неучастию голоса. Три первых признака – артикуляционные, систематизация по ним согласных дает собственно артикуляционную классификацию. Два последних признака – акустические, однако они скоррелированы с соответствующими артикуляционными работами. Уровень шума зависит от напряженности органов речи и силы воздушной струи. Участие или неучастие голоса зависит от состояния (работы или покоя) голосовых связок. Поэтому эти два признака должны быть включены в артикуляционную классификацию согласных, без них она была бы неполна.

Место образования согласных – это место во рту, в котором возникает преграда воздушной струе. Преграда образуется двумя органами речи – активным, движущимся и выполняющим основную работу, и пассивным, с которым активный орган сближается или смыкается.

Активным органом может быть либо нижняя губа, либо язык. В зависимости от этого все согласные по месту образования делятся на губные и язычные. Окончательную же характеристику по признаку места образования согласный получает при указании пассивного органа.

Губные в зависимости от пассивного органа делятся на губно-губные (пассивный орган – верхняя губа): [п, б, м] и губно-зубные (пассивный орган – верхние зубы): [в, ф]. В терминах, обозначающих место образования губного согласного, первая часть указывает на активный, вторая – на пассивный орган.

У язычных активным органом является та часть языка – передняя, средняя или задняя, – которая участвует в создании преграды. Эти части языка сближаются или смыкаются с пассивными органами: зубами и частями неба – передней, средней и задней. Переднеязычные согласные могут быть либо зубными (кончик языка взаимодействует с зубами): [т, д, с, з, н, л, ц], либо передненебными (кончик языка или передняя часть языка без участия кончика взаимодействует с передней частью неба, т.е. с выступами над верхними зубами, называемыми альвеолами): [р, ш, ж, ч]. Среднеязычные – всегда и средненебные (средняя часть языка – средняя часть неба): [j]. Заднеязычные могут быть либо средненебными (задняя часть языка – средняя часть неба): [к’, г’, х’], либо задненебными (задняя часть языка – задняя часть неба): [к, г, х]. Термины, обозначающие место образования язычных согласных, состоят из двух слов: первое слово указывает на активный, второе – на пассивный орган.

Классификация согласных по месту образования представлена в табл. 1.

Таблица 1

С о г л а с н ы е

Губные

Язычные

губно- губные губно-зубные

переднеязычные

средне-язычные

заднеязычные

[п, б, м]

[в, ф]

зубные передне-небные средне-небные средне-небные задне-небные
[т, д, с, з, л, н, ц] [р, ш, ж, ч] [j] [к’, г’, х’, g’] [к, г, х, g]

 

Способ образования – это характеристика преграды во рту на пути воздушной струи и способа преодоления ею преграды. Преграда может быть двух типов: либо полная смычка органов речи, либо щель между ними (сближение органов речи). В соответствии с этим согласные делятся на щелевые и смычные.

Щелевые (фрикативные) образуются при сближении органов речи до щели, в которую просачивается воздушная струя; при этом возникает трение струи о края сближенных органов речи. Выдержка щелевых не включает полного прекращения экспирации через полость рта. Щелевые делятся на срединные (щель образуется и преодолевается посредине сближенных органов речи, т.е. между нижней губой и зубами, между передней частью языка и зубами или небом, между средней или задней частью языка и небом): [ф, в, с, з, ш, ж, j, х] и боковые (язык прикасается к зубам, а щель возникает сбоку ротовой полости, воздушная струя просачивается между боковой частью языка и зубами): [л].

Смычные образуются при полном смыкании органов речи, полностью преграждающем путь воздушной струе, т.е. выдержка их включает момент полного прекращения экспирации через полость рта. Преодолевается смычка воздушной струей по-разному, в зависимости от чего смычные делятся на взрывные, аффрикаты, носовые, дрожащие.

Взрывные содержат в своей выдержке два момента: во-первых, полное прекращение экспирации, в результате чего повышается внутриротовое давление; во-вторых, резкое размыкание органов речи и прорыв воздушной струи (взрыв препятствия) в образовавшийся проход с характерным шумом: [п, б, д, т, к, г].

Аффрикаты (или слитные, смычно-щелевые) содержат в своей выдержке три момента: во-первых, органы речи образуют полную смычку; во-вторых, струя воздуха ее преодолевает так, что сомкнутые органы не резко размыкаются, а только приоткрываются, и образуется щель; в-третьих, воздух просачивается (с трением) сквозь эту щель. Это звуки [ц, ч]. Они иногда обозначаются в транскрипции следующим образом: [ц] – [тс], [ч] – [т’ш’]. Это обозначение указывает на неоднородность артикуляции. Но не следует забывать, что [тс] не равно [т] + [с], а [т’ш’] не равно [т’] + [ш’]. Артикуляция [тс] дает один слитный звук, а [т] и [с] – это два звука; артикуляция [т’ш’] дает один слитный звук, а [т’] и [ш’] – это два звука. Так, в словах о ценах и от сына разные звуки: в первом случае [ц] ([тс]), во втором – [т] и [с]. Начальная и конечная фазы артикуляций [ц] и [ч] лишь напоминают артикуляции [т], [с] и [т’], [ш’], но не совпадают с ними. У аффрикат [ц] и [ч] есть и звонкие пары [дз] и [д’ж’], являющиеся также слитными звуками. Например, в словах огурец бы [дз], в ночь бы [д’ж’].

Носовые содержат в своей выдержке один момент. Их артикуляция состоит в том, что проход через ротовую полость закрыт и одновременно небная занавеска или увула (самая задняя часть мягкого неба) опущена, открыт проход через носовую полость, по которому свободно протекает воздушная струя: [м, н].

Дрожащие – звуки, образующиеся, по выражению М.В. Ломоносова, «трясением». Их артикуляция включает несколько моментов: многократный подход и отход дрожащего (вибрирующего) органа от пассивного органа, т.е. кончик языка вибрирует, смыкается и размыкается с альвеолами (барабанит по альвеолам): [р].

По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [р, л, м, н, j] и шумные [б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш]. Интенсивность шума шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при артикулировании сонорных и шумных согласных. Шумные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. При произнесении сонорных согласных сила воздушной струи значительно слабее, чем при произнесении шумных. По степени интенсивности воздушной струи сонорные согласные стоят между гласными и шумными согласными.

По участию голоса согласные делятся на две группы: произносимые с голосом (тоном) и без голоса (с шумом). Голос возникает, когда голосовые связки сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [р, л, м, н, j, б, в, г, д, ж, з]. Разница между звонкими сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос (тон) преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные: [к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш]. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.

По наличию и отсутствию голоса, т.е. по звонкости–глухости, согласные звуки образуют пары: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с], [g] – [х], [ц] – [дз], [ч] – [д’ж’]. Звуки [дз] и [д’ж’] произносятся на месте [ц] и [ч] перед звонкими шумными согласными, например, в словах конец дела, лечь боком. Звук [g] произносится, например, в словах бухгалтер, двухгодичный, обсох бы и т.п.

У сонорных согласных тоже есть звонкие и глухие пары. Глухие сонорные произносятся, например, в конце слова после глухого согласного: смот [р], взрос [л], рит [м], пес [н’]. Глухой [j] произносится, например, в конце слова (обозначается – [и] неслоговой): помо [и], просто [и].

Согласные классифицируются и по признаку твердости–мягкости. Твердость и мягкость – это дополнительные артикуляции (присоединяющиеся к основной). При образовании мягких согласных тело языка концентрируется («вспучивается») в более передней части ротовой полости, передняя часть языка напрягается и приподнимается по направлению к твердому небу (к передней части неба), например, [р’] иск, [м’] ил, [с’] ил и т.д. При образовании твердых тело языка концентрируется («вспучивается») в более задней части ротовой полости, задняя часть языка напрягается и приподнимается по направлению к мягкому небу (к задней части неба), например, [р] ысь, [м] ыл, [с]он и т.п.

Согласные звуки образуют пары по твердости–мягкости: [м] – [м’], [н] – [н’], [л] – [л’], [б] – [б’] и др., у [ш] в качестве парного обычно выступает долгий [ ]: [ ’] уриться, мо[ ’] ный. У [ж] пара [ ’] тоже обладает долготой: во [ ’] и. Звуки [ц] (твердый) и [ч] (мягкий) обычно считаются непарными (в речи их пары по твердости–мягкости возникают крайне редко). Поэтому в транскрипции мягкость [ч] обычно не обозначается.

Классификация согласных по месту и способу образования представлена в табл. 2.

Таблица 2

Место

образования

Уро-

вень         Способ

шума       образования

Губные

Передне-

язычные

Средне- язычные

Задне-

язычные

губно-губные губно-зубные зуб-ные передне-небные средне-небные средне-небные задне-небные
шумные

щелевые

средин-ные

  ф в ф’ в’ с з с’ з’ ш ж ш’ ж’   х’ g’ х g

сонорные

          и, j    
боко-вые     л л л’ л’        

сонорные

смычные

носо-вые м м м’ м’   н н н’ н’        
дрожа-щие       р р р’ р’      

шумные

 

взрыв-ные п б п’ б’   т д т’ д’     к’ г’ к г
аффри-каты     ц дз ч д’ж’      

 

Не может быть пары у [j], он не твердый и не мягкий согласный. При его артикуляции средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, но это основная артикуляция, без нее звук [j] невозможен. Дополнительной же артикуляции у [j] нет.

Описанная классификация согласных представлена в табл. 2 (в каждом квадрате слева – глухие, справа – звонкие, вверху – твердые, внизу – мягкие).

У русских согласных бывает еще одна дополнительная артикуляция, не отраженная в таблице, так как она без исключений возникает только в определенной позиции: это лабиализованность, или огубленность согласных. Лабиализованными согласные становятся в позиции перед лабиализованными гласными [о], [у]. В транскрипции лабиализованность согласных обозначается кружком вверху справа знака: [с°] уд, [к°] от. Лабиализованные согласные произносятся с округленными и вытянутыми губами.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте согласные звуки по месту образования. В чем различие между губными и язычными согласными? Какова роль пассивных и активных органов при образовании язычных и губных звуков?

2. Охарактеризуйте согласные звуки по способу образования. Опишите артикуляцию смычных и щелевых звуков.

3. Дайте характеристику согласных по участию голоса и шума и по уровню шума.

4. Дайте характеристику согласных по твердости–мягкости.

5. Сопоставьте классификацию согласных в данном учебном пособии с классификацией в одном из рекомендованных.

 

2.7. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

 

Акустически гласные – чисто тоновые звуки. Музыкальный тон (голос) возникает в гортани в результате гармонических колебаний голосовых связок. Попадая далее в надгортанные полости (рот и глотка), голос приобретает особый тембр, характерный для данного гласного звука, т.е. в этих резонирующих полостях гласные различаются по тембру. Эти различия определяются объемом и формой резонаторов (рта и глотки), которые изменяются в результате движений губ, языка и нижней челюсти. Для каждого гласного характерен особый набор положений органов речи. Акустически гласные наиболее заметно различаются высотой резонаторного тона: высокие [и, е], низкие – [ы, а, о, у].

Таким образом, акустические характеристики гласных (их тембр) недостаточны для их различения и вторичны в этом смысле по отношению к артикуляционным характеристикам. Классификация гласных основана именно на артикуляционных свойствах звуков. Артикуляционная классификация гласных строится на трех признаках: участии губ, степени подъема языка по вертикали по отношению к небу, степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.

1. По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные). При образовании огубленных гласных работа губ такова: они сближаются, округляются и вытягиваются вперед, уменьшая тем самым выходное отверстие и удлиняя резонирующую полость рта. Огубленные гласные – [у] и [о], причем степень огубленности [у] больше, чем [о]. При образовании неогубленных гласных [а, е, и, ы] губы неподвижны.

2. По степени подъема языка по вертикали по отношению к небу различаются гласные верхнего, среднего и нижнего подъема. При образовании гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение, нижняя челюсть при этом слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому эти гласные называются узкими. При произнесении таких гласных мускулы языка интенсивнее сокращаются, и поэтому спинка языка становится более твердой. Гласные верхнего подъема называют напряженными. Это звуки [и, ы, у]. При образовании гласных нижнего подъема нижняя челюсть опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому эти гласные называются широкими. При произнесении таких гласных мускулы языка расслаблены. Гласные нижнего подъема называют ненапряженными. Это [а]. Гласные среднего подъема [о, е] занимают промежуточное положение между верхними и нижними. Но они ближе к нижним, широким и ненапряженным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: