Артикуляторная и акустическая фонетика 3 страница

3. По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего, среднего, заднего ряда. При образовании гласных переднего ряда язык концентрируется в передней части рта. При этом передняя часть спинки языка приподнимается по направлению к передней части неба. Это звуки [и, е]. При образовании гласных заднего ряда язык концентрируется в задней части рта. При этом задняя часть спинки языка приподнимается по направлению к задней части неба. Это звуки [у, о]. При образовании гласных среднего ряда язык концентрируется в средней части рта. При этом язык либо приподнимается средней частью к средней части неба (это звук [ы]), либо лежит плоско (это звук [а]).

Данная классификация представлена в табл. 3.

Таблица 3

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний е   о
Нижний   а  
 

Нелабиализованные

Лабиализованные

 

Однако в живой речи состав гласных звуков более сложен и разнообразен. В зависимости от позиции, т.е. от места в слове и от соседства с другими звуками, гласные звуки могут обладать иными, промежуточными признаками. Классификационная таблица в этом случае усложняется (табл. 4).

 

Таблица 4

Ряд Подъем Передний Передне-средний Средний Средне-задний Задний
Верхний и ÿ ы   у
Верхнесредний ие ё ь ö      
Средний е э ъ   о
Средненижний   ä   ˄  
Нижний     а    
 

Нелабиализованные

Лабиализованные

 

Гласный [ие] – звук, произносящийся с большей открытостью рта и более низким подъемом языка, чем [и]. Он называется [и] открытым. Произносится в первом предударном слоге: [в’иэснá] весна.

Гласный [ё] – звук, произносящийся с большей закрытостью рта и более высоким подъемом языка, чем [е]. Он называется [е] закрытым. Произносится под ударением между мягкими: [м’˙é˙т’] медь.

Гласные [ÿ, ö, ä] – звуки, продвинутые вперед и вверх по сравнению с [у, о, а]. Произносятся под ударением между мягкими: [т˙ý˙л’] тюль, [л’˙ó˙н’ь] Лёня, [м’˙á˙т’] мять.

Гласный [э] – звук, более отодвинутый назад, чем [е]. Произносится под ударением после твердых: [шс’т’] шесть.

Гласный [ъ] – звук, средний между [ы] и [а], но короче. Изолированно его можно произнести, если образовать непрерывный ряд звуков от [ы] к [о] и остановиться посередине. Произносится в предударных (кроме первого) и заударных слогах: [лъм Ù вóи] ломовой, [кýшът’] кушать.

Гласный [Ù] – звук неогубленный, по положению языка средний между [а] и [о]. Произносится в первом предударном слоге после твердых: [ст Ù кáн] стакан, [с Ù вá] сова.

Гласный [ь] – звук, средний между [и] и [е], но короче. Произносится в безударных (кроме первого предударного) слогах: [пр’ьув’ьл’иэч˙˙н’ьиь] преувеличение.

Артикуляционные различия между гласными можно условно свести к трем противопоставлениям, проявляющимся в поведении, функционировании звуков в речи. Эти артикуляционные оппозиции важны для логопеда при постановке произношения гласных.

1. Огубленные [у, о] – неогубленные [а, е, и, ы]. Огубленные под ударением оказывают влияние на соседние согласные, лабиализуя их.

2. Верхние (узкие, напряженные) [и, ы, у] – неверхние (широкие, ненапряженные) [е, а, о]. В безударном положении неверхние редуцируются, ослабляются, вместо них произносятся [ь, ъ, Ù ].

3. Передние [и, е] – непередние [ы, а, о, у]. Под ударением в соседстве с мягкими непередние продвигаются вперед и вверх, вместо них произносятся [˙á, á˙, ˙á˙, ˙ó, ó˙, ˙ó˙, ˙ý, ý˙, ˙ý˙]. Вместо [ы] произносится [и].

 

Контрольные вопросы

1. На чем основаны признаки гласных: лабиализованность, ряд и подъем?

2. Опишите работу речевых органов при произнесении гласных верхнего, среднего и нижнего подъема.

3. Опишите работу речевых органов при произнесении гласных переднего, среднего и заднего ряда.

 

Задания и упражнения

1. Затранскрибируйте тексты.

 

Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок (Пастернак).

Шла весна в могучей силе,

По ночам крошила снег.

Разлилися по России

Воды всех морей и рек (Твардовский).

 

Хотя б признался я в безумиях своих,

Что стоит робкого Вам не пугать признанья,

Что стоит шелк ресниц склонить Вам в этот миг,

Чтоб не блестел в очах огонь негодованья (Фет).

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и нежившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, –

Нам рано предаваться ей! (Некрасов).

 

Отметьте случаи несовпадения написания и произношения слов. Выпишите слова, не различающиеся в написании и произношении. Каких слов в данных текстах (и в русском языке в целом) больше? Почему?

 

2. Затранскрибируйте следующие слова, замените в них первые звуки парными глухими: бравый, ваза, зуб, жалость, гон, док, грот, глуп, жжёт, драть. Какие получились слова?

 

3. Артикуляция звука [б] характеризуется следующим образом: голосовые связки напряжены, верхняя и нижняя губы образуют полную смычку, напором воздушной струи эта смычка прорывается (взрывается), в момент прорыва слышится звук [б].

По этому образцу охарактеризуйте артикуляции следующих звуков: [в], [з], [к], [д], [j], [ч], [р].

 

4. Затранскрибируйте текст. Одной чертой подчеркните губно-губные, двумя – губно-зубные согласные.

 

Большое озеро как блюдо.

За ним скопленье облаков,

Нагроможденных белой грудой

Суровых горных ледников (Пастернак).

 

5. Затранскрибируйте текст. Одной чертой подчеркните переднеязычные зубные, двумя – переднеязычные передненебные согласные.

 

На протяженье многих зим

Я помню дни солнцеворота.

И каждый был неповторим.

И повторялся вновь без счета (Пастернак).

 

6. Затранскрибируйте текст. Одной чертой подчеркните заднеязычные задненебные, двумя – средненебные звуки.

 

Гул затих. Я вышел на подмостки,

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку (Пастернак).

 

7. Затранскрибируйте текст. Выделите из текста согласные и распределите их по способу образования.

 

Мы снова проживаем у залива,

И проплывают облака над нами,

И современный тарахтит Везувий,

И оседает пыль по переулкам,

И стекла переулков дребезжат.

Когда-нибудь и нас засыплет пепел.

Так я хотел бы в этот бедный час

Приехать на окраину в трамвае,

Войти в твой дом,

И если через сотни лет

Придет отряд раскапывать наш город,

То я хотел бы, чтоб меня нашли

Оставшимся навек в твоих объятьях,

Засыпанного новою золой (Бродский).

 

8. Затранскрибируйте текст. К согласным приведите, если они есть, парные по твердости–мягкости звуки. Выпишите по этому признаку непарные звуки.

 

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную (Лермонтов).

 

9. Затранскрибируйте тексты. Докажите, что рифмы в приведенных отрывках из стихотворений Лермонтова точные.

 

За звук один волшебной речи,

За твой единый взгляд

Я рад отдать красавца сечи,

Грузинский мой булат.

Вот напротив окошечко: стук!

Занавеска поднимется вдруг.

Скрестивши могучие руки,

Главу опустивши на грудь,

Идет он к рулю и садится

И быстро пускается в путь.

10. Затранскрибируйте текст. Выпишите согласные и распределите их по группам: согласные, различающие только: а) местом образования, б) способом образования, в) участием голоса, г) твердостью–мягкостью.

 

В Рождество все немного волхвы.

В продовольственных слякоть и давка.

Из-за банки кофейной халвы

Производит осаду прилавка

Грудой свертков навьюченный люд:

Каждый сам себе царь и верблюд (Бродский).

 

11. Подчеркните буквы, на месте которых произносятся:

а) звук [ъ]: загромождение, конечно, молодчина, просвечивает, пол-еводство, директор;

б) звук [ Ù ]: выражение, завалы, шатер, паром, пригласить, помогать;

в) звук [ие]: протянуть, зеленеть, пятно, чемодан, чесать, еда, поясок;

г) звук [ь]: переход, ледники, зелень, близкие, тяжело, бесконечный, часовенка, пятачок.

 

12. Затранскрибируйте текст. Распределите все гласные по ряду и подъему.

 

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух из уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет (Пушкин).

 

13. Затранскрибируйте текст. Подчеркните гласные среднего подъема.

 

Ты – как отзвук забытого гимна,

В моей черной и дикой судьбе.

О Кармен, мне печально и дивно,

Что приснился мне сон о тебе (Блок).

 

14. Затранскрибируйте текст. Подчеркните гласные среднего и заднего ряда.

Подруга думы праздной,

Чернильница моя,

Мой век разнообразный

Тобой украсил я (Пушкин).

 

15. Затранскрибируйте следующие слова: голубой, пушка, кисет, бурка, шатер, закрыться, рулон, мухомор, сидеть, живой. Найдите гласные, находящиеся в одном слове, которые отличались бы друг от друга только одним артикуляционным признаком.

 

16. Затранскрибируйте текст. Выпишите все встретившиеся в тексте и различающиеся между собой гласные (повторяющиеся объедините). Опишите их по следующим признакам: 1) ряд, 2) подъем, 3) наличие/отсутствие лабиализованности.

 

Чик вместе со своими друзьями прочесал все дворы своего квартала, спрашивая, не видел ли кто Белку. Но Белку никто не видел. И что же? Совсем рядом с домом во дворе школы Чику послышалось завывание собаки. Он перескочил через забор и, остановившись посреди школьного двора, снова стал прислушиваться. Через некоторое время он услышал тихий скулёж, доносившийся, как показалось Чику, со стороны школьного дровяного склада. Чик подбежал к самому сараю, на ходу крича: «Белочка! Белочка!» Из сарая донёсся до него такой радостный визг, что у Чика горло перехватило (Искандер).

 

17. Затранскрибируйте следующие пары слов: мать – мять, живём – живьём, кот – код, о чём – о чьём, убивать – убывать, налёт – нальёт, столб – столп, стать (глагол) – стать (существительное), щука – шуга, шинок – щенок, ток – док, так – ток, полька – пулька, вёл – вял, мой – май, чётко – читка, тост – тест, мор – мэр, люто – лето, чисти – чести
пил – пыл, пыл – пыль, тёмный – томный, нёс – нос, круг – крюк, саду – сяду, гладь – глядь, луг – лук, лук – люк.

 

Какие пары различаются только гласными звуками? Каковы артикуляционные и акустические различия?

Какие пары различаются только согласными звуками? Каковы артикуляционные и акустические различия?

Какие пары различаются и гласными, и согласными звуками? Каковы артикуляционные и акустические различия?

Какие пары вообще фонетически не различаются?

 

18. Затранскрибируйте скороговорки:

 

а) На дворе трава, на траве дрова.

б) Шла Саша по шоссе и сосала сушки.

в) Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

 

Звуки каких групп наиболее часто повторяются в каждой скороговорке? Чем они близки и чем различаются?

Почему трудно произносить эти скороговорки?

19. Найдите ошибки в следующих транскрипциях:

 

а) Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас

[ст ˄ ар’к j˙á слшал мн°óгъ рас штът м’ин’˙á отсм’éрт’и спáс] (3 ошибки);

б) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана [ск ˄ жкъ д’˙á˙д’ь в’иэт’н’едаръм м ˄ сквá спал’˙ó ъiь п ˄ жáръм фр ˄ нц°ýзу отд ˄ нá] (5 ошибок);

в) Гляжу, как безумный, на чёрную шаль [гл’ ˄ жý кáк б’из°ýмныi нъч°˙óрнуiу шá˙л’] (3 ошибки);

г) Выхожу один я на дорогу [вых ˄ ж°ý од’н j˙á нъдър°óгу] (2 ошибки);

д) Люблю грозу в начале мая [л’убл’°˙ý гр ˄ з°ý вн ˄ чáл’ь мájь] (2 ошибки).

 


ПРОСОДИКА

 

3.1. СЕГМЕНТНЫЕ И СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ

 

С коммуникативной точки зрения в звуковом строе языка выделяются такие единицы как артикуляция, звук, фонема (см. 1.2). Это единицы функционирования речи.

В фонетике выделяются и другие единицы – единицы строения речи. Они рассматриваются со структурной точки зрения. Речь – это звуковой поток, звуковая цепь, последовательность. Она структурирована, построена.
И с точки зрения ее строения выделяются единицы двух типов: сегментные (линейные) и суперсегментные (нелинейные, просодические).

Сегментные единицы – это линейные отрезки речевого потока, сегменты. Членение речи на эти отрезки зависит и от длины сегмента, и от фонетических средств, с помощью которых речь сегментируется, и от семантико-синтаксического строения речи. Русские сегментные единицы (в порядке убывания длины) – это фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Фраза членится на такты, такт – на фонетические слова, фонетическое слово – на слоги, слог – на звуки. Или, можно сказать, из более мелких строятся более крупные единицы.

Фраза – самая крупная сегментная единица. Границы между фразами обозначаются паузами, т.е. остановкой звучания, разрывом звуковой цепи. Во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Фраза объединяется интонацией (повышением или понижением тона) и фразовым ударением (выделением одного из тактов фразы). Паузы между фразами обозначаются в фонетической записи двумя вертикальными чертами. Например, данная звуковая последовательность членится паузами на три фразы, структурированные интонацией и фразовым ударением: Но орудия молчали. // Как выяснилось, // спина моего деда заслонила неприятельские укрепления (Довлатов).

Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию, т.е. соотносится с семантико-синтаксическим строением речи. Но фразу (фонетическую единицу) нельзя отождествлять с предложением (грамматической единицей), так как они принадлежат разным уровням языка и линейно могут не совпадать: фраза может охватывать предложение, несколько предложений, предложение может включать в себя несколько фраз. В предыдущем примере членение речи на фразы в одном случае совпадает с членением грамматическим, в другом – две фразы в одном сложном предложении. Одна фраза может соответствовать и одному сложному предложению: Я тоже долго не понимал, что это слово означает. // А когда поступил в университет, то неожиданно догадался (Довлатов).

Фраза членится на речевые такты (синтагмы). Такт, как и фраза, объединяется особой интонацией и тактовым ударением. Между тактами возможны паузы (короче межфразовых), но они не обязательны. Границы между тактами обозначаются одной вертикальной чертой. Например, фраза: Раздался треск, / запели пружины. / Дед оказался / на полу (Довлатов) – членится на четыре такта.

Выделение из речевого потока фраз и тактов осуществляется указанными фонетическими средствами, но основано оно на смысловом членении речи. Говорящий может по-разному выделять те или иные смысловые части высказывания, и в зависимости от этого по-разному может делиться фраза на такты. Например, возможны такие варианты членения следующей фразы на такты: Еще внизу / на тропинке / я услышал / сдержанный гомон голосов; Еще внизу на тропинке / я услышал / сдержанный гомон голосов (Искандер).

При членении фразы на речевые такты нельзя забывать, что они характеризуются семантико-синтаксической целостностью. Поэтому невозможно, например, такое членение на такты: на / тропинке или сдержанный / гомон голосов.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово объединяет одним словесным ударением несколько слогов. Фонетическое слово может соответствовать одной или нескольким лексическим единицам. Например, фраза Леска со свистом / врезалась в воду состоит из двух тактов, в каждом из которых по два фонетических слова. Служебные слова и частицы (клитики), как правило, лишены ударения и примыкают к знаменательным словам, образуя вместе с ними одно фонетическое слово (см. 3.3).

Фонетическое слово членится на слоги (см. 3.2), слоги делятся на звуки. Звук – минимальная сегментная единица.

Суперсегментные единицы – это слог, ударение, интонация. Они существуют не в линейной последовательности речи, а как бы накладываются на сегментные. Их функция – объединять сегментные единицы в более крупные. Слог – это единица и сегментная, и суперсегментная. Слог как сегментная единица является линейной последовательностью звуков, а как суперсегментная – единством слогового и неслогового звуков.

Звуки объединяются в слог с помощью слога (правила строения слога). Слоги объединяются в фонетическое слово с помощью словесного ударения. Фонетические слова объединяются в такты с помощью тактового ударения и интонации. Такты объединяются во фразу с помощью фразового ударения и интонации.

Таким образом, сегментные и суперсегментные единицы составляют структурно-функциональное единство, которое организует звучащую речь.

 


Контрольные вопросы

1. В чем суть отличия сегментных единиц от суперсегментных?

2. Охарактеризуйте фонетические признаки фразы: интонацию, ударение.

3. Охарактеризуйте фонетические признаки речевого такта.

4. Охарактеризуйте фонетическое слово как сегментную единицу.

 

3.2. СЛОГ

 

Слог состоит из одного или нескольких звуков. Обязательное условие слога – наличие одного слогообразующего (слогового) звука. Остальные звуки – неслогообразующие (неслоговые). В русском языке слоговыми звуками являются, как правило, гласные. Но не всегда: гласный может быть неслоговым ([и]), слоговыми могут быть согласные (чаще – сонорные). Значит, школьное слогоделение слова по гласным не точно.

Для объяснения природы слога, его структуры и правил слогоделения языковеды предложили несколько теорий. Однако ни одна из них не описывает слог вполне адекватно, объясняя все факты. Наиболее удачна сонорная теория, основанная на акустических критериях. В этой теории слог определяется как волна сонорности, звучности. Наиболее звучный – слогообразующий звук, остальные звуки неслоговые. Слогораздел проходит в местах наибольшего контраста по сонорности.

Слоговую структуру слова удобно представить схемой. Степень звучности звуков обозначается числами: гласные – 4, сонорные звонкие согласные – 3, шумные звонкие согласные – 2, глухие – 1. Пауза – 0. На линейках, соответствующих этим индексам сонорности, точками обозначаются звуки. Соединением точек общей линией получаются волны сонорности в данном слове.

Например, слово погрязшая:

 

                   [ п   ˄      г   р’  á    ш     ш  ъ      и      ъ ]

4                                                                                               

3                                                                                               

2                                                                                               

1                                                                                               

0                                                                                               

Сколько в этой схеме пиков, вершин сонорности, столько и волн, слогов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, неслоговой, он расположен между 4 и 3 линейками. Слогораздел проходит в местах наибольшего контраста по сонорности: [п ˄ -гр’á- ъ-иъ].

Слоговыми (пиками сонорности) могут быть и сонорные согласные. Например, в словах льстить, лжет, Петр.

 

 [ л’  с’  т’ т’ ]  [ л  ж   ó   т ] [ п’ ó   т   р ]

 


4                                                                                                 

3                                                                                                 

2                                                                                                 

1                                                                                                 

0                                                                                                 

 

У этих слов две вершины сонорности, две волны – два слога: [ ’ - с’т’т], [  - жóт], [п’ó - т ]. Как двусложные могут произноситься подобные же слова: льщу, львы, лбы, мхи, Мценск, рты, рдеть, рвы, ртуть, ржавь, вепрь, смотр, смысл, мысль, казнь, жизнь и т.п.

Но слоговые согласные нехарактерны для русского языка. Поэтому они часто развивают перед собой гласный: [ъл’с’т’т’], [ължóт], [п’óтър]. Либо сонорные могут оглушаться (частично или полностью), их звучность переходит на уровень шумного согласного, звонкого или глухого. Тогда анализируемые слова становятся односложными (с одной вершиной сонорности);

 

 [ л’ с’  т’  т’ ]  [ л  ж   ó   т ]  [ п’  ó  т  р ]

 


4                                                                                               

3                                                                                               

2                                                                                               

1                                                                                               

0                                                                                               

 

В звукоподражательных словах слоговыми могут быть и шумные: [т ], [к  - к  - к ].

По своей структуре слоги бывают открытые или закрытые, прикрытые или неприкрытые. Открытый слог оканчивается слоговым звуком: [кá - шъ], [ка - з’н’]. Закрытый слог оканчивается неслоговым звуком: [крóф’], [лáи]. Неприкрытый – слог, начинающийся слоговым звуком: [ýс], [а - ýл). Прикрытый – слог, начинающийся неслоговым звуком: [сóм], [ры - бáк]. Каждый слог может быть описан этими двумя характеристиками.

Законы русского слогоделения кратко и точно сформулировал М.В. Панов:

1. Только слог, конечный в слове, может быть закрыт шумным согласным.

2. Только слог, начальный в слове, может быть прикрыт сочетанием «сонорный + шумный согласный».

3. Внутри слова закрытый слог не может предшествовать неприкрытому.

Эти законы можно сформулировать и в виде более конкретных правил:

1. Согласный между гласными принадлежит следующему слогу:

˄ - бá - къ].

2. Группа шумных согласных принадлежит следующему слогу:

[пъ - сту - п’т’].

3. Группа согласных, состоящая из шумных согласных и заканчивающаяся сонорными согласными, принадлежит следующему слогу: [п’ - скнут’].

4. Группа согласных, состоящая из сонорного плюс шумный (или: плюс группа шумных; или: плюс шумный с сонорным), разделяется так, что сонорный принадлежит предыдущему слогу, а вся остальная группа последующему: [мáр - к’и], [п ˄ р - тф’éл’], [з ˄ м – кнýт’].

Эти законы подчиняются правилу: слогораздел проходит в месте наибольшего контраста соседних звуков по сонорности. Кроме этого, существуют еще два правила слогораздела, не подчиняющиеся правилу наибольшего контраста (исключения):

5. Долгий («двойной») согласный, находящийся между гласными, делится на две части: [кáс - съ]. Это не относится к долгим согласным [ ’], [ ’], ведущим себя как одиночный шумный согласный: [пу - ’ý], [з ˄ - ’óт].

6. Сочетание шумных на стыке приставки и корня может разделяться по-разному: [ръс - тв ˄ - р’т’] и (ръ - ств ˄ - р’т’].

В потоке речи слова на слоги не делятся, и границ между слогами нет. Все звуки слова произносятся без перерыва. Но слогораздел не произволен. Когда говорящий скандирует, сцепление между звуками ослабевает, и слово распадается на слоги. Скандированное (по слогам) произношение часто требуется и в работе логопеда. Поэтому логопеду нужно знать правила слогоделения.

 



Контрольные вопросы

 

1. Почему слог можно считать и сегментной, и суперсегментной единицей?

2. В чем сущность акустической, или сонорной теории слога?

3. Докажите, что законы и правила русского слогоделения вытекают из теории сонорности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: