Артикуляторная и акустическая фонетика 1 страница

З.С. Санджи-Гаряева, А.П. Романенко

Ф о н е т и к а

 русского языка

 

 

Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению

050100 – Педагогическое образование,

профиль подготовки – «Филологическое образование»

 

Издание 2-е, стереотипное

 

 

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «НАУКА»

2017


 

 

УДК 808.2-4(075.8)

ББК 81.2Рус-1я73

 С18

 

 

Р е ц е н з е н т:

доктор филологических наук Л.П. Прокофьева

 

 

 

  С18 Санджи-Гаряева З.С., Романенко А.П. Фонетика русского языка: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование, профиль подготовки – «Филологическое образование» / З.С. Санджи-Гаряева, А.П. Романенко. – Изд. 2-е, стер. – Саратов: ИЦ «Наука», 2017. – 88 с.

ISBN 978-5-4345-0414-0

 

Учебное пособие составлено в соответствии с действующей учебной программой по курсу «Современный русский язык» и содержит теоретический и справочный материал, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образцы фонетического, фонологического, графического и орфографического анализа.

Для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по напрвлению подготовки 050100 – Педагогическое образование, профиль подготовки – «Филологическое образование».

 

 


УДК 808.2-4(075.8)

ББК 81.2Рус-1я73

 

ISBN 978-5-4345-0414-0  © Санджи-Гаряева З.С., Романенко А.П., 2014, 2017  





ПРЕДИСЛОВИЕ

«Фонетика русского языка» является одним из модулей важнейшей дисциплины «Современный русский литературный язык» базовой части профессионального цикла основной образовательной программы, обеспечивающей подготовку бакалавров по направлению 050100 – Педагогическое образование и профилю «Филологическое образование». Дисциплина включает в себя пять модулей: 1) Фонетика; 2) Лексикология; 3) Словообразование, морфемика; 4) Морфология; 5 Синтаксис.

В предлагаемом учебном пособии в соответствии с основными задачами курса содержатся, кроме теоретических сведений, контрольные вопросы по всем темам, задания и упражнения на материале литературных текстов по наиболее трудным для усвоения темам.

В пособии подробно разбираются артикуляторные проблемы фонетики, необходимые для учителя русского языка. Изложение материала основано на концепции московской фонологической школы. Именно данная теория фонемы позволяет видеть связь между фонологией и теорией письма. Учителю-словеснику это полезно в первую очередь в связи с его профессиональной деятельностью – работой над орфографической грамотностью школьников. Московская фонология позволяет строго разграничить понятия звука, буквы и фонемы, что необходимо для освоения русской графики и орфографии.

Приведены контрольные вопросы, позволяющие выделить главные моменты изучаемых тем, а также задания и упражнения для работы на практических занятиях и дома.

В отношении учебной традиции пособие следует за учебниками: Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979; Современный русский язык / 3-е изд. / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1997; Русский язык: В 2 ч. / Под ред. Л.Ю. Максимова. М., 1989. Ч. 1.

Учебное пособие может быть использовано также на любых факультетах, студенты которых изучают современный русский язык.

 



ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ

 

1.1. ФОНЕТИКА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ

 

Термин «фонетика» употребляется в двух значениях:

1) учение о звуковом строе языка,

2) звуковой строй языка.

Фонетика как наука занимает особое место среди других разделов лингвистики. Лексикология и грамматика изучают лексику, морфологию и синтаксис языка и имеют дело со значимыми единицами языка – словами, морфемами, словосочетаниями, предложениями. Эти единицы двусторонни; у них есть смысловая сторона (значение) и материальная (звуковые средства, не имеющие значения). Такие единицы называются знаками. Знак характеризуется наличием: 1) означаемого (значения), 2) означающего (материальной субстанции, воспринимаемой органами чувств человека), 3) связи между означаемым и означающим.

Фонетика же изучает только материальную сторону языка, означающее. Поэтому единицы фонетики (артикуляция, звук, фонема, слог, такт, фраза, ударение, интонация) знаками не являются, они – материал для создания языковых знаков. В этом смысле фонетика – основа лингвистики, она описывает материальную субстанцию, из которой создается язык.

Фонетика в зависимости от аспекта изучения может быть исторической (диахронической) и описательной (синхронической). Историческая фонетика изучает изменение звуковой системы языка во времени. Многие факты современного языка можно объяснить только через историю (например, чередование гласных с нулем звука: рот – рта, день – дня и под.). Поэтому знание элементов исторической фонетики учителю-русисту и логопеду необходимо. Описательная фонетика изучает звуковую систему языка в какой-то один момент времени (например, звуковой строй русского языка ХII в., или ХIII в., или нашего времени). Для учителя русского языка и логопеда необходимы фонетические знания именно о современном состоянии звуковой системы языка. Настоящее пособие – это пособие по описательной фонетике современного русского языка.

В зависимости от объекта и цели изучения фонетика может быть частной, сопоставительной, общей. Частная фонетика изучает звуковую систему одного, данного языка (например, русского или татарского и т.д.).
Сопоставительная фонетика описывает звуковые системы двух или нескольких языков. Такое описание нужно для изучения контактирующих языков (например, русско-татарская или русско-казахская сопоставительная фонетика) или для изучения иностранного языка (например, русско-английская или русско-французская фонетика). Общая фонетика изучает свойства звукового строя, присущие всем языкам (или языку вообще).

Звуковая система языка и механизмы устной речи играют чрезвычайно важную роль в речемыслительной деятельности человека. «Когда мы читаем «про себя» (не вслух), даже когда просто думаем, мы полностью не освобождаемся от навыков говорения. Если мы говорим вслух, в мышцах языка усиливаются биотоки; их можно уловить с помощью приборов. Оказывается, и в том случае, когда человек о чем-нибудь молча усиленно думает (например, решая задачу), биотоки в мышцах языка усиливаются, как и при говорении. Язык приходит в возбуждение, хотя заметных движений и не делает. Биотоки говорят о заторможенном движении, о том, что мышцы языка активизированы, не просто отдыхают. Таким образом, даже размышление «про себя» связано с активностью языка, органа устной речи. (О таких заторможенных движениях языка при думании писал еще И.М. Сеченов.)

Значит, от навыков устной речи мы не свободны и тогда, когда молча читаем, пишем, думаем» [Панов 1979: 5].

Фонетика теснейшим образом связана и с письменной речью. Любое письмо рассчитано на возможность его звуковой интерпретации, на чтение. Это значит, что правила письма так или иначе связаны со звуковой системой языка. В звуко-буквенной письменности (в русской в том числе) алфавит сформирован в соответствии с фонологической системой языка. Буквы и звуки не только различаются как элементы разных знаковых систем, но и тесно связаны: правила русской графики и орфографии непосредственно зависят от русской фонологии. Поэтому при обучении письму учителю нужны фонетические знания.

Фонетика как учебная дисциплина содержит несколько разделов.
Во-первых, это собственно фонетика, учение о звуковой материи языка, о работе артикуляционного и слухового аппарата человека, о сегментных единицах звуковой речи. Это артикуляционная и акустическая фонетика. Во-вторых, это просодика – учение о средствах членения и соединения звуковых единиц, о суперсегментных единицах звуковой речи. В-третьих, это фонология – учение о функциональных, коммуникативных свойствах звуковой речи, о фонеме – функциональной фонетической единице. В-четвертых, это орфоэпия – учение о нормативных правилах произношения. Орфоэпия является частью ортологии – раздела культуры речи, рассматривающего нормы литературного языка с точки зрения правильности/неправильности их выработки и употребления в речевой практике. В ортологию входят правила произношения, ударения, интонации, формообразования, словообразования, словоупотребления, употребления синтаксических конструкций. Ортология рассматривает как правила устной, так и письменной речи, причем в их взаимосвязи.
В-пятых, это графика и орфография – разделы теории письма, а не фонетики. Но они входят в фонетику как учебную дисциплину, так как русское письмо основано на фонологических принципах, и его изучение (и обучение ему) невозможно без знания фонетики. Орфография, как и орфоэпия имеет ортологический характер, основываясь на понятии правильности/неправильности речи.

Фонетика изучает звуковой строй языка разными методами. Наиболее прост и доступен метод непосредственного наблюдения и самонаблюдения. Он заключается в прямом слежении за работой речевого аппарата наблюдаемого человека или своего собственного. Этим методом возможно установить артикуляции звуков, место и способ их образования.

Инструментальные методы более объективны и эффективны. Они основаны на применении сложных технических устройств: спектрометра, спектрографа, осциллографа, киносъемки, кинорентгена и пр. Разумеется, данные, полученные этими методами, надежны. Однако и учителю, и логопеду чаще всего достаточно метода прямого наблюдения.

Методы социофонетики предназначены для обследования целых языковых коллективов. С помощью анкет, вопросников выясняется степень распространенности различных произносительных вариантов в разных группах (социальных, возрастных, профессиональных, территориальных и др.) носителей языка.

 

1.2. ЕДИНИЦЫ ФОНЕТИКИ

 

Предмет фонетики – звуковая система языка. Как любая система, она состоит из различных элементов и связей между ними. Элементы звуковой системы называются единицами фонетики. Это фонема, звук, артикуляция, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза, ударение, интонация. Данные единицы различаются как по своей природе, так и по выполняемым в звуковой системе функциям. Чтобы лучше уяснить суть, функции и взаимосвязи единиц фонетики, обратимся к схеме элементарного акта речевой коммуникации.

 

Говорение      Речь     Слушание

Говорящий                                                 Слушающий

 

Предмет фонетики (звуковая система языка) изображен на схеме сплошной и пунктирной линиями и складывается из говорения (т.е. производства речи), слушания (т.е. восприятия речи) и собственно речи как физического явления. Звуковую систему можно представить либо статически, как данность, как физически существующую (в текстах) структуру (это на схеме «речь»), либо динамически, как процесс общения (это на схеме последовательность «говорение – речь – слушание»).

Если рассматривать звуковую систему статически, то можно выделить единицы, организующие, строящие речевую структуру. Эти единицы называются сегментными (звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза) и суперсегментными (слог, ударение, интонация). Сегментные единицы – это части, элементы (от простых к сложным) речевой структуры, их взаимоотношения оформляются с помощью суперсегментных (или просодических) единиц. И те и другие могут быть названы «структурными» (по функции структурирования) единицами (о них см. раздел «Просодика»).

Если рассматривать звуковую систему в ее функционировании, то можно выделить единицы, организующие процесс коммуникации, состоящий из говорения (производства речи), знаковых последовательностей и слушания (восприятия речи). Это артикуляция, фонема, звук. Артикуляция – это единица говорения, совокупность движений речевого аппарата, приводящая к образованию звука. Звук – это результат работы органов речи, т.е. комплекс акустических признаков, обеспечивающий восприятие речи слуховым аппаратом человека. Артикуляция и звук – это две стороны явления. Они должны быть так скоррелированы, чтобы было возможно понимание. Дело в том, что у каждого говорящего свои индивидуальные особенности. Все мы, говорящие на одном языке, произносим звуки по-разному. Но для того, чтобы мы понимали друг друга, у нас должны быть общие (социальные) нормы произношения и восприятия. Другими словами, говорящие должны иметь общий функциональный механизм, связывающий между собой вариативные процессы говорения и слушания. Таким механизмом является фонологическая система, а ее единица – фонема – обеспечивает корреляцию между артикуляцией и звуком (о том, как это происходит, см. раздел «Фонология»). Артикуляция, фонема и звук (по функции обеспечения процесса общения) могут быть названы «коммуникативными» фонетическими единицами.

Типам фонетических единиц в фонетике соответствуют следующие разделы: «Артикуляторная фонетика» (изучение артикуляций), «Акустическая фонетика» (изучение звуков), «Просодика» (изучение «структурных» единиц), «Фонология» (изучение фонем). В «Графике» в качестве единицы письма выступает графема или буква. «Орфоэпия» и «Орфография» как ортологические дисциплины своих единиц не имеют.

 




АРТИКУЛЯТОРНАЯ И АКУСТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

 

2.1. АРТИКУЛЯЦИЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ БАЗА ЯЗЫКА

 

Артикуляция – работа речевого аппарата человека, необходимая для производства (произнесения) данного звука.

Термин «артикуляция» имеет два значения – широкое и узкое. В широком значении артикуляция – это весь процесс нейрофизиологической деятельности по производству звука. В этом процессе выделяются три этапа:
«а) построение программы произнесения (высший уровень двигательного управления), б) сокращение мышц в результате нейростимуляции (уровень периферической реализации моторной программы), в) движение органов речи, приводящее голосовой тракт в состояние, необходимое для произнесения данного звука.... В памяти носителя языка хранятся, по-видимому, целевые артикуляционные положения для звуков и альтернативные наборы моторных программ для разных контекстных и темповых условий. Контроль артикуляции осуществляется за счет кинестетической (двигательные ощущения) и слуховой обратной связи» [Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 46].

В узком значении артикуляция – это третий (последний) этап указанного процесса. Так как артикуляция – процесс, в ней выделяются фазы – начальная, средняя и конечная. Первая фаза – экскурсия (приступ) – это выход органов речи на работу, т.е. переход их в состояние, необходимое для производства данного звука. Например, экскурсия артикуляции [т] состоит в том, что голосовые связки раздвигаются и расслабляются, небная занавеска поднимается и прижимается к задней спинке зева, кончик языка смыкается с верхними зубами. Вторая фаза – выдержка – это остановка органов речи, фиксация их (или по крайней мере замедленное движение). На этой фазе и слышится определенный звук. Выдержка может быть либо моментальной, либо длительной. Так, выдержка глухих взрывных согласных (например, [т]) моментальна, а выдержка звонких шумных, сонорных, гласных длительна (в разной степени). Кроме этого, выдержка может включать в себя либо один, либо более моментов, т.е. быть простой или сложной. Так, выдержка гласных, носовых согласных включает в себя один момент. Например, выдержка [м] состоит из одного момента: полное замыкание полости рта и одновременно опускание увулы (небной занавески), в результате чего воздух свободно проходит через полость носа. Выдержка же взрывных ([т], [д], [к] и др.) включает два момента: органы речи образуют полную смычку, струя же воздуха ее разрывает. Выдержка аффрикат ([ц], [ч]) включает три момента: смычку, преодоление ее воздушной струей, прохождение воздушной струи через образовавшуюся щель. Третья фаза – рекурсия (отступ) – переход органов речи в нейтральное положение. Это уход с работы органов речи.

Описанные фазы артикуляции характеризуют изолированно произнесенный звук. Артикуляция в потоке речи выглядит иначе. Рекурсия – это не просто уход органов речи с работы, а переход к экскурсии следующей артикуляции. Органы речи занимают положение, из которого удобнее начать следующую артикуляцию. Чаще всего рекурсия предыдущей и экскурсия последующей артикуляций совмещаются. На этом, кстати, основаны явления взаимовлияния звуков (ассимиляция, диссимиляция, аккомодация).

Приведем пример артикуляций в одном слове – сом. Экскурсия [с]: голосовые связки расслаблены, кончик языка сближается с верхними зубами. Выдержка [с]: сблизившись с зубами, язык останавливается, образуется щель, через которую идет воздушная струя (слышится звук [c]). Рекурсия [с] и экскурсия [о]: язык отходит от зубов, двигаясь в глубь полости рта, губы округляются, голосовые связки напрягаются. Выдержка [о]: язык отодвинут назад и немного приподнят, губы округлены, голосовые связки напряжены (слышится звук [о]). Рекурсия [о]: язык занимает нейтральное положение. Экскурсия [м]: губы смыкаются, небная занавеска опускается, голосовые связки по-прежнему напряжены. Выдержка [м]: воздушная струя проходит через полость носа. Рекурсия [м]: голосовые связки расслабляются, губы остаются сомкнутыми, если дальше ничего не произносится.

Совокупность всех нормативных артикуляций языка, т.е. система привычных, отработанных, нормативных движений и состояний органов речи, нужных для произнесения нормативных звуков, называется артикуляционной базой языка. Н.И. Жинкин характеризует артикуляционную базу как комплекс умений, приводящих органы артикуляции в позиции, при которых для данного языка вырабатывается нормативный звук [Жинкин 1978: 42].

У каждого языка своя артикуляционная база, свои нормы артикуляции звуков. Различия между артикуляционными базами двух языков проявляются, например, в акценте. Акцент свойственен говорящему на неродном языке, использующему артикуляционную базу языка родного. Артикуляционная база формируется в результате исторической эволюции речевого аппарата человека, артикуляционные привычки и навыки передаются из поколения в поколение носителей языка.

 

2.2. УСТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО АППАРАТА

 

Речевой (произносительный) аппарат – это совокупность органов человека с различной физиологической функцией, которые используются и для производства речи. Прямые физиологические функции этих органов – обоняние, вкус, дыхание, прием и переработка пищи. Речеобразовательная функция у них вторична. Поэтому термины «речевой аппарат», «органы речи» нужно понимать условно.

Речевой аппарат человека состоит из трех частей: 1) дыхательного аппарата, 2) гортани (голосового аппарата), 3) надгортанных полостей («надставной губы» – полостей глотки, рта, носа). Эти части иногда называют «этажами», так как они расположены в вертикальной последовательности. Части речевого аппарата различаются не только анатомически, своим положением и составом органов, но и физиологически, функционально: функция дыхательного аппарата – создание воздушной струи, функция гортани – создание голоса, функция надгортанных полостей – окончательное образование звуков. Три части речевого аппарата в их последовательности соответствуют трем фазам звукообразования: воздушная струя – голос или его отсутствие – звук.

Дыхательный аппарат состоит из диафрагмы, легких, бронхов, трахеи (дыхательного горла), расположенных в грудной клетке. Легкие и бронхи – источник воздушной струи, необходимой для образования звуковых колебаний. Речевое (фонационное) дыхание отличается от физиологического (обычного). При физиологическом дыхании вдох равен выдоху, при речевом – выдох длиннее вдоха, происходит быстрое вдыхание и медленное, толчками, выдыхание, рассчитанное на произнесение определенного отрезка речи. При этом вдох речевого дыхания больше, чем выдох, так что в легких остается достаточное количество воздуха, чтобы продлить выдох и создать давление воздуха, необходимое для приведения в колебание голосовых связок. При правильном речевом дыхании начало фонации (образования звучащей речи) совпадает с началом выдоха. Речевое дыхание происходит через рот, физиологическое – в норме через нос.

Диафрагма – эластичный мускул, на который опираются легкие.
В спокойном состоянии она вогнута вверх. При вдохе она выпрямляется, а при выдохе, стремясь занять прежнее положение, выгибается вверх и способствует выталкиванию воздуха из легких. Диафрагма колеблется с определенной амплитудой. Движения диафрагмы на каждом звуке речи координируются с движением бронхов под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры больших полушарий. Этим достигается регулирование силы воздушной струи, что, в свою очередь, обусловливает характер образования звуков и деление речевого потока на слоги.

Гортань – верхняя расширенная часть трахеи, представляющая собой сложную систему хрящей, к которым прикреплены голосовые связки (складки). Голосовые связки – это два мускула, покрытых слизистой оболочкой и направленных от щитовидного хряща в передней части гортани к задней, где они прикреплены к черпаловидным хрящам. Натяжение, сближение и разведение голосовых связок зависит от движения черпаловидных хрящей, от взаимного положения щитовидного и перстеневидного хрящей. От посторонних воздействий голосовые связки (их называют истинными) защищены находящимися выше ложными голосовыми связками.

Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью. У мужчин голосовые связки длиной в среднем 1,5 см, у женщин – 1,2 см. При обычном, спокойном дыхании мышцы гортани расслаблены, голосовые связки раздвинуты, и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. При шепоте голосовые связки не полностью сближены, так что воздушная струя, проходящая через них, создает шум трения, который мы и воспринимаем как шепот.

При образовании голоса связки должны быть напряжены и сближены. Воздушная струя, выходящая из легких, модулируется периодическими колебаниями голосовых связок, которые под давлением этой воздушной струи периодически раздвигаются и вновь смыкаются. Результат этой модуляции – тон, называемый голосом. Голос участвует в образовании гласных и звонких согласных. Для создания голоса необходимо, чтобы давление воздуха под связками превышало надсвязочное, если же эти две величины уравниваются друг с другом – голосообразование прекращается. От характера колебаний голосовых связок, степени напряжения мускулатуры гортани зависит качество голоса, благодаря чему создаются некоторые интонационные различия.

Надгортанные полости являются резонаторами, в которых и образуется все разнообразие звуков путем комбинаций основного тона, обертонов, шумов.

Полость глотки находится непосредственно над гортанью и может быть отделена от нее надгортанником. Это небольшой хрящ, который в спокойном состоянии и в речи поднят и примыкает к корню языка, так что воздух беспрепятственно проходит из гортани в полость рта и обратно; во время глотания надгортанник опускается и предохраняет гортань (голосовые связки) от попадания пищи. В русском языке надгортанник не является артикулирующим органом.

Полость глотки представляет собой трубку, которая спереди открывается в полость рта; переднюю границу полости глотки образует поверхность корня языка, а верхняя ее часть сообщается с полостью носа. Глотка может быть отделена от полости носа мягким небом, когда оно поднято и смыкается с задней стенкой глотки. Воздух из полости глотки попадает в полость рта через проход между мягким небом и языком, а в полость носа – через носоглотку – проход между задней стенкой глотки и опущенным мягким небом. В задней стенке глотки находятся мускулы, которые позволяют изменять напряженность ее стенок и ее размеры, что существенно влияет на качество звуков, создаваемых речевым аппаратом.

Полость глотки переходит в две полости – ротовую и носовую. Полость рта отделена от полости носа небом. Передняя, костная часть его называется твердым небом, оно подразделяется на переднее и среднее. На твердом небе расположены альвеолы: костный валик, внутри которого находятся корни зубов. Задняя, мускулистая часть неба называется мягким небом, оно заканчивается маленьким язычком (увулой). Вместе с увулой мягкое небо называется небной занавеской. При спокойном дыхании небная занавеска опущена и открывает доступ воздуху из глотки в рот и в нос. При речевом дыхании небная занавеска может быть либо приподнята (воздух поступает только в полость рта), либо опущена (воздух идет через нос, так образуются носовые звуки, например, [м], [н]).

Полость носа – неизменяемый по объему и форме резонатор, он придает звучанию особый носовой (назальный) тембр. Полость рта, наоборот, постоянно меняет объем и форму благодаря движениям губ, нижней челюсти, языка, небной занавески. Глотка также меняет свои форму и объем и не только за счет мускулов ее задней стенки, но и за счет движения тела языка вперед и назад.

Переднюю границу полости рта образуют зубы и губы. Из губ большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней (например, при артикуляции [п], [б], [м]), сближаться с ней (как при артикуляции английского [w], известного и русским диалектам), сближаться с верхними зубами (например, при артикуляции [в], [ф]). Обе губы могут округляться и вытягиваться в трубочку (как при артикуляции [y], [o]).

Наиболее подвижный и функционально важный орган речи в полости рта – язык. Задняя часть языка, обращенная к задней стенке глотки, называется корнем языка. Часть, обращенная к небу, называется спинкой, которую делят на три части: переднюю, в положении покоя обращенную к передним зубам и альвеолам; среднюю, в покое обращенную к твердому небу, и заднюю – против мягкого неба. В передней части спинки языка выделяют кончик языка.

Для артикуляции важны движения языка вперед и назад, вверх и вниз, изменения его формы; сближение и смыкание языка с другими органами создает различные преграды выходящему воздуху.

Различные части языка обладают разной степенью подвижности. Наибольшей подвижностью обладает кончик: он может прижиматься к задней стенке передних верхних зубов (как при артикуляции [т], [д], [н], [л], [ц]), образовывать там же сужение, щель (как при [с], [з]), прижиматься к твердому (переднему) небу (как при [ч]), дрожать у твердого неба (как при [р]), может быть опущен вниз (обычно при артикуляции гласных).

Передняя часть спинки языка может приподниматься без участия кончика к твердому (переднему) небу, образуя с ним щель с плоской поверхностью (как при артикуляции [ш], [ж]).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях; без движения передней и задней части она может только подниматься к твердому небу (среднему), образуя с ним щель (артикуляция [j]).

Задняя часть языка может смыкаться с твердым и мягким небом, поднимаясь вертикально или с движением вперед или назад (артикуляции [к], [г]), или же образовывать теми же движениями щель ([х]).

Кроме того, поднимаясь разными своими частями на тот или другой уровень и не образуя смыкания или сближения с небом, язык может перегораживать полость рта, разделяя рот на две резонирующие полости с разными объемом и формой, что создает различные условия резонанса. Это особенно важно при артикуляции гласных, в которой участвует и нижняя челюсть, поднимаясь, опускаясь и меняя этими движениями раствор рта.

Все органы речи делятся на активные, снабженные мускулатурой и способные к самостоятельным движениям, необходимым для данной артикуляции, и пассивные, неподвижные при артикуляции и являющиеся тем местом, где активный орган создает смычку или щель. Активные органы – губы, язык (кончик, передняя, средняя и задняя части спинки, корень), небная занавеска, нижняя челюсть, голосовые связки. Пассивные – зубы, альвеолы, твердое небо, полость носа и верхняя челюсть. Деление органов речи на активные и пассивные важно для описания артикуляций звуков. Активные органы производят определенные артикуляторные движения, пассивные являются лишь точкой опоры. Однако губы и небная занавеска могут играть либо активную, либо пассивную роль в образовании звуков. Так, при артикуляции [п] нижняя губа активна, а верхняя пассивна, при артикуляции [у] активны обе губы, а при артикуляции [л] – обе пассивны.

 

2.3. АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗВУКОВ

 

Звук речи – это волновые колебания воздушной среды, которые воспринимаются человеческим ухом, вызывают определенные слуховые ощущения, идентифицирующиеся человеком как речевые. Волновые колебания производятся речевым аппаратом, его артикуляционной работой. Акустические свойства звука – высота, сила, длительность, тембр. Эти свойства различают звуки и дают возможность слушающему воспринимать их дифференцированно.

Высота звука определяется частотой колебаний. Чем выше частота колебаний в единицу времени, тем выше звук, чем ниже частота – тем ниже звук. Звуки с большой частотой называются высокими, с малой частотой – низкими. Длина слышимых звуковых волн от 15 м (самые низкие звуки) до
3 м (самые высокие звуки). Звуки с более короткой волной (высокие) являются и более сильными. Единица высоты звука – герц – одно колебание в секунду. Человек воспринимает звуки в диапазоне от 16 до 20000 герц. Звуки ниже 16 герц (инфразвуки) и выше 20000 герц (ультразвуки) человек не воспринимает, в отличие, например, от некоторых животных (собак, лис, летучих мышей, дельфинов), слышащих и их.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: