Типы кланово-корпоративных систем

 

Анализируя структуру кланово-корпоративных сис­тем, можно выделить с определенной долей условности четыре их типа.

Первый — «отраслевые» кланы. В отличие от распространенно­го мнения, они достаточно жестко соперничают друг с другом.

Отраслевые клановые объединения существуют как в сырьевых отраслях, так и в оборонной промышленности, агропромышленном комплексе и др. Но крупнейшие и влиятельнейшие отраслевые кла­ны сложились в тех отраслях, где сформировались мощные монопо­листические группировки (скажем, в отраслях естественной монопо­лии — например, Газпром) или доминируют нескольких крупных корпораций (как в нефтяной промышленности).

Второй тип — это региональные кланы. Они строятся, как прави­ло, вокруг сильного регионального лидера (главы администрации региона, мэра крупного города) и «завязаны» на бюджет и регули­рующие возможности региона. Одним из примеров таких образова­ний могла до недавнего времени служить группировка капиталов и фирм вокруг мэра Москвы Лужкова и московского правительства. Это своего рода «метаклан», клан кланов. Не секрет, что Москва, со­средоточив более 3/4 финансового капитала России, стала одним из самых богатых городов страны. Даже с учетом финансового кризиса, (!) массовых «недоплат» налогов, арендой платы и т. п., бюджет города — это гигантский капитал. Учитывая ведущееся в Москве грандиоз­ное строительство престижных объектов, мощную преступность и традиционно высокую концентрацию мафиозных структур, можно понять, сколь многосложно это образование. Кроме того, в Москве сосредоточены верхушки многих других кланов, что делает этот го­род географическим центром борьбы и взаимодействия группиро­вок, контролирующих отечественную экономику.

Сердцевину московского регионального клана составляло Пра­вительство Москвы во главе с влиятельным Ю.М. Лужковым. Боль­шие бюджетные ресурсы города (составляющие почти десятую часть федерального бюджета) позволяли Лужкову обеспечивать поддержку со стороны ряда сильных банков. Правительство Москвы, в отличие от властей большинства других территорий, опирается также на вла­дение довольно большим объемом собственности (существенно ог­раничив процесс приватизации недвижимой собственности, нахо­дившейся в муниципальной собственности, Москва получает значи­тельные доходы от сдачи недвижимости в аренду и от относительно хорошо подготовленных сделок по приватизации недвижимости; аренда недвижимости является также и дополнительным рычагом контроля Правительства Москвы над мелким и средним бизнесом).

Правительство Москвы вело деятельность по поддержке и кон­тролю mass media. От его финансовой поддержки зависит ряд круп­ных региональных газет и телевизионный канал, район вещания ко­торого много шире, чем только Москва и Московская область.

Третий тип клановых структур — это объединения ведомственно-функционального типа. Например, федеральные и местные власти России в течение последних восьми лет выполняли и продолжают выполнять фантастическую по своим масштабам «функцию» по пе­рераспределению государственной собственности России.

Четвертый тип — клановые структуры, возникшие на основе ча­стных коммерческих предприятий путем ускоренной централизации и концентрации капитала (в том числе, методами насилия). Боль­шинство из них прошло длинную дорогу, начавшись с легализован­ных теневых капиталов (так называемых «цеховиков» - админист­раторов госпредприятий, использовавших контролируемые ими производственные мощности для подпольного производства, или бандитско-мафиозных группировок), денег распавшихся политиче­ских и партийных структур (КПСС, ВЛКСМ), реже — частных лиц (мы в данном случае не рассматриваем банки и фирмы, возникшие на базе бывших государственных предприятий или учреждений). Затем был период массовых спекуляций с валютой, гуманитарной помощью, недвижимостью, ваучерами, импортными товарами, ГКО и т. п., сопровождавшихся широким использованием внеэкономиче­ских методов (рэкет, коррупция и т. п.), слияния и в конечном итоге образования относительно «чистых» структур, прошедших подчас 3—5 раз через смену «имиджа» и, на первый взгляд, мало связанных с организованной преступностью или коррумпированным чиновни­чеством.

Характерной чертой многих кланов является активное проник­новение в mass-media. Кланы берут под свой полный или частичный контроль газеты, информационные агентства, радиостанции, участ­вуют в финансировании телевизионных каналов. Это не в послед­нюю очередь связано со стремлением кланов обеспечить благопри­ятную политическую атмосферу для своей деятельности.

Что же касается взаимоотношений «кланы — политика», то, как уже было сказано выше, кланы в большинстве случаев не имеют однозначной связи с какой-либо конкретной политической пар­тией, хотя в 2000-е годы большинство из них стало более чем лояль­но вести себя по отношению к «партии власти». Кланы стремятся не только обрести прочные связи с политиками, обладающими властью, или перспективами приобрести власть, но и обезопасить себя от по­литических ударов при любом изменении политической конъюнкту­ры. Разумеется, практически все кланы заинтересованы в продолже­нии экономической политики «партии власти», а потому и активно поддерживали избирательную компанию Бориса Ельцина в 1996 го­ду, Владимира Путина в 2000 году, В.Медведева в 2008. Однако кла­ны не избегают и контактов с оппозицией, особенно в тех случаях, когда оппозиционные политики приобретают реальное влияние (например, в Государственной Думе, или при избрании на пост губерна­торов).

Такой подход кланов к участию в политике является одним из факторов, объясняющих относительную независимость российских политических партий от интересов того или иного клана, несмотря на активное участие последних в политической жизни.

Весьма важен вопрос о роли и потенциале кланово-корпоративных групп в деле модернизации российской эконо­мики.

Содной стороны, в стране не видно иных, кроме названных группировок, агентов модернизации. Только эти структуры обладают крупными по российским масштабам капиталами. Только они (за небольшим исключением мелких и средних предприятий в сфере услуг, строительстве и пищевой промышленности) контролируют жизнеспособные и, в ряде случаев, даже на мировом рынке конку­рентоспособные производства (экспорт сырьевых ресурсов, прежде всего). Наконец, только они являются в нынешней российской дей­ствительности центрами притяжения квалифицированных кадров.

Однако, с другой стороны, анализ модели поведения этих групп не вселяет слишком большого оптимизма.

Тот факт, что клановые группировки сконцентрировали в своих руках большую мощь и влияние, еще ничего не говорит ни за, ни против их возможностей принять участие в обеспечении экономиче­ского подъема. Суперкорпорации вполне могут быть опорой эконо­мического прогресса. Дело в другом.

Как мы уже отметили, было бы большим упрощением рассмат­ривать отечественную социально-экономическую жизнь как строго размеренную рыночную конкуренцию (с четко определенными пра­вилами и рамками) этих суперкорпораций. Российская экономика является в полном смысле слова трансформационной, а это означает в данном случае следующее.

Во-первых, сами кланово-корпоративные структуры находятся в процессе становления; их границы аморфны и подвижны. Одни и те же фирмы, банки, чиновники и даже целые ведомства (а подчас и высшие лица государства) меняют свои ориентиры, симпатии и ан­типатии, перемещаясь из одного клана в другой или пытаясь вклю­читься в целый ряд клановых структур. Более того, поскольку вся страна находится в условиях «диффузии институтов», постольку большая часть кланов организационно неоформлена и неинститу­ционализирована («Газпром» здесь — исключение; как правило, сколько-нибудь доказательно определить и формально описать структуру клана почти невозможно).

Во-вторых, кланово-корпоративные структуры в большинстве случаев характеризуются взаимной диффузией, «втеканием» друг в друга и это их отличительная, специфическая для переходных об­ществ черта.

В-третьих, взаимодействие кланово-корпоративных структур строится на основе сочетания сложной системы методов. Можно предположить, что главной из форм борьбы (равно как и «дружбы», взаимной поддержки) являются различные неформальные внеэконо­мические взаимодействия. К числу последних можно отнести личную унию, сговоры, соглашения о разделе рынков и сфер влияния, «пра­вилах» конкуренции, а так же рэкет, подкуп, шантаж и т. п. Рыночная конкуренция только возникает и является не просто несовершенной (в том смысле, какой вкладывает в это понятие учебник экономике), а деформированной от рождения. По сути, это не столько игра сти­хийных сил, где побеждает тот, у кого ниже издержки, выше качество и т. п., а борьба сил локального регулирования. Каждый из кланов ста­рается регулировать не только рынок (подобно тому, как это делают монополии), но и воздействовать на отношения с государством, ис­пользует добуржуазные методы давления и т. п.

Пытаясь перераспределить все эти каналы власти в свою пользу, эти силы сталкиваются в борьбе, где побеждает сильнейший клан, а не наиболее конкурентоспособный товар — это важнейшая специфическая черта конкуренции в трансформационной эконо­мике (это похоже на соревнование по бегу в мешках, где побеждает не тот, кто лучше бегает, а тот, кто лучше может бежать в мешке). Наконец, существенную роль во взаимодействии кланов играет мо­дифицированный механизм «плановой сделки» (только его объектом становятся не директивы по валовому выпуску продукции, а налого­вые, кредитные и т. п. льготы).

В-четвертых, в российской экономике идет (как уже отмечалось) крайне активный и масштабный процесс перераспределения прав и объектов собственности, а вместе с этим и хозяйственной власти. Сотни миллиардов долларов уже перераспределены и продолжают перераспределяться и этот процесс составляет важнейшую сферу взаимодействия кланово-корпоративных структур в России.

В результате взаимопересечения этих специфических механиз­мов жизнедеятельности и взаимодействия кланов и образуется такая экономика, как экономика России, где либерализация цен приводит к гигантской инфляции и спаду, где этот спад и институциональный хаос создают максимально благоприятную среду для ускоренной концентрации хозяйственной власти в руках ограниченного круга кланов-корпораций, а большинство трудящихся теряют 1/3 своих доходов, не говоря уже о почти полной потере сбережений, социаль­ной защищенности, стабильности и др. Где начавшийся после этого рост оказался связан не столько со стабилизацией экономики, сколь­ко с благоприятной конъюнктурой на мировых рынках сырья и в ус­ловиях Мирового кризиса 2008 года обернулся для России кумуля­тивным спадом на более чем 10%...

Сказанное внушает серьезные опасения, что стратегической за­дачей для кланово-корпоративных группировок России на ближай­шую перспективу станет не технологическая и социальная модерни­зация, а продолжение борьбы за дальнейшее перераспределение объектов и прав собственности в свою пользу и расширение сфер своего влияния. Для того, чтобы обеспечивать свои экономические интересы, в описанных условиях трансформационной экономики России кланам нужны совсем иные средства, чем вложения в модер­низацию, а именно: расширение влияния на финансовые институты, продвижение своих людей в государственные структуры, поиск путей полулегальной скупки акций (например, за счет давления на рабочих или их косвенного обмана) и т. п.

И все-таки вопрос об альтернативе такой модели не снят еще с повестки дня.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: