«Воры должны сидеть в тюрьме, а не в сановных кабинетах или топ-менеджерских офисах»
Приватизация и коррупция в современной России – однояйцовые близнецы. Когда говорят приватизация – подразумевается коррупция и наоборот. Не подавив коррупцию, которая приняла в стране системный характер, либо, по крайней мере, не минимизировав её, рассчитывать на «честную» и «справедливую» приватизацию не приходится. Равно как и надеяться на возможность использования в сегодняшней России некоррупционных схем управления государственной собственностью, которые не связаны с приватизацией при одновременном приостановлении приватизационных процессов.
В условиях коррупции так называемые государственные арендодатели, концеденты, доверители превратились в казнокрадов, чему в немалой степени содействовал печально известный федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также другие коррупциогенные законодательные и нормативные акты. Надежда на «карающий меч» правосудия, как показывает российская практика, мала, поскольку оно само коррумпировано, равно как и иные надзорные и правоохранительные органы.
|
|
Учитывая криминальный и коррумпированный характер большей части проведенных приватизационных сделок, в качестве меньшего зла следует ввести практику обязательного контроля процесса приватизации (там, где она нужна) со стороны общественных и компетентных государственных органов. На «входе» — наличие реальных средств у потенциального покупателя, их происхождение, «биография» претендента на покупку имущества и т. п. На «выходе» (при условии получения положительного заключения общественных и компетентных органов) — выполнение обязательств, взятых на себя покупателями государственного и муниципального имущества. Подобная практика имеет место, например, в Республике Беларусь, в которой в роли контрольного компетентного органа выступает КГБ.
Реальное подавление коррупции требует проведения демонополизации общественно-политической жизни страны. Так, фактическая монополия власти в верхнем её эшелоне сделала возможным проведение отмеченных ранее пресловутых залоговых аукционов 1995-1996 годов.
Не менее важно, то обстоятельство, что фактическая монополия на власть одной политической силы, не только не восстановила и, по-видимому, не собирается восстанавливать справедливость в вопросе о залоговых аукционах, но и не исключает возможность повторения подобного рода коррупционных сделок в будущем, связанных с захватом имущественных объектов.
|
|
В этой связи, антикоррупционную роль может сыграть ратификация Россией статьи 20 «Незаконное обогащение» Конвенции ООН против коррупции. Согласно этой статьи «государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать»[214]. Россия ратифицировала данную конвенцию за исключением (до настоящего времени) указанной статьи. Также антикоррупционную роль может и должна сыграть отмена срока давности для коррупционных преступлений. История знает аналогичные правовые прецеденты.
В марте 2012 г. тогдашним Президентом РФ в качестве антикоррупционной меры представлен законопроект «О контроле за расходами», подготовленной его администрацией. Документ обязывает государственных и муниципальных чиновников определенных категорий по требованию их руководителей или уполномоченных на то лиц, представлять сведения о своих крупных расходах (сделках), о крупных расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также сведения об источниках получения расходуемых средств и сведения, обосновывающие законность получения средств. Если сумма таких расходов превышает общий доход подозреваемого лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за три года подряд, их имущество, в отношении которого не представлено сведений, свидетельствующих об его приобретении на законные доходы, обращается в судебном порядке в доход государства, а чиновник – увольняется с работы[215].
Более жесткую позицию в вопросе искоренения коррупции, применительно к отраслям, связанным с обеспечением национальной безопасности, занял В. Путин, который определил, что «коррупция в сфере национальной безопасности – это, по сути, государственная измена»[216].
Авторы солидарны с такой позицией. Следует добавить, что коррупцию надо рассматривать не только как государственную измену, но и измену народам России, которые, в случае, если за сказанным словом не последует дело (обычная современная российская практика), могут окончательно утратить доверие к власти. Коррупционер в сферах, связанных с обеспечением национальной безопасности, – действительно враг народа. К нему, в особенности, когда это чиновник высшего ранга, должна применяться высшая мера социальной защиты, как это имеет место, например, в Китае. Кому многое дано, с того должно много и спроситься.
Возвращаясь к законопроекту «О контроле за расходами», приходится констатировать, что в нем остается открытым ряд вопросов. Обозначим некоторые из них.
Вопрос первый – относительно круга лиц, которым могут быть применены нормы данного законопроекта, в случае его принятия. Чем мотивируется исключение из него совершеннолетних детей, других близких родственников, а также тех, на кого может быть зарегистрирована часть имущества чиновников?
Вопрос второй – будет ли закон распространяться на лиц, участвовавших в коррупционных действиях до его принятия, если таковые будут установлены?
Вопрос третий –на каком основании из сведений о расходах лиц, подлежащих антикоррупционному контролю, а также о расходах их супруг (супругов) и их несовершеннолетних детей, исключены сведения о расходах на приобретение драгоценностей и произведений искусства, цена которых может достигать многих миллионов евро или долларов США?
Вопрос четвертый –предусматривает ли законодатель способы обращения в доход государства имущества коррупционеров, находящегося за рубежом?
|
|
Вопрос пятый –остается не ясным: возможна ли уголовная ответственность коррупционера за свои деяния, как это имеет место в мировой практике, и какова мера такой ответственности?
Если вразумительный ответ гражданскому обществу России не будет дан, то лишний раз придется убедиться в справедливости известной русской пословицы: «Ворон у ворона глаз не выклюет».