Невозможно решить проблемы приватизации или деприватизации без демократизации хозяйственной власти, без того, что в мире получило название экономической демократии на всех уровнях народного хозяйства. В первую очередь, на низовом уровне – предприятия. Она основана на вовлечении в различных его формах в процессы принятия управленческих решений всех занятых в сфере производства товаров и услуг. Без экономической демократии политическая демократия, даже в её кастрированной форме (так называемой управляемой демократии, как это имеет место в современной России), неполноценна, ущербна, неустойчива и чревата непредсказуемыми последствиями для самой власти[217].
Неудивительно, что В. Путин в одной из своих предвыборных статей 2012 г. признал целесообразность имплантации элементов экономической демократии на предприятии. Он высказался в пользу «изучения» (только и всего?!) возможности «законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями», аналогично тому, как это было сделано, например, в Германии в форме так называемых производственных советов. «В компетенцию таких советов у нас могла бы входить ежедневная организация труда коллектива – от графиков рабочего времени до составления социального плана в случае закрытия каких-то производств, повышение квалификации работников»[218]. К сожалению, германский вариант производственной демократии представлен В. Путиным, который, как известно, слывёт германоведом и германофилом, в урезанном виде.
Полномочия немецких работников и их представителей в управлении предприятиями, на которых заняты, гораздо шире. Во-первых, они имеют право «вето» – отлагательное (до решения суда), или безусловное на решения работодателя или его проекты по многим жизненно важным вопросам деятельности предприятия. К этому следует добавить паритетное или близкое к нему представительство работников в Наблюдательных советах крупных компаний и многое другое. Во-вторых, предлагаемый В. Путиным перечень компетенций производственных советов на российских предприятиях не охватывает комплекса вопросов, связанных с обеспечением реального участия работников, их представителей, институтов гражданского общества в принятии важнейших решений предприятия, включая участия в решении вопроса о его приватизации или деприватизации.
Естественно, развитие демократических форм управления предприятием предполагает формирование того, что в мире получило название «открытый» менеджмент. Переход от «закрытого» к «открытому» менеджменту означает открытость и доступность внутренних нормативных документов предприятия. К ним следует, в первую очередь, отнести: учредительные документы, сведения о собственниках капитала, сведения об объеме и структуре капитала, план финансово-хозяйственной деятельности, годовая бухгалтерская отчетность, включая данные о кредиторской и дебиторской задолженности, распределении доходов участников хозяйственной деятельности предприятия. Так, например, в известной компании Nokia открытыми являются, во-первых, сведения о персональном ежегодном вознаграждении членов Совета директоров, а также членов Исполнительного совета (включая различного рода денежные компенсации, льготы, бонусы, пособия, гранты), выплачиваемого в денежной форме (60%) либо в виде акций компании на льготных условиях. Решения об этом принимаются ежегодным общим собранием акционеров по результатам работы Nokia – экономическим и социальным.
Наличие системы открытого менеджмента способствует минимизации злоупотреблений при проведении приватизации (когда она оправдана), эффективному функционированию приватизированных предприятий, противодействию тотальной коррупции в стране, повышению доверия между всеми участниками деятельности предприятия. Без этого не приходится рассчитывать на поддержание экономической, финансовой, социальной устойчивости и конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внешнем рынках.
Читателям судить насколько убедительными были попытки авторов ответить на поставленные российской действительностью вопросы относительно приватизации как явления общественной жизни страны и всего того, что с ней связано. Вроде бы, всё уже определено свыше, но, что немного утешает и вселяет надежду, как писал польский сатирик Ежи Лец: «все дороги ведут в Рим и всеми можно проехать мимо».
Часть 4.
Реформы: что дальше?
Г.И. Ханин.
От экономики разрушения к экономике созидания: как провести этот переход с умом.
В ряде своих ранее опубликованных работ[219] я обосновывал срочную необходимость, во избежание экономической катастрофы, изменения характера распределения валового внутреннего продукта в пользу накопления налогов и сборов, для создания финансовых предпосылок экономического подъема. Вопрос об изменении структуры экономики в связи с этими изменениями затрагивался лишь очень кратко.
Вывод делался на основе установленной с помощью специальных расчетов убыточности российской экономики, что обрекает ее на деградацию. Важнейшим фактором этой убыточности являются фантастические доходы (тайные и явные) собственников и топ-менеджеров российских частных предприятий. Для устранения этой убыточности рекомендовалось, добровольно или принудительно, сократить доходы сверхбогатых в пять раз, богатых в два раза, состоятельных — на 30% при росте доходов малосостоятельных.
Принудительное сокращение высоких доходов предлагалось осуществить с помощью ограничения верхнего размера доходов собственников и топ-менеджеров, в зависимости от величины предприятия или фирмы. Возможны и другие методы, которые широко практикуются в странах с рыночной экономикой (высокий подоходный налог, налог на имущество и т. д.).
Все это имеет исключительно важное значение для самого осуществления маневра: отсутствие материального покрытия может если не сорвать, то очень серьезно затруднить его осуществление. Важность этой проблемы усиливается и тем, что проведение структурных изменений затрагивает судьбы миллионов людей, занятых в тех или иных отраслях экономики, в том числе молодых людей, выбирающих сейчас себе специальность.
Во многом, положение в российской экономике напоминает положение в советской экономике в конце 20-х годов, когда нэп оказался неспособным решить задачи накопления средств для обеспечения экономического роста и укрепления обороны страны, сокращения ее отставания от других стран мира. В сущности, предлагаемый мною маневр напоминает тот, который был проделан тогда: повышение доли накопления и снижение доли потребления в конечном использовании валового продукта. Разница заключается в том, что в то время были ограничены возможности сокращения доходов состоятельных слоев населения: доходы нэпманов по удельному весу в совокупных доходах были не сопоставимы с доходами состоятельных слоев населения в настоящее время. Гораздо менее насущна и задача укрепления обороны страны, поскольку имеется уже накопленный ранее оборонный потенциал. Лучше положение и с квалификацией трудовых ресурсов.
Осуществление предлагаемого крупного хозяйственного маневра требует серьезного обдумывания и просчета. В противном случае, его может постигнуть судьба многих других поворотов последних 30 лет: хотели как лучше, а получилось как всегда. Или как говорили раньше о том же: заставь дурака богу молиться, он и голову расшибет.
В наиболее общем виде, изменение в структуре производства товаров и услуг при предлагаемом хозяйственном маневре связаны с коренным изменением соотношения между потребительским и инвестиционным секторами экономики в пользу инвестиционного сектора. Поскольку оба эти сектора имеют частично различную базу обеспечения материалами и полуфабрикатами, такой маневр серьезно меняет и место отдельных отраслей, обеспечивающих промежуточное потребление.
Должна серьезно измениться и структура потребительского сектора. Сейчас он обслуживает преимущественно нужды состоятельных слоев населения. Их спрос на товары и услуги по своему характеру коренным образом отличается от спроса менее состоятельных слоев населения. Он сосредоточен на дорогих импортных товарах, элитном жилье, иностранном туризме, проведении досуга в дорогих ресторанах, казино и т. д. В этом секторе, обслуживающем состоятельные слои населения, заняты миллионы людей.
Только сохранение производственного потенциала требует увеличения объема инвестиций в производственную сферу в 3—5 раз. Примерно таким был рост этих инвестиций в СССР в первую пятилетку и в США после Великой депрессии 1929—1933 гг.
Анализ возможностей такого роста в течение нескольких лет начнем с инвестиционного машиностроения. Уже здесь мы сталкиваемся с положением, когда крайне непросто определить реальные возможности нашей экономики. Экономисты и статистики, увлеченные проблемами реформирования хозяйственного механизма, забросили исследования в области изучения производственного потенциала экономики вообще и машиностроения, в частности. Данные Госкомстата РФ на этот счет основаны на сообщениях предприятий и поэтому малодостоверны. В них нет самого главного: каковы возможности предприятий производить не вообще продукцию, а эффективную, конкурентоспособную по цене и качеству.
Очевидно, что часть спроса на инвестиционное оборудование придется обеспечить за счет его импорта. Только сокращение в 2—3 раза элитного импорта потребительских товаров позволит высвободить до 10 миллиардов долларов средств для такого импорта. Однако часть спроса придется обеспечить отечественному машиностроению. По-видимому, его продукция должна вырасти где-то в 2—3 раза, если не больше (сейчас импорт обеспечивает более 60% потребностей в инвестиционном оборудовании). За 90-е годы парк металлорежущих станков в России сократился в 2 раза, но он был сильно избыточен в советское время. Абстрагируясь от вопроса о его размещении по отдельным отраслям (которое, кстати, как показывает опыт войны, может быть довольно быстро изменено) можно полагать, что с количественной стороны по этому важнейшему ограничительному фактору частично этот рост может произойти на действующих мощностях машиностроения. Хуже обстоит дело с качеством этих мощностей. Самое удивительное состоит в том, что при таком огромном сокращении парка средний возраст срока службы оборудования не только не снизился, как следовало ожидать, но и сильно вырос. Злые языки говорят, что как раз лучшее оборудование часто продавали за границу, например, в Иран. Однако еще хуже обстоит дело с наличием квалифицированного рабочего и инженерного персонала. Подготовка молодых рабочих практически не велась в 90-е годы, средний возраст оставшихся рабочих превысил в машиностроении 50 лет, и они тоже от безделья потеряли часть квалификации. Тем не менее, если верить сообщениям специальной печати и квалифицированных практиков, в каждой отрасли машиностроения можно найти хотя бы несколько предприятий, которые могут заметно поднять производство в течение нескольких лет, используя, в основном, старые мощности. Другие предприятия потребуют для достижения этой цели серьезной реконструкции. И, наконец, потребуется строительство новых, хорошо оснащенных предприятий с высокой организацией производства.
Больших усилий потребует возвращение старых и подготовка новых рабочих и инженерно-технических работников. Потребуется немалое время, чтобы старые рабочие, частично потерявшие профессиональные навыки, их восстановили, и потребуются сильные стимулы для их возвращения из сферы услуг в сферу производства. Система профессионально-технического образования развалена и нужны немалые средства для ее восстановления и укрепления по сравнению с поздним советским уровнем. Наконец, но не в последнюю очередь, было бы иллюзией считать, что большинство нынешних руководителей предприятий, поднаторевших в приватизации и разграблении своих предприятий, смогут создать современное эффективное производство. Механизм их замены на лучших не очевиден. Существует огромная опасность, что возрождение отечественного инвестиционного машиностроения пойдет по старым рельсам малоэффективного производства ранне- и позднесоветских лет: неспециализированного, с большим объемом ручного труда, раздутыми штатами управленческого аппарата и т. д. Серьезная попытка обновления машиностроения была предпринята в 50-е годы, и она дала хорошие результаты, но в последующем в условиях застоя эта попытка не получила развития и захлебнулась в бюрократической рутине тупой административной системы. Этот пример иллюстрирует опасности, подстерегающие нас на пути обновления экономики. Верно говорят, что нам не хватает не столько станков, сколько ума (и совести).
Расширение производственного строительства частично может произойти за счет сворачивания строительства элитного жилья, строительства офисных и торговых помещений, которых у нас построено с избытком. Но потребуется все же немалое расширение и объема строительного производств в целом, чтобы обеспечить увеличение производственного строительства, скажем, в три раза. И здесь мы столкнемся с теми же проблемами обеспечения строительства оборудованием, и рабочей силой, о которых уже шла речь выше, когда я говорил о машиностроении. Дополнительной проблемой является воссоздание проектных организаций, которые развалены так же, как и конструкторские бюро на заводах. И опять-таки надо избежать повторения крайне неэффективного строительства раннее- и позднесоветских времен.
Каковы будут приоритетные направления производственных инвестиций в восстановительный период? В известной степени, они определяются степенью падения инвестиций в предыдущий период. Говорю "в известной степени", потому что частично это сокращение было все-таки оправдано. Это означает, прежде всего, инвестиции в сельское хозяйство, где они сократились в 20 раз, жилищно-коммунальное хозяйство, которое разваливается на глазах, инвестиционное машиностроение. Более определенно можно будет сказать, когда станет ясно реальное состояние основных фондов в хозяйстве страны.
Нет нужды долго говорить о том, что для разворота инвестиционного машиностроения нужны черные и цветные металлы, подшипники, резинотехнические изделия и т. д. Здесь расширение производства может и не потребуется. Эти отрасли сейчас работают преимущественно на внешние рынки и речь может идти о их переориентации на внутренний рынок, если конечно он будет так же выгоден и надежен, как и внешний,
Хорошие перспективы открывает расширение инвестиционного сектора перед такими отраслями, как промышленность строительных материалов, которая может вырасти примерно в 3 раза, лесной и деревообрабатывающей промышленности, работающей на нужды этого сектора, химической промышленности и для нужд инвестиционного сектора, и для нужд сельского хозяйства, где применение минеральных удобрений сократилось за 90-е годы в 10 раз, если не больше. Расширение этих отраслей потребует реконструкции и нового строительства многих предприятий.
Развитие отечественного инвестиционного сектора поставит непростые задачи и перед инфраструктурными производственными отраслями: транспортом и электроэнергетикой. И здесь положение очень непростое. Износ фондов в этих отраслях велик и они работают почти на пределе своих возможностей. Значит, нужно обновление оборудования этих отраслей и частично новое строительство, что опять-таки предъявит большие требования к строительству и инвестиционному машиностроению.
Относительно неплохие перспективы имеются для сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Эти отрасли работают для нужд массового потребителя, и его доходы должны даже несколько вырасти в связи с перераспределением доходов.
"Продвинутый" экономист наверняка заметит: а где же здесь наукоемкие отрасли, где электроника, информатика, биотехнология и т. д.? Не идет ли речь просто о воссоздании традиционной экономической структуры экономики, в то время как весь мир ее меняет? Отвечу, что для России, где в 90-е годы происходил зачастую переход к доиндустриальной экономике, возвращение к индустриальной экономике уже будет большим прогрессом. Кроме того, предлагается развитие традиционных отраслей на новой научно-технической основе, Наконец, всякому овощу свое время. Для развития новых отраслей нужна хорошая база из развитых традиционных отраслей. Даже в США поспешное развитие новых отраслей ("новая экономика") кончилось большой неудачей.
Сокращение объема личного потребления населения примерно на одну треть (исключительно за счет сокращения доходов состоятельных слоев населения) приведет также к очень серьезным изменениям в структуре экономики. Речь прежде всего идет о всем спектре рыночных услуг, который сейчас обслуживает преимущественно указанные слои населения. Этот сектор развивался очень быстро в 90-е годы, по мере роста дифференциации доходов населения. Частично, однако, этот рост был оправдан, ибо в советский период он не обеспечивал и нужды основной части населения в качественных услугах. Однако нынешняя его доля в валовом внутреннем продукте явно гипертрофирована.
Очевидно, что сокращение личного потребления населения прежде всего скажется на торговле и общественном питании. В последние годы идет (прежде всего в столицах) огромное строительство новых супер- и гипермаркетов стоимостью десятки миллионов долларов каждый. Строятся все новые и новые рестораны и кафе. Все эти дорогостоящие торговые предприятия обслуживают нужды небольшой по численности прослойки богатых людей. При предполагаемом сокращении их доходов в 3—3,5 раза возможность прибыльной работы многих из новых и даже старых аналогичных торговых заведений, по-видимому, исчезнет. Речь идет об очень серьезной экономической проблеме, ибо сейчас в этой сфере (с учетом теневой экономики) занято более 10 миллионов человек. Конечно, не может быть и речи о возврате к убогому состоянию этой сферы в советское время, но нынешние ее размеры явно гипертрофированны. Проблема осложняется и тем, что частично расширение этой сферы происходит на средства банков, ибо даже у высокодоходных торговых компаний средств для единовременных вложений стоимостью в сотни миллионов долларов нет. Это значит, что многие банки, вложившие средства в торговлю, окажутся в тяжелом положении. Впрочем, даже примерные результаты сокращения объема товарооборота на деятельность различных сегментов торговой сети определить невозможно, т. к. ее реальное финансовое состояние неизвестно. Быть может, это тот случай, когда действует поговорка, что при голоде "худой умрет, а толстый (торговля) похудеет".
Очень сильно сократится туристическая индустрия, почти полностью работающая на нужды высокосостоятельных слоев населения, в которой тоже заняты сейчас десятки тысяч людей и немалые капиталы. Серьезные потери понесет весь шоу-бизнес и бизнес развлечений. Видимо, сильно сократится система высшего образования, которая более чем на половину работает на платной основе и готовит юристов и экономистов, которые в таком количестве и особенно качестве не нужны российской экономике, и зачастую обучает студентов, которых родители посылают в вузы только для того, чтобы уклониться от военной службы или не попасть под дурное влияние улицы. Наверняка сократится платное здравоохранение и ряд других областей деятельности, обслуживающих преимущественно спрос наиболее состоятельных слоев населения. Хотя я в целях экономии места и не проанализировал развитие аналогичных других, менее значимых отраслей экономики и видов деятельности, обслуживающих спрос состоятельных слоев населения, очевидно, что речь идет об очень серьезном изменении структуры занятости населения и распределения капиталов в стране. Во многом, повторяю, должно произойти изменение в обратном направлении, чем то, которое происходило в 90-е годы. И как всякое серьезное изменение, данное изменение тоже не обойдется без серьезных проблем, связанных с приобретением новых (или восстановлением старых и забытых) трудовых навыков миллионами россиян.
Предлагаемое изменение структуры экономики серьезно повлияет на размещение производства товаров и услуг и доходов населения по регионам страны. Очевидно, что выиграют регионы, специализирующиеся на выпуске товаров и проиграют регионы, специализирующиеся на производстве услуг для состоятельных слоев населения. К последним, конечно же, относится прежде всего Москва, но также и многие другие крупные города страны, в том числе и Новосибирск. В настоящее время разрыв между уровнем жизни среднего москвича и среднего жителя остальной России превышает четыре раза, что является, во многом, следствием проживания в Москве самых богатых людей в стране и огромной прослойки населения, обслуживающей нужды этих людей и иностранцев. Можно полагать, что средний уровень доходов москвичей сократится примерно в два раза, резко сократится в Москве занятость в сфере услуг. Вместе с тем, в той же Москве вырастет хорошо развитая в прошлом производственная сфера, занятость в конструкторских бюро, проектных институтах, прикладных научных институтах. Аналогичные процессы, хотя и в гораздо меньших масштабах, произойдут в других крупных городах страны, которые приобретут более производственный, чем сервисный, характер, как сейчас.
Процесс перехода от экономики разрушения к экономике созидания продлится несколько лет. И реальный положительный эффект от него последует, при умном проведении тоже не раньше чем через несколько лет. Именно такой период нужен для реконструкции и ввода в действие новых предприятий, переобучении рабочих и инженерно-технических работников. В этот переходный период нельзя ожидать роста ВВП, будут создаваться только предпосылки для такого роста. Скорее всего, он даже несколько снизится, поскольку сокращение сферы услуг еще не будет компенсироваться ростом производственной сферы. Но без такого переходного периода крах российской экономики мне представляется неизбежным.
В порядке первого приближения (для более точной, хотя тоже примерной оценки, нужен специальный расчет) можно полагать, что к концу первого десятилетия XXI века удастся, проведя предлагаемый хозяйственный маневр, достигнуть положительных темпов роста экономики, а к концу второго десятилетия достигнуть и даже несколько превзойти уровень 1990-го года, получив экономику намного более технически оснащенную и нацеленную на удовлетворение нужд людей, чем в 1990-м году.
Я веду речь о третьей в послереволюционной России индустриализации, первая была в 30-е годы и проводилась поспешной и неэффективно (во многом вынужденно). Вторая в 50-е годы — несравненно более эффективно, но она захлебнулась в 60—80-е годы в болоте административной системы. По своим масштабам и трудностям нынешняя третья вполне сопоставима с первыми двумя. Есть риск пойти по пути первой и шанс провести ее успешно. Этот шанс нельзя упустить.
Конечно, нарисовать красивую, пусть и обоснованную, картину развития экономики гораздо легче, чем ее реализовать. Для второго надо найти адекватный общественно-экономический механизм и мотивацию трудящихся. Но это уже предмет другой статьи.
Г.И. Ханин, Д.А. Фомин.
Деньги для модернизации: сколько нужно и где их взять?
Лозунг модернизации останется очередным симулякром до тех пор, пока не будет установлено, сколько для нее нужно денег и откуда их можно взять. Эти вопросы руководители российского государства не ставят, и потому их многочисленные призывы к модернизации пока являются ничем иным, как в лучшем случае прекраснодушным мечтанием, а в худшем – демагогией и обманом.
Когда-то Наполеон говорил, что для победы в войне нужны три вещи: деньги, деньги, и еще раз деньги. То же самое можно сказать и о модернизации. Для нее нужно очень много денег (последнее, конечно, не означает, что дело ограничивается только деньгами – но об этом позже).
Причин «странного» замалчивания российскими властями цены модернизации несколько. Они не знают, сколько денег необходимо, и ни одно из экономических ведомств им об этом не сообщает, поскольку те и сами живут в мире «лукавых» цифр. Совсем недавно журнал «Эксперт» обобщил данные официальных программ модернизации российской экономики и обнаружил, что они предусматривали на период до 2020 года вложение в модернизацию основных фондов лишь 112 трлн. рублей, чего, по мнению журнала, «хватит лишь на консервацию нынешнего уровня отставания»[220]. Не помогает и официальная экономическая наука: в многочисленных прогнозах и сценариях, составлявшихся академическим и ведомственными институтами, назывались примерно те же мизерные величины. Важнейшая причина беспомощности официальных структур в отношении цены модернизации состоит в том, что они не знают и не пытаются узнать реальной стоимости имеющихся основных фондов, а без такой информации никакие расчеты не могут дать истинных результатов.
Российское руководство, не имея доброкачественной официальной экономической информации о требуемых затратах на модернизацию, пренебрегает и неофициальной, к которой она изредка обращается – и этому тоже есть объяснение. Сообщаемые нами цифры настолько велики и требуют таких серьезных жертв от населения, особенно наиболее состоятельной его части, что сообщить их людям просто страшно. И как идти на выборы с такими цифрами? Непременно возникнет вопрос и об ответственности и нынешней власти за требуемые жертвы. Нельзя же все валить на «лихие» 1990-е годы – тем более что и тогда многие представители нынешней элиты были не последними людьми во власти.
Конечно, для более или менее полного ответа на вопрос о средствах, необходимых для модернизации, нужны усилия целых научных коллективов и ряда экономических ведомств, поскольку требуются сложные расчеты и детальные оценки по отдельным отраслям (а их у нас более 400 только в промышленности). Но для определения порядка цифр годятся и укрупненные расчеты.
Первая попытка определить цену модернизации была предпринята нами еще в 2002 году, когда необходимость нового «ускорения» стала совершенно очевидной[221]. Впоследствии для проведения этих расчетов (в нем помимо авторов активно участвовала и Н. В. Копылова) использовались проводившиеся с 2003 года оценки восстановительной стоимости основных фондов в некоторых отраслях экономики. Для непосвященных в тонкости статистики и бухгалтерского учета напомним, что под восстановительной стоимостью понимается стоимость воспроизводства имеющихся основных фондов в текущих рыночных ценах. Совершенно очевидно, что при инфляции балансовая и восстановительная стоимость неизбежно расходятся – причем и тем сильнее, чем сильнее инфляция. К тому же, значительное расхождение между ними возникло еще в советский период, что тоже требовалось учесть.
Не станем приводить методологию наших расчетов: желающие могут с ней ознакомиться в наших многочисленных статьях. Отметим лишь, что к началу XXI века расхождение между восстановительной и балансовой стоимостью по ряду отраслей экономики составило 4-5 раз и более (близкие оценки делались тогда и другими авторами – например, С. Ю. Глазьевым и К. К. Вальтухом, но они не подкреплялись конкретными расчетами). Корректировка официальной стоимости основных фондов на этот коэффициент позволила установить тогда, пусть и примерно, их реальную стоимость, что открывало путь к определению необходимых объемов инвестиций в модернизацию основных фондов для обеспечения быстрого экономического роста.
В течение 2003-2007 годов нами определялся уровень недооценённости основных фондов в новых секторах экономики России; в частности, важное значение имела оценка состояния основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, которая выявила потребность в огромном (14 трлн. рублей) объеме капиталовложений, необходимом для недопущения краха этой жизненно важной отрасли.
Прежде чем излагать наши расчеты нужных для модернизации средств, напомним, что они состоят из вложений в обновление физического капитала (в котором основную роль играют основные фонды – здания, сооружения, оборудование и некоторые другие менее крупные компоненты), оборотного капитала (запасов материалов, незавершенного производства, готовой продукции) и человеческого капитала (куда относятся текущие расходы на образование, здравоохранение и науку).
В 2010 году нами тремя независимыми методами была определена восстановительная стоимость основных фондов промышленности России в 2005-2008 годы. В этот период она превысила их балансовую стоимость в 6,9 раза[222] – значительно больше, чем в конце 1990-х годов в индустриальном секторе. Тогда по другим отраслям экономики (кроме транспорта и строительства, расчеты по которым не производились) соотношения между восстановительной и балансовой стоимостью оказались в 2 и более раза выше, чем в промышленности[223]. Не имея возможности заново произвести расчеты восстановительной стоимости по всем отраслям, примем, что по всей экономике отношение восстановительной стоимости к балансовой составляет минимум 8:1. В начале 2008 года объем основных фондов в России составил по балансовой полной стоимости 64,4 трлн. рублей, в начале 2009 года – 74,4 трлн. рублей[224]. Средняя величина – 69,4 трлн. рублей, что соответствует полной восстановительной стоимости в 555,2 трлн. рублей. Вследствие различной степени износа старых основных фондов в дорогих рублях и новых в дешевых рублях реальный износ основных фондов намного выше официального. В 2001 году нами был рассчитан реальный износ основных фондов для электроэнергетики, который превысил официальный на 22,1 процентных пункта – что, если экстраполировать эту разницу на всю экономику, указывало на реальный износ всех основных фондов в размере 67,9%[225]. Вряд ли с тех пор он снизился. Исходя из этой величины остаточная восстановительная стоимость основных фондов составит 178,2 трлн. рублей.
Полученные значения полной и остаточной восстановительной стоимости основных фондов в 2008 году позволяют рассчитать примерную потребность в инвестициях при различных гипотезах ежегодного роста ВВП за счет наращивания основных фондов при неизменной структуре экономики. При гипотезе о росте ВВП на 8% ежегодно потребуется 11,04 трлн. рублей для возмещения физического износа в размере 2% от полной восстановительной стоимости основных фондов и еще 14,25 трлн. рублей для роста их остаточной восстановительной стоимости на 8% ежегодно – итого 25,29 трлн. рублей при реальном показателе инвестиций в экономику в размере 8,76 трлн. рублей. «Дефицит» в размере 16,53 трлн. рублей составляет более 80% от объема личного потребления населения в 2008 году[226]. Ввиду невозможности мобилизовать такие средства, снизим ежегодные темпы роста ВВП и основных фондов до 3%. Тогда потребность в капитальных вложениях составит те же 11,04 трлн. рублей для возмещения физического износа и 5,34 трлн. рублей для обеспечения прироста основных фондов – то есть 16,38 трлн. рублей, или на 7,62 трлн. рублей больше, чем было реально инвестировано в 2008 году.
Следует обратить внимание на то, что объем капвложений в 2008 году был меньше физического износа основных фондов, что означало их ежегодное снижение на 2,28 трлн. рублей или на 1,3%. Следовательно, при выходе на максимум использования производственных мощностей (что как раз и произошло в 2008 году) Россию ожидает такое же примерное ежегодное сокращение ВВП вместо намечаемого правительством его роста на 3-4% ежегодно до 2013 года и чуть ли не на 7-8% после 2013 года...
Начиная с 2005 года, потребность в средствах для модернизации определялась нами только по физическому капиталу. Для полного учета необходимых вложений нужно дополнить исчислявшиеся нами инвестиции в основные фонды вложениями в оборотные. В 2008 годы инвестиции в основные фонды составили по Российской Федерации 8,76 трлн. рублей[227]. По данным статистики национальных счетов США (российским данными пользоваться невозможно ввиду их многочисленных искажений) на 1 рубль основных фондов в период экономического подъема приходилось примерно 6 копеек оборотных фондов[228]. Следовательно, при росте капитальных вложений на 7,62 трлн. рублей требуется ежегодный прирост оборотных фондов на 460 млрд. рублей, а всего дополнительные вложения в физический капитал составят 8,08 трлн. рублей.
В случае данного увеличения доля фонда накопления в ВВП составила бы 41,6%. Этот показатель – один из самых высоких в мире и вряд ли можно его превысить (хотя такие примеры имеются, например, в КНР). При этом мы исходим из обоснованности оценки российского ВВП, в которой, однако, нет полной уверенности из-за неясности с обоснованностью учета официальной статистикой размера теневой экономики.
Интересный (и интригующий) вопрос состоит в том, почему практически во всех странах доля фонда накопления свыше 40% ВВП обеспечивала ежегодный рост ВВП на 7-8% и более, а в России – лишь на скромные 3%. Основная причина состоит в том, что Россия унаследовала огромный и устаревший физический капитал СССР, в связи с чем большая часть фонда накопления (26,5% ВВП или почти 2/3) тратится на возмещение его физического износа, в то время как другие страны проводили модернизацию, имея минимальный объем основных фондов. К тому же в России модернизации препятствует значительно более косный социальный и человеческий капитал. Он мешает осуществлять менее фондоемкие структурные сдвиги, играющие столь важную роль в ряде других стран. Немалую негативную роль играют и менее благоприятные климатические и транспортные условия, порождающие дополнительные капитальные затраты. Но есть в этом вопросе и статистическая проблема. По расчетам паритета покупательной способности валют, проводившихся в разные годы Евростатом в рамках программы международных сопоставлений ВВП в секторе фонда накопления, этот паритет для России на 7-8 процентных пункта ниже, чем по расчетам российской статистики национальных счетов. Результаты этих расчетов Евростата совпадают с проводившимися нами альтернативными расчетами динамики розничных цен и оптовых цен на инвестиционные товары с 1990 года. Если следовать этой методике, то реальная доля фонда накопления после перераспределения доходов и сокращения отдельных статей бюджета составит не 41,6% ВВП, а 33-34%. Для того, чтобы поднять ее до 41,6%, придется дополнительно изыскать дополнительно еще около 3 трлн. рублей. Но тогда и ежегодные темпы роста ВВП могут возрасти до уже достаточно высоких 4% в год за пределами 2015 года. Это потребует сокращения фонда личного потребления домашних хозяйств еще на 15 процентных пунктов.
Для определения полной величины вложений в модернизацию экономики надо учесть также дополнительные вложения в человеческий капитал. Методика их определения, как и исчисления величины человеческого капитала, в России отсутствует. Вполне очевидно лишь то, что в 1990-е годы произошло сокращение инвестиций в этот сектор, сходное по масштабам со снижением вложений в физический капитал. Лишь частично это сокращение было компенсировано ростом в 2000-е годы. Об убогости сферы человеческого капитала в России свидетельствуют низкая оплата труда преподавателей, врачей и научных работников, бедность библиотек, учебного, научного и медицинского оборудования и многие другие хорошо известные факты. Поэтому мы исходим из необходимости увеличения вложений в эту сферу в те же 1,87 раза, что и по физическому капиталу. В качестве текущих вложений мы приняли валовую добавленную стоимость, созданную в данном секторе: в 2008 году она составила в сфере образования в 960 млрд. рублей, в здравоохранении – 1,19 трлн. рублей[229], затраты на НИОКР – 430 млрд. рублей[230], а всего по трем отраслям – 2,58 трлн. рублей. Их требуется увеличить до 4,82 трлн. рублей, т. е. на 2,24 трлн, рублей. Совокупные же вложения в физический и человеческий капитал в год требуется увеличить на 10,32 трлн. рублей. Из этой суммы по самому оптимистическому сценарию за счет дополнительного притока иностранного капитала вряд ли может быть получено больше 10 млрд. долл., или 300 млрд. рублей. Таким образом, нужно найти 10,02 трлн. рублей, или 50,1% от объема личного потребления домашних хозяйств в 2008 году.
Цифра сокращения уровня жизни населения, конечно, колоссальная. Есть от чего российским руководителям и всему населению России прийти в ужас. Но ясно, что за отсталость и ее преодоление приходится (и всегда приходилось) платить очень дорого. Не являлись ли ужасы петровской и сталинской модернизации такой дорогой платой за предыдущую многовековую отсталость и счет за них следует по справедливости предъявить предыдущим правителям России? И нынешний счет можно предъявить не только руководителям последних 20 лет, но и предыдущих 20 лет брежневского благополучия и популистских структурных горбачевских реформ, подрывавших человеческий и физический капитал страны.
Хочется обратить внимание на то, что ценой колоссальных усилий и материальных жертв удастся достигнуть весьма скромного результата в 3% ежегодного прироста ВВП. И то не сразу: потребуется несколько лет для выработки программы модернизации, необходимой законодательной базы, проектных и строительно-монтажных работ на новых или реконструируемых предприятиях, обучения для них кадров и освоения ими новой техники. Будет успехом, если в 2020 году Россия сумеет по объему ВВП достичь уровня 1987 года, от которого сейчас она отстает, по нашим подсчетам, примерно на 20%. Осуществить программу прорыва будет крайне сложно, поскольку за последние годы мы почти извели хороших экономистов, юристов, проектировщиков, строителей и квалифицированных рабочих и инженеров, погубили собственное инвестиционное машиностроение. Так что для модернизации нам не хватает не столько денег, сколько ума. К тому же очень серьезные проблемы возникнут в связи с сокращением трудовых ресурсов и необходимостью их грандиозного перераспределения между отраслями народного хозяйства. Существенные трудности связаны и с обеспечением такого роста энергетическими ресурсами. Скорее всего, потребуется заметно сократить их экспорт, что окажется затруднительно и с точки зрения выполнения принятых долгосрочных обязательств, и с точки зрения финансирования импорта и выплаты долгов. Еще более сложные проблемы возникнут с двумя ключевыми инфраструктурными отраслями, которые работают на пределе своих производственных возможностей: электроэнергетикой и железнодорожным транспортом. Здесь не поможет внешнеэкономический маневр, а расширение их производственных возможностей требует длительного времени для проектирования и строительства новых объектов или их реконструкции.
Нами специально для данной статьи был произведен и более детальный расчет соотношения между восстановительной и балансовой стоимостью основных фондов. Средняя величина соотношения основана на отраслевой структуре балансовой стоимости основных фондов в 2008 году и охватывает 83,6% общего их объема в этом году. Среди важнейшей неохваченной, по понятным причинам, части их стоимости укажем на стоимость военной техники и военных сооружений. Результаты представлены в Таблице 1.
Таблица 1