Прежде всего, зададимся вопросом: насколько необходимо было проведение приватизации в России в прошлом и нужно в настоящем, тем более в массовом, ускоренном и приказном порядке? Ряд обстоятельств подтверждает правомерность постановки этого вопроса. На начальном этапе приватизации:
1) Передача государственной и муниципальной собственности в частную проводилась в условиях недостаточности законодательной базы. Вопрос: зачем тогда было торопиться? Случаи, когда торопливость оправданна, всем хорошо известны.
2) Отсутствовал полный перечень объектов государственной и муниципальной собственности и их окончательное разграничение на федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную. Вопрос: куда исчез «советский» перечень? Эта тайна покрыта мраком.
3) Не было выполнено предварительное условие приватизации монополизированной экономики СССР – её демонополизация. В итоге от государственной монополии произошел переход к господству частной монополии или, в лучшем случае, к частной олигополии.
|
|
4) Приватизация проводилась без установления реальной цены приватизируемого имущества (а сейчас мы знаем?) Вопрос: как можно продавать имущество, не зная его рыночной цены? Можно, если только наперед знать, кому достанется наиболее ценное имущество. Но тогда это не приватизация, а, как признал нынешний гарант Конституции России, растаскивание национального богатства.
5) Наконец, отсутствовал (как и поныне) действенный парламентский и общественный контроль хода приватизации. Вопрос: кто противился и продолжает противиться установлению такого контроля?
Ключевой вопрос – нужна ли была в принципе приватизация в России? На наш взгляд, если и была нужна, то, во-первых, для ликвидации фактической монополии государственно – бюрократической собственности. Во-вторых, для передачи в негосударственную собственность нерентабельных производств, лежащих тяжелым бременем на бюджетах всех уровней (в тех случаях, когда такая передача была экономически и социально оправданна). В-третьих (главный, с точки зрения власти), для создания экономического фундамента изменившегося в стране политического режима. За скобками остаётся вопрос: является ли это благом для нашей страны существующий режим и возводимый им экономический фундамент?
Отвечая на вопрос о необходимости приватизации в настоящее время, заметим, что дело не в тривиальном замещении государственно-бюрократической собственности частной, а в использовании всего накопленного в мире арсенала средств эффективного управления собственностью независимо от того, кто является ее титульным владельцем.
|
|
Приватизация в России отодвинула и отодвигает на второй план иные инструменты реформирования государственной собственности: передачу казенного имущества в аутсорсинг, аренду, доверительное управление, концессию и другие механизмы управления, не связанных с переходом имущественных прав, использование которых приводит к повышению социально-экономической эффективности хозяйствующих субъектов.
Практика показывает, что результативность работы хозяйствующих субъектов напрямую не связана со сменой форм собственности. Она определяется рядом других обстоятельств: качеством управления, трудовым потенциалом, степенью вовлечения работников в управление производством и распределение его результатов, способностью к инновациям и многими другими.
Другой вопрос – насколько своевременно был дан старт приватизации и её новой волны в условиях, когда в стране наблюдался (и наблюдается до сих пор) ярко выраженный экономический, политический, социальный и духовный кризис? В мире есть немало свидетельств того, что проведение приватизации эффективно только в условиях стабильности в экономике и обществе, по крайней мере, относительной.
Еще один важный аспект. Приватизированные предприятия в 90-х годах прошлого века «загонялись» в основном в единственную организационную форму — открытое акционерное общество (ОАО). Был побит мировой рекорд. Так, например, в США, которые идеологи российской приватизации взяли за образец, на несколько тысяч открытых акционерных обществ приходится несколько миллионов закрытых. Известно, что форма ОАО в наибольшей степени способствует концентрации капитала в силу отсутствия каких-либо ограничений на куплю-продажу его акций. В результате подобной «операции» в России произошла сверхконцентрация капитала у представителей власти и близких к ней лиц.
Лидеры нынешнего думского большинства, формально признав обоснованность критики монополизма ОАО, «провели» поправки в закон о приватизации, которые предусматривают принудительное преобразование большей части приватизированных предприятий в общества с ограниченной ответственностью (ООО), число участников которых не может превышать пятидесяти. В этом случае процесс концентрации собственности (когда большая часть акционеров ОАО лишится статуса сособственников его капитала, а собственниками долей в ООО станет узкий круг лиц) получит новое ускорение со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. К ним, прежде всего, следует отнести усиливающийся рост социального и имущественного расслоения в обществе, а также углубление отчуждения большей части населения от принятия экономических и политических решений, умножение всевластия крупного частного капитала и окончательная утрата доверия большинства граждан к государству, которое лишь объявлено социальным.
Целесообразность приватизации на современном этапе, в немалой степени, зависит от оценки реальной угрозы усиления экспансии иностранного капитала при её проведении (государственная форма собственности, по крайней мере, формально препятствует этому процессу). В первую очередь, речь идет о транснациональных корпорациях, которые получили широкий доступ к ресурсам России, относящихся к категории стратегических не номинально, а по существу. Как заметил В.Путин, мы «зарубежные капиталы... подпускаем к действительно «лакомым кускам», в частности в топливно-энергетическом комплексе»[201].
Как известно, российский законодатель увеличил долю участия иностранных инвесторов, в т.ч. в предприятиях, имеющих стратегическое значение с 10% до 25%[202]. В случае акционерного общества, созданного при приватизации, иностранным инвесторам недостает лишь одной акции (!) для владения блокирующим пакетом акций. Как известно, обладание 25% акций достаточно для доступа ко всей (!) информации о предприятиях, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
|
|
Нетрудно предсказать неблагоприятные последствия для российских стратегических предприятий с точки зрения расширения возможностей их поглощения зарубежными компаниями после вступления России в ВТО. В особенности это может коснуться тех отечественных предприятий, которые в этом случае станут неконкурентоспособными не только на внешнем, но и на внутреннем российском рынке, что облегчает скупку отечественных активов подставными компаниями, аффилированными с основными иностранными монополистами[203].