Мир и «зеленая» экономика

Состоявшаяся в июне 2012 г. в Рио-де-Жанейро круп­нейшая в XXI в. Конференция ООН (Рио+20) фактически подвела итоги двадцатилетних попыток человечества изменить традицион­ную модель развития и перейти к новой модели, предусматриваю­щей переход к устойчивому развитию. Критическая необходимость такого перехода впервые была заявлена в Рио-де-Жанейро в 1992 г. К сожалению, в целом итоги прошедших двух десятилетий были при­знаны неутешительными, негативные тренды сохранились и углуби­лись.

Необходимость разработки новых путей развития человечества и экономики уже давно осознается мировым сообществом. Еще в конце 1980-х – начале 1990-х гг. целесообразность трансформации традиционной модели развития породили новые концептуальные и методологические подходы к оценке развития общества и экономи­ки, в частности, две новые теории, оказавшие огромное влияние на обсуждение новых моделей развития и сформировавшиеся в рамках структур ООН: устойчивое развитие (sustainable development) и раз­витие человеческого потенциала (human development). Необходи­мость решения экологических проблем для прогресса человечества нашла свое отражение в принятых всеми странами мира глобальных «Целях развития тысячелетия» ООН (Millennium Development Goals)[242], в которых одна из целей связана с обеспечением экологической ус­тойчивости.

За последнюю четверть века наблюдался значительный рост ми­рового ВВП в четыре раза, что повысило уровень жизни сотен мил­лионов человек. Однако такой рост во многом был достигнут благо­даря глобальному истощению природного капитала и деградации экосистем. В 2000-е гг. в мире резко обострились экологические проблемы: растущий дефицит пресной воды и продовольствия, измене­ние климата, сокращение биоразнообразия и лесов, опустынивание и многие другие. Негативные экологические тренды могут стать в предстоящие десятилетия причиной роста на 30-50% мировых цен на продовольствие в реальном исчислении и увеличат нестабиль­ность цен, что резко ухудшит положение бедного населения. Наи­большие риски ожидают 1,3 млрд. людей, занятых в сельском хозяй­стве, рыболовстве, лесном хозяйстве, охоте и собирательстве.

Усиление экологических ограничений привело к осознанию и в теории, и на практике необходимости формирования нового типа экономического развития в мире, выработки нового «зеленого» эко­номического курса. Контуры такого курса предложены в инициати­вах ООН по переходу к «зеленой» экономике (green economy), про­граммах зеленого роста (green growth) стран ОЭСР (2008-2012)[243]. Во­просы перехода к «зеленой» экономике стали центральными в Рио-де-Жанейро в 2012 г. В международных документах все шире исполь­зуются термины «зеленая промышленность» (green industry), «зеле­ные рынки» (green markets), зеленая занятость (green jobs) и другие термины с прилагательным «зеленый». Все чаще говорят о «зеленых инновациях», под которыми подразумеваются новые технологии с минимальным воздействием на окружающую среду (альтернативная энергетика, электротранспорт, биотопливо и т. д.).

По определению, данному в докладах ЮНЕП, зеленая экономика определяется как экономика, которая повышает благосостояние лю­дей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом сущест­венно снижает риски для окружающей среды и ее деградации[244]. Важ­ными чертами такой экономики являются:

· Эффективное использование природных ресурсов;

· Сохранение и увеличение природного капитала;

· Уменьшение загрязнения;

· Низкие углеродные выбросы;

· Предотвращение утраты экосистемных услуг и биоразнооб­разия;

· Рост доходов и занятости.

Зеленая экономика часто рассматривается в контексте борьбы с глобальным изменением климата и перспективного направления выхода из финансово-экономического кризиса. Приоритетной чер­той ее роста является радикальное повышение энергоэффективно­сти. В связи с этим широкое распространение получил термин «низ­коуглеродная» экономика (lowcarbon economy).

Концепция зеленой экономики не заменяет собой концепцию устойчивого развития. Однако сейчас все более широко признается тот факт, что достижение устойчивости почти полностью зависит от формирования «правильной» экономики. За прошедшие десятилетия человечество создавало новые богатства на основе антиэкологичной модели «коричневой» экономики. Устойчивость остается важнейшей целью, но для ее достижения необходимо сделать мировую экономи­ку зеленой.

В настоящее время наблюдается все больше признаков появле­ния новой экономической модели в мире и отдельных странах, при которой за рост благосостояния не надо платить повышением эколо­гических рисков, ростом дефицита природных ресурсов и загрязне­нием окружающей среды.

Формированию «зеленой» экономики способствовал и мировой кризис. Многие государства активно разрабатывают антикризисные программы, в которых значительное место занимает экологическая компонента. Страны «двадцатки» из 3,3 млрд. долл., финансируемых в пакете государственных мер на стимулирование экономики, почти 16% (522 млрд.долл.) выделяют на «зеленые» инвестиции[245]. По дан­ным исследования HSBC экологическая составляющая в пакете анти­кризисных мер составила: в США, Канаде, Германии от 8 до 13%, Франции – 21%, Китае – 38%, Южной Корее – 81%. В США в соответ­ствии с принятым в 2009 г. законом «О восстановлении и реинвести­ровании американской экономики» федеральное правительство должно инвестировать 90 млрд. долл. для стимулирования иннова­ций и роста в «зеленом» бизнесе, технологий, энергосбережения, а также увеличения количества «зеленых» рабочих мест[246]. Скандинав­ские страны идут на радикальную реструктуризацию экономики в пользу отраслей, производящих экологически совместимые новые виды технологий, продуктов и услуг. В условиях кризиса такая рест­руктуризация будет осуществляться за счет государственной под­держки экологически передовых видов деятельности при минималь­ной поддержке традиционных производств.

Стремление стран Европейского сообщества сократить к 2020 г. выбросы парниковых газов на 20%, повысить энергоэфективность на 20% и довести долю возобновимых источников энергии до 20% (план 20:20:20) радикально изменяет экономику Европы. Реальность этих амбициозных планов подтверждают сложившиеся тенденции. Провозглашаемое США стремление сократить выбросы на 50% к 2050 г., а затем и на 80% к 2080 г. также окажет огромное воздейст­вие на темпы инноваций и структурные изменения.

Уже в ближайшем будущем ключевым определением для пере­довых экономик мира станет «низкоуглеродная экономика» с ее вы­сокой энергоэффективностью и минимальным воздействием на кли­матическую систему. А реализация энергетических и климатических приоритетов автоматически означает резкое снижение экологиче­ского давления в силу тесной корреляции величин энергопотребле­ния, использования природных ресурсов, выбросов парниковых га­зов и объемов загрязнений. Все это означает, что в ближайшие деся­тилетия развитые страны будут иметь экономику с новой инноваци­онной и технологической основой, важнейшей характеристикой ко­торой будет минимальное воздействие на окружающую среду. Кому из развитых стран лет через 20-30 будут нужны в больших объемах нефть и газ? Ответ на эти новые изменения глобального энергетиче­ского рынка является чрезвычайно важным для России в связи необ­ходимостью колоссальных инвестиций в новые сложные и малорен­табельные месторождения на шельфах и в вечной мерзлоте.

Экологические приоритеты, наряду с развитыми странами, на­чинают играть все большую роль и в странах, где традиционно инте­ресы охраны окружающей среды были подчинены экономическому росту. В этом отношении характерно изменение политики Китая, страны со второй по размерам экономики мира и тяжелой экологи­ческой ситуацией. Эта страна запускает самую крупномасштабную экологическую реформу за время своей истории. Пятилетний «зеле­ный» план, вступающий в силу в 2011 году, предполагает введение новой системы экологического регулирования, нацеленной на сни­жение уровня загрязнения окружающей среды и природных ресур­сов, продвижение чистых технологий в производство и создание так называемого зеленого налогообложения, в рамках которого основ­ная налоговая нагрузка будет ложиться не на труд, а на потребляе­мые ресурсы. Кроме того, разрабатывается новая система рыночных экологических платежей на выбросы, пакет нормативов на удельные выбросы парниковых газов, а также внутренняя схема торговли кво­тами на выбросы. Еще одна обсуждаемая идея — переход с системы оценки эффективности экономического развития, основанной на подсчете роста ВВП, на систему, основанную на индексе устойчивого развития. В общей сложности Китай планирует вложить не менее 3 трлн. юаней ($468 млрд.) в реализацию программ охраны окружаю­щей среды на ближайшие пять лет[247]. Предполагается, что мультипли­кативный эффект у зеленой индустрии в 8-10 раз больше, чем у дру­гих секторов промышленности.

О необходимости перехода к новому экологически адаптиро­ванному типу развития говорят и в России. Представлявший Россию на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (2012) Председатель Прави­тельства РФ Д. А. Медведев подчеркнул, что «общество, экономика и природа – неразделимы. Именно поэтому нам нужна и новая пара­дигма развития, которая способна обеспечить благосостояние обще­ства без избыточного давления на природу. Интересы экономики, с одной стороны, и сбережение природы, с другой стороны, должны быть сбалансированы и должны ориентироваться на долгосрочную перспективу. При этом необходим инновационный рост и рост энер­гоэффективной, так называемой «зелёной» экономики, который, безусловно, выгоден всем странам»[248].

В целом, очевидно, что в мире экологический фактор становится все более важным приоритетом для формирования новой экономи­ки, модернизации, технологического обновления. В дальнейшем предлагается мобилизовать и перестроить глобальную экономику в направлении увеличения инвестиций в чистые технологии и «при­родную» инфраструктуру, стимулировать экологизацию экономики, вернуть рынки к нормальному функционированию и избежать катастрофических последствий глобального изменения климата. Реали­зация нового зеленого курса предполагает минимизацию использо­вания невозобновимых полезных ископаемых для производства электроэнергии за счет инвестиций в возобновляемые энергоносите­ли, а также обязательность энергосбережения. Все эти мероприятия позволят снизить спрос и затраты на энергию, а также ее стоимость.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: