Графический способ расчета

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАДИОЛОКАТОРА

ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ

СУДОВ

 

Курс лекций

 

Севастополь

2020


 

Цель курса лекций - формирование у судоводителей умения и профессиональных навыков решения задач на маневренном планшете и подготовка их к тренировкам на радиолокационном тренажере.

Приведены необходимые теоретические сведения и схемы решения типовых задач радиолокационной прокладки, особенности применения МППСС-72, маневрирование судов при любом состоянии видимости, общие рекомендации по предотвращению навигационных аварий, проработка которых позволит судоводителю освоить технику решения задач по использованию радиолокатора для расхождения с другими судами, уверенно маневрировать для избежания навигационных аварий.

 

Курс лекций предназначен для  СПО теоретической подготовки производственной практики по ПМ.1  может быть использован также студентами специальности "Судовождение"

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

  Введение ……………………………………………………………... 5
  Терминология и условные обозначения …………………………… 5
1. Использование радиолокационных станций в судовождении …… 8
2. Технико-эксплуатационные характеристики РЛС ………………... 10
3. Навигационные характеристики РЛС ……………………………... 13
4. Настройка РЛС ……………………………………………………… 19
5. Выполнение измерений пеленга и дистанции …………………….. 19
6. Возможности радиолокационной информации …………………… 20
7. Ограничения РЛС …………………………………………………… 21
8. Выбор шкал дальности ……………………………………………... 22
9. Использование РЛС для расхождения судов ……………………… 23
10. Радиолокационное наблюдение ……………………………………. 25
11. Радиолокационная прокладка ……………………………………… 27
12. Понятие о векторах …………………………………………………. 29
13. Объективные закономерности перемещения эхо-сигналов судов. 31
14. Основные положения относительного движения ………………… 39
15. Два способа построения векторных треугольников ……………… 41
16. Устройство маневренного планшета ………………………………. 43
17. Закономерности относительного движения ………………………. 45
18. Обработка радиолокационной (РЛ) информации...………………. 51
19. Графический способ расчета маневра безопасного расхождения (МБР) судов …………………………………………………………..   56
20. Рекомендации по ведению графической радиолокационной прокладки и ведению таблицы обработки РЛ информации …………..   61
21. Последовательность построений при расчете маневра безопасного расхождения ………………………………………………………   62
22. Расчет МБР методом изменения курса судна-наблюдателя……… 66
23. Расчет МБР методом изменения скорости ………………………… 68
24. Расчет МБР методом одновременного изменения курса и скорости ……………………………………………………………………. 70
25. Расчет МБР судном-наблюдателем, находящимся в дрейфе …….. 71
26. Расчет МБР с неподвижным объектом …………………………….. 73
27. Расчет МБР с целью-сателлитом …………………………………... 74
28. Расчет МБР с группой целей ……………………………………….. 76
29. Выбор вида маневра по графическим характеристикам ситуации 78
30. Особенности использования РЛС при плавании в стесненных водах и района с разделением движения ……………………………..   80
31. Непрерывный контроль при плавании в узкости …………………. 85
32. Плавания от ориентира к ориентиру ………………………………. 86
33. Рекомендации по предотвращению навигационных аварий …….. 87
34. Организация наблюдений …………………………………………... 98
35. Выбор величины безопасной скорости в зависимости от качества и полноты наблюдения ……………………………………………...   103
36. Маневрирование судов ……………………………………………... 112
37. Организация вахты ………………………………………………….. 130
  Приложение А. Рекомендация по эксплуатационным требованиям к радиолокационному оборудованию …………….…………….   139
  Библиографический список ………………………………………… 144

ВВЕДЕНИЕ

 

Цель курса лекций - помочь судоводителю оценить уровень своих знаний в вопросах использования информации, полученной от всех имеющихся на судне радиолокационных средств для предупреждения столкновений. Закрепить полученные на навигационном тренажере знания и навыки. Правильно толковать и грамотно применять МППСС-72 в части предотвращения навигационных аварий.

В курсе лекций невозможно охватить все случаи, которые могут встретиться на практике, однако он поможет судоводителям, учитывая в каждом случае конкретную обстановку, правильно организовать радиолокационное наблюдение, критически отнестись к судовым радиолокационным средствам, грамотно оценить ситуацию и выбрать наиболее эффективный маневр для избежания опасного сближения.

 

 

ТЕРМИНОЛОГИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ|

 

Дбез    - дистанция безопасного расхождения - минимальное расстояние, на котором судно-наблюдатель может предпринять в случае необходимости эффективные меры предотвращения столкновения. Назначается капитаном в зависимости от конкретных обстоятельств и условий плавания.

Дкр    - дистанция кратчайшего сближения - минимальное расстояние, в котором судно-цель, следуя изначальным курсом, пройдет от судна-наблюдателя. Измеряется величиной перпендикуляра, проведенного к линии относительного движения из центра маневренного планшета. Характеризует степень линейной опасности цели. Один из главных элементов полной радиолокационной информации.

Дпер        - дистанция пересечения курсов: курса судна-наблюдателя судном-целью или наоборот, цели наблюдателем.

Дотх         - дистанция отхода, т. е. расстояние, на которое судно сместится относительно линии первоначального курса в результате выполненного маневра.

Д       - дистанция, полученная на момент взятия пеленга на объект с помощью радиолокатора. Элемент радиолокационной информации. Когда целей несколько, для обозначения принадлежности определенной из них маркируется при необходимости буквой, присвоенной объекту.

S       - плавание, путь.

Sкр    - плавание от точки последнего определения (точка "3") до точки кратчайшего сближения.

Sпер   - плавание от точки последнего определения (точка "3") до точки пересечения курса.

Sрасх  - плавание от точки поворота на курс маневра или точки изменения скорости (точки "4) до точки возвращения к изначальному (генеральному) курсу.

ЛОД - линия относительного движения.

ОЛОД - ожидаемая линия относительного движения. Рассчитывается путем проведения касательной к окружности с радиусом, равным Д без описанной при центре маневренного планшета.

ЛОМ - линия окончания маневра. Линия по которой судно-цель продолжит движение после возвращения судна-наблюдателя к изначзльному курсу. В общем случае ЛОМ параллельна ЛОД.

СООК - сектор опасных относительных курсов. Образуется двумя ОЛОД, проведенными из точки упреждения (точка "4"), проведенными по касательной к окружности с радиусом Д без при центре маневренного планшета.

СО    - одна из границ сектора опасных относительных курсов. Каждая из них параллельна соответствующей ОЛОД, обратна по направлению и проводится из точки 3 изначального треугольника скоростей.

КМВ - круг маневренных возможностей.

Т       - моменты судового времени.

t        - период времени.

tкр     - время кратчайшего сближения. Определяется как отношение плавания от точки последнего определения до точки кратчайшего сближения к относительной скорости. Характеризует степень временной опасности.

tпер    - время пересечения курсов. Определяется как отношение плавания от точки последнего определения до точки пересечения.

tрас     - время расхождения. Определяется как отношение плавания курсом расхождения к относительной скорости, или как разность между моментами возвращения к генеральному курсу и моментом поворота на курс маневра.

- относительные позиции цели, нанесенные на планшет по пеленгам и дистанциям, кроме контрольной точки (точка "2"), точки упреждения (точка "4") и счислимой точки возвращения к генеральному курсу (точка "5").

-        - контрольная точка. Наносится в изначальном треугольнике скоростей с периодом равным половине базового цикла наблюдений.

-        - точка упреждения. Наносится на лод по времени упреждения, полученному после полной оценки ситуации.

-        - точка возвращения маневрирующего объекта к изначальному (генеральному) курсу. Ее положение определяется пересечением ОЛОД - ЛОМ.

-        - точка положения конца вектора судна-наблкжателя, соответствующая маневру безопасного расхождения (точка "1'").

         - точка относительной позиции маневрирующего объекта (в нашей методике - судна-наблюдателя) - центр планшета. Начало вектора судна-наблюдателя, Мо.

         - точка начала вектора маневрирующего объекта, вынесенная на периферию маневренного планшета для создания векторного треугольника скоростей прямого построения и расчетов маневра, Мо.

      - вектор.

н           - вектор судна-наблюдателя.

н    - вектор судна-наблюдателя новый, соответствующий значению маневра расхождения.

ц     - вектор судна-цели.

ц    - вектор судна-цели новый, после изменения целью параметров движения.

о     - вектор относительного движения.

о   - вектор относительного движения новый, полученный в результате изменений участниками расхождения своих параметров движения.

ИК    - курс, истинный курс.

Кн     - курс судна-наблюдателя.

Кц     - курс судна-цели.

К’н    - курс судна-наблюдателя новый.

К’ц    - курс судна-цели новый.

Ко     - курс относительный.

К’о    - курс относительный новый.




V       - скорость.

Vн            - скорость судна-наблюдателя.

V’н          - скорость судна-наблюдателя новая.

Vц            - скорость судна-цели.

Vц           - скорость судна-цели новая.

Vо            - скорость относительная.

V’о          - скорость относительная новая.

 

Номиналы параметров позиций и движения измеряются:

дистанции                         - в целых и десятых долях мили;

скорости                      - в целых и десятых долях узла;

периоды времени        - в минутах;

моменты                      - в часах и минутах по судовым часам.


1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СТАНЦИЙ

В СУДОВОЖДЕНИИ

 

Современное судовождение на море претерпевает эпоху смены приоритетов в технических средствах обеспечения навигации. Повсеместно используются глобальные системы определения места судна, электронные карты, на морских судах валовой вместимостью 10 тыс. рег. т и более установлены системы автоматизированной радиолокационной прокладки (САРП).

Оборотной стороной происходящих перемен является потеря судоводительским составом навыков в выполнении основных элементов судоводительской работы - определения места судна астрономическими способами, поправки компаса, места судна визуальными способами; ведение письменного и графического счисления; опознание береговой черты с использованием радиолокационной станции (РЛС) и определение места судна по береговым ориентирам; расчет поправок на ветровой дрейф и снос течением; решение задачи расхождения на маневренном планшете и ряд других.

Несмотря на увеличение водоизмещения современных судов и скоростей их хода, оборудование современными средствами навигации и управления на море, ежегодно 3-4 судна пропадают без вести, происходит в среднем около 220 аварий, в том числе 24 столкновения. Принято считать, что около 10% аварий происходит в результате форс-мажорных обстоятельств, около 15% является следствием отказа технических средств управления судном, судовых систем и устройств. Оставшиеся 75% относят к субъективным причинам, которые характеризуют обобщенным понятием - влиянием «человеческого фактора».

Как показывает анализ большинства навигационных аварий, они происходят не из-за отказа технических средств навигации и управления движением судна, а по причине неготовности судоводителя принимать решения, адекватные складывающейся ситуации. Другими словами - у него недостаточно профессиональной подготовки.

Квалификация судоводителя определяется суммой навыков в выполнении различных элементов судоводительской работы. Из-за неиспользования отдельные навыки теряются, и требуется периодическое их восстановление. Наиболее часто штурману приходится решать задачу расхождения судов при совместном плавании, она существенно усложняется при маневрировании в стесненных условиях и ограниченной видимости.

Задачу выбора маневра при расхождении судов в море штурману приходится решать наиболее часто при повседневной работе на мостике. Основные трудности, с которыми сталкивается судоводитель при ручном решении указанной задачи, заключаются в запаздывании информации о параметрах движения и действиях встречных судов ко времени принятия решения и необходимости маневрирования на основании неполной или недостоверной информации, что значительно усложняет обстановку. Возможная ошибка при этом нередко приводит к аварийным происшествиям.

Задача относительно просто решается в условиях хорошей видимости при надлежащем зрительном и слуховом наблюдении. При этом штурман визуально оценивает положения встречных судов относительно собственного и знаков навигационной обстановки, без использования технических средств, и принимает решение по маневрированию на основании складывающейся ситуации, требований МППСС-72, других рекомендаций и обстоятельств плавания. Информация о маневрировании встречного судна штурману поступает сразу же после его начала, при надлежащем наблюдении за его ракурсом.

Задача значительно усложняется, когда плавание происходит в условиях ограниченной видимости и на стесненной акватории. Единственным источником получения информации об изменении обстановки в таком случае становится РЛС. Для определения параметров сближения - расстояния и времени кратчайшего сближения, курса и скорости встречного судна и сведений о его действиях, получаемую информацию с экрана РЛС необходимо обрабатывать.

Для ускорения обработки информации в этом случае приходится использовать маневренный, ситуационный и зеркальный планшеты, вычислительную технику и САРП. Однако даже при этом информация об изменении курса и скорости встречных судов поступает с задержкой. По этой причине решение по маневрированию приходится принимать на основании недостаточной информации о параметрах кратчайшего сближения. Правильное решение при таких обстоятельствах можно принять только в том случае, когда штурман понимает объективно существующие закономерности относительного перемещения судов при движении постоянными курсами и при маневрировании. Между тем одного только знания закономерностей недостаточно для принятия решения адекватного складывающейся ситуации. Другими условиями принятия грамотного решения по маневрированию являются: наличие устойчивого навыка по использованию РЛС и САРП и решение задачи расхождения на маневренном и ситуационном планшетах вручную.

Для поддержания навыка на достаточном, для уверенного решения задачи уровне, штурману рекомендуется производить расчет дистанции и времени кратчайшего сближения с использованием маневренного планшета в условиях хорошей видимости и сравнивать, рассчитанное и фактически наблюдаемые значения, для того чтобы почувствовать влияние погрешностей приборов на определение параметров расхождения.

Для восстановления утерянного и приобретения устойчивого навыка по использованию радиолокатора при расхождении судов штурманский состав каждые 5 лет должен пройти переподготовку на радиолокационных тренажерах и подтвердить свою компетенцию.

Радиолокационные станции, используемые для целей судовождения, представляют собой импульсные радионавигационные средства, работа которых основана на измерении направления и расстояния до ориентира, который отразил излучаемые РЛС импульсы. По своей сути навигационные РЛС являются дальномерно-азимутальными средствами.

Существующий принцип работы РЛС и определяет влияние состояния среды и отражающей способности объектов на дальность их обнаружения. РЛС позволяет решать следующие задачи:

- определять место судна по ориентирам, путем измерения пеленгов и расстояний;

- опознавать береговую черту и глазомерно ориентироваться в стесненных условиях;

- обнаруживать надводные навигационные опасности и ориентиры, лед, районы ливневых и снежных зарядов;

- обнаруживать встречные суда, наблюдать за их перемещением, определять элементы их движения и безопасно расходиться с ними.

Дополнительно система автоматизированной радиолокационной прокладки (САРП) позволяет:

- рассчитывать элементы движения встречных судов, параметры кратчайшего сближения и отображать линии относительного движения;

- облегчать наблюдение за окружающими судами путем выставления охранных зон, звукового и светового предупреждения об опасности;

- осуществлять обсервационную прокладку при плавании в стесненных условиях и прибрежном плавании;

- проигрывать выбранный маневр и оценивать его последствия;

- существенно сократить время обработки информации о движении встречных судов и принятие решения по расхождению.

Качество работы РЛС определяется его тактико-техническими характеристиками, которые подразделяются на два вида:

- технико-эксплуатационные;

- навигационные.

 

 

2. ТЕХНИКО–ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЛС

 

Технико-эксплуатационные характеристики определяют показатели РЛС и к ним относят параметры приемопередающего и индикаторного устройств.

2.1. Длина волны λ составляет 3,2 см и 10 см. Эти волны хорошо проходят сквозь туман, дождь и снегопад. 10 см диапазон обеспечивает меньшее ослабление сигналов при сильных осадках, но обладает меньшей разрешающей способностью по углу и дальности.

2.2. Длительность τи и период повторения Ти импульсов. У современных РЛС τи = 0,05-1,0 мкс., эта характеристика определяет минимальную дальность действия и разрешающую способность. Период повторения составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч микросекунд.

2.3. Ширина луча антенны определяется углом, в пределах которого мощность снижается наполовину от ее значения в главном направлении. Диаграмма направленности имеет лепестковый характер, в главном лепестке излучается 95% всей мощности. В современных РЛС применяется узкий 0,5-2,0° луч в горизонтальной плоскости, который обеспечивает высокую разрешающую способность по углу. В вертикальной плоскости ширина луча составляет 15-25°, которая обеспечивает устойчивый обзор при качке судна.

2.4. Частота вращения антенны составляет 20-30 оборотов в минуту и определяет периодичность обновления информации на экране РЛС и работу систем САРП. У судов, плавающих по рекам, частота вращения антенны составляет 60 об/мин.

2.5. Диаметр экрана определяет масштаб развертки и разрешающую способность РЛС. В настоящее время применяют прямоугольные и круглые экраны диаметром до 450 мм. Качество экрана РЛС определяется диаметром пятна луча (размером пикселя). Требованиями ММО установлено, чтобы отображаемое изображение производилось на графическом дисплее с эффективным размером экрана не менее 270x270 мм и размером пикселя не более 0,3 мм, с ясной видимостью отображаемых данных, как при дневном свете, так и ночью.

2.6. Число шкал дальности и масштаб изображения определяются назначением РЛС. Дальность действия современных РЛС составляет обычно 64 мили, а шкалы дальности лежат в пределах 0,5 - 64 мили. В мировой практике сложилось два набора судовых шкал РЛС: 0,75; 1,5; 3; 6; 12; 24; 48 миль и 0,5; 1; 2; 4; 8; 16; 32;, 64 мили.

2.7. Тип индикации радиолокационного изображения определяется режимами ориентации и стабилизации. В современных РЛС применяется ориентация изображения:

- относительно диаметральной плоскости (ДП) судна (режим "Курс");

- относительно компасного меридиана (режим "Север");

- относительно ДП судна со стабилизацией изображения при небольших отворотах и рыскании (режим "Курс стабилизированный").

Стабилизация изображения на экране РЛС производится в режиме относительного (ОД) либо истинного (ИД) движения.

При ориентации по "Курсу" судоводитель наблюдает такую же картину взаимного расположения объектов относительно ДП, что и при визуальном наблюдении. При этом курсовая черта всегда направлена вертикально вверх и проходит через нуль азимутального круга, всегда оставаясь в неизменном положении, а при повороте изображение перемещается в направлении, противоположном стороне вращения.

Достоинством способа является совпадение визуального и радиолокационного изображения относительно ДП, что значительно облегчает ориентировку судоводителя, особенно при плавании в стесненных условиях.

Недостатками режима "Курс" являются:

- смазывание изображения при повороте и рыскании;

- невозможность непосредственного измерения пеленга, что вызывает необходимость его расчета;

- более низкая точность определения курсового угла и расчета пеленга, чем при непосредственном измерении;

- невозможность его использования в режиме истинного движения;

- расхождение изображения наблюдаемого на морской карте и экране радиолокатора. Расчет истинного пеленга производят по формуле:

ИП = КУ + ГКК + ΔГК,                                                   (1)

где КУ - курсовой угол на объект по азимутальной шкале;

ГКК - точное значение курса по гирокомпасу, снятое в момент измерения курсового угла;

DГК - поправка гирокомпаса.

Достоинствами режима "Север" являются:

- стабильность изображения при рыскании и повороте судна;

- возможность непосредственного измерения пеленга ориентира;

- одинаковое взаимное расположение объектов на морской карте и экране РЛС, что существенно облегчает ее использование в совокупности с картой для выполнения штурманской работы по определению места судна, ориентировки в обстановке и опознания объектов.

Основным недостатком режима "Север" является несовпадение изображения на экране РЛС с визуально наблюдаемой картиной, которое особенно проявляется при плавании курсами южных направлений. Это затрудняет ориентировку в стесненных водах при выведенной курсовой черте и может повлечь за собой промах при определении стороны поворота судна (Пример: Посадка на скалы т/х «Балтика» при маневрировании на южных курсах в Норвежских шхерах).

Неудобство наблюдений за экраном при курсах южных направлений режима "Север", а также смазывание поворота в режиме "Курс" устраняется применением режима "Курс стабилизированный", в котором изображение стабилизировано как и в режиме "Курс", но остается неподвижным при рыскании и небольших отворотах, а отметка курса перемещается, изменяя свое положение относительно нуля азимутальной шкалы. Дополнительным неудобством является необходимость вводить дополнительно поправку ΔКЧ, при расчете ИП, за отклонение курсовой черты от нуля шкалы, его определение производить по формуле:

ИП = КУ + ГКК + ΔГК + ΔКЧ.                                        (2)

Задача значительно облегчается при использовании электронного визира с цифровым табло, который всегда указывает пеленг цели.

При стабилизации изображения в режиме ОД место своего судна представляется условно неподвижным и находящимся в начале развертки. Эхо-сигналы объектов при этом перемещаются по линиям относительного движения (ЛОД) с относительной скоростью V0, равной геометрической разности скоростей собственного Vн и встречного Vц судов.

При стабилизации изображения в режиме ИД собственное судно и эхо-сигналы объектов перемещаются относительно земной поверхности по линиям истинного движения (ЛИД), соответствующих их истинным курсам и скоростям. Эффект истинного движения достигается тем, что к наблюдаемым относительным скоростям V0 геометрически прибавляется скорость собственного судна Vн, на основании данных о его курсе и скорости, вводимых в вычислительное устройство РЛС от лага и гирокомпаса. Начало развертки при включении ИД автоматически смещается в исходную точку, отстоящую на 2/3 радиуса экрана от его геометрического центра в направлении противоположном курсу. Если в результате маневрирования впереди судна остается дистанция менее 2/3 радиуса, то начало развертки обычно перебрасывается в исходную точку.

Режим ОД может применяться в сочетании с ориентацией "Север", "Курс" и "Курс стабилизированный". Режим ИД применяется, как правило, только в сочетании с ориентацией "Север". Наиболее часто используемым в практике мореплавания режимом индикации и стабилизации является сочетание ОД -"Север".

 

 

3. Навигационные характеристики РЛС

 

Навигационные характеристики РЛС определяют эффективность ее использования для обеспечения процесса судовождения, включая ограничения режима работы и шкалы дальности.

К основным навигационным характеристикам относятся:

- максимальная дальность действия и обнаружения объектов;

- реальная дальность обнаружения объектов;

- минимальная дальность действия;

- мертвая зона;

- разрешающая способность по пеленгу и расстоянию;

- точность измерения пеленга и расстояния;

- помехозащищенность.

 

3.1. Максимальная дальность действия определяется тем, что в современных РЛС используют радиоволны светового диапазона (3-10 см), которые отражаются и распространяются по законам световых волн с несколько большим коэффициентом рефракции, который позволяет им распространяться несколько дальше за видимый горизонт. Максимальная дальность радиолокационного горизонта Др (в метрах), при стандартных условиях атмосферы - давление 760 мм рт.ст., температуры +15°С, равномерной относительной влажности по высоте 60% и градиенте температуры 0.0065°/м можно определить по формуле:

ДР=2,4Ö ha,                                                     (3)

где ha - высота антенны РЛС над уровнем моря, м.

Дальность радиолокационного обнаружения объекта Дро определяется его высотой h, примерно на 15% больше оптической и равняется:

Дро = , (4)

3.2. Реальная дальность радиолокационного обнаружения некоторых объектов будет меньше, чем рассчитанная по формуле (4), поскольку она зависит еще и от их отражающей способности. С точки зрения геометрической формы наиболее эффективно отражают сигналы плоские с взаимно пересекающимися выступами поверхности. На этом принципе построены эффективные уголковые отражатели, состоящие из трех взаимно перпендикулярных плоскостей, обеспечивающие отражение сигнала точно в обратном направлении.

Для РЛС различают гладкие и шероховатые поверхности. Для диапазона 3,2 см шероховатыми можно считать поверхности с неровностями 8 мм и более. К таким можно отнести крупногалечный пляж, склон горы, взволнованную поверхность моря и ряд других. Гладкими в радиолокационном отношении объектами являются гладкий лед, пологие склоны айсбергов, песчаные пляжи и ряд других объектов, которые можно обнаружить только на небольшом расстоянии.

Реально существующие метеорологические условия отличны от стандартных, поэтому значительно изменяют дальность радиолокационного обнаружения. При распространении теплого воздуха над относительно холодной поверхностью наблюдается явление сверхрефракции, и объекты обнаруживаются на значительно больших расстояниях, чем расчетные. При распространении холодного воздуха над относительно теплой поверхностью наблюдается явление субрефракции (пониженной рефракции) при которой дальность обнаружения небольших судов и островов сокращается до 40%, а айсберги и крупные льдины обнаруживаются на расстоянии менее 1 мили.

Сильный ветер перемешивает слои воздуха и создает условия близкие к нормальным. Во время тумана, сильного дождя или снегопада происходит существенное снижение дальности радиолокационного обнаружения (а во время сильных грозовых ливней изображение на экране РЛС может исчезнуть полностью), за счет возвращения ослабленных отражений от объектов и сильных отражений от самих осадков, что значительно затрудняет обнаружение полезных эхо-сигналов.

Влияние плохих метеоусловий на дальность радиолокационного обнаружения при длине волны λ =10 см проявляется существенно меньше, чем при λ = 3,2 см. При плохих метеоусловиях дальность действия РЛС при λ = 10 см уменьшается до 10%, в то время как при λ = 3,2 см сокращается в 2-4 раза.

Если вблизи центра экрана наблюдается засветка от волн, то на ее фоне затрудняется обнаружение слабых сигналов от яхт, небольших судов и буев. Максимальная зона, в которой наблюдается засветка от волн, достигает 4-х миль, причем на более близких расстояниях ее интенсивность резко возрастает.

Коротко охарактеризовать дальность уверенного обнаружения РЛС для λ= 3,2 см при высоте антенны над уровнем моря 15м можно так:

- суда - от 1 мили (небольшие деревянные) до 20 миль (водоизмещением 50000 тонн);

- буи - от 1 мили (малые) до 8 миль (большие с пассивным отражателем);

- берег и береговые объекты - от 1 мили (низменный песчаный) до 40 миль (горы и холмы).

3.3. Минимальная дальность действия - представляет собой наименьшее расстояние от судна, на котором возможно обнаружение объектов и определение их координат. Ее значение определяется длительностью импульса τи, т.к. пока идет излучение энергии вход приемника закрыт. При этом различают конструктивную минимальную дальность действия Дмин, которую определяют по формуле:

Дмин = (150-300)τи,                                                       (5)

где τи - длительность импульса в микросекундах,

и геометрическую минимальную дальность действия, которую определяют по формуле:

Дмин = (5 - 7) ha,                                                                                                (6)

Для характеристики минимальной дальности действия установленной на судне РЛС принимают большую из полученных по формулам (5) и (6).

3.4. Мертвая зона характеризует способность обнаруживать близко расположенные возле корпуса судна объекты. Величина мертвой зоны определяется шириной диаграммы направленности антенны в вертикальной плоскости, местом ее установки (нос, середина, корма), осадкой, дифферентом, затемнением излучения частями собственного судна (настройкой, трубой, мачтой). Форму мертвой зоны нельзя рассчитать теоретически. Она не является окружностью, из-за наличия удлиненной зоны на носовых курсовых углах, создаваемой тенью корпуса, а также наличия теневых секторов. Рекомендуется определять форму зоны при стоянке на якоре, используя в качестве объекта шлюпку или катер.

3.5. Разрешающей способностью по дальности называют минимальное линейное расстояние между отметками двух объектов, расположенных на одном пеленге от РЛС, при котором они наблюдаются раздельно. Зависит от длительности зондирующего импульса и диаметра пятна электронного луча на экране РЛС (косвенно от степени усиления приемника, при чрезмерном усилении размеры отметок увеличиваются в размерах и они сливаются). Чем короче импульс и меньше диаметр пятна тем больше разрешающая способность. Если два эхо-сигнала находятся на расстоянии меньшем Сτи/2, то эхо-сигналы от обоих объектов сольются.

Разрешающую способность по расстояния можно приближенно определить по формуле:

ΔДр = (Сτи/2) + (а/М),                                                (7)

где а - диаметр пятна эхо-сигнала на экране РЛС, мм;

М - масштаб изображения.

Например: На шкале 1 миля, при τи = 0,1 мкс, М = 1: 9200, диаметре экрана, равном 400 мм, диаметре пятна эхосигнала, равном 1 мм разрешающая способность ΔДР = 300 000 *0.1*10-3/2 + 1*9200*10-3 = 24 м. Аналогично на шкале 64 мили, τи= 1 мкс, М=1: 593 000 величина ΔДР=593 м.

3.6. Разрешающей способностью по пеленгу называют минимальное угловое расстояние в градусах между отметками двух объектов, расположенных на одинаковом расстоянии от РЛС, при котором они наблюдаются раздельно. Она зависит от ширины диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости и диаметра пятна электронного луча на экране (степени усиления приемника). Величину разрешающей способности по пеленгу Дар можно приближенно определить по формуле:

Δαр = αгор + 57.3 *а/R                                               (8)

где αгор - ширина диаграммы направленности в горизонтальной плоскости в градусах;

а - диаметр пятна луча, мм;

R -расстояние от начала развертки до эхо-сигнала, мм.

Например: αгор = 0,7°, а = 1мм, Я= 200 мм, тогда Δαр = 0,7+57,3*1/200 = 1,0° приближенно можно считать, что Δαр = αгор.

Радиолокатор как прибор предназначен для определения значений измеряемых навигационных параметров. Навигационным параметром называется измеряемая величина, зависящая, известным образом от положения судна относительно объекта измерения. С помощью РЛС производят измерения полярных координат - пеленга и расстояния. Точность их измерения зависит от многих причин, которые в совокупности определяют погрешность их измерения.

3.7. Точность измерения пеленга характеризуется оценкой среднеквадратической погрешности (СКП) отсчета курсового угла или пеленга mn в градусах. Она определяется:

- погрешностью нуля КУ антенны РЛС относительно ДП, носит характер повторяющейся погрешности и достигает значения 0,3°;

- погрешностью передачи угла поворота антенны на экран РЛС, носит случайный характер и достигает 0,3°;

- погрешностью визирования, эхосигнала, зависящей от диаметра электронного пятна и ширины диаграммы αгор - для пространственных ориентиров она носит систематический характер и не поддается учету, а для точечных проявляется как случайная, зависит от дистанции до объекта и выражается в долях радиуса развертки: 0,25R - 0,4°; 0,5R - 0,2°; R= 0,1°;

- погрешностью радиолокационной девиации, при учете проявляется как повторяющаяся и достигает значения 0,3°;

- погрешностью за счет эксцентриситета механического визира и смещения центра развертки относительно лимба компасных направлений, носит случайный характер, зависит от дистанции до объекта и выражается в долях радиуса развертки: 0,25R - 0,8°; 0,5R - 0,4°; R - 0,2°;

- погрешностью отсчета пеленга по лимбу РЛС, носит случайный характер и достигает значения 0,3° для механического визира и менее 0,1° для электронного;

- погрешностью согласования шкалы КУ с гирокомпасом проявляется как повторяющаяся погрешность и лежит в пределах 0,1-0,3°;

- погрешностью поправки курсоуказания носит характер повторяющейся погрешности, максимальна при маневрировании и лежит в пределах 0,4-1,8°. В совокупности суммарная оценка СКП радиолокационного пеленга достигает значения mn = 1-1,5° по механическому визиру и 0,7-1,0° по электронному. При использовании режима автосопровождения mn = 0,5 при λ = 3,2 см и 0,7° при λ = 10 см.

Анализ перечисленных погрешностей показывает, что для повышения точности пеленгования рекомендуется использовать точечные ориентиры, расположенные на периферии экрана, с применением электронного визира или автосопровождения.

3.8. Точность измерения расстояния характеризуется оценкой СКП отсчета дистанции на экране индикатора тп в метрах или процентах от номинала шкалы дальности. При использовании неподвижных кругов дальности (НКД) измерение дистанции сопровождается:

- погрешностью интерполяции промежуточного значения дистанции, носит случайный характер;

- погрешностью за нелинейность хода развертки, носит характер повторяющейся погрешности и составляет около 1% от шкалы дальности;

- погрешностью за уход частоты генератора развертки, носит характер повторяющейся погрешности и составляет около 1% от шкалы дальности;

- погрешностью юстировки РЛС, зависит от способа ее выполнения и проявляется как повторяющаяся погрешность.

При калибровке геодезическим способом составляет около 20 м, методом условного нуля около 40 м и при калибровке по дистанциям, измеренным секстаном по вертикальному углу - до 20 м.

В совокупности суммарная величина оценки СКП радиолокационной дистанции, измеренной по НКД, лежит в пределах 2-4% от диапазона шкалы.

При использовании подвижных кругов дальности (ПКД) кроме погрешности калибровки измерение дистанции сопровождается:

- погрешностью фазовращателя, которая носит случайный характер и при кварцевой стабилизации частоты достигает 8 м;

- погрешностью совмещения ПКД с отметкой эхо-сигнала объекта, зависит от разрешающей способности глаза и способа совмещения, носит случайный характер и достигает 0,08 мм в масштабе шкалы при совмещении с отметкой передней кромки ПКД и 0,05 мм при наложении на отметку половины толщины ПКД;

- масштабной погрешностью, проявляющейся на шкалах РЛС (отличных от шкалы калибровки) как систематическая.

В совокупности суммарная оценка СКП измерения дистанции с помощью ПКД у современных РЛС не выходит за пределы 0,5-1,0% от диапазона шкалы при измерении дистанции до точечных ориентиров и 0,5-3% при измерении дистанции до пространственных ориентиров.

Анализ рассмотренных погрешностей показывает, что повышение точности измерения дистанции можно достигнуть за счет калибровки и измерения способом наложения. Электронный визир позволяет производить измерения методом внутреннего касания, т.е. совмещения заднего фронта ПКД с передним фронтом эхо-сигнала, при этом масштабная погрешность не возникает и до минимума снижается погрешность совмещения. СКП автоматического измерения дистанции в режиме авто слежения постоянна и составляет около 30 м.

3.9. Помехозащищенность РЛС определяет возможность сохранения работоспособности при воздействии различных помех. Помехи создают:

- морская поверхность во время волнения;

- атмосферные осадки;

- мощная кучевая облачность;

- боковые лепестки диаграммы направленности;

- РЛС работающие рядом;

- сигналы надводных объектов;

- сигналы от надводных объектов, возникающие при сверхрефракции;

- элементы конструкции судна и судовые отражатели.

Помехи от морского волнения являются главной причиной, снижающей эффективность работы РЛС и САРП. Подавление помех производится с помощью временной автоматической регулировки усиления (ВАРУ). Если использовать чрезмерное подавление помех, о чем можно судить по темному кругу в центре экрана, то вместе с ними будут подавлены полезные эхо-сигналы.

Помехи от дождя и других осадков вызывают сплошную засветку экрана и подавляются с помощью дифференцирующей цепочки с плавно регулируемой малой постоянной времени (МПВ). При использовании МПВ необходимо учитывать, что она ослабляет усиление не только помех, но и полезных сигналов. Эффективным способом борьбы с указанными помехами является переход на диапазон 10 см.

Помехи от боковых лепестков диаграммы направленности возникают от близко расположенных объектов при движении судна в прибрежном плавании и в гавани в виде кольцевой засветки, серии отметок на кратных пеленгах при одинаковом расстоянии, на одном пеленге, но на кратных расстояниях. В этом случае действительным сигналом будет ближайшая к судну интенсивная отметка. Подавляются с помощью схемы ВАРУ.

Расположенные рядом РЛС других судов, которые работают в том же частотном диапазоне, обычно создают несинхронные помехи, которые появляются на экране в виде ярких точек, перемещающихся по спиралеобразным траекториям из центра развертки к краям экрана.

Мешающие сигналы при сверхрефракции могут наблюдаться на последующих ходах развертки вследствие сверхдальнего распространения радиоволн, в результате чего судоводитель может сделать ложное заключение о Наличии надводных объектов в зоне действия РЛС. Устранить ложные сигналы за счет сверх рефракции можно путем перехода на другие шкалы дальности, которые имеют отличные от используемой периоды повторения импульсов.

При наличии теневых секторов необходимо рядом с РЛС помещать совмещенную схему минимальной дальности действия, мертвой зоны и теневых секторов. Кроме того, наличие теневых секторов требует периодического отворота с курса для их просмотра, особенно, если они расположены впереди траверза.

 

 

4. НАСТРОЙКА РЛС

 

При выведенном усилении добиваются такой яркости экрана, чтобы линия развертки стала едва заметной. Вводят изображение неподвижных кругов дальности и путем фокусировки делают их возможно более тонкими. Затем вводят усиление.

Лучшим является такое положение ручки "Усиление", при котором по всей площади экрана появляется слабый мерцающий фон шумов приемника, что соответствует максимальной чувствительности приемника и позволяет обнаруживать объекты на максимальной дальности. Недостаточное усиление может привести к тому, что небольшие объекты, дающие слабые эхо-сигналы, не будут обнаружены. Судоводители часто уменьшают усиление для выделения сильных эхо-сигналов. Это можно делать лишь в течение короткого промежутка времени, после чего должно быть восстановлено нормальное усиление. То же самое относится к просмотру части экрана с засветкой от сильных осадков.

Следует следить за яркостью изображения, поскольку слабая яркость затрудняет наблюдение, а чрезмерная вызывает расфокусирование изображения. При переключении шкал дальности яркость необходимо подстраивать.

 

 

5. Выполнение измерений пеленга и дистанции

 

Все измерения должны выполняться на одной шкале дальности, одним и тем же наблюдателем, с использованием одного и того же приема. Сначала рекомендуется измерять пеленг, затем сразу расстояние.

Направление измеряется механическим или электронным визиром с точностью ие ниже 0,5°. Линия визира должна делить отметку цели пополам. При этом точность отсчета пеленга электронным визиром не зависит от смещения центра развертки при работе в любом режиме.

Расстояние измеряется путем совмещения ПКД с эхо-сигналом таким образом, чтобы наружный край ПКД совпал с внутренним краем отметки. При измерении расстояния электронным визиром его конец устанавливается примерно на расстоянии 0,5 мм от ближней к центру экрана кромки эхо-сигнала.

При обнаружении нескольких эхо-сигналов измерения рекомен­дуется выполнять в одной и той же последовательности через установленные интервалы времени и каждый цикл измерений относить к одному моменту времени, например к моменту измерения данных первой отметки.

Измерение пеленгов и дистанций может быть выполнено с помощью системы автосопровождения, поскольку выдаваемые ею данные обычно точнее полученных вручную.

Приближенное измерение расстояний можно выполнять с помощью НКД и параллельных линий механического визира.

Приближенное измерение направлений можно выполнять путем установки на глаз одной из линий механического визира параллельно определяемому вектору, снимая отсчет с азимутальной шкалы по концу центральной линии.

 

 

6. Возможности радиолокАционной информации

 

Судовая РЛС является важным навигационным прибором, позволяющий решать одновременно две основные задачи судовождения: контроль за движением судна и предупреждение столкновения судов между собой и другими надводными объектами.

РЛС имеет преимущества:

1. Автономность, т.е возможность самостоятельной работы без обеспечения со стороны других навигационных систем.

2. Непрерывный круговой обзор и получение наглядного изображения окружающей обстановки, практически независимы от условий видимости и времени суток.

3. Быстрота, простота и сравнительно высокая точность определения места судна.

4. Использование ускоренных методов контроля места судна между обсервациями и глазомерной РЛ прокладкой.

5. Обнаружение надводных препятствий в т. ч. движение целей и принятие своевременных мер для предупреждения столкновения.

6. Определение относительного положения целей по результатам изменения пеленгов и дистанций.

7. Определение ЭДЦ, прогнозирование навигационной обстановки и выбор оптимального маневра по расхождению или сближению с целью.

8. Обнаружение ряда опасных гидрометеоэлементов (ливень, льды, айсберги).

Важнейшей особенностью РЛС является то, что судоводитель отвлекаясь от визуального наблюдения за окружающей обстановкой при расхождении со встречными судами, сохранять контроль над ней путем РЛ наблюдений.

 

 

7. Ограничения РЛС

 

1. Некоторое искажение изображения объекта на экране РЛС по сравнению с окружающей обстановкой.

2. Все эхосигналы размещаются в плоскости экрана, поэтому теряется представление о пространственных размерах объекта.

3. Изображение объекта соответствует не урезу воды, а некоторой приподнятой части суши.

4. Некоторые подробности местности, имеющие существенное значение для опознания, часто не определяются на экране из-за недостаточной разрешающей способности РЛС.

5. Неверная интерпретация РЛ изображения - один из основных видов ошибок, также практических знаний и навыков судоводителя в различие подвижных и неподвижных объектов, ограничения в дальности обнаружения объекта от высоты расположения антенны, длительности обработки наблюдений, оценка обстановки и выбора маневра при ручном решении задачи на расхождение.

6. Недостаточная разрешающая способность по пеленгу, что заставляет отдавать предпочтение оптическим приборам при наличии достаточной визуальной видимости.

7. Небольшая вероятность обнаружения малоразмерных целей, особенно во время интенсивных осадков и сильного волнения моря.

8. Наличие мертвой зоны вблизи судна и теневых секторов, в пределах которых объекты не обнаруживаются.

9. Большая, по сравнению с оптическими средствами погрешность измерения пеленгов (до 1° с вероятностью 0,95).

10.Сравнительно небольшие дальности обнаружения (порядка 20 миль от крупных объектов при нормальной радиолокационной видимости).

11.Ложные эхо-сигналы вызваны отражениями от судовых надстроек и могут быть опознаны по следующим признакам:

- обычно наблюдаются в теневых секторах или вблизи теневых секторов.

- располагаются, как правило, на постоянных курсовых углах.

- наблюдаются на тех же расстояниях, как и истинные эхо-сигналы, но на других пеленгах.

- при постепенном уменьшении усиления пропадают вначале ложные эхо-сигналы, затем - истинные.

Отмеченные недостатки не носят принципиальный характер и не ставят под сомнение роль РЛС, как основного РТС судовождения. Однако, они обуславливают повышение требований к квалификации судоводителя, использующего РЛС, умению расшифровать и проанализировать полученную информацию, включая:

а) факторы, влияющие на работу и точностные характеристики РЛС;

б) настройку и использование индикатора РЛС;

в) обнаружение неправильных показаний, ложных эхо-сигналов;

г) расстояния и пеленг;

д) выявление опасных эхо-сигналов;

е) курс и скорость других судов;

ж) время и расстояние кратчайшего сближения с судами;

з) обнаружение изменений курса и скорости других судов;

и) влияние изменений V и ИК своего судна

к) применения МППСС-72.

Исправно работающая и умело используемая РЛС позволяет уверенно плавать даже при полном отсутствии видимости, но не дает абсолютного предпочтения другим навигационным средствам и методам, и поэтому необходим обязательный взаимный контроль.

 

 

8. Выбор шкал дальности

 

При плавании в открытом море в условиях ограниченной видимости для наблюдения и обнаружения целей следует выбрать шкалу 16 миль, чтобы обеспечить заблаговременное решение задачи и периодически для обнаружения малых целей переходить на более крупномасштабные шкалы. При плавании в проливах, вблизи берегов, особенно в районах интенсивного судоходства рекомендуется применять шкалу 8 миль. При этом периодически для полной оценки ситуации необходимо переходить на шкалу 16 миль. 4-х мильная шкала используется главным образом при плавании в узкостях, в реках, на подходах к портам, где район свободного водного пространства ограничен этим расстоянием. Переход на 4 мильную шкалу целесообразен непосредственно в процессе расхождения на малых Дкр для улучшения условий наблюдения. Шкалы 32-64 мили используются для определения места судна по высоким берегам.

Выбор стабилизации изображения. ЛОД дают наглядное представление о степени опасности сопровождаемых объектов, т.к. позволяют судить о взаимном перемещении объектов и своего судна, характере сближения (пересечение курса своего судна по носу или по корме) и о параметрах сближения (dкр и tкр). Какое емкое и содержательное определение. Полная информация для оценки опасности столкновения, что и требуется правилами 5 и 7 МППСС-72.

А что представляют собой ЛИД? Они дают представления о ракурсах и скоростях истинного движения объектов. И только. При отображении истинных векторов на экране РЛС непосредственно не видно, как разойдутся суда, кто у кого пойдет по носу, если дополнительно не включить режим прогнозирования.

 

 

9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЛС ДЛЯ РАСХОЖДЕНИЯ СУДОВ

 

Наиболее эффективным способом предотвратить развитие ситуации чрезмерного сближения, следствием которых может быть столкновение, является изменение одним из сближающихся объектов или обоими параметров движения, т.е. маневрирование.

В соответствии с МППСС-72, маневрирование вообще, а маневрирование в целях избежания ситуаций, которые могут привести к столкновению, в особенности, должно выполняться только на основе расчетов.

Исходя из этого, для успешных действий судна при маневрировании в целях безопасного расхождения, очень важно иметь возможность с помощью простых расчетов с минимальным привлечением приборов и средств, в условиях ходового мостика быстро, просто и с достаточной для практических целей точностью получить все необходимые элементы маневрирования.

Расчеты параметров маневра судна могут быть выполнены различными способами:

· аналитическим;

· с помощью специальных таблиц и диаграмм;

· с помощью различных специальных приборов;

· графическим.

Оценивать преимущества и недостатки того или иного способа расчетов маневров безопасного расхождения (МБР) следует с позиции его соответствия к предъявляемым требованиям, которые могут быть сведены к следующему:

· минимально возможные затраты времени;

· возможность получения полной радиолокационной информации обладающей достаточной для практических целей точностью;

· простота техники исполнения;

· возможность контроля эффективности предпринятого маневра;

· наглядность относительных перемещений и контроль за взаиморасположением и маневрами целей;

· возможность последующего анализа обоснованности предпринятых действий.

Оценивая с этих позиций каждый из способов, становятся очевидными преимущества графического метода расчетов, как полностью отвечающего духу и букве МППСС-72 и других нормативных документов по безопасности мореплавания. Этот метод при достаточной степени натренированности исполнителей позволяет в достаточной степени точно, быстро и наглядно решать задачи безопасного расхождения как с одиночной целью, так и с группой объектов. Видимо именно этими соображениями руководствовалась сессия ИМО Конвенцией ПДНВ-78/95 (таблица А-II(1,3)), вменив его в качестве основного метода расчетов, независимо от того существуют ли на конкретном судне возможности применения и применяются ли другие методы.

Анализ аварий в мировом флоте с момента ввода обязательного обучения радиолокационному наблюдению и прокладке подтверждают правильность сделанных выводов. Количество аварий в результате столкновений сократилось более чем в 2,5 раза. Продолжающие иметь место столкновения являются следствием с одной, наиболее многочисленной по количеству аварий, стороны - грубым пренебрежением к ведению прокладки, а в другой - ошибками в оценке ситуации и выполнения маневра по неполной радиолокационной информации.

В целях исключения в максимально возможной степени аварий в результате столкновений необходимо руководствоваться следующими основными положениями:

1. Практику расхождений с судами, при которой судоводитель ориентируется только на глазомерную оценку ситуаций на экране РЛС без ведения графической радиолокационной прокладки и без полной радиолокационной информации признать неправильной и опасной.

2. Роль глазомерной оценки ситуациии сводится к:

· глазомерному контролю положения всех наблюдаемых эхо-сигналов;

· глазомерному контролю положения собственного судна относительно навигационных опасностей

· оценке с доступной точностью курсов, скоростей и ракурсов целей;

· установлению наличия опасности столкновения и отбору опасных целей;

· выбору и проигрыванию оптимального маневра на расхождения, с выделением целей, по отношению к которым ситуация будет ухудшаться;

· контролю за эффективностью предпринятого маневра.

Глазомерная оценка ситуации выполняется непосредственно тем из судоводителей, который управляет маневрами судна.

3. В задачи радиолокационной прокладки входят получение полной радиолокационной информации по выбранным опасным и сомнительным целям, прогнозирование обстоятельств расхождения с учетом зон наибольшей неопределенности, расчет выбранного маневра с учетом всех потенциально опасных целей и навигационных ограничений. Иными словами, ее роль - дополнить глазомерную оценку ситуации объективными фактическими данными. Радиолокационная прокладка выполняется вахтенным помощником капитана.

4. Таким образом, глазомерная оценка ситуации и радиолокационная прокладка не подменяют и не заменяют друг друга. Напротив, взаимно дополняя одна другую, они служат основой квалифицированного радиолокационного наблюдения.

Анализ решения практических задач на расхождения в различных ситуациях сближения на нашем тренажере показывает, что судоводители, владеющие обоими методами и понимающее их взаимосвязь, хорошо и без затруднений ориентируются в сложнейших ситуациях. Наоборот, судоводители, увлекающиеся глазомерной оценкой ситуации и забывающие о прокладке, или занимаясь прокладкой - забывают о визуальном наблюдении, как правило, не могут принять рациональных решений: увеличивается число маневров, ухудшается качество радиолокационного наблюдения, нарушается постоянство контроля за развитием ситуации и, как следствие, увеличивается риск чрезмерного сближения, а, следовательно, и столкновения.

Подчеркивая неотделимость двух компонентов при решении задач расхождения с использованием данных радиолокаторов, тема утвержденной ИМО программы обучения называется: "Радиолокационное наблюдение и прокладка".

 

 

10. РАДИОЛОКАЦИОННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

 

В соответствии с МППСС-72 «... каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем, чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.


МППСС-72. Правило 5

а. «Каждое судно должно использовать все имеющиеся средства в соответствии с преобладающими обстоятельствами и условиями для определения наличия опасности столкновения. Если имеются сомнения в отношении наличия опасности столкновения, то следует считать, что она существует.

б. Установленное на судне исправное радиолокационное оборудование должно использоваться надлежащим образом, включая наблюдение на шкалах дальнего обзора с целью получения заблаговременного предупреждения об опасности столкновения, а также радиолокационную прокладку или равноценное систематическое наблюдение за обнаруженными объектами.

с. Предположения не должны делаться на основании неполной информации и особенно радиолокационной.

д. При определении наличия опасности столкновения необходимо прежде всего учитывать следующее:

I - опасность столкновения должна считаться существующей, если пеленг приближающегося судна заметно не изменяется;

II - опасность столкновения может иногда существовать даже при заметном изменении пеленга, в частности при сближении с очень большим судном или буксиром или при сближении судов на малое расстояние.»

МППСС-72. Правило 7

Таким образом, надлежащее радиолокационное наблюдение, равно как и радиолокационная прокладка являются обязательными юридическими нормами для всех судов в любых условиях видимости.

Продолжая тему о радиолокационном наблюдении, следует отметить, что оно применительно к конкретным условиям и обстоятельствам плавания может быть дискретным и систематическим.

Постоянное радиолокационное наблюдение носит, как правило, дискретный характер. Однако, при первом же свидетельстве о наличии опасности чрезмерного сближения, а тем более при развитии ситуации столкновения, наблюдениям должен быть придан систематический характер, т.е. вся информация должна носить единый и постоянный временный цикл, на базе такой информации должна быть начата радиолокационная прокладка. Наиболее удобным и простым для выполнения расчетов, является масштаб 1:10, что означает в переводе во временной цикл, выполнение пеленгований базовых точек через 6 мин., а контрольных - через 3 мин. Иными словами, нанесение относительных позиций на планшет будет производиться через каждые три минуты с начала систематических наблюдений.

Переход от систематических наблюдений к дискретным следует осуществлять тогда, когда все опасные цели окончательно пройдены и угроза чрезмерного сближения окончательно миновала.

Учитывая специфические особенности радиолокационной прокладки, наблюдения с целью получения радиолокационной информации следует выполнять некоторые обязательные условия, некоторым образом отличающиеся от обычных навигационных наблюдений.

В первую очередь это относится к последовательности взятия пеленгов.

Если в навигации начинать пеленгование следует с объектов, расположенных ближе к диаметральной плоскости судна-наблюдателя, и завершать на объектах, расположенных ближе к траверзу или на траверзе, то при радиолокационных систематических наблюдениях следует лишь сохранить постоянной последовательность взятия пеленгов, принятую в начале и до конца систематических наблюдений.

Учитывая, что при расхождении с группой судов, цели, постоянно перемещаясь, изменяют свои относительные позиции, сохранение постоянной последовательности пеленгования значительно затруднено. Это особенно сказывается, когда наблюдатель отвлекается от экрана РЛС. Единственным средством избежать изменения пеленгования – исключить отвлечение от экрана.

Если же такое все же произошло, то следует восстановить последовательность пеленгования по прокладке на планшете. Поэтому желательно, чтобы штурман, ведущий прокладку, находился в непосредственной близости от индикатора кругового обзора.

Если наблюдения выполняются в нормальных условиях видимости, то взятие пеленгов следует выполнять с помощью визуальных пеленгаторов, т.к. таки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: