Маневра безопасного расхождения (МБР)

 

Этот способ называют еще и "классическим". По-видимому, это связано с тем, что его выполнение связано с графическим решением треугольников скоростей (путей) прямого или обратного построения в классическом их виде.

Мы уже говорили о том, что каждой линии относительного движения соответствует свой вектор относительного перемещения, образованный строго определенным положением векторов образующих геометрическую разность, то есть вектора судна-цели и вектора судна-наблюдателя. Значит, изменение вектора относительного перемещения, а, следовательно, и изменения положения линии относительного движения можно изменить, изменяя вектор по направлению или по абсолютной величине, добиваясь нужного ее удаления от судна наблюдателя. Иными словами, необходимо перестроитъ изначальный треугольник скоростей.

Чисто технически это перестроение выглядит как выведение конца вектора судна-наблюдателя за пределы сектора опасных относительных курсов, причем, минимальное изменение вектора будет одной из границ сектора.

Рассматривая пути, которыми такое перестроение можно достичь, приходим к выводу, что это можно сделать:

а) изменением направления действия одного из векторов, образующих трегугольник - методом изменения курса судна-наблюдателя или судна-цели;

б) изменением абсолютной величины (модуля) одного из векторов - методом изменения скорости судна-наблюдателя или судна-цели;

в) одновременным изменением одного из векторов как по направлению, так и по абсолютной величине - методом одновременного изменения курса и скорости одного из участников расхождения.

Таким образом, используя один из перечисленных методов, перестраиваем треугольник скоростей и графически получаем параметры маневра.

Однако, следует всегда помнить, что выполнение маневра следует начинать лишь тогда, когда судоводитель располагает полной суммой сведений об объектах или объекте маневрирования, объединенных в МППСС-72 под общим термином "полная радиолокационная информация". Только располагая этой информацией, судоводитель может не только получить параметры маневра, но и обосновать выбор метода расчетов в соответствии с Правилами, графически проверить и осуществить контроль его эффективности применительно к конкретным обстоятельствам и условиям плавания.

Перед началом графических операций необходимо установить:

1. Характер развивающейся ситуации (обгон, сближение на пересекающихся курсах, сближение на параллельных курсах и т.д.).

2. Неизменность параметров движения объекта (объектов) расхождения

3. Номиналы курса и скорости объектов (объекта).

4. Дистанцию и время кратчайшего сближения - степень линейной и временной опасности объекта (объектов).

5. Дистанцию и время наступления моментов пересечения курсов.

6. Величину сектора опасных относительных курсов.

Оценка характера развивающейся ситуации является одним из элементов оценки ситуации по первичной информации и позволяет судоводителю с учетом закономерностей относительного движения выявить опасные и потенциальные цели, осуществить предварительный выбор стороны отворота и вид маневра, назначить последовательность пеленгования объектов и установить временной цикл наблюдений, рассчитать и установить время упреждения и нанести точку упреждения. Все эти действия выполняются одновременно с обработкой информации, полученной с радара и построением треугольника скоростей при начальной позиции цели или целей.

Не убедившись в постоянстве параметров движения целей невозможно подтвердить достоверность созданного векторного треугольника скоростей, а, следовательно, и достоверность информации, полученной на его базе. Подтверждение постоянства курса и скорости цели (или целей) определяют по положению первых трех относительных позиций цели: расположение их на одной линии свидетельствует о неизменности курса, а равенство отрезков «1» -«2» - «3» - о постоянстве скорости.

Номиналы курса и скорости определяются из полученного треугольника скоростей по направлению и абсолютной величине вектора цели.

Определение степени линейной и временной опасности является очень важным элементом как в оценке ситуации, так и в определении времени упреждения и установлениии временного цикла пеленгований. Важность этих параметров трудно переоценить. Именно с их помощью можно достоверно установить существует ли опасность чрезмерного сближения вообще и, если существует, то в каких конкретно пределах, степень временной опасности позволяет объективно определить время упреждения, относительно которой и производится графический расчет параметров маневра. Ошибка в расчете упреждения оказывает влияние на точность расчетов маневра, а выполнение маневра в расчетное время - точность выполнения параметров безопасного расхождения.

Несомненную важность для судоводителей представляет и правильная оценка ситуации пересечения курсов: судном-целью - курса судна-наблюдателя или наоборот, судном-наблюдателем - курса судна-цели. Важность этих данных в достаточной степени характеризуется хотя бы тем, что нахождение одного из объектов на курсе второго представляет не только интерес, но и повышенную опасность столкновения, если точкипересечений располагаются на недостаточном удалении.

Очень важно выполнять графические расчеты в определенной последовательности. Эта последовательность позволяет не только способствовать точности расчетов, но и, что очень важно, выполнить их в кратчайшее время. Последовательность графических операций выработана практикой многих судоводителей и потому может быть рекомендована как -наиболее приемлемая для практического применения.

Анализ крупнейших морских аварий, происшедших в результате столкновений, подтверждает вывод о том, что они, произошли либо по причине пренебрежения графическими или иными расчетами маневра, либо по причине выполнения расчетов, основанных на неполной радиолокационной информации, либо на глазомерном выполнении маневров. В основе этих ошибок - низкая профессиональная подготовленность судоводителей, халатное отношение к исполнению своих обязанностей, безответственность, за которую заплачено слишком дорогой ценой.

Примеры: "Андреа Дориа"-"Стокгольм","Адм. Нахимов" - "П.Васев"

Получив полную радиолокационную информацию, судоводитель приступает к расчету параметров маневра.

Исходя из общего положения для векторных треугольников о том, что линия относительного движения цели определяется вектором относительной скорости как по направлению (линии действия), так и по скорости, т.е. по времени, определяют прежде всего положение линии относительно движения, которая бы отвечала условиям безопасного расхождения. Для этого из упрежденной точки проводят ОЛОД по касательной к окружности, описанной радиусом, равным дистанции безопасного расхождения, к той стороне ее, которая соответствует стороне поворота. Затем, параллельно ОЛОД, проводят линию СО - одну из границ сектора опасных относительных курсов, из точки "3* в сторону обратную ОЛОД и вращением вектора судна-наблюдателя вокруг вертикальной оси, проходящей через начало вектора (точка Мо’), добиваются положения, когда конец его будет на линии СО, определяют его направление, которое и есть курс маневра.

В случае, когда вектор судна-наблюдателя пересекается линией СО, возможно расхождение только изменением скорости, а ее величина соответствует величине отсеченной части вектора от его начала до точки пересечения в масштабе планшета.

При выборе маневра одновременным изменением курса и скорости, положение вектора определяют по регламентирующему параметру, т.е. по курсу - скорость, или по скорости - курс.

Исходя из сказанного выше, приходим к выводу:

1. Сущность классического способа расчета маневра безопасного расхождения заключается в таком перестроении векторного треугольника скоростей, при котором его сторона, определяющая относительное движение как по направлению, так и по величине относительной скорости, будучи проведенной из упрежденной точки и продолженной в сторону центра маневренного плашета, прошла от него в дистанции, равной или больше дистанции безопасного расхождения.

2. Графическое его выполнение заключается в выведении конца вектора маневрирующего судна за пределы сектора опасных относительных курсов, или, как минимум, на одну из его границ.

3. Метод перестроения треугольника подбирают в зависимости от конкретной ситуации по определяющему параметру.

4. Исходными условиями для решения задачи безопасного маневрирования являются назначенная дистанция безопасного расхождения, полная радиолокационная информация о цели и его относительная позиция.

При окончательном решении вопроса о том, изменением каких элементов движения будет выполнен маневр расхождения, следует непременно исходить из соответствующих ситуаций положений МППСС:

-   "Любое действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должно быть уверенным, своевременным и соответствовать хорошей морской практике". МППСС-72, Правило 8д

-   "Любое изменение курса и/или скорости, предпринимаемые для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должно быть достаточно большим с тем,чтобы оно могло быть наиболее легко обнаружено другим судном, наблюдающим его визуально или с помощью радиолокатора; следует избегать ряда последовательных небольших изменений курса и/или скорости". МППСС-72, Правило 8б

-   "Если имеется достаточное водное пространство, то изменение только курса может быть наиболее эффективным действием для предупреждения чрезмерного сближения при условии, что изменение сделано заблаговременно, является существенным и не вызывает чрезмерного сближения с другими судами".     МППСС-72, Правило 8ц

-   "Если существует опасность столкновения и судно, предпринимает действие для расхождения изменением курса, то, насколько это возможно, следует избегать:

1. Изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым;

2. Изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза.

 

МППСС-72, Правило 19д

Одновременно при выборе маневра расхождения важную роль играют величины относительной скорости, полученные в соответствующих треугольниках скоростей, так как они характеризуют время расхождения. Судоводителю следует учитывать, что при малых величинах относительной скорости расхождение будет происходить медленно, а при больших - быстро.

Отсюда не случайно МППСС-72 Правилом 8"Ц" отдает предпочтение расхождению изменением курса. К этому следует добавить, что изменить курс можно значительно быстрее и проще, чем скорость, изменение которой требует значительно больших затрат времени. Особо следует остановиться на минимальных величинах изменений курсов и скоростей при выполнении соответствующих маневров.

Практическим анализом доказано, что в общем случае расхождения изменением курса величина этого изменения должна быть не менее 30 градусов. Это позволит другому судну уже через 2-3 минуты определить сторону маневра и рассчитать его параметры.

Хорошая морская практика рекомендует предпринимать действия для расхождения сразу после определения наличия опасности столкновения, не теряя времени. Одновременно эти действия не должны предприниматься поспешно, до получения полной уверенной информации о цели.

В общем случае заблаговременными можно считать действия на расхождение, предпринятые на таком расстоянии, чтобы при изменении ситуации вследствие разных причин (неожиданный маневр цели, ошибки в информации, в расчетах и т.д.) имелось достаточно времени и пространства для избежания опасности столкновения. На практике, при условии достаточно точного определения, элементов движения цели вполне достаточно начинать маневр на расхождение с расстояния 5-8 миль.

 

 

20. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ГРАФИЧЕСКОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ПРОКЛАДКИ И ВЕДЕНИЮ ТАБЛИЦЫ ОБРАБОТКИ РЛ ИНФОРМАЦИИ

 

1. Все графические построения выполнять в установленной последовательности и маркировать в соответствии с принятыми условными обозначениями.

2. Последовательность пеленгования объектов должна сохраняться постоянной весь период ведения прокладки, вне зависимости от изменения целями своих относительных позиций.

3. Пеленгование производить только на постоянных курсах, не допуская снятия информации на циркуляциях.

4. Перед построением исходных для расчета маневра безопасного расхождения треугольников скоростей при каждой цели, следует непременно убедиться в постоянстве их курсов и скоростей.

5. Непременным условием соответствия графических расчетов фактическим данным о целях является точное соблюдение интервалов снятия данных радиолокационной информации.

6. Время упреждения следует рассчитывать таким образом, чтобы оно включало затраты времени на графический расчет параметров маневра, "проигрывание" маневра со всеми целями и выполнение маневра с таким расчетом, чтобы к моменту прихода целей в упрежденные точки судно-наблюдатель имело курс и/или скорость, рассчитанные на маневр, а затем и проконтролировать эффективность предпринятых мер.

7. Обязательным условием соответствия РЛ прокладки требованиям МППСС-72 является расчет параметров целей, объединенных в Правилах под термином "полная радиолокационная информация" и включающих степень линейной и временной   опасности, координаты точек пересечения курсов, скорости и курса каждой цели с фиксацией их в соответствующих графах таблицы обработки радиолокационной информации.

8. При изменении целями параметров движения последние должны быть вновь рассчитаны и внесены в таблицу на соответствующие этим изменениям моменты времени.

9. Треугольники скоростей, как изначальный, так и вновь образованный для расчета маневра должны быть полностью образованы векторами с указанием направлений, что крайне необходимо для четкой ориентировки относительно направлений и скорости относительных перемещений целей и имеет особое значение при возникновении необходимости дополнительных маневров.

10. Контроль эффективности предпринятого маневра осуществляется путем сравнения ожидаемой линии относительного движения с фактической, полученной путем ряда обсерваций.

Расположение обсерваций на ОЛОД означает точность расчетов и выполнение маневра точно в расчетное время, расположение обсерваций в стороне "от центра" планшета - выполнение маневра раньше намеченного упрежденного времени; в сторону «к центру» планшета - задержку по времени упреждения, либо ошибку в расчетах. В этом случае, если возникает ситуация чрезмерного сближения, следует рассчитать и выполнить дополнительный маневр.

11. Прокладку на маневренном планшете следует выполнять аккуратно, избегая излишней загрузки планшета вспомогательными линиями и данными. ОЛОД обозначать прямыми линиями, линии фактического относительного движения - путем последовательного нанесения обсервованных относительных позиций, отмаркированных порядковыми номерами в соответствии с Таблицей, соединенных последовательно между собой волнистыми линиями.

 

 

21. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОСТРОЕНИЙ

ПРИ РАСЧЕТЕ МАНЕВРА БЕЗОПАСНОГО РАСХОЖДЕНИЯ

ГРАФИЧЕСКИМ СПОСОБОМ

(Классическим способом)

 

Планшет принято считать подготовленным, когда при его центре нанесен вектор скорости судна-наблюдателя, установлена дистанция безопасного расхождения и назначен временной цикл снятия информации с ИКО радиолокатора (см. рисунок 20,а, б - 6 положений).

1. Построение векторного треугольника скоростей при относительной позиции цели.

1.1. По информации с радара (n1: д1) нанести первую относительную позицию цели - «1»

1.2. Построить вектор нтаким образом, чтобы его конец совпал с т. «1», а его начало обозначить точкой - Мо’.

1.3. При точке Мо’ описать вспомогательную окружность радиусом, равным величине вектора н (КМВ).

2.1. Через полуцикл времени снять информацию с ИКО и нанести вторую относительную позицию цели «2» - "контрольную точку".

2.2. При необходимости, разделив вектор н пополам и соединив эту точку с точкой "2", можно подопределить курс и скорость цели.

3.1. Через цикл времени снять очередную информацию (П3, Д3) и на нести третью относительную позицию -   "3".

 

3.2. Соединив точки "1", "2" и "3" и продолжив линию в сторону центра планшета, получить ЛОД цели, а по положению начальных точек относительно ЛОД установить неизменность параметров ее движения. Обозначить вектор относительной скорости цели о.

3.3. Рассчитать степень линейной - Дкр и временной опасности - tкр, а при необходимости линейные и временные параметры точек пересечения курсов (Дпер; tпер).

3.4. С учетом tкр времени, необходимого на выполнение расчетов и выполнение маневра, назначить время упреждения и нанести точку упреждения - "4" на ЛОД.

3.5. Из "4" провести касательную к окружности, ограничивающую Дбез при центре маневренного планшета - точке Мо, соответствующую стороне отворота, а параллельно ей провести линию из "3" в сторону периферии планшета до пересечения ею вспомогательной окружности при Мо', образующую одну из границ СООК «1’».

3.6. Точки пересечения вспомогательной окружности и линии СО определят положения конца вектора н, соответствующие маневру изменением курса.

3.7. Если вектор н  пересекается с линией СО, то возможен маневр изменением скорости. Величина скорости, которую необходимо задать для выполнения маневра расхождения, соответствует величине отсеченной части от его начала до точки пересечения ( н).

Если линия СО проходит через центр вспомогательной окружности

Мо’, то значение маневра скоростью однозначно – полная остановка движения н = 0.

Если линия СО проходит через конец вектора н – точку «1», то ЛОД всегда будет проходить в Дкрбез и необходимости в маневре нет, и можно ограничиться лишь систематическим наблюдением за перемещением цели.

3.8. Номиналы маневра одновременным изменением курса и скорости будут соответствовать положению конца вектора в любой точке в пределах площади сегмента, образованного линией СО и дугой вспомогательной окружности, расположенной вне пределов СООК.

4.1. Выполнение маневра следует осуществить таким образом, чтобы к моменту прихода эхо-сигнала цели в точку упреждения «4» судно-наблюдатель двигалось с рассчитанными параметрами маневра.

4.2. Контроль эффективности маневра осуществляют путем нанесения последовательных позиций цели по информации, снимаемой с ИКО радара через установленные равные циклы.

5.1. Точка возвращения к генеральному курсу определяется пересечением ОЛОД и линией, проведенной по касательной к Дбез при центре планшета мо и параллельной ЛОД «5».

5.2. Время лежания на курсе расхождения рассчитывают как отношение отрезка ОЛОД от «4»" до «5» (Sрасх) к новой относительной скорости цели отн.

5.3. Контроль за перемещением объектов расхождения следует выполнять с установленной цикличностью до тех пор, пока опасность чрезмерного сближения не будет уверенно устранена.

Примечания:

- при расхождении с группой целей аналогичные построения выполняются при относительных позициях каждой из них;

- при расхождении с группой целей изменением курса его значение выбирают по цели, вызывающей максимальное его изменение, а этот объект называют «лимитирующим по углу поворота» (lim K);

- при расхождении с группой целей изменением скорости, ее значение выбирают по цели, вызывающей минимальную ее величину, а этот объект называют «лимитирующим по величине скорости» (lim V);

- время возвращения на генеральный курс определяют по объету с максимальным его значением, а объект называют "лимитирующим по времени расхождения" (lim tрасх);

- все обсервации позиций целей следует выполнять в установленные циклы времени, маркировать порядковыми номерами согласно Таблицы обработки РЛ информации и последовательно соединять между собой волнистыми линиями;

- все построения следует маркировать в соответствии с условными обозначениями, не загружая поле планшета надписями и различными линиями с целью исключить путаницу и ошибки и обеспечить высокую степень наглядности.

 

 

22. РАСЧЕТ МАНЕВРА БЕЗОПАСНОГО РАСХОЖДЕНИЯ

МЕТОДОМ ИЗМЕНЕНИЯ КУРСА СУДНА-НАБЛЮДАТЕЛЯ

 

Расчет выполняется графически (см. рисунок 21). Построения производятся на периферии планшета при относительных позициях целей. Порядок графических операций в последовательности, приведенной в предыдущем разделе.

Закончив построение треугольника скоростей и рассчитав параметры движения целей, определяют точку упреждения и наносят ее на ЛОД.

Из точки «3» проводим линию СО параллельно соответствующей ОЛОД до пересечения с окружностъю, описанной при точке М’о. Пересечение СО с окружностью образует точку «1’» - положение конца вектора н, соответствующее курсу на маневр безопасного расхождения. При расхождении с одиночной целью значение маневра при уверенности в первичной информации можно считать окончательным.

При расчете маневра расхождения с группой целей следует сначала глазомерно определить цель с максимальным углом отворота, а затем подстановкой значения курса в изначальный треугольник каждой цели получить новые значения ОЛОДов и, если они отвечают требуемой дистанции безопасного расхождения, принять значение маневра к исполнению, если нет - рассчитать новое значение, добиваясь нужного положения.

 

В любом случае выполнение маневра нужно произвести с таким расчетом, чтобы к моменту прихода эхо-сигнала цели в точку упреждения судно имело рассчитанные параметры маневра.

При применении маневра безопасного расхождения методом изменения курса следует учитывать что:

· любое увеличение угла между вектором цели и вектором наблюдателя приводит к увеличению вектора относительного движения, а, следовательно, и абсолютной величины относительной скорости, что приводит к уменьшению времени расхождения;

· любое уменьшение угла между векторами цели и наблюдателя приводит к уменьшению вектора относительного движения, а, следователъно, к увеличению времени расхождения;

· отсюда: маневр расхождения за минимальное время соответствует положению вектора наблюдателя, обратному вектору цели; положение вектора наблюдателя, равное по направлению вектору цели – максимальному времени расхождения;

· маневр изменением только курса не приводит к безопасному расхождению, когда окружность, описанная при точке М’о, полностью находится в пределах сектора опасных относительных курсов;

· маневр изменением курса ограничен в применениях в ситуациях когда:

а) судно-наблюдатель находится в положении обгоняемого;

б) судно-наблюдатель ограничено достаточным водным пространством;

в) судно-наблюдатель находится в зонах с интенсивным движением;

г) когда существует неопределенность в маневрах судна-цели;

Положительные стороны маневра:

1. высокая степень эффективности;

2. минимальные затраты времени на расчет и выполнение;

3. возможность расхождения в минимальное время.

Отрицательные стороны маневра;

1. Необходимость достаточного водного пространства;

2. Соответствующее взаиморасположение с целью.

 

 

23. РАСЧЕТ МАНЕВРА БЕЗОПАСНОГО РАСХОЖДЕНИЯ

МЕТОДОМ ИЗМЕНЕНИЯ СКОРОСТИ СУДНА-НАБЛЮДАТЕЛЯ

 

Графические расчеты (см. рисунок 22) выполняются с помощью обычных построений, выполняемых в установленной последовательности при относительных позициях целей на периферии планшета.

Закончив построение треугольника скоростей и рассчитав параметры движения целей, определяют время упреждения и наносят точку упреждения на ЛОД. Построив ОЛОД и соответствующие им линии СО из точки "3" треугольника до пересечения вектора судна-наблюдателя. Отрезок вектора от точки М’о до точки пересечения в масштабе дает значение скорости, которое необходимо задать судну до прихода эхо-сигнала цели в точку упреждения.

Перед применением метода надлежит тщательно оценить ситуацию, т.к. его применение существенно ограничено:

а) если вектор скорости судна-наблюдателя полностью находится в пределах СООК, то маневр изменением только скорости невозможен;

б) если окружность, описанная при М’о полностью находится в пределах СООК, то маневр скоростью невозможен;

в) если судно-наблюдатель находится в положении обгоняемого, то применение маневра скоростью о п а с н о!

г) в случае, когда линия СО проходит через.точку М’о, возможен однозначный маневр скоростью - остановкой движения;

д) изменение скорости требует значительно больших затрат времени, чем другие виды маневров;

е) маневр скоростью ограничен самой величиной скоростных воз можностей судна.

Примечание:

- маневр увеличением скорости следует предпринимать лишь в крайнем случае, тщательно сообразуясь с МППСС и конкретной ситуацией;

-  следует иметь в виду,что любое уменьшение скорости влечет за собой уменьшение относительной скорости, когда сближение происходит с направлений впереди траверза, и увеличение относительной скорости, когда сближение происходит с направления позади траверза.

К положителъным сторонам маневра изменения скорости судна-наблюдателя, следует отнести:

· маневр не требует специального свободного пространства для его выполнения;

· при значительном сокращении величины скорости маневр хорошо различим на графической прокладке, следовательно, может быть принят и определен целью;

· расчет маневра выполняется просто и нагляден в графике.

Учитывая особенности метода, он наиболее применим при плавании в стесненных водах.

 

 

24. РАСЧЕТ МАНЕВРА БЕЗОПАСНОГО РАСХОЖДЕНИЯ

МЕТОДОМ ОДНОВРЕМЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ КУРСА

И СКОРОСТИ СУДНА-НАБЛЮДАТЕЛЯ

 

В практике мореплавания могут возникнуть ситуации, когда применение методов расчета маневра расхождения изменением только курса или только скорости будут по тем или иным причинам нежелательны, а, может быть, и невозможны, можно привести много примеров таких ситуаций: плавание происходит вблизи берегов или отдельных навигационных опасностей и не позволяет осуществить маневр изменением курса, а метеоусловия, гидрологическая обстановка района плавания, наконец, технические возможности двигателей не позволяют снизить скорость до расчетных номиналов. В этом случае судоводитель, сообразуясь с обстановкой, может применить метод расчета маневра расхождения одновременным изменением обоих параметров движения. При этом, если лимитирующим параметром является скорость, то рассчитывают соответствующий курс номиналу скорости; при лимите курса - рассчитывают соответствующую скорость.

На рисунке 23 приведен графический пример расчета маневра. Расчетное значение маневра изменением курса невыполнимо, т.к. возникает опасность сближения с опасностью навигационного порядка. Величина изменения курса, без риска опасного сближения с помехой, изображена на рисунке линией Мо’-1’. Величина скорости, которую необходимо задать будет графически выражена вектором Мо’-1’ в масштабе планшета.

При необходимости по каким-либо причинам расчета маневра с иными параметрами движения следует помнить, что все эти значения будут определены векторами, концы которых будут лежать; в пределах сегмента, отсеченного от окружности, описанной при М’о одной из границ СООК - линией СО. При этом Дкрбез только в случае, если конец вектора будует расположен в любой точке хорды «1’» - «3».

Маневр универсален и может быть применен в различных условиях плавания.

Учитывая, что в этом маневре объединены как бы два маневра, рассмотренных ранее, а потому ему свойственны и ограничения одного и второго, но его преимущества и необходимость применения очевидны.

 

 

25. РАСЧЕТ МБР СУДНОМ-НАБЛЮДАТЕЛЕМ,

НАХОДЯЩИМСЯ В ДРЕЙФЕ

 

Исходными данными для выполнения расчетов в этой ситуации являются степень временной готовности двигателей к действию и дистанции безопасного расхождения.

Все графические построения (см. рисунок 24) выполняются в полном соответствии с общепринятыми с учетом специфики конкретной ситуации. Специфика ситуации заключается в том, что судно-наблюдатель не имеет хода, а его вектор имеет вид точки, т.е. конец и начало вектора совпадают.

Контрольные относительные позиции цели, на базе которых предстоит создать треугольник скоростей, образуют в этом случае вектор истинного движения цели, а продолжение вектора - линию истинного движения ЛИД.

Точка 1 совпадает с точкой Мо’, т.е. с началом вектора судна-наблюдателя, который надлежит выбрать для создания условий безопасного расхождения.

В этой ситуации особая роль принадлежит временным факторам: заблаговременной оценке ситуации, оставляющей достаточно времени на выполнение расчетов маневра, и, в особенности, выполнение маневра, т.к. стоящее судно требует достаточно большого периода времени на ввод двигателей в действие и развитие расчетной величины скорости. Естественно, в этом случае судоводителя в первую очередь будет интересовать минимальное значение скорости, позволяющее осуществить расхождение в заданной безопасной дистанции.

 

Рассмотрим расчет параметров маневра с минимальным значением скорости.

· Наносим относительные позиции цели - точки "1","2" и "3".

· Проводим ЛИД. Определяем курс и скорость цели.

· Расчитываем и наносим точку упреждения - "4".

· Из точки «4» проводим ОЛОД, а из точки "3" параллельную ей линию СО.

· Из точки «1» восстанавливаем перпендикуляр к линии СО. Абсолютная величина отрезка М’о – «1’»даст значение скорости, а его направление - курс на маневр безопасного расхождения.

В случаях, когда судно-наблюдатель способно за время упреждения развить большую скорость, чем расчетное ее значение, то радиусом, равным величине этой скорости, следует сделать засечку на линии СО и, соединив точку М’о с полученной точкой, получают значение курса на маневр, соответствующее этой скорости.

Остальные расчеты выполняются в соответствии и в последовательности общей для графического способа расчета МБР.

Изложенное выше приводит к выводу:

1. При остановке движения по тем или иным соображениям следует не только не ослаблять ведения наблюдения за окружающей обстановкой, но наоборот усилить наблюдение в целях исключения возникновения опасности столкновения и выявления ее заблаговременно.

2. Несмотря на то, что выполнение маневра требует большего промежутка времени, к моменту прихода эхо-сигнала цели в точку упреждения судно должно иметь расчетные параметры маневра.

3. Значение скорости при выборе маневра изменением скорости соответствует величине вектора н, отсеченного линией СО между точкой Мо и точкой пересечения.

4. Значения курса и скорости при выборе маневра одновременным изменением этих параметров соответствуют вектору, конец которого лежит в площади окружности, находящейся вне пределов СООК.

5. Под словом "окружность" следует понимать окружность, описанную при точке Мо радиусом равным вектору судна-наблюдателя, т.е. судна, выполняющего маневр.

6. В рисунках не указаны точки положения конца вектора н, соответствующие маневру увеличением скорости, т.к. эти маневры ограничены в применении и возможны лишь в экстремальных ситуациях.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: