Обстановка на мостике

 

Важное условие эффективного наблюдения - деловая обстановка на мостике. Обмен мнениями с рулевым или матросом-впередсмотрящим о достоинствах просмотренного фильма, планах на отпуск или др. мешает должному наблюдению.

Обстановка на мостике, качество наблюдения должны быть предметом постоянного внимания и заботы капитана. В Уставе указано, что «вахтенный помощник, несмотря на присутствие на мостике капитана, несет ответственность за обеспечение безопасности плавания в течение всего периода своей вахты до тех пор, пока капитан не примет управление судном на себя». Это важнейшее требование учитывает, что капитану также необходимо какое-то время для ознакомления с обстановкой, адаптации к условиям видимости. Оно призвано, кроме того, стимулировать поддержание ответственности вахтенного помощника и в присутствии капитана. К сожалению, это уставное требование далеко не всегда трактуется правильно. Зачастую с выходом капитана на мостик вахтенный помощник превращается в статиста, лишенного инициативы.

Это характерно для судов, где капитаны придерживаются авторитарной манеры командования, не допускающих высказывания каких-либо мнений. Конечно, мостик - не место для дискуссий, особенно в напряженной ситуации. Но обстановка на нем должна быть такова, чтобы любой помощник не чувствовал себя скованным, не ждал бы раздраженного вопроса или замечания. Умение создать на мостике постоянную атмосферу доброжелательности, инициативы и деловитости - признак зрелости, культуры капитана, его умение работать с людьми.

Кстати, такая доброжелательная атмосфера - гарантия того, что капитана своевременно вызовут на мостик, исправят возможную ошибку при подаче команды на руль, в машину или иной промах. Ибо при такой атмосфере вахтенный помощник не боится столкнуться с недовольcтвoм капитана, вызванного на мостик, как оказалось впоследствии, без достаточных оснований, не боится сказать, что на карте капитаном записан не тот курс, и т.д.

Обычно любая команда капитана означает, что он принял командование на себя, а до этого вахтенный помощник продолжает командовать судном.

В соответствии с Уставом вахтенный помощник наделен правом контроля и отмены команд лоцмана. Однако, зачастую при отсутствии капитана лоцман в глазах вахтенного помощника, особенно недостаточно опытного, как бы заменяет капитана. На судах, где служба не поставлена должным образом, это приводит к тому, что в необходимых случаях капитан не вызывается на мостик или вызывается с опозданием.

Негативную роль играет и то, что судоводители часто испытывают затруднения с английским языком. Это лишает их возможности выяснить намерения иностранного лоцмана, рассеять свои сомнения или, предприняв самостоятельные действия, объяснить ему их причину. Выше указывалось на опасность частого «дерганья» лоцмана. Хорошее знание английского языка и своевременное согласование действий как раз и есть та мера, которая позволяет без ненужных, осложнений предотвратить его опасные действия, не передоверять ему управления судном.

Необходимо учитывать, что длительное радиолокационное наблюдение (даже хорошо организованное) утомляет значительно сильнее, чем визуальное в условиях нормальной видимости.

В настоящее время нет исчерпывающих медицинских данных о возможной длительности радиолокационного наблюдения, ее зависимости от количества целей, общих условий и т.д. Очевидно одно, что после определенного времени эффективность наблюдения опытного судоводителя может стать ниже, чем менее опытного. Поэтому при длительном плавании в тумане старшему помощнику рекомендуетcя подменять капитана у РЛС, давая ему отдохнуть. Эта мера - не любезность капитану, а требование безопасности.

К сожалению, существуют и иные тенденции: капитан или стоит до изнеможения у РЛС, или, не считаясь с условиями плавания, полностью передоверяет наблюдение и управление судном помощнику (нередко младшему). Второй случай, конечно, опаснее, хотя и первый не может считаться надежным.

Исходя из конкретных условий плавания, необходимо регулировать и время смен. Следуя, к примеру, от Скагена или от Тексела в Английский канал, из Одессы в Босфор смены необходимо организовать так, чтобы до подхода к наиболее трудному району капитан имел возможность отдохнуть.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: