Система дублирования основных функций вахтенных

 

Известно, что одной из мер обеспечения надежной работы сложных систем и приборов является дублирование деталей и узлов, определяющих их жизнеспособность. Иными словами, возможность отказа механизмов предусматривается еще при их проектировании.

Вероятность же отказа человека, возможность его ошибки часто и совершенно необоснованно не учитываются. Анализ большинства аварий показывает, что в основе их лежат ошибки, которые, будучи своевременно обнаруженными, могли быть легко исправлены, а аварии предотвращены, Образно сравнивая отказ важнейшей детали механизма с ошибкой человека, можно сказать, что в обоих случаях дублирование предотвратило бы нежелательные последствия. Конечно, понятие дублирования применительно к человеку настолько сложно и многогранно, что попытки механического переноса методов дублирования с машины на человека - не более чем распространенное заблуждение.

Действительно, толкуя термин «дублирование» буквально, можно прийти к абсурдному заключению о необходимости постоянно иметь на вахте двух штурманов, двух механиков и т.п. Понимая невозможность, да и ненужность этого, многие капитаны ограничивают такое дублирование сравнительно непродолжительными периодами плавания в наиболее сложных районах и условиях. В таких случаях правильнее говорить об «организации мостика», которая сводится, в основном к усилению вахты за счет вызова в дополнение к вахтенному еще одного-двух, а иногда и всех помощников капитана и чёткому распределению обязанностей между ними. Все это вместе взятое, позволяет быстро и своевременно обнаружить возможную ошибку вахтенного помощника, рулевого, капитана и немедленно ее исправить (будь то решение, принятое на основании неточной информации, или команда, поданная на руль или в машину).

Нетрудно видеть, что приведенная организация мостика предполагает эффективную помощь капитану со стороны всех помощников: к примеру, один ведет переговоры по УКВ, другой вместе с вахтенным определяется, старший помощник контролирует их работу и выполнение команд рулевым. Такая организация - важная предпосылка концентрации внимания капитана на всесторонней оценке обстановки, принятии оптимальных решений по управлению судном. Однако, такая организация еще не естъ дублирование.

Последнее обязательно предполагает такое овладение ситуацией, такое глубокое знание текущих условий плавания, их предстоящих изменений, которое позволяет в любой момент иметь собственное представление о последующих действиях и маневрах, заменить дублируемого. Именно такая предпосылка должна быть основополагающей при распределении обязанностей помощников. Так, в наиболее трудных ситуациях, когда на мостике, кроме капитана, находятся еще два или три помощника, старший помощник должен беспрерывно мысленно командовать судном, дублируя капитана. То же должен делать и вахтенный помощник в тех случаях, когда он является на мостике единственным судоводителем или находится там вместе с капитаном. Такая глубина овладения ситуацией, постоянное «проигрывание» командования судном дают наибольшие гарантии обнаружения возможной ошибки, принятия правильного решения в экстренных случаях во время вахты при обычном плавании. Старшему помощнику они, кроме того, прививают необходимые навыки для успешной подмены при длительном плавании в сложных районах или условиях.

Видимо, нет нужды останавливаться на важности учета индивидуальных качеств помощников при распределении между ними обязанностей, степени предоставления самостоятельности каждому из них и т. п. Отметим, что четкая организация, взаимосвязь достигаются тренировками, кропотливой вдумчивой работой капитана со своими помощниками.

Но мы пока коснулись лишь одного элемента системы дублирования, хотя и важнейшего. В целом же эта система весьма многосторонняя, она не может быть ограничена какими-то неизменными рамками или поэлементным перечислением мер, принимаемых ко всем мыслимым случаям работы судна.

Это не означает, конечно, что «дубль» - некая непостижимая наука. Напротив, как упоминалось ранее и как будет дополнительно показано ниже, система дублирования - это свод хорошо известных, освященных многолетней практикой лучших приемов и методов безопасного управления судном, грамотного обоснования и сведения к разумному минимуму вероятности отрицательных последствий риска. Но чем меньше степень риска при достижении равной отдачи от работы судна, тем грамотнее оно эксплуатируется. Основная «стратегическая» цель системы дублирования и заключается в сведении риска к минимуму, в предотвращении самих предпосылок возникновения ненужного необоснованного риска.

Широко известно, что предпосылки многих аварий создаются еще до выхода судна в море. Не просмотрели последний корректурный материал, понадеявшись на то, что карты только что о6менены в базовой электрорадионавигационной камере БЭРНК - в результате зашли в запретный район; не продублировали наиболее опасные участки путевых карт картами cамого крупного масштаба - не смогли поэтому своевременно обнаружить ошибку лоцмана, сели на мель; не изучили наиболее сложные участки плавания, не были готовы к резкому неблагоприятному изменению ситуации, не подготовили дублирующего маневра на случай такого изменения - столкнулись или при уклонении от столкновения оказались на мели; при решении задачи на планшете помощник ошибся, а быстро продублировать было некому. Нет нужды продолжать этот перечень, многие примеры приведены в книге.

Покажем лучше некоторые позитивные примеры. Помимо продуманной организации мостика, на многих судах, например в рулевой рубке, крепится планшет с подсветкой, с наклеенной на него крупномасштабной картой Босфора, что позволяет капитану, не заходя в штурманскую рубку, обращаться к деталям карты. На некоторых судах подъем карт (особенно на таких сложных участках плавания, как подходы к каналу Дрогден, наиболее узкая часть Зунда и др.) включает, помимо нанесения поворотных пеленгов и расстояний, опасных расстояний при следовании вдоль берега, выделения банок и т.п., обозначение паромных переправ, времени следования заданной скоростью на самых опасных участках, боковое смещение судна на циркуляции при конкретных изменениях курса (если требуется особо точное удержание судна на заданном пути) и многое другое. Основные сведения из лоции, других пособий, практических наблюдений дублируются на карте таким образом, что служат наглядным пособием, а где нужно и предостережением, избавляют от дополнительных штурманских расчетов и необходимости отвлекаться от наблюдения. Такая предварительная проработка наиболее трудных участков плавания, сочетающаяся с их последующим практическим освоением, является oдним из элемeнтов системы дyблиpoвaния, отвечающей общему требованию снижения аварийности.

При плавании на видимости береговых ориентиров дублирование может заключаться, например, в определениях места в возможно быстрой последовательности по разным ориентирам или (если это невозможно) по тем же ориентирам, но разными способами, с помощью разных технических средств, с проверкой глубины и т.д.

Можно привести и другие примеры дублирования: уходя с мостика и отдавая распоряжение о времени его предупреждения, капитан дублирует выполнение собственного распоряжения и своих «биологических часов» установкой таймера на нужное, несколько предварительное время (если нет иного прибора, таймером может быть обычный будильник). Использование того же таймера продублирует память вахтенного помощника, напомнив о повороте, вызове капитана и т. д. Выше приводились некоторые из аварийных случаев, когда выполнение обычных элементов системы дублирования предотвратило бы возникновение самого риска аварии.

Укажем в заключение, что способность предвидеть, умение подготовить помощников, организовать службу, при которой любые неожиданные изменения обстановки не застанут врасплох, а возможные ошибки не приведут к аварии (т.е. умение отработать «систему дублирования») - одно из наиболее обоснованных свидетельств профессиональной грамотности и опытности капитана.

 

Общие рекомендации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: