Тематический план курса

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА      

 

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов, изучающих курс зарубежной литературы Средних веков и Возрождения по специальности – «Русский язык и литература», «Русский язы и История», «Журналистика» очной и заочной формы обучения, а  также для учащихся педагогических колледжей, гимназий и лицеев с углубленным изучением гуманитарных дисциплин. Основная задача пособия состоит в том, чтобы дать принципиальную картину литературного развития эпохи Средневековья, обеспечить преемственность с предыдущим курсом античной литературы и последующими курсами истории зарубежной литературы, способствовать осознанию художественной ценности литературы Средневековья и уникальности представленной в ней картины мира.

       Главный акцент поставлен на характеристике основных этапов литературного развития Средневековья, среди которых выдающаяся роль принадлежит литературе эпохи Ренессанса. Мы обращаемся к характеристике жанров, которые формировались в этот период.

      В ходе работы над курсом литературы Средневековья и Возрождения ставятся следующие задачи:

- ознакомление со средневековой мифологией, ее особенностями, отличиями от античной мифологии:

- формирование представлений о закономерностях развития литературы в эпоху Средневековья;

- определение проблематики, круга персонажей, которые вошли в мировую литературу;

- освоение понятий, которые характеризуют средневековую литературу и культуру;

- формирование навыков работы с научной литературой.

      Пособие содержит список художественных текстов и научной литературы, вопросы и задания к практическим занятиям, контрольные вопросы, словарь, темы рефератов и докладов. Оно может стать дополнением к существующим учебникам по литературе эпохи Средних веков и Возрождения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА:

Тема 1. Исторические границы Средних веков. «Молодые народы» и процесс великого переселения. Возникновение литературы в Средние века и ее особенности.

Тема 2. Средневековая мифология и мифологический эпос. Боги и герои. Мифология в «Эдде». Художественный мир поэмы.

Тема 3.  Изучение средневекового героического эпоса. Теории происхождения. Условия формирования героического эпоса Средневековья. Поэтика героического эпоса. Тип героя. Эпический стиль.

Тема 4. Возникновение рыцарской литературы. Основные жанры (лирика, роман). Провансальская лирика. Школа «нового сладостного стиля». Художественный мир средневековой лирики. Тип героя и героини. Эстетика тождества. Рыцарский роман. Романы «Круглого стола», цикл романов о Тристане и Изольде. Романы о Граале. Система героев. Картина мира в рыцарском романе. Поэтика рыцарского романа.

Тема 5. Литература средневековых городов. Рождение нового типа героя. Основные жанры. Художественное своеобразие (прозаизм, социально значимые темы, сатира на правящие классы).

Тема 6.  Творчество Данте как отражение перехода к новым идеалам. Своеобразие художественного мира «Новой жизни». «Божественная комедия» – вершина творчества Данте. Жанровая природа поэмы. Архитектоника поэмы. Образ главного героя. Средства создания художественных образов поэмы (диалог, изображение места действия, монолог души, воспоминания о прожитом на земле, реакция поэта на услышанное).

Тема 7. Возрождение в Италии. Античные идеалы и философия гуманизма. Новый образ человека. Поэзия Ф.Петрарки и начало Возрождения. Поэтический мир «Канцоньере». Образ Лауры. Образ лирического героя. Петраркизм. Джованни Боккаччо и его «Декамерон». Художественное новаторство Боккаччо. Композиционный принцип обрамления. Новый тип героя. Жанровая природа новеллы.

Тема 8. Возрождение во Франции. Творчество Ф. Вийона и отражение в нем новых идей времени. Жанр баллады. Тип героя. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» как отражение идеалов позднего Возрождения во Франции. Тематическое многообразие романа. Гротескный образ тела. Гротескный реализм. Карнавальный смех. А.Ф. Лосев и М.М. Бахтин о романе.

Тема 9.  Возрождение в Германии и Нидерландах. Идеи Реформации и их отражение в литературе. Творчество Эразма Роттердамского, его книга «Похвальное слово Глупости». Творчество Ганса Сакса и Бранта. Жанры инвективы, сатирического диалога, энкомия.

Тема 10. Возрождение в Англии. Особенности английского Возрождения. Творчество Чосера. «Кентерберийские рассказы». Расцвет поэзии. Английский сонет и его создатели. Век Елизаветы и расцвет театра в Англии. Драматурги - предшественники Шекспира.

Тема 11.  Творчество Шекспира и «трагический гуманизм». Шекспировский вопрос в современном литературоведении. Периодизация творчества Шекспира. Сонеты. Эволюция шекспировской трагедии. Тип конфликта. Тип героя. Комическое в мире Шекспира. Поздний период творчества - трагикомедии. 

Тема 12.  Возрождение в Испании и его характерные черты. Расцвет рыцарского романа. Творчество Сервантеса. Художественная природа романа «Дон Кихот». Донкихотская пара. Образ Испании.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

1. Исторические границы Средних веков. «Молодые народы» и процесс великого переселения. Возникновение литературы в Средние века и ее особенности. ………………………………………………………………………...Лекция  2 часа

2. Средневековая мифология и мифологический эпос. Боги и герои. Мифология в «Эдде». Художественный мир поэмы. …………………………………………………………………………Лекция  2 часа

3. Изучение средневекового героического эпоса. Теории происхождения. Условия формирования героического эпоса Средневековья. ………………………………………………….…………………………Лекция   2 часа

Поэтика героического эпоса. Тип героя. Эпический

стиль…………………………………………………….. ……………..Практ. зан. 2 часа

4. Возникновение рыцарской литературы. Основные жанры (лирика, роман). Провансальская лирика. Школа «нового сладостного стиля». Художественный мир средневековой лирики. Тип героя и героини. Эстетика тождества.. ………………………………………………… …………………………Лекция 2 часа  

5. Рыцарский роман. Романы «Круглого стола», цикл романов о Тристане и Изольде. Романы о Граале. Система героев. Картина мира в рыцарском романе. Поэтика рыцарского романа…………………………… ………………….…….Лекция 2 часа

6. Литература средневековых городов. Рождение нового типа героя. Основные жанры. Художественное своеобразие (прозаизм, социально значимые темы, сатира на правящие классы)…………………………………………………………………..Лекция 2 часа

7. Творчество Данте как отражение перехода к новым идеалам. Своеобразие художественного мира «Новой жизни». «Божественная комедия» – вершина творчества Данте. …………………………………………………………………..Лекция 2 часа

8. Жанровая природа поэмы. Архитектоника поэмы. Образ главного героя. Средства создания художественных образов поэмы (диалог, изображение места действия, монолог души, воспоминания о прожитом на земле, реакция поэта на услышанное). ……………………………………………………………………………..Практ. зан. 2 часа.

9. Возрождение в Италии. Античные идеалы и философия гуманизма. Новый образ человека. Поэзия Ф.Петрарки и начало Возрождения.. Поэтический мир «Канцоньере». Образ Лауры. Образ лирического героя. Петраркизм…….. ……………Лекция 2 часа.

10.  Джованни Боккаччо и его «Декамерон». Художественное новаторство Боккаччо. Композиционный принцип обрамления. Новый тип героя. Жанровая природа новеллы…………………………………………………………………….Лекция 2 часа.

11. Возрождение во Франции. Творчество Ф. Вийона и отражение в нем новых идей времени. Жанр баллады. Тип героя. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» как отражение идеалов позднего Возрождения во Франции. …………….Лекция 4 часа

12. Тематическое многообразие романа и его поэтика ……………………………………………………... ………………...Практич. зан. 2 часа.

13. Возрождение в Германии и Нидерландах. Идеи Реформации и их отражение в литературе. Творчество Эразма Роттердамского, его книга «Похвальное слово Глупости». Творчество Ганса  Сакса…………………………………..Лекция 2 часа.

14. Возрождение в Англии. Особенности английского Возрождения. Творчество Чосера. «Кентерберийские рассказы». Расцвет поэзии. Английский сонет и его создатели. Век Елизаветы и расцвет театра в Англии. Драматурги - предшественники Шекспира…………………………………………………………………...Лекция 2 часа.

15. Творчество Шекспира и «трагический гуманизм». Шекспировский вопрос в современном литературоведении. Периодизация творчества Шекспира. Сонеты. Эволюция шекспировской трагедии. Тип конфликта. Тип героя. Период творчества – трагикомедии……………………………………………………………….Лекция 4 часа

16. Комическое в мире Шекспира………………………………………… Практ. зан. 2 часа

17. Шекспир. Трагедия «Гамлет» …………………………………….………Практ. зан. 2 часа

18. Трагедия «Король Лир»……………………………………………………Практ. зан. 2 часа

19. Трагедия «Отелло»……………………………………………………….Практ. зан. 2 часа

20. Возрождение в Испании и его характерные черты. Расцвет рыцарского романа.   

Творчество Сервантеса. Художественная природа романа «Дон Кихот».

Донкихотская пара. Образ Испании……………………………………….Лекция 2 часа.

21. Роман Сервантеса «Дон Кихот» ………………………………………..Практ. зан. 2 часа

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: