Факторы, влияющие на проходимость автомобиля

Проходимость автомобиля на скользких дорогах зависит от сцепления колес с дорожной поверхностью, на дорогах с большим сопротивлением (крутые подъемы, мягкий сыпучий грунт) – от мощности двигателя, на неровных дорогах – от геометрии автомобиля, исключения задевания за дорожные неровности. Повышение проходимости связано с улучшением этих качеств.

Сцепление колес на мягких скользких дорогах может быть улучшено за счет высоких и широких грунтозацепов на шинах и увеличения площади их контакта с опорной поверхностью путем снижения давления воздуха. Несущая способность размокшего грунта, заснеженной поверхности небольшая. Снизить деформацию этой поверхности, ведущую к образованию глубокой колеи, на что требуется значительная мощность, возможно соответствующим снижением давления воздуха в шине. Для этого используются шины с регулируемым давлением, арочные шины, пневмокатки, съемные гусеницы, воздушная подушка и т.п.

Давление шин на опорную поверхность определяется в основном давлением в них воздуха:

q = cш × pш,

где q - давление шины на опорную поверхность;  сш - коэффициент, характеризующий жесткость самой шины;  pш - давление воздуха в шине.

   Коэффициент сш = 1,05...1,45. Высокое значение этого коэффициента относится к жестким многослойным шинам тяжелых грузовиков и самосвалов, содержащих до 50 слоев нитей корда. Для шин легковых автомобилей сш = 1,05… 1,15. Шины с регулируемым давлением имеют небольшую толщину, число слоев нитей корда в таких шинах, как правило, не более 6, т.к. при   значительной толщине боковины шин при деформации разрушаются.

   Минимальное давление воздуха в шинах автомобилей с регулируемым давлением составляет 0,04...0,05 МПа, пневмокатков - 0,005...0,007 МПа. Для сравнения: давление ступни человека - 0,0257 МПа, лыжника - 0,0033 МПа.

     Размеры автомобиля, влияющие на проходимость, регламентируются ГОСТ 22653-77. Называются они геометрическими или профильными параметрами проходимости автомобиля (рис. 117). Некоторые из них приведены в табл. 15. 

Рис. 117. Геометрические параметры проходимости автомобиля

 ГОСТ 22653-77 устанавливает следующие размеры автомобиля, влияющие на проходимость: дорожный просвет h - pасстояние от поверхности дороги до низшей точки автомобиля; продольный радиус проходимости R –  радиус условной вписанной окружности, касающейся колес и низшей точки автомобиля внутри его базы; передний l1 (задний l2 ) свес автомобиля - расстояние от оси передних (задних) колес до крайней передней (задней) точки автомобиля; угол переднего a1 (заднего a2)  свеса - угол, образованный дорожной поверхностью и касательной к колесу, проведенной через низшую переднюю (заднюю) точку автомобиля, угол преодолеваемого порога.

                                                                                                                 Таблица 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: