— Прочитайте 3-е и 4-е предложения. Какая грамматическая основа в 3-м предложении? (Девочка улыбнулась.) Сколько подчинительных словосочетаний можно выделить из этого предложения?
Возможно некоторые учащиеся предложат выделить три слово сочетания, а некоторые догадаются, что здесь только два словосочетания.
— Сколько словосочетаний входит в группу сказуемого?
Д.
— Все согласны? Теперь подумайте над следующим: девочка — подлежащее. Какой от него можно задать вопрос: с чем? или какая?
— Конечно, по смыслу подходит какая?, ведь речь идет те о наличии глаз у девочки, а о том, что она голубоглазая, значит, с голубыми глазами — это будет один компонент, то есть цельное словосочетание, оно выступает в роли определения.
Д.
— Итак, цельными называются словосочетания, которые в предложении выступают как один член предложения.
— Теперь скажите, что является цельным словосочетанием в 4-м предложении.
Д. Брат с сестрой.
— В роли какого члена предложения выступает это словосочетание? (Подлежащего.) Назовите сказуемое.
Д. Брат с сестройшли.
— А теперь сравните грамматическую основу второго предложения с грамматической основой этого предложения. Чем отличаются сказуемые? (В 4-м предложении оно во множественном числе, тем самым подчеркивается единство компонентов подлежащего, его цельность.)
V. Закрепление нового материала.
— Откройте учебник «Теорию», § 160, с. 205. Прочитайте о том, какие цельные словосочетания наиболее употребляемы в речи.
Работа с плакатом-схемой «Словосочетание»
— Эта схема вам уже знакома. Вы работали с ней при повторении изученного в начале учебного года. Теперь можете применять ее для всех видов словосочетаний.
Д л я д и к т о в к и: мягкий хлеб; сто пятьдесят семь; семь богатырей; день и ночь; однообразно и уныло; тихо вздохнул; выглянул в окно; идет снег; любой из нас; два месяца; низкого роста; долго, но тщательно; нам с сестрой.
Работа с учебником.
З а д а н и я
1) выполните упражнение 63 в учебнике на с. 32 с комментированием у доски.
2) сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения из упражнения 63.
Творческая работа.
— Внимательно рассмотрите репродукцию картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Составьте и запишите по два словосочетания всех видов; сочинительные, подчинительные и цельные.
— Прочитайте, какие словосочетания вы записали.