IV. Объяснение нового материала

— Прочитайте 3-е и 4-е предложения. Какая грамматическая основа в 3-м предложении? (Девочка улыбнулась.) Сколько подчинительных словосочетаний можно выделить из этого предложения?

Возможно некоторые учащиеся предложат выделить три слово сочетания, а некоторые догадаются, что здесь только два словосочетания.

— Сколько словосочетаний входит в группу сказуемого?

Д.

— Все согласны? Теперь подумайте над следующим: девочка — подлежащее. Какой от него можно задать вопрос: с чем? или какая?

— Конечно, по смыслу подходит какая?, ведь речь идет те о наличии глаз у девочки, а о том, что она голубоглазая, значит, с голубыми глазами — это будет один компонент, то есть цельное словосочетание, оно выступает в роли определения.

Д.

 

— Итак, цельными называются словосочетания, которые в предложении выступают как один член предложения.

— Теперь скажите, что является цельным словосочетанием в 4-м предложении.

Д. Брат с сестрой.

— В роли какого члена предложения выступает это словосочетание? (Подлежащего.) Назовите сказуемое.

Д. Брат с сестройшли.

— А теперь сравните грамматическую основу второго предложения с грамматической основой этого предложения. Чем отличаются сказуемые? (В 4-м предложении оно во множественном числе, тем самым подчеркивается единство компонентов подлежащего, его цельность.)

 

V. Закрепление нового материала.

— Откройте учебник «Теорию», § 160, с. 205. Прочитайте о том, какие цельные словосочетания наиболее употребляемы в речи.

 

Работа с плакатом-схемой «Словосочетание»

— Эта схема вам уже знакома. Вы работали с ней при повторении изученного в начале учебного года. Теперь можете применять ее для всех видов словосочетаний.

 

Д л я   д и к т о в к и: мягкий хлеб; сто пятьдесят семь; семь богатырей; день и ночь; однообразно и уныло; тихо вздохнул; выглянул в окно; идет снег; любой из нас; два месяца; низкого роста; долго, но тщательно; нам с сестрой.

 

Работа с учебником.

З а д а н и я

1) выполните упражнение 63 в учебнике на с. 32 с комментированием у доски.

2) сделайте полный синтаксический разбор последнего предложения из упражнения 63.

 

Творческая работа.

— Внимательно рассмотрите репродукцию картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Составьте и запишите по два словосочетания всех видов; сочинительные, подчинительные и цельные.

— Прочитайте, какие словосочетания вы записали.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: