— Запишите в верхнее окошко перфокарты свою фамилию и номер варианта.
Предполагается, что учащиеся уже знают, как работать с перфокартами. Если же учитель впервые использует этот прием, то следует объяснить, что учащиеся должны вписывать нужную информацию в специальные окошки, не вынимая из перфокарты вставленного листа до конца работы.
З а д а н и е для перфокарты I в а р и а н т а:
1. Предложение, в котором две и более грамматические основы, называется.
2. Который час? По цели высказывания это
3. По эмоциональной окраске предложения делятся на и.
4. О, первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей. (А. Фет.) Грамматическая основа.
5. На столе лежат три книги. Подлежащее.
6. Могут ли сложные предложения быть восклицательными?.
7. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собою. (А. Чехов.) По количеству грамматических основ это предложение.
З а д а н и е для перфокарты II в а р и а н т а:
1. Вопросительные предложения — это вид предложений по.
|
|
2. Сверкайте, мысли! (И. Северянин.) По эмоциональной окраске это предложение, по цели высказывания —.
3. Предложение, в котором одна грамматическая основа, называется.
4. Входят семь богатырей, семь румяных усачей. (А.С. Пушкин.) Подлежащее.
5. На теплом юге скворцы не расстаются между собой, а держаться дружными стаями. (И. Соколов-Микитов.) По количеству грамматических основ это предложение.
6. Сколько раз я должен повторить вопрос? По цели высказывания это предложение.
7. Может ли быть побудительным сложное предложение?.
— Обменяйтесь перфокартами и проверьте друг друга. Не забудьте вписать фамилию проверяющего и выставленную оценку.
— Сдайте перфокарты.
Работа по учебнику (устная).
— Откройте упражнение 67 в учебнике «Практика» на с. 34.
Работа по заданию к упражнению.
III. Подведение итога урока.
— Сформулируйте выводы, которые вы сделали для себя из сегодняшнего урока.
Домашнее задание: упражнения 72 на с. 37 и 73 на с. 38, ответить письменно на заданный вопрос и сделать схемы предложений.
Урок 16
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ И ПОРЯДОК СЛОВ
В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Цели: ввести понятия «двусоставные и односоставные предложения»; активизировать знания о распространенных и нераспространенных предложениях; познакомить с инверсией и прямым порядком слов в предложении, дать понятие о логическом ударении.
О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки со знаками «+», «-».
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня на уроке вы познакомитесь сразу с несколькими понятиями, обозначающими явления, с которыми уже много раз сталкивались, но не называли их, а также вспомните о разновидностях предложения по наличию второстепенных членов предложения или их отсутствию.
|
|
II. Подготовка к объяснению нового материала.
Проверка домашнего упражнения — № 73.
— Чем интересно сопоставление данных предложений? (В первом предложении название дерева является обращением и не является никаким членом предложения, а во втором — названия деревьев выступают в роли однородных повторяющихся подлежащих.)
— Назовите грамматическую основу в первом предложении. (Сказуемое — идите. То есть грамматическая основа состоит из одного главного члена — сказуемого.)
— Какая грамматическая основа во втором предложении? (Ясениукрасили. То есть состоит из двух главных членов предложения — подлежащего и сказуемого.)