У вас на партах карточки-тесты. Вы можете работать по ним индивидуально, можете работать в паре с соседом. Цель этого задания — проверить, достаточно ли хорошо усвоен вами материал. Какие задания вызывают трудности.
К а р т о ч к а – т е с т
1. Способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже, которого требует главное слово.
Управление. да — «+»; нет— «—».
2. Вид связи, объединяющий равноправные части (слова и предложения), называется сочинительной связью.
Да — «+»; нет— «—».
3. Это средство синтаксической связи сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством связи.
Окончание — «+»; интонация — «—»; союзы — «0».
4. В данном словосочетании «взглянул мельком» вид связи: управление — «+» согласование — «—»; примыкание — «0».
5. В данном предложении «Мы услышали, как скрипнула дверь» Связь: сочинительная — «+»; подчинительная — «—».
6. Способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонации — называется согласованным: да — «+»; нет— «—».
|
|
7. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи: управление — «+» согласование — «—»; примыкание — «0».
8. В данном словосочетании «Не дождь, а снег» вид связи: подчинение — «+»; сочинение — «-».
Учитель открывает на доске правильные ответы.
— Проверьте, такая ли комбинация знаков у вас получилась: +, +, -, 0, -, -, -, -.
— Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки. А кто сделал 1—2 ошибки? Сделайте для себя нужные выводы и повторите тот материал, который вызвал затруднения.
IV. Подведение итога урока.
— Какие вопросы у вас вызывают затруднения?
— Какие виды упражнений лучше помогают усвоить и закрепить материал?
Домашнее задание: упражнение 53 на с. 27.
Урок 13
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.
ЦЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Цели: дать понятие о цельных словосочетаниях, учить отличать их от обычных словосочетаний; совершенствовать умение находить в предложении словосочетания заданного вида; повторить синтаксический разбор предложения.
О б о р у д о в а н и е: репродукция картины В.А. Серова «Девочка с персиками»; плакат-схема «Словосочетания».
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня на уроке вы познакомитесь с цельными словосочетаниями, закрепите знания о видах связи и способах подчинительной связи, потренируетесь в синтаксическом разборе предложения.
II. Проверка домашнего задания.
— Что значит выделить словосочетания группы подлежащего?
— Почему вы не могли использовать такой же порядок действия во втором предложении?
— Какие способы связи вы определили в выписанных вами словосочетаниях?
|
|
III. Подготовка к объяснению нового материала.
— Прочитайте предложения, записанные на доске:
1) Девочка с книгой в руках сидела у окна.
2) Брат шел с сестренкой в магазин.
3) Девочка с голубыми глазами улыбнулась мне.
4) Брат с сестрой шли в магазин.
— Назовите подчинительные словосочетания в первых двух предложениях и способ подчинительной связи в них. Найдите грамматические основы предложений.
Учащиеся называют, а учитель записывает на доске. В результате должна получиться следующая з а п и с ь: