VI. Подведение итога урока

— Какие словосочетания называются цельными?

— Какими членами предложения они могут быть?

 

Домашнее задание: § 159—160, запомнить основные виды цельных сочетаний, выполнить упражнение 64 на с. 32 и из упражнения 58 на с. 29 задание № 2 после упражнения, сопоставить значения слов; оптимист и пессимист, составить с ними словосочетания

 

 

Урок 14

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

ЦЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

 

Цели: закрепить знание основных видов словосочетаний; совершенствовать умение на практике различать виды словосочетаний и способы подчинительной связи; проверить уровень усвоения данного материала путем контрольного списывания с грамматическим заданием.

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки трёх цветов.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня на уроке сначала вы еще раз вспомните все виды словосочетаний и способы подчинительной связи, а во второй половине урока будет проверочная работа по теме «Словосочетание».

 

II. Повторение изученного по теме материала.

1. Опрос по материалу § 159—160.

— Что называется словосочетанием? Чем отличаются сочинительные и подчинительные словосочетания?

— Какие способы подчинительной связи вы знаете? Охарактеризуйте их.

— Какие словосочетания называются синонимичными? Приведите примеры.

— Расскажите о цельных словосочетаниях.

 

Работа с учебником.

Откройте учебник «Практика» на с. 31 упражнение 61. Выполните это упражнение по вариантам с взаимопроверкой: I вариант — первые 7 словосочетаний; II вариант — остальные семь словосочетаний. Укажите способ подчинительной связи в исходных и образуемых словосочетаниях.

Двое учащихся выполняют задания на доске, чтобы по окончании работы остальные учащиеся могли проверить себя.

— Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа, а затем сверьтесь с доской.

 

Работа с сигнальными карточками.

— У вас на партах сигнальные карточки трёх цветов. Определите вид прочитанного мной словосочетания если словосочетание сочинительное, поднимите вверх красную карточку, если подчинительное, поднимаете синюю карточку, если названное мною выражение вообще не является словосочетанием, поднимаете зеленую карточку.

Условие можно записать на доске.

 

Гаснут над лесом; сияют звезды; музыка утра; один из нас; торжественный и волнующий; предутренний час; три сосны; громкий, но не долгий; поднимаются в небо; поют жаворонки; проносится ветер; проснувшиеся птички; тысячи хвоинок; лесная музыка.

— Вы успешно справились с этим заданием, что позволяет перейти к следующему этапу урока — проверочной работе.

 

III. Проверка знаний.

Проверочная работа проходит в форме контрольного списывания упражнения 66 в учебнике на с. 33.

 

Д. Дополнительное задание: выпишите словосочетания со способами связи примыканием и управлением.

 

IV. Итог урока.

— Сдайте работы на проверку. Все справились с работой?

— Каков ваш результат знаний по теме? Обоснуйте своё мнение.

 

Домашнее задание: § 159—160 повторить, выполнить упражнения 59 на с. 30 и 65 на с. 32.

 

 

Урок 15

ПОНЯТИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ.

СТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЕГО ВИДЫ

ПО ЦЕЛИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ

 

Цели: закрепить знания учащихся о предложении как единице синтаксиса; его видах по цели высказывания и эмоциональной окраске, строении предложения; расширить знания о вопросительных предложениях понятием о риторических вопросах; повторить морфологический разбор глагола.

О б о р у д о в а н и е: перфокарты.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— В этом учебном году вы продолжаете изучать синтаксис. Вспомните, что является основными единицами синтаксиса? О словосочетании вы многое узнали на прошлых уроках. Сегодня начинаете изучать предложение. Ваша учебная задача вспомнить в течение урока все, что изучали о нём раньше.

II. Повторение изученного ранее материала.

1. Работа с учебником.

— Заполните таблицу, которую вы видите н а д о с к е, сведениями из § 161 — 164 учебника на с. 206.

Перенесите таблицу в тетрадь и начинайте работать.

Предложение

Признаки предложения

Теория Примеры
   
Виды по структуре    
Виды по числу грамматических основ    
Виды по цели высказывания    
Виды по эмоциональной окраске    

 

— Прочитайте, как вы заполнили таблицу.

— Что вы узнали о риторическом вопросе? Для чего употребляются риторические вопросы в речи?

 

Объяснительный диктант.

— Запишите предложения и определите их вид по структуре, наличию и количеству грамматических основ, по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1) Ты с басом, Мишенька, садись против альта… (И. Крылов.) 2) Мы с вами попутчики, кажется? (М. Лермонтов.) 3) Уж за чем ты, заря алая, просыпалася? (М. Лермонтов.) 4) Пусть бежит в полях поземка белою змеею. (С. Маршак.) 5) В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами... (А. Пушкин.) 6) Как Днепр широк! Как даль ясна! (А. Сурков.) 7) Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу. (В. Астафьев.)

 

Морфологический разбор.

— Выпишите глаголы из 4-го и из 5-го предложений. Сделайте морфологический разбор глаголов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: