III. Объяснение нового материала

— Может ли основа предложения состоять из одного подлежащего? Найдите среди записанных на доске предложений то, в котором один главный член — подлежащее. (3.)

Д. 1) Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Пословица.)

2) Сирень была светлая, бледная с капельками росы. (Е. Зайцев.)

3) Податливый, плавящийся асфальт под ногами. (А. Сурков.)

 

— Определите грамматические основы в двух оставшихся предложениях. На какие два вида можно разделить эти предложения? (Предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов, и предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного какого-либо главного члена.)

— Предложения первого вида, в которых есть и подлежащее, и сказуемое, называются двусоставными. А предложения с одним главным членом — односоставными. Теперь вы должны уметь пользоваться этими понятиями при характеристике предложений. Что можно сказать о наличии второстепенных членов в этих предложениях? (Во втором предложении их нет.) Кто помнит, как называются такие предложения? (Нераспространенными.) А те, в которых есть второстепенные члены? (Распространенными.)

— Теперь скажите, почему слова податливый, плавящийся в третьем предложении являются определениями, а во втором — сказуемыми. Почему слова светлая, бледно-фиолетовая, с капельками росы, обозначающие признак, являются частью сказуемого? (Потому что во втором предложении эти слова стоят после глагола «была» и после подлежащего «сирень», то есть несут на себе основной смысл предложения — охарактеризовать, какой была сирень, а не просто указать на ее наличие. А в третьем предложении определения стоят в начале предложения, их задача — просто описать асфальт, который был под ногами; здесь основной смысл несет на себе подлежащее «асфальт».)

— Изменится ли смысл предложения, если изменить этот порядок слов?

Записывают на доске новые предложения.

 

Д. Светлая, бледно-фиолетовая, с капельками росы сирень была. Под ногам и асфальт податливый, плавящийся.

 

— Да, смысл изменился, теперь главными в смысловом плане стали глагол была и определения податливый, плавящийся. Их следует особо выделить голосом при произношении предложения.

— Выделение голосом тех слов, которые обозначают самое важное в предложении, называют логическим ударением.

— А что еще изменило смысл этих предложений? (Новый порядок слов.)

— О порядке слов в предложении прочитайте самостоятельно в § 166 на с. 211 учебника «Теория».

— Итак, каким может быть порядок слов? (Прямым и обратным, который называется инверсией.) Определите порядок слов в предложениях, с которыми вы сейчас работали.

 

IV. Закрепление нового материала.

Объяснительный диктант.

— Запишите предложения, определите их вид по характеру грамматической основы (односоставное или двусоставное) и по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное)

1) И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. 2) Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести. (А. Пушкин.) 3) Сердце бьется сильнее. 4) В глазах у меня потемнело. (М. Лермонтов.) 5) Очень тихо. 6) Слышно желну, сойку, дрозда. 7) По вечерам солнце косыми лучами ложится на Родь. (М Пришвин.)

 

Работа с учебником.

1) Выполнение устно упражнений 84 и 85 из учебника «Практика».

— Какой вывод сделали о расположении подлежащего и сказуемого в текстах разного типа речи? (При повествовании: подлежащее + сказуемое; при описании: сказуемое + подлежащее.)

— Очень часто нарушение порядка слов предложения приводит к речевым ошибкам, которые изменяют суть высказывания.

2) Выполнение упражнения 88 письменно с комментированием с места.

 

Творческое задание.

Запишите предложение, которое вы видите на доске.

Д. Вы принесете мне вечером молока?

 

— С помощью логического ударения измените смысл этого высказывания как можно большее число раз. Произнесите вслух, что у вас получилось.

 

Работа с сигнальными карточками.

— У вас на партах сигнальные карточки со знаками «+» и «-». Если вы согласны с тем, что я буду говорить, поднимите карточку со знаком «+» если не согласны — со знаком «-».

В этом случае следует выяснить правильный вариант.

1) Изменение порядка слов называется инверсией. (+)

2) Выделение голосом тех слов, которые обозначают самое важное в сообщении, называют риторическим вопросом. (—) А как?

3) Наступила зима. Это предложение двусоставное. (+)

4) Оно распространенное. (—) Почему?

5) Цыплят по осени считают. Предложение односоставное. (+)

6) Листья летят, кружатся, падают. Нераспространенное предложение. (+)

7) Принесите воды. Предложение побудительное. (+)

8) Ну сколько можно ждать?! Предложение повествовательное. (—) Почему?

9) Громкий звук. Сочинительное словосочетание. (—) А какое?

10) Быстро откликнулся. Способ подчинения согласование. (—) А какой?

11) Посмотрел в зеркало. Способ подчинения управление. (+)

12) Улыбнулся и сказал. Подчинительное словосочетание. (—)

13) Отзывчивые люди. Способ подчинения согласование. (+)

 

V. Подведение итога урока.

— С какими новыми понятиями вы познакомились?

— С помощью чего можно изменить смысл высказывания?

— Какие понятия вспомнили?

 

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Словосочетание и предложение». Повторить § 156—167, вы полнить упражнение 79 нас. 41.

 

 

Урок 17

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

 

Цель: проверить уровень усвоения учебного материала, умение использовать его на практике.

 

Ход урока

1. Ответьте на вопросы:

I  в а р и а н т

1) Что называется словосочетанием?

2) Какие виды синтаксической связи вы знаете? Чем они отличаются?

 

II  в а р и а н т

1) Что называется предложением?

2) Какие виды предложений по цели высказывания, наличию второстепенных членов предложения и характеру грамматической основы вы знаете?

 

Запишите предложение и охарактеризуйте его по всем возможным параметрам.

I  в а р и а н т: И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые... (А. Пушкин.)

II  в а р и а н т: Разве вы поможете себе этим? (В. Гаршин.)

 

Выпишите из предложения все возможные словосочетания, укажите вид связи.

I в а р и а н т: Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.)

II  в а р и а н т: Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: