«ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цели: обобщить знания о способах выражения подлежащего; типах сказуемого и его способах выражения; закрепить умение применять при письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.
О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки трёх цветов — желтые, синие, красные; иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» художника И. Билибина («Уроки литературы». — № 5. —2001 / Приложение к журналу «Литература в школе»).
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня на уроке вы должны обобщить изученный материал по теме «Главные члены предложения», закрепить умение находить грамматическую основу, определять тип сказуемого и применять на письме правило постановки тире между главными членами предложения.
II. Обобщение изученного.
Объяснительный диктант.
— Запишите небольшой текст, а затем выполните ряд заданий к нему.
Тишина стоит на озере Киево. Но недолговечен этот покой. Скоро вешние воды огласит гомон крикливых птичьих стай. Сюда теперь ежегодно слетаются тысячи речных чаек. Одни и те же птицы по десять — двенадцать лет подряд выводят птенцов на заповедном озере.
|
|
Тысячи чаек здесь были окольцованы, и это помогло ученым установить дальность перелетов этих птиц.
Озерная колония чаек стала природной лабораторией для изучения биологии этих полезных птиц.
(Д. Зуев /Дидактический материал к учебнику русского языка: 7 класс. / Сост. В.П. Озерская.)
В каждом предложении учащиеся комментируют правописание орфограмм, встрегившихся в нем.
— Подчеркните подлежащие, выраженные цельным словосо четанием. Назовите их.
— Назовите предложение, в котором имеется простое глагольное сказуемое. Подчеркните его.
— Есть ли в этом тексте составное глагольное сказуемое? Назовите его.
— Подчеркните и назовите составные именные сказуемые. Укажите способ выражения именной части сказуемого (какой ча стью речи выражено).
Работа с сигнальными карточками.
— Сейчас предстоит работа с сигнальными карточками.
З а д а н и е. Определите тип сказуемых в прочитанных мной предложениях. Поднимите вверх желтую карточку, если это простое глагольное сказуемое, синюю — если составное глагольное, красную — если составное именное сказуемое. Причем, если в этом предложении нужно ставить тире, поднимите вверх большой палец левой руки.
1) Чтенис — ног лучшее учение. (Пословица.)
2) Бал – вещь хорошая. (А.С. Грибоедов.)
3) Он пустился бежать во весь дух. (Н.В. Гоголь.)
4) Кое-где снег уже растаял.
5) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней.
6) Старушки все — народ сердитый. (А.С. Грибоедов.)
|
|
7) Ты будешь ждать моего звонка.
8) Конечно, это большое искусство — ждать. (Л. Соболев.)
9) Лес стоит радостный, праздничный.
10) Он замечательно умный человек. (И.С. Тургенев.)
— Назовите случаи, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым и когда не ставится.
3. Тест с самопроверкой.
Откройте учебник «Практика» на с. 63. Выполните тест для самоконтроля, это позволит вам выяснить, насколько вы готовы к итоговой контрольной работе по этой теме. На выполнение этого задания — 8 минут.
— Проверьте выполненные тестовые задания. Правильные ответы на доске;
Д. 1 б; 2 в; 3 в; 4 в, а; 5 в.
Творческаи работа.
— Внимательно рассмотрите иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» художника И. Билибина. Вы уже хорошо знакомы с творчеством этого художника и успели заметить некоторые особенности его стиля.
По возможности учитель должен показать и другие иллюстрации, выполненные этим художником. В указанном номере приложения «Уроки литературы» их достаточное количество.
— Характерные особенности «билибинского стиля» — поэтичность, образность, народность. Его иллюстрации выполнены в декоративно-орнаментальной манере, с использованием мотивов русского народного творчества.
— Ваша задача — составить к иллюстрации 7—8 предложений с использованием разных типов сказуемых и выполнить следующее требование: чтобы хотя бы в одном предложении между подлежащим и сказуемым было тире.
— Прочитайте свои работы.
III. Подведение итога урока.
— Что вы повторили за урок? Все ли намеченное успели выполнить?
Домашнее задание: повторите весь материал по данной теме в § 161—174. Выполнить упражнение 136, задание 1 — письменно. Просмотреть орфографические правила, которые вызывают обычно затруднения. Подготовиться к контрольному диктанту с грамматическим заданием.
Урок 27
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ