Цель: проверить знания и умения по теме «Главные члены предложения».
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
«Слово о полку Игореве» — настоящая жемчужина древнерусской литературы. Автор «Слова...» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать, что автор был дружинником, участником похода Игоря.
Персонажи произведения — это русские люди, жившие и действовавшие в один из переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами» — патриот и бесстрашный воин. Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного государственного деятеля и мыслителя. Его «золотое слово» — это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска — горький упрек самонадеянным князьям-братьям.
Величественный образ Руси в поэме неразрывно связан с раздумьями поэта о ее суровой и славной истории, о ее настоящем и будущем. (119 слов.)
|
|
(Текст взят из «Сборника диктантов по пунктуации, 8—9 классы». Костяевой Т.А.)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
1. Выполните полный синтаксический разбор предложений:
I в а р и а н т: Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников.
II в а р и а н т: Его «золотое слово» — это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси.
2. Подчеркните грамматические основы, укажите, какими частями речи выражены подлежащее н сказуемое: (Задание общее для обоих варнантов.)
1) Игорь, самоотверженно бившийся с «погаными половцами» — патриот и бесстрашный воин.
2) Автор «Слова...» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю.
3. Укажите тип сказуемык во втором абзаце диктанта. (Задание общее для обоих вариантов.)
Домашнее задание: § 18 — повторить материал о второстепенных членах.
II ЧЕТВЕРТЬ (22 ч + 2 ч «Развитие речи»)
Урок 28
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Цели: активизировать ранее усвоенные знания учащихся о второстепенных членах предложения; расширять понятия об определении: согласованные и несогласованные определения.
О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки-задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня на уроке вы должны вспомнить все, что изучали раньше о второстепенных членах предложения. Кроме того, вы пополните свои знания о второстепенных членах предложения новыми сведениями, узнав, что определения бывают согласованными и несогласованными, научитесь их отличать.
|
|
II. Подготовка к объяснению нового материала.
1. Беседа по материалу § 18.
— Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете, чем они отличаются друг от друга?
— Как определить вид второстепенного члена предложения?
Разбор предложения (неполный).
Запишите предложение: На улице дул пронзительно-холодный ветер, и я повязал на шею свой слегка уже заношенный шарф из верблюжьей шерсти.
— Подчеркните грамматическую основу. Это простое или сложное предложение?
— А теперь определите вид каждого второстепенного члена предложения.