— Выпишите все возможные словосочетания с главным словом шарф.
— Во всех трех словосочетаниях зависимое слово является определением. Определите вид связи в этих словосочетаниях. (Подчинительное.) Укажите способ подчинительной связи. (1-е и 2-е словосочетание — согласование; 3-е —управление.)
— Вспомните, что значит согласование. (Главное и зависимое слова сочетаются в роде, числе и падеже.) Такие определения и называются согласованными. Какими частями речи они выражены? Откройте учебник «Теория» на с. 223, 175 и прочитайте, какими частями речи обычно выражаются согласованные определения.
— Чем выражено определение в 3-м словосочетании? (Из шерсти — существительное с предлогом + прилагательное.) Это несогласованное определение. Прочитайте на с. 224, какими частями речи выражаются несогласованные определения.
IV. Закрепление нового материала.
Работа с учебником.
— Выполните упражнение 140, с. 65 учебника «Практика».
Это упражнение можно выполнять с комментированием с места, а можно одного из учащихся вызвать к доске и предложить учащимся задание по выбору: работать вместе с учащимся у доски и учителем (для слабых учащихся этот вариант более подходящий) или работать самостоятельно, а потом проверить себя по ответам к упражнениям в конце учебника (для сильных учащихся этот вариант будет интереснее).
|
|
Грамматический разбор слов.
— Выполните устно орфографический разбор слов: старинный, шелком; письменно — разбор по вариантам:
I в а р и а н т — морфологический разбор с мезонином3
II в а р и а н т — лексический разбор допоздна 5.
Двое учащихся выполняют разбор на доске. Затем проводится проверка: учащиеся сверяют выполненный разбор в тетрадях с тем, который выполнили ученики на доске.
Распределительный диктант.
— Какие определения называются согласованными, а какие несогласованными?
— Распределите словосочетания по столбикам:
Согласованные Несогласованные
— Сильным учащимся, усвоившим тему учитель предлагает по работать у доски по индивидуальным карточкам-заданиям, чтобы затем коллективно проанализировать выполненные задания, таким образом закрепить новый материал.
Д и к т а н т
Светло-русые волосы, пятнадцатая страница, лодка с парусом, дайте книгу поинтереснее, яйца всмятку, желание нравиться, сочные плоды, остывающий чай, сестрина книга, обрывистый берег, привычка останавливаться, мальчик семи лет.
К а р т о ч к а № 1
Замените именные словосочетания с согласованными определениями именными словосочетаниями с несогласованными определениями.
|
|
О б р а з е ц: стальной нож — нож из стали.
Кожаный портфель, фарфоровая посуда, черноглазый мальчик, седобородый старик, осенние дни, птичьи голоса.
К а р т о ч к а № 2
Укажите, в каком словосочетании употреблено согласованное определение, а в каком — несогласованное.
Соседняя комната, дом брата, крыша сарая, деловой человек, восьмилетний мальчик, храбрость воина, выполненный план.
Проверка с подробным анализом.
V. Подведение итога урока.
— Какие члены предложения называют второстепенными?
— Что вы можете рассказать об определениях?
Домашнее задание: выучить § 175; упражнение 150 — устно; упражнение 151 -письменно, с. 69 учебника «Практика».
Урок 29
СОГЛАСОВАННЫЕ и НЕСОГЛАСОВАННЫЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ (продолжение темы прошлого урока)
Цели: закрепить понятие о согласованных и несогласованных определениях; совершенствовать умение различать их на практике.
О б о р у д о в а н и е: примеры-выдержки из журнальных, газетных статей листы для выполнения задания к статьям.
Ход урока