— Найдите в этих предложениях дополнения и определите. какими частями речи они выражены.
Учащиеся комментируют каждое предложение с 1-го по 4-е.
Д. 1) Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой. (М. Горький.)
2) Все молчат, и только Володька что-то бормочет. (А. Чехов.)
3) Ему велено было атаковать фоминское. (Л. Толстой.)
4) Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу». (А. Чехов.)
5) Она заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе. (А.Н. Толстой.)
6) Евгения начала выбирать из грибного мусора ягоды. (Ф. Абрамов.)
7) Я тебя заставлю встать. (Ф. Абрамов.)
II. Объяснение нового материала.
— Какой же частью речи выражено дополнение в четвертом предложении? (Звукоподражательным словом «бу-бу-бу».)
— А теперь внимательно прочитайте пятое предложение. Чем здесь выражено дополнение? (Цельным словосочетанием — несколько чашек кофе.)
— Оказывается, дополнение может быть выражено и такими нетрадиционными способами. Очень внимательно прочитайте 6-е и 7-е предложения и подумайте, в каком из них употреблено составное глагольное сказуемое, а в каком простое глагольное сказуемое и дополнение, выраженное инфинитивом (В 6-м – составное глагольное сказуемое, а в 7-м — дополнение, выраженное инфинитивом: Евгенияначала выбивать …; Я тебя заставлювстать.) Докажите.
|
|
— Итак, нужно запомнить, что глаголы, входящие в сказуемое, обозначают действие одного и того же лица — подлежащего, а глагол-дополнение чаще всего относится к другому лицу. В 6-м предложении оба действия совершает Евгения (начала выбирать), а в 7-м предложении «заставляет» одно лицо, а «встать» должен кто-то другой, другое лицо.
IV. Закрепление нового материала.
Работа с сигнальными карточками.
— Я буду читать предложения с инфинитивами, а вы должны определить, входит инфинитив в составное сказуемое или является дополнением. Если инфинитив — часть сказуемого, то вы поднимаете вверх красную карточку, если инфинитив — дополнение, то вы поднимаете желтую карточку.
1) Я хочу рассказать о своем проекте.
2) Вы меня просили рассказать о моем проекте.
3) Мы можем выполнить задание в срок.
4) Александр Петрович намерен поехать на Урал.
5) Родственники посоветовали нам ехать в Ялту.
6) Мастер требует сдать объект к концу месяца.
7) Отец разрешил кататься нам с братом на лыжах.
8) Я хочу послушать любимую кассету, а не смотреть этот фильм.
9) Слушатели просили исполнить последнее сочинение композитора.
Творческое задание.
— Запишите несколько слов: рассказ, каток, теплоход, сирень, сон.
— Составьте предложения с этими словами так, чтобы в одном случае они были подлежащим, а в другом — дополнением. Укажите в каждом случае падеж этих существительных.
|
|
Объяснительный диктант.
— Запишите предложения и потренируйтесь находить дополнения, выраженные не совсем привычным способом (цельным словосочетанием, числительным, звукоподражанием и т.д.).
1) И тут все услышали пронзительное «мяу-мяу!»
2) На тарелке уже лежало четыре яблока, к ним добавили еще четыре.
3) Никак не удавалось найти ахиллесову пяту своего противника.
4) К пяти прибавить два.
5) Сегодня мне предложили вернуться на работу.
6) После уроков учитель обычно занимается с отстающими.
7) Для участия в конкурсе мы должны выбрать одного из са мых лучших музыкантов.
V. Подведение итогов урока.
—Что называют дополнением?
— Чем может быть выражено дополнение?
— Как отличить дополнение-инфинитив от составной части сказуемого? А дополнение без предлога от подлежащего?
Домашнее задание: § 177, упражнение 164, в § 18 повторить материал об обстоятельствах.
Уроки 33—34
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТОМ СОЧИНЕНИЯ
Цели: совершенствовать умение связно передавать своими словами содержание прочитанного текста, умение вычленять ключевые, опорные предложения (микротемы текста) и раскрывать их; умение излагать собственные мысли, мнение на выбранную тему, связав их с содержанием изложения.
Ход уроков
I. Оргаиизационный момент.
— На сегодняшнем уроке развития речи вы продолжите работу с понятиями «микротема» и «микротекст», обсудите тему интеллигентности. Самостоятельно вы должны будете сжато передать содержание статьи академика Д.С. Лихачева «Человек должен быть интеллигентен» и продолжить ее собственным сочинением, развивая эту же тему в своих размышлениях и выводах.
II. Подготовка к самостоятельной работе.
Дискуссия об интеллигентности.
— Скажите, знакомо ли вам слово «интеллигентный». Что оно означает, по-вашему? (Воспитанный, сдержанный, культурный, отзывчивый, чуткий и т.п.)
— Д.С. Лихачев написал интереснейшую статью, в которой он рассуждает, спорит с собой и читателем, выясняя, что же такое интеллигентность и почему каждый человек должен быть интеллигентным. Прочитайте эту статью (учебник «Развитие речи» на с. 18, упражнение 14).
Чтение статьи, ответь на вопросы, приведенные в учебнике после статьи на с. 20.
— Как вы понимаете слова «интеллигентность» и «интеллигентный»? Прочитайте восьмистишье Р.Г. Гамзатова в упражнении 15.
Текст стихотворения рекомендуется вынести на доску.
— Кто из «собеседников» автора более интеллигентен? Поче му вы так считаете?
— Могли бы вы сейчас привести пример интеллигентности из своих личных впечатлений или из книг, фильмов?