Работа с предложениями, записанными на доске

— Найдите в этих предложениях дополнения и определите. какими частями речи они выражены.

Учащиеся комментируют каждое предложение с 1-го по 4-е.

Д. 1) Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой. (М. Горький.)

2) Все молчат, и только Володька что-то бормочет. (А. Чехов.)

3) Ему велено было атаковать фоминское. (Л. Толстой.)

4) Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу». (А. Чехов.)

5) Она заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе. (А.Н. Толстой.)

6) Евгения начала выбирать из грибного мусора ягоды. (Ф. Абрамов.)

7) Я тебя заставлю встать. (Ф. Абрамов.)

 

II. Объяснение нового материала.

— Какой же частью речи выражено дополнение в четвертом предложении? (Звукоподражательным словом «бу-бу-бу».)

— А теперь внимательно прочитайте пятое предложение. Чем здесь выражено дополнение? (Цельным словосочетанием — несколько чашек кофе.)

— Оказывается, дополнение может быть выражено и такими нетрадиционными способами. Очень внимательно прочитайте 6-е и 7-е предложения и подумайте, в каком из них употреблено составное глагольное сказуемое, а в каком простое глагольное сказуемое и дополнение, выраженное инфинитивом (В 6-м – составное глагольное сказуемое, а в 7-м — дополнение, выраженное инфинитивом: Евгенияначала выбивать …; Я тебя заставлювстать.) Докажите.

— Итак, нужно запомнить, что глаголы, входящие в сказуемое, обозначают действие одного и того же лица — подлежащего, а глагол-дополнение чаще всего относится к другому лицу. В 6-м предложении оба действия совершает Евгения (начала выбирать), а в 7-м предложении «заставляет» одно лицо, а «встать» должен кто-то другой, другое лицо.

 

IV. Закрепление нового материала.

Работа с сигнальными карточками.

— Я буду читать предложения с инфинитивами, а вы должны определить, входит инфинитив в составное сказуемое или является дополнением. Если инфинитив — часть сказуемого, то вы поднимаете вверх красную карточку, если инфинитив — дополнение, то вы поднимаете желтую карточку.

1) Я хочу рассказать о своем проекте.

2) Вы меня просили рассказать о моем проекте.

3) Мы можем выполнить задание в срок.

4) Александр Петрович намерен поехать на Урал.

5) Родственники посоветовали нам ехать в Ялту.

6) Мастер требует сдать объект к концу месяца.

7) Отец разрешил кататься нам с братом на лыжах.

8) Я хочу послушать любимую кассету, а не смотреть этот фильм.

9) Слушатели просили исполнить последнее сочинение композитора.

 

Творческое задание.

— Запишите несколько слов: рассказ, каток, теплоход, сирень, сон.

— Составьте предложения с этими словами так, чтобы в одном случае они были подлежащим, а в другом — дополнением. Укажите в каждом случае падеж этих существительных.

 

Объяснительный диктант.

— Запишите предложения и потренируйтесь находить дополнения, выраженные не совсем привычным способом (цельным словосочетанием, числительным, звукоподражанием и т.д.).

1) И тут все услышали пронзительное «мяу-мяу!»

2) На тарелке уже лежало четыре яблока, к ним добавили еще четыре.

3) Никак не удавалось найти ахиллесову пяту своего противника.

4) К пяти прибавить два.

5) Сегодня мне предложили вернуться на работу.

6) После уроков учитель обычно занимается с отстающими.

7) Для участия в конкурсе мы должны выбрать одного из са мых лучших музыкантов.

 

V. Подведение итогов урока.

—Что называют дополнением?

— Чем может быть выражено дополнение?

— Как отличить дополнение-инфинитив от составной части сказуемого? А дополнение без предлога от подлежащего?

 

Домашнее задание: § 177, упражнение 164, в § 18 повторить материал об обстоятельствах.

 

 

Уроки 33—34

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТОМ СОЧИНЕНИЯ

Цели: совершенствовать умение связно передавать своими словами содержание прочитанного текста, умение вычленять ключевые, опорные предложения (микротемы текста) и раскрывать их; умение излагать собственные мысли, мнение на выбранную тему, связав их с содержанием изложения.

 

Ход уроков

I. Оргаиизационный момент.

— На сегодняшнем уроке развития речи вы продолжите работу с понятиями «микротема» и «микротекст», обсудите тему интеллигентности. Самостоятельно вы должны будете сжато передать содержание статьи академика Д.С. Лихачева «Человек должен быть интеллигентен» и продолжить ее собственным сочинением, развивая эту же тему в своих размышлениях и выводах.

 

II. Подготовка к самостоятельной работе.

Дискуссия об интеллигентности.

— Скажите, знакомо ли вам слово «интеллигентный». Что оно означает, по-вашему? (Воспитанный, сдержанный, культурный, отзывчивый, чуткий и т.п.)

— Д.С. Лихачев написал интереснейшую статью, в которой он рассуждает, спорит с собой и читателем, выясняя, что же такое интеллигентность и почему каждый человек должен быть интеллигентным. Прочитайте эту статью (учебник «Развитие речи» на с. 18, упражнение 14).

Чтение статьи, ответь на вопросы, приведенные в учебнике после статьи на с. 20.

 

— Как вы понимаете слова «интеллигентность» и «интеллигентный»? Прочитайте восьмистишье Р.Г. Гамзатова в упражнении 15.

Текст стихотворения рекомендуется вынести на доску.

 

— Кто из «собеседников» автора более интеллигентен? Поче му вы так считаете?

— Могли бы вы сейчас привести пример интеллигентности из своих личных впечатлений или из книг, фильмов?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: