Письмо по памяти. (Самодиктант.)

— Прочитайте стихотворные строки, записанные на доске.

Д. На западе солнце пылает,

Багряное море горит;

Корабль одинокий, как птица.

По влаге холодной скользит.

Беспечно веселую песню,

Задумавшись, кормчий поет,

А черная туча на юге,

Как дым от пожара, встает.

                                                             (И. С. Никитин.)

 

— Объясните знаки препинания в тексте. Прочитайте текст про себя. Теперь я прочитаю текст, а вы послушайте, закрыв глаза.

— Еще раз прочитайте текст, запишите его по памяти (учитель закрывает текст листом).

— Проверьте себя, правильно ли вы записали стихотворенне.

— Подчеркните все обстоятельства, укажите их вид.

Работа с учебником.

— Откройте учебник «Практика» на с. 77, упражнение 73. Чем интересно каждое из данных предложений?

Далее учащиеся работают устно по заданию к упражнению. Дополнительно можно попросить учащихся указать вид обстоятельства и объяснить знаки препинания в предложениях. В это время двое учащихся работают по индивидуальным карточкам-заданиям у доски.

 

К а р т о ч к а № 1

Спишите предложение, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обстоятельства, укажите их вид.

1) На горизонте как бисерные нити тянулись журавлиные стаи. (М. Пришвин.) 2) Возле выходной стрелки станции стояла уцелевшая будка стрелочного поста. (А. Платонов.) 3) Пластинка перестала играть остановилась скрипнув иглой. (Ю. Бондарев.)

 

К а р т о ч к а  № 2

Разделите словосочетания на две группы: 1) зависимое слово отвечает на вопрос «несмотря на что?»; 2) на вопрос «при каком условии?». Составьте и разберите по два предложения со словосочетаниями каждой из групп.

Приехал, несмотря на занятость; выполнил вопреки опасениям; преодолеет при настойчивости; не спал, несмотря на поздний час; улучшит, приложив старание; поступит при хорошей подготовке; помог, несмотря на болезнь; добьется при условии упорных тренировок; сделает с помощью друга.

 

— А теперь проверьте, как справились со своими заданиями ваши товарищи, работавшие у доски.

 

Объяснительный диктант.

— Через урок вы будете писать контрольный диктант с грамматическим заданием, поэтому предлагаю вам попробовать свои силы в объяснительном диктанте. Запишите, комментируя предложения. Укажите грамматическую основу и виды обстоятельств.

 

1) В октябре за туманами где-то затерялось недав..е лето. 2) На другой день, в воскресенье ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки. 3) В самый разгар игры меня зачем (то) позвали домой. 4) Скамейка почернела от времени в саду. 5) Едет парень верхом. 6) Промелькнул, гремя, Чонгарский мост. 7) Струя воды сияет на стекле, как след звезды. 8) Катает ядра гром с небесной светлой кручи. Подуло холодком от подступившей тучи. 9) Зам..рли в ш..ренге, как солдаты, восемь к..парисов у дворца. 10) (Не)быстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок. 11) долго мы на берегу стояли.       (С. Щипачев.)

 

Синтаксический разбор предложения.

— Вспомните порядок выполнения синтаксического разбора предложения.

I  в а р и а н т— Едва заметно, будто ка серебряной росы, блестели первые звезды. (К. Паустовский.)

II  в а р и а н т — Капкан, словно живой, подпрыгнул и со звоном захлопнул челюсти. (Е. йермитин.)

 

III. Подведение итогов урока.

— Что вы можете рассказать об обстоятельстве вообще?

— Какие задания помогли вам лучше усвоить материал?

 

Домашнее задание: упражнение 174 в учебнике «Практика» на с. 77. Прочитайте задание к упражнению.

З а д а н и е: записать в исправленном виде эти словосочетания в нужном порядке и письменно выполнить задание 2 к этому упражнению на с. 78. Устно подготовить три вопроса по теме «Второстепенные члены предложения», которые зададите своим товарищам на следующем уроке.

 

 

Урок 37

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

 

Цели: обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения, совершенствовать навык различения второстепенных членов и их видов (согласованные/несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств); закрепить навык постановки дефиса при приложениях и запятых при некоторых видах обстоятельств.

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки с цифрами.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Обобщение изученного материала.

1. Опрос-соревнование.

— Вы закончили изучение темы «Второстепенные члены предложения». Дома каждый из вас приготовил по три вопроса по этой теме. В течение трех минут просмотрите в учебнике «Теория» параграфы, относящиеся к этой теме, напомните себе все, что изучали.

Предлагаю провести соревнованис между рядами на лучшую команду знатоков темы «Второстепенные члены предложения». Вы будете задавать друг другу вопросы: I-й ряд → II-му и III-му рядам, II-й ряд → I-му и III-му рядам, III-й ряд → I-му и II-му рядам. За каждый правильный ответ ряд получает 1 балл. В конце соревнования количество баллов, полученное каждым рядом, будет подсчитано, определен ряд-победитель.

 

Работа с карточками-цифрами от 1 до 8.

— У каждого из вас набор карточек с цифрами от 1 до 8. На доске записано восемь предложений. Я назову определенное языковое явление, а вы должны поднять номер или номера тех предложений, в которых оно встречается.

Д. 1) Каждая мелочь этого дня врезалась в память. (К. Паустовский.)

2) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей. (М. Лермонтов.)

3) На другой день Пьер приехал проститься. (Л. Толстой.)

4) Гости просили спеть Татьяну ее любимую песню о море.

5 Константи вернулся домой к обеду, несмотря на бушующую с утра метель.

6) Её преследовала тайная мечта уйти в партизанское подполье. (А. Фадеев.)

7) Милый лес, где я мальчонкой плёл из веток шалаши, где однажды я теленка, сбившись с ног, искал в глуши. (А. Твардовский.)

8) Я раза три уже принимался пить чай, несколько раз напрасно пытался заснуть, прочел все надписи на окнах и на стенах: скука меня томила страшная. (И. С. Тургенев.)

 

В этом предложении есть несогласованное определение. (1, 4, 6.)

В этом предложении есть обстоятельство уступки. (5.)

В этом предложении есть приложение. (2.) Расскажите об употреблении дефиса при приложениях.

В этом предложении есть обстоятельство меры и степени и образа действия. (2, 7.8.)

В этом предложении есть обстоятельство времени. (3 5)

В этом предложении дополнение выражено инфинитивом. (4.)

 

Работа с учебником.

I в а р и а н т — выполнение упражнения 175 устно в учебнике «Практика» на с. 78;

II в а р и а н т — выполнение упражнения 176 устно в учебнике «Практика» на с. 78

— Запишите предложения из обоих упражнений, подчеркните, каким членом предложения является инфинитив и словоформа с умом.

 

Цифровой диктант.

1 — согласованное определение.

2 — несо определение.

3 — приложение.

Методику проведения см. в уроке 1.

 

Газета «Комсомольская правда»; солдат-пехотинец; разбитая ваза; изумленный взгляд; Москва-река; платье в горошек; город Волгоград; яйца всмятку; врач-стоматолог; носки из шерсти; карие глаза.

 

К о д:   3, 3, 1, 1, 3, 2, 3, 2, 3, 2, 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: