Развитие орфографической и пунктуационной зоркости

— Прочитайте внимательно записанные на доске предложения. Не допущены ли в них ошибки?

Д. 1) Деревня — Емельяновка лежала в стороне от проезжих дорог, верстах в трех от Петербурга.

2) Ни чем не примечательная Емельяновка: домов в ней не много, жители мирные.

3) Руки человека подчиняясь его разуму и воле превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню дикарку приносить сладкие плоды.

4) Не смотря на поздний час в доме никто не спал.

5) Колосья ржи как волны колыхались от свежего ветра.

Все ошибки, исправленные учащимися, учитель исправляет на доске красным мелом.

 

— Запишите правильно эти предложения, подчеркните все дополнения и обстоятельства, укажите, какими частями речи они выражены.

 

III. Подведение итога урока.

— Что вы успели повторить за сегодняшний урок?

 

Домашнее задание: повторить § 175—179, упражнения 177, 179 (устно).

 

Урок 38

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

 

Цель: проверить знания и умения учащихся по теме «Второстепенные члены предложения».

 

Ход урока

В ЛЕСУ

Звезды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистящим шепотом перекликнулись между собой сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе, и лес, окончательно стряхнувший с себя остатки мрака вставал во всем своем величии.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались.

Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук. Он весь напружинился, готовый сделать прыжок в чащу.

Внимание зверя привлек звук, послышавшийся сверху. Будто несколько майских жуков, в голубом морозном воздухе пронеслись самолеты-истребители. Вдруг один из самолетов пронесся прямо к поляне. Эхо загудело над деревьями, опережая лося, рванувшего во весь дух в чащу.

(По Б. Полевому.)

 

(Текст взят из «Сборника диктантов по пунктуации: 8—9 классы» Т.А. Костяевой, Г.М. Чурикова.)

 

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е:

1 Укажите виды обстоятельств:

I в а р и а н т —в 1-м и 2-м абзацах.

II  в а р и а н т — в последнем абзаце.

 

2. Разберите по членам предложения (подчеркните главные и второстепенные члены предложения) во всех предложениях в 4-м абзаце (Старый лось... и т.д.).

 

Домашнее задание: повторить правила правописания приставок.

 

Урок 39

ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ.

ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ

(урок-игра)

 

Цель: активизировать знания учащихся о правописании приставок, различии приставок не и частицы не.

О б о р у д о в а н и е: 4 карточки для лото; бочонки с цифрами нз обычного лото; сигнальные карточки двух цветов: красного и синего для каждого учащегося.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке вы должны повторить правила правописания приставок, удвоенных согласных, а также вспомнить правописание согласных и гласных в корне, суффиксе и окончаниях. Урок будет проходить в форме игры «Орфографическое лото». Для этого вы разделителсь на четыре группы.

 

II. Игра «Орфографическое лото».

Объяснение правил игры.

О п и с а н и е: В каждой группе есть карточки-лото:

 

I г р у п п а:

 

1. Рассказать о…

2   4
     

2. Выполнить задание по карточке № ____

  10  
    16

3. Прокомментировать правописание слов на доске из группы _____

17    
     

4. Выполнить упражнение _____

    23
26    

 

II г р у п п а:

 

1. Рассказать о…

1  
  3

2. Выполнить задание по карточке № ____

  9
13 +

3. Прокомментировать правописание слов на доске из группы _____

19  
   

4. Выполнить упражнение _____

  27
28  

 

III г р у п п а:

 

1. Рассказать о…

5  
  8

2. Выполнить задание по карточке № ____

15  
  11

3. Прокомментировать правописание слов на доске из группы _____

   
  18

4. Выполнить упражнение _____

25  
22  

 

IV г р у п п а:

 

1. Рассказать о…

6  
  7

2. Выполнить задание по карточке № ____

14  
12  

3. Прокомментировать правописание слов на доске из группы _____

  20
   

4. Выполнить упражнение _____

24  
21  

 

Распределение карточек-лето между группами произвольно, можно разыграть по жребию.

Карточки-лото разделены на 4 поля — четыре вида заданий. Напротив каждого поля — по 1—2 цифры, за которыми скрыт конкретный языковой материал, по которому вы должны будете работать.

— Также у вас на столах сигнальные карточки для проверки ответов ваших товарищей из других групп: красный — согласен, синий — не согласен.

— У меня мешочек с бочонками, на которых написаны цифры. На каждом этапе я буду бросать в мешочек только те цифры, которые могут встретиться в соответствующем поле. Я называю конкретное задание, номер упражнения или номер карточки и достаю цифру. В какой группе в карточке-лото есть эта цифра, та группа и выполняет это задание.

Условие игры должно быть понятно всем учащимся.

Каждое задание проверяется коллективно. Сразу обговорите, кто будет отвечать по заданиям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: