Определённо-личные предложения

 

Цели: дать понятие об односоставных предложениях; о группах односоставных предложений по способу выражения главного члена; уяснить особенности определенно-личных предложений.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня вы начинаете изучение новой темы «Односоставные предложения», познакомитесь с различными видами односоставных предложений и подробно рассмотрите особенности определенно-личных предложений.

 

II. Объяснение нового материала.

— Прочитайте предложения, записанные на доске.

Д.                1 столбик                                                  2 столбик

1)Я люблю вечерние прогулки.                     1) Люблю грозу в начале мая...

                                                                                                     (Ф. Тютчев.)

2) Маша сказала мне о твоей                     2) Мне сказали о вашей

просьбе.                                                    просьбе.

3) Наступила долгожданная                       3) Весна.

весна.

 

— Найдите грамматическую основу в предложениях столбика слева. Сколько в них главных членов?

— Как называются предложения с двумя главными членами? (§ 165 — Двусоставные.)

— А теперь найдите грамматические основы в предложениях правого столбика. Сколько в них главных членов?

— Как называются такие предложения? (§ 165— Односоставные.)

— Посмотрите, чем отличаются первые два предложения от третьего. (В 1-м — 2-м пре дложениях главный член — сказуемое, а в 3-м – подлежащее.)

— Совершенно верно. Односоставные предложения делятся на две группы:

1) с главным членом в форме сказуемого;

2) с главным членом в форме подлежащего.

— Предложения с одним главным членом подлежащим называются назывными предложениями.

— Теперь сравните 1-е и 2-е предложения обоих столбиков. Изменилось ли содержание предложений из 2-го столбика, смысл от того, что в них нет подлежащего? (В 1-м — нет, так как сказуемое «люблю» указывает конкретное лицо, совершающее действие; во 2-м — незначительно изменилось, так как действие совершенное конкретным лицом, становится действием неопределенного лица.)

— Предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо, то есть сказуемое употреблено в форме 1-го или 2-го лица, называются определенно-личными, как в первом случае.

— А предложения, в которых действие совершается неопределенным лицом и сказуемое выражается формой 3 л. мн. числа или прошедшего времени мн. числа, называются неопределенно-личными предложениями.

— Но это еще не все виды односоставных предложений, в которых один главный член — сказуемое. Откройте учебник «Теория» на с. 231, § 180. Прочитайте, какие еще есть виды односоставных предложений.

— Самостоятельно прочитайте § 181 об определенно-личных предложениях и ответьте, в чем особенность этого вида предложений.

 

III. Закрепление нового материала.

Выборочный диктант.

З а д а и и е: запишите под диктовку только односоставные предложения, подчеркивая грамматическую основу и указывая, какой частью речи выражен главный член.

 

Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь «летучая мышь» висит на стене.

Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке. Сон в осенние ночи в палатке крепкий светлый. Часто просыпаешься, выходишь посмотреть на небо. Ночь. Тишина. (К.Г. Паустовский)

 

— Проверим, как вы справились с заданием.

— Есть ли среди записанных вами предложений определенно-личные? Назовите. Объясните почему вытакдумаете.

 

Работа с учебником.

— Откройте учебник «Практика» на с. 85, упражнение 193.

Первое задание (перед упражнением) выполняется коллективно, устно. Второе задание (после упражнения) учащиеся выполняют самостоятельно, а трое учащихся выполняют его на доске: один выписывает предложения, относящиеся к группе 1), другой — к группе 2), третий — к группе 3).

 

— Проверьте, верно ли вы выполнили задание и ваши одноклассники на доске.

 

Работа в парах с взаимопроверкой.

I  в а р и а н т  — выполняет задание упражнения 196 к 1 – 3-му предложениям, а II вариант — к 4-му — 6-му предложениям. Затем вы обмениваетесь тетрадями и оцениваете работу друг друга. Одна пара сдаст тетради на проверку мне и получит оценку в журнал.

— Проанализируйте ваши результаты. Кто получил оценку «5»? «4»? Остальным нужно еще раз Внимательно изучить § 180—181.

— Прочитайте правильные ответы.

 

IV. Подведение итога урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— На что, по-вашему, следует обратить внимание на следующем уроке?

 

Домашнее задание: § 180—181, упражнение 197, со словами на полях составить два подчинительнык словосочетания с разными способами связи.

 

 

Урок 41

НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Цели: дать понятие о неопределенно-личных предложениях, об обобщенном значении неопределенно-личных предложений, научить отличать неопределенно-личные предложения от предложений с обобщенно-личным значением.

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки трех цветов: желтые, зеленые, красные.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Подготовка к изучению нового материала.

Проверка домашнего задания.

В о п р о с ы:

— Какие словосочетания вы составили?

— Как вы считаете, почему в этом тексте опредсленно-личные предложения имеют обобщенное значение?

— Расскажите, что вы знаете об определенно-личных предложениях.

 

Зрительный самодиктант (Письмо по памяти.)

— На доске записано четверостишье. Прочитайте его, назовите встретившиеся орфограммы и пунктограммы.

Д. Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

                  (М. Ю. Лермонтов.)

 

— Определите вид этого предложения: односоставное или двусоставное. Докажите.

— Конкретизируйте, какое это односоставное предложение. (Определенно-личное.)

— Закройте глаза. Я прочту стихотворение, а вы образно представьте себе то, о чем в нем говорится.

— Прочитайте еще раз четверостишие и напишите его по памяти. (Текст учитель закрывает.)

— Проверьте себя.

Учитель вновь открывает текст.

 

— Кто не сделал ни одной ошибки?

— Скажите, в какой форме обычно употребляется сказуемое-глагол в определенно-личных предложениях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: