Цели: дать понятие об односоставных предложениях; о группах односоставных предложений по способу выражения главного члена; уяснить особенности определенно-личных предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня вы начинаете изучение новой темы «Односоставные предложения», познакомитесь с различными видами односоставных предложений и подробно рассмотрите особенности определенно-личных предложений.
II. Объяснение нового материала.
— Прочитайте предложения, записанные на доске.
Д. 1 столбик 2 столбик
1)Я люблю вечерние прогулки. 1) Люблю грозу в начале мая...
(Ф. Тютчев.)
2) Маша сказала мне о твоей 2) Мне сказали о вашей
просьбе. просьбе.
3) Наступила долгожданная 3) Весна.
|
|
весна.
— Найдите грамматическую основу в предложениях столбика слева. Сколько в них главных членов?
— Как называются предложения с двумя главными членами? (§ 165 — Двусоставные.)
— А теперь найдите грамматические основы в предложениях правого столбика. Сколько в них главных членов?
— Как называются такие предложения? (§ 165— Односоставные.)
— Посмотрите, чем отличаются первые два предложения от третьего. (В 1-м — 2-м пре дложениях главный член — сказуемое, а в 3-м – подлежащее.)
— Совершенно верно. Односоставные предложения делятся на две группы:
1) с главным членом в форме сказуемого;
2) с главным членом в форме подлежащего.
— Предложения с одним главным членом подлежащим называются назывными предложениями.
— Теперь сравните 1-е и 2-е предложения обоих столбиков. Изменилось ли содержание предложений из 2-го столбика, смысл от того, что в них нет подлежащего? (В 1-м — нет, так как сказуемое «люблю» указывает конкретное лицо, совершающее действие; во 2-м — незначительно изменилось, так как действие совершенное конкретным лицом, становится действием неопределенного лица.)
— Предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо, то есть сказуемое употреблено в форме 1-го или 2-го лица, называются определенно-личными, как в первом случае.
— А предложения, в которых действие совершается неопределенным лицом и сказуемое выражается формой 3 л. мн. числа или прошедшего времени мн. числа, называются неопределенно-личными предложениями.
— Но это еще не все виды односоставных предложений, в которых один главный член — сказуемое. Откройте учебник «Теория» на с. 231, § 180. Прочитайте, какие еще есть виды односоставных предложений.
|
|
— Самостоятельно прочитайте § 181 об определенно-личных предложениях и ответьте, в чем особенность этого вида предложений.
III. Закрепление нового материала.
Выборочный диктант.
З а д а и и е: запишите под диктовку только односоставные предложения, подчеркивая грамматическую основу и указывая, какой частью речи выражен главный член.
Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь «летучая мышь» висит на стене.
Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке. Сон в осенние ночи в палатке крепкий светлый. Часто просыпаешься, выходишь посмотреть на небо. Ночь. Тишина. (К.Г. Паустовский)
— Проверим, как вы справились с заданием.
— Есть ли среди записанных вами предложений определенно-личные? Назовите. Объясните почему вытакдумаете.
Работа с учебником.
— Откройте учебник «Практика» на с. 85, упражнение 193.
Первое задание (перед упражнением) выполняется коллективно, устно. Второе задание (после упражнения) учащиеся выполняют самостоятельно, а трое учащихся выполняют его на доске: один выписывает предложения, относящиеся к группе 1), другой — к группе 2), третий — к группе 3).
— Проверьте, верно ли вы выполнили задание и ваши одноклассники на доске.
Работа в парах с взаимопроверкой.
I в а р и а н т — выполняет задание упражнения 196 к 1 – 3-му предложениям, а II вариант — к 4-му — 6-му предложениям. Затем вы обмениваетесь тетрадями и оцениваете работу друг друга. Одна пара сдаст тетради на проверку мне и получит оценку в журнал.
— Проанализируйте ваши результаты. Кто получил оценку «5»? «4»? Остальным нужно еще раз Внимательно изучить § 180—181.
— Прочитайте правильные ответы.
IV. Подведение итога урока.
— Что нового вы узнали на уроке?
— На что, по-вашему, следует обратить внимание на следующем уроке?
Домашнее задание: § 180—181, упражнение 197, со словами на полях составить два подчинительнык словосочетания с разными способами связи.
Урок 41
НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие о неопределенно-личных предложениях, об обобщенном значении неопределенно-личных предложений, научить отличать неопределенно-личные предложения от предложений с обобщенно-личным значением.
О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки трех цветов: желтые, зеленые, красные.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Подготовка к изучению нового материала.
Проверка домашнего задания.
В о п р о с ы:
— Какие словосочетания вы составили?
— Как вы считаете, почему в этом тексте опредсленно-личные предложения имеют обобщенное значение?
— Расскажите, что вы знаете об определенно-личных предложениях.
Зрительный самодиктант (Письмо по памяти.)
— На доске записано четверостишье. Прочитайте его, назовите встретившиеся орфограммы и пунктограммы.
Д. Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
(М. Ю. Лермонтов.)
— Определите вид этого предложения: односоставное или двусоставное. Докажите.
— Конкретизируйте, какое это односоставное предложение. (Определенно-личное.)
— Закройте глаза. Я прочту стихотворение, а вы образно представьте себе то, о чем в нем говорится.
— Прочитайте еще раз четверостишие и напишите его по памяти. (Текст учитель закрывает.)
— Проверьте себя.
Учитель вновь открывает текст.
— Кто не сделал ни одной ошибки?
— Скажите, в какой форме обычно употребляется сказуемое-глагол в определенно-личных предложениях.