Выполнение этапов игры

I этап. (В мешочке бочонки с цифрами от 1 до 8.)

1) Разыгрывается задание: рассказать о правописании приставок, зависящих от ударения.

К примеру, учитель вытащил бочонок с цифрой 5, значит, отвечать должна группа III (см. карточку третьей группы).

 

2) Разыгрывается задание; рассказать о правопнсании приставок, зависящих от последующей гласной;

—... о правописании приставок, зависящих от их значения;

—... о неизменяемых приставках, привести примеры слов с такими приставками;

—... о правописании непроизносимых согласных и гласных в суффиксах;

— … о чередующихся гласных в корнях и различении приставки не и частицы не.

 

II этап. (В мешочке бочонки с цифрами от 9 до 16.)

— У вас есть шанс выиграть две карточки и выбрать, по какой из них вы будете работать.

 

1) Разыгрывается к а р т о ч к а № 1.

 

Вставить пропущенные буквы, уметь объяснить свой выбор.

Пр..интересный рассказ; пр..швартоваться у пристани; пр..держиваться за ствол акации; пр..рвать изложение; пр..уарльское растение; пр..ставить лес..ницу; пр..образовать мес..ность; пр..одолеть пр..т..жение; пр..лестиый цвет ш..лка; пр..мчаться на автомобиле; пр..поднять т..желый шкаф; пр..бывание в лесу; пр..бавить шагу.

 

2)Разыгрывается  к а р т о ч к а № 2.

 

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

Вид к..бинета, если осмотреть там все повнимательнее, пор..жал господствующею в нем запущ(н, нн)остью и (не)брежностью.

На д..ване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро (не)стояла (не)убранная со вчерашнего ужина т..релка с солонкой и с обглода(н, нн)ой косточкой да (не)валялись хлебные крошки. Если бы (не, ни) эта тарелка да (не)прислоненная к постели только что выкуре(н, нн)ая трубка или (не, ни) сам хозяин лежащий на ней то можно было бы подумать что тут (не, ни) кто (не, ни) живет.

(И. Гончаров.)

 

3) Разыгрывается к а р т о ч к а  № 3.

Вставьте пропущенные з и с. Объясните правописание.

1. А за ним ра..стилалось озеро, как ра..плавленная сталь. 2. При во..ходе солнца в облаках оказались птицы. 3. Тропинка то в..бирается, то, и..огнувшись, снова поднимается на пригорок. 4. В предраветном небе видны силуэты гор. 5. Равнина, как бе..граничное море. 6. Бе..цветные пятнышки не видны издалека. 7. Снег ра..дается в стороны, как ра..сыпчатая крупа. 8. Бе..жалостный ветер нес обломки льда. 9. Около берега ра..положился отряд. 10. День был бе..ветренный и душный.

 

4) Разыгрывается к а р т о ч к а № 4.

Вставьте пропущенные буквы.

1) Леса на дальних к..с..горах, как ж..лто-красный лисий мех. (Бунин.) 2) Зам..тались, почти к..саясь воды, ласточки. (Нагибин.) 3) День за днем р..сла черешня. Сначал.. она выр..сла из травы, потом к..снулась веткою окна. (Астафьев.) 4) К..со л..тели листья. 5) Она к..сится на меня, будто я враг. 6) Предпол..гали вернуться засветло. 7) Каждый раз при встрече ему приходилось зам..рать от страха. 8) Он почувствовал ласковое прик..сновение руки. 9) Группа пробиралась по густым зар..слям мо..жевельника.

 

5) Разыгрывается  к а р т о ч к а  № 5.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок. Расставьте запятые.

1) Барыня ра..гневалась ра..плакалась велела отыскать Герасима. (Тургенев.) 2) Ночь была темная теплая бе..ветренная. 3) В бе..порядочный грохот ворвался ре..кий стук. 4) Все во..вещало бли..кий поход солнца. 5) Бе..следно проходят с..дые века. (Серафимович.) 6) Воробей рассердился ра..пушился и с разинутым клювом кинулся к Желтухину. (Тургенев.) 7) Туман ра..сеялся. 8) Бе..молвен лес бе..звучны небеса. (Баратынский.)

 

6) Разыгрывается к а р т о ч к а № 6.

Придумайте и запишите по 2—3 Предложения в которых не с прилагательными, существительными и наречиями будет писаться в одних случаях слитно, а в других — раздельно.

О б р а з е ц: день был нежаркий. — Не жаркий, но теплый и ясный день благоприятствовал нашему походу.

 

7) Разыгрывается  к а р т о ч к а № 7.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок.

1) Ра..чет порядок любит. 2) Ра..читывали приехать вовремя. 3) Плот бе..шумно скользил по черной воде. 4) Только серые вороны ра..шумелись на лугу. 5) Горы постепенно ра..двигаются. 6) Город ра..ширяется. 7) Мы узорам.. и..режем, и..чертим речную гладь. 8) Сегодня вдруг и..чезло лето, бело, бе..жизненно кругом. 9) Бе..покойство мамы очень было заметно.

 

8) Разыгрывается  к а р т о ч к а № 8.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

1) В споре брат к..снулся вопроса, которого мы давно не к..сались. 2) Препод..ватель изл..жил новый материал живо, увлекательно. 3) Он научил и нас изл..гать свои мысли ясно и четко. 4) Живые звуки постепенно ум..рали. 5) Опять все зам..рло. 6) Мы собраемся в театр, соб..ремся все в зале. 7) Я ст..рала пыль со всей мебели. Нужно прот..реть все тщательно. 8) Я принялся разж..гать огонь, но разжечь его было трудно. 9) Катера распол..гались у берега. Их распол..жение было удачным.

 

— Капитаны команд работают индивидуально с карточкой, не выбранной командой.

— Проверим, как справились команды с заданием. Один человек из группы читает свои предложения, а члены других групп карточками красного или синего цвета показывают свою оценку высказываемого.

— Капитаны сдают карточки на проверку учителю.

 

III этап. (В мешочке цифры от 17 до 20.)

— На доске записаны слова и словосочетания, разбитые на четыре группы.

Д. а) пр..летели; и..сушить; р..злив реки; пиво на р..зллив; изл..гать; отр..сль; (не) здоровится; (не) открывать.

б) груш..вой; камыш..вый; пр..хорошенький малыш; пр..крикнуть, пр..свис..нуть; к..снуться; заг..реть.

в) друж..к; услыш..шь; пр..держать; ра..ст..лить; оз..рение; разж..гать; пр..школьный.

г) пр..сесть; (не)друг; (не)лепость; ра..смеяться; медвеж..нок; (не) смешной, а грустный; разр..стись; заб..рать.

 

Поочередно разыгрывается каждая группа слов. Ответы учащихся проверяются с помощью сигнальных карточек всеми участниками игры.

 

IV этап. (В мешочке бочонки с номерами от 21 до 28.)

— Под каждым номером зашифровано упражнение или его часть. У вас есть право выбора одного номера из двух доставшихся.

Разыгрываются по очереди:

упражнение 181;

упражнение 183;

упражнение 184 (1—4 строчки);

упражнение 184 (5—8 строчки);

упражнение 186;

упражнение 191(1—3 предложения);

упражнение 191 (4—5 предложения);

упражнение 188.

 

Также с помощью карточек красного и синего цвета проверяется работа каждой группы.

 

III. Подведение итога урока.

— Что вы сегодня успели повторить за урок?

 

Домашнее задание: упражнение 187.

 

Урок 40

ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: