II. Подготовка к объяснению нового материала

1. Проверка домашнего задания.

— Расскажите, как вы поняли, чем различаются определенно-личные и неопределенно-личные предложения. А в чем особенность предложений с обобщенным значением?

 

2. Распределительный диктант.

— Распределите в два столбика предложения, которые я буду читать:

Определенно-личные                    Неопределенно-личные

   предложения                           предложения с обобщенным

                                                                значением

1) Постоим еще, Гриша. 2) Вижу горы н долины. 3) Без труда не вытянешь рыбку из пруда. 4) Вас просят к телефону. 5) Останешься с нами? 6) Стемнело.

— Прочитайте предложения 1-го столбика, 2-го столбика.

— Какое предложение вы никуда не записали? Почему?

 

III. Объяснение нового материала.

— Последнее предложение (Стемнело.) вызвало у вас затруднения. В какую группу его следует определить? Рассуждайте. Начните с грамматической формы сказуемого, определите ее. (Прошедшее время, ед. ч., ср. р.)

— Бывает ли такая грамматическая форма в определенно-личных или неопределенно-личных предложениях? (Нет.)

— Что вы можете сказать о действии и лице, его совершившем? (Такого лица нет, это действие совершается само по себе.)

— Такие предложения, в которых действующего лица нет и быть не может, действие совершается само по себе, называют безличными.

— Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях? Что могут обозначать безличные предложения? Об этом вы узнаете из § 183, с. 234 в учебнике «Теория».

Особенно тщательно анализируется таблица.

— Сформулируйте особенности безличных предложений.

 

Работа с учебником.

1) Устное выполнение упражнения 217, с. 92, учебник «Практика».

2) Письменное выполнение упражнения 225. Один из учащихся выполняет его, комментнруя, на доске, а остальные ученики — в тетрадях.

 

Объяснительный диктант.

— Запишите предложения и определите в них способ выражения сказуемого.

1) Больше всего мне (не) хотелось сейчас расспросов. (Г. Бакланов.) 2) Двенадцать лет назад нам так нравилось здесь. (Г. Бакланов.) 3) Нам непросто смотреть друг другу в глаза. (Г. Бакланов.) 4) Нет дороги н.. вперед и н.. назад. (А. Твардовский.) 5) Вальдшнепа н..где не видно. (Г. Скребицкий.) 6) Сердца жаркого (не) залить вином, думу черную (не) запотчевать. (М. Лермонтов.) 7) Мне было весело вдохнуть в мою измуче(н, нн)ую грудь ночную свежесть тех лесов. (М. Лермонтов.) 8) Савельича со мною (не) было. (А. Пушкин.)

— Расскажите о правописании наречий с не и ни, приведите примеры.

 

3. «Веселое» задание.

Упражнение в определении отличий безличных предложений от предложений других видов. Учащиеся клопком в ладоши информируют о наличии безличного предложения.

Учитель диктует предложения:

1) В воздухе запахло свежей зеленью и прохладой 2) Сегодня рисуем пейзаж. 3) Любишь кататься, люби и саночки возить. 4) Несмотря на поздний час, в комнате было совершенно светло. 5) У меня нет времени на пустые разговоры. 6) В часовой мастерской отлично отрегулировали старинные часы. 7) Хорошо в жаркий день растянуться на зеленой травке у ручья. 8) Мне опять нездоровится.

 

IV. Подведение итога урока.

— Какие предложения называются безличными?

— Чем могут быть выражены сказуемые в безличных предложениях?

 

Домашнее задание: § 183, упражнение 220 — устно; упражнение 219. Принести учебник «Развитие речи».

 

 

Урок 43

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: дать понятие о назывных предложениях, познакомить с грамматическими особенностями этих предложений, учить различать односоставные предложения разных видов.

О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки задания.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Подготовка к объяснению нового материала.

Проверка домашнего задании.

Вначале проверяется устное упражнение 220, затем упражнение 219.

 

Анализ предложений, записанных на доске.

— Прочитайте записанные на доске предложения. Назовите, какие из них являются односоставными. Укажите их вид.

Д. 1) К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. 2) В такие минуты всегда ждешь чего-то необычного. 3) Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. 4) Но ушастой ее назвали не за настоящие уши, а за два пучка перышек, что торчат на лбу. 5) Ночь. 6) Холодно. 7) Тишина. 8) Хочется спать. 9) И вдруг что-то совсем рядом свистнуло. 10) Раздался треск.

 

III. Объяснение нового материала.

— Вид каких односоставных предложений вы не смогли определить? (5, 7.) Каким главным членом выражены эти предложения? (Подлежащим.) Каково значение этих предложений, что в них утверждается? (Наличие явления, предмета.)

— Такие предложения называются назывными.

— Как вы считаете, такие предложения могут быть распространенными?

— Прочитайте § 184 и выясните, каким второстепенным членом могут распространяться назывные предложения.

 

IV. Закрепление нового материала.

Работа с учебником.

— Выполните упражнение 228 с комментированием. с. 96, учебник «Практика».

— Проанализируйте примеры в пунктограмме «Знаки препинания в конце назывных предложений». Отличается ли это правило от общего правила постановки знаков препинания в конце предложения?

 

Устное творческое задание.

— Замените несколько коротких безличных или неопределенно-личных предложений одним назывным предложением.

Д. 1) Похолодало. Подмораживает. Нет ничего интереснее, чем шуршать опавшей листвой. (Осень.)

2) Подморозило. Залили под окном каток. (Зима.)

4) Небо заволокло черными тучами. Тихо. Душно. Вдруг громыхнуло вдали, затем оглушило совсем рядом. Яркая вспышка. (Гроза.)

 

Работа с учебником «Развитие речи».

— Откройте учебник «Развитие речи» на с. 99, упражнение 163. Прочитайте фрагмент из повести И.С. Шмелева «Куликово поле».

— Теперь внимательно прочитайте теоретические сведения об особом виде назывных предложений: именительный представления, или именительный темы (с. 101-102, учебник «Р.р.».

— Выполните устно задание упражнения 166 — подтвердите каждое положение этого теоретического материала примерами из упражнений 164, 165.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: