double arrow

Игры со звуками, буквами и словами 6 страница

 

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 

Имя существительное

 

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

 

«Один — много».

один чайник — чайники — много чайников
один нож — ножи — много ножей
одна чашка — чашки — много чашек
одна ложка — ложки — много ложек
одно блюдце — блюдца — много блюдец
одно ситечко — ситечки — много ситечек

 

Ответьте на вопросы.

Без чего не бывает чайников? (Без носиков.)
Без чего не бывает кастрюль? (Без ручек.)

 

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Подскажите конец чистоговорки.

Из-из-из, купили новенький (сервиз).

Релки-релки-релки, суп едим мы из (тарелки).
Ару-ару-ару, сядем ближе к (самовару).
Дон-дон-дон, молоко нальем в (бидон).
Ожкой-ожкой-ожкой, чай размешиваем (ложкой).
Ле-ле-ле, не оставляй посуду на (столе).
Ой-ой-ой, мой посуду за (собой)!

 

Сочините чистоговорки со словами стакан, графин, ведро,
ножи, вилка.

 

Ответьте на вопросы.

Без какой посуды нельзя обойтись во время обеда? (Без
ложки, вилки, ножа, тарелки.)

На какую посуду сверху кладут крышку? (На кастрю-
лю, сковороду, чайник.)

В какую посуду можно налить молоко? (В бидон, чаш-
ку, стакан.)

Между какими предметами ставят тарелку, сервируя
стол к обеду? (Между ножом (ложкой) и вилкой.)

 

Составьте предложения из перепутанных слов.

шкаф, в, стоит, посуда, кухонная

кипит, на, чайник, плита

девочка, из, взяла, конфетница, конфета

 

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопросы.

О каких предметах, относящихся к посуде, можно ска-
зать мой, твой, наш? (Чайник, стакан, графин, нож.)

О какой посуде можно сказать моя, твоя, наша? (Та-
релка, чашка, вилка, кастрюля, сковорода.)

О чем из посуды можно сказать мое, твое, наше? (Блюд-
це, ситечко, ведро.)

О каких предметах посуды можно сказать мои, твои,
наши? (Ножи, вилки, ложки.)

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ И ПРИЧАСТИЕМ

 

Сосчитайте.

три (чайника) семь (блюдец)
две (чашки)   трое (щипцов)

 

Подберите нужные слова.

стеклянный (стакан, графин, бокал, кувшин)
фарфоровая (ваза, чашка, тарелка, селедочница)
металлическое (ситечко, ведро, сито)
блестящие (вилки, ложки, ножи)

 

Назовите лишнее слово.

острый (нож, вилка)
керамическая (чашка, чайник)
фаянсовое (блюдце, солонка)
металлические (ножи, ведро)

 

Найдите слову пару.

разбившийся (стакан)
блестящее (ситечко)
бьющаяся (посуда)
сверкающие (ножи)

 

Имя прилагательное

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

 

Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие?

нож (какой?) (острый, кухонный, металлический, сто-
ловый, пластмассовый)

чашка (какая?) (фаянсовая, фарфоровая, глиняная,
пластмассовая, расписная)

ведро (какое?) (пластмассовое, эмалированное, метал-
лическое, большое, маленькое)

вилки (какие?) (острые, металлические, пластмассо-
вые, серебряные)

 

Глагол

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ, ЧИСЛАМ

 

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее     Будущее время           время
накрывать накрывает, -ют накрывал будет накрывать
ставить ставит, -ят ставил   будет ставить
класть кладет, -ут клал      будет класть
расклады- вать раскладывает, -ют расклады- будет вал       раскладывать
наливать наливает, -ют наливал будет наливать

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

 

Неопределенная форма Прошедшее время Будущее время
накрыть накрыл накроет, -ют
сервировать сервировал сервирует, -ют
уронить уронил уронит, -ят
разбить разбил разобьет, -ют
налить налил нальет, -ют

 

Ответьте на вопросы.

В чем мама варит суп? (Мама варит суп в кастрюле.)
На чем мама жарила рыбу? (Мама жарила рыбу на
сковороде.)

Что делают дежурные перед обедом? (Дежурные сер-
вируют столы.)

В чем дедушка будет носить воду из колодца? (Дедуш-
ка будет носить воду в ведре.)

Что сделала мама с разбитой чашкой? (Мама выброси-
ла чашку.)

Что сделает бабушка с грязной посудой? (Бабушка вы-
моет посуду.)

 

Исключите лишнее слово.

(наливать, варить) в кувшин
(ставить, жарить) тарелки
(резать, накрывать) ножом
(чистить, кипятить) вилки

 

«Я умею — не умею».

Я умею есть ложкой. Я умею пользоваться ножом.
Я не умею...

 

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Говорите и выполняйте. Задайте вопросы.

Что я делаю? (Я кладу, ставлю, режу.)

Что мы делаем? (Мы кладем, ставим, режем.)
Спроси у друга. (Ты кладешь, ставишь, режешь?)
Скажите обо мне, что я делаю. (Вы кладете, ставите,
режете.)

Скажи, что делает Оля или Коля. (Он(-а) кладет, ста-
вит, режет.)

Что они делают? (Они кладут, ставят, режут.)

 

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Придумайте просьбы, пожелания и советы в обращении с
посудой.

Поставь, пожалуйста, чашки на стол. Положи вилки
в ящик стола.

Осторожнее неси стеклянные стаканы! Вымой, пожа-
луйста, посуду.

Чище мойте посуду! Не ешьте из грязной посуды!

Поставьте тарелки на стол.

 

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЕМ

 

Исключите лишнее слово.

Посуда вымыта (чисто, аккуратно, горячо).

Как нужно вытирать посуду? (Насухо, наспех, медленно.)

 

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Какого звука (буквы) не хватает в словах...иска (м'),...ружка (к),...ерка (т'),...уршлаг (д)?

Вставьте пропущенные гласные буквы в слова с...то (и), н...ж (о), б...чк... (о,а).

Вставьте пропущенные согласные буквы в слова щи-п...ы (ц), г...афин (р).

Составьте слова из «рассыпанных» звуков: и, в, л, а, к (вилка); а, ш, ч, а, к (чашка). Определите количество согласных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки слова бидон. Назовите гласные звуки этого слова.

В названиях какой посуды есть звуки с, с'? (Стакан, сковорода, сито, сахарница, супница, сухарница, соусник, судок, кастрюля, солонка, масленка, салатник.)

В названиях какой посуды есть звуки р, р'? (Дуршлаг, тарелка, терка, решето, ведро, графин, сковорода.)

Назовите восемь слов — названий посуды, в которых есть звук ч. (Чашка, чайник, сливочник, чайница, ми­сочка, блюдечко, вилочка, перечница.)

Назовите шесть слов — названий посуды, в которых есть звук ц. (Салатница, супница, хлебница, сахарница, блюд­це, сухарница.)

Разделите на слоги слова чашка, графин, сухарница, масленка. Сосчитайте количество слогов в каждом слове.

Назовите пропущенный слог: по...да (су), сахар...ца (ни), сково...да (ро).

Угадайте слова по первому слогу: мас...(ленка), каст... (рюля), со...(лонка).

Угадайте слова по перепутанным слогам: ник-фей-ко (кофейник), кан-ста (стакан), ка-чаш (чашка), ка-лож (ложка), дон-би (бидон), ка-мис (миска), катер (тер­ка), вар-само (самовар).

Замените в словах ложки, вилка, бидон, бачок один звук (или одну букву). Какие новые слова получились? (Ножки, пилка, бизон, бычок.)

«Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: супница (суп), самовар (сам, вар, сом, рама), соусник (соус, сон, сок, нос, ус, кони), кофейник (кофе, кино), чайник (чай), салатник (салат), конфетница (конфета), поднос (нос).

 

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

 

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Определите на ощупь посуду, изготовленную из разных материалов. (Стеклянный стакан, пластмассовую чашку, металлическую ложку и другие предметы.)

Закройте глаза и определите, к чему прикоснулась рука. (К терке, чашке, вилке, дуршлагу и т. д.) Что теп­лее, что холоднее? Что легче, что тяжелее? Какая посуда самая гладкая?

 

Восприятие цвета

Какого цвета бывает посуда, сделанная из разных ма­териалов?

Какими красками сделана роспись посуды? Нарисуйте посуду разного цвета.

 

Восприятие величины и формы Какой из предметов посуды на вашей кухне самый большой?

Что самое маленькое? Какой формы дно кастрюли, чашки и сковороды?

У какого сосуда самое узкое горлышко?

У какого сосуда самое широкое горлышко?

Сравните одинаковый объем воды, налитой в широкую и узкую посуду.

В каком сосуде, на первый взгляд, больше воды?

Из какого кувшина лучше выливать молоко — из кув­шина с узким горлышком или из кувшина с широким горлышком? (Молоко лучше выливать из кувшина с уз­ким горлышком.)

Что больше — тарелка или блюдце? Что выше — ста­кан или чашка?

 

Восприятие пространственных отношений

Положите чайную ложечку в чашку, на блюдце, рядом с чашкой; поставьте стакан между чашкой и кружкой и др.

Поставьте тарелку рядом с хлебницей, а между ними положите салфетки и объясните местоположение каждо­го предмета.

Сервировка стола.

Положите нож и ложку справа от тарелки, а вилку — слева. Между какими предметами стоит тарелка? Где лежит нож? Где лежит вилка?

 

Восприятие времени

Чем была раньше деревянная ложка?

Чем были раньше глиняный кувшин и фаянсовые чаш­ки? (Куском глины.)

Чем глиняный кувшин станет, когда разобьется? (Че­репком.)

Чем были раньше металлические ножи и чугунная ско­ворода? (Куском породы, металлом.)

 

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Работа с картинками.

 

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю такую чайную посуду: чашка, блюдце... Я знаю такую столовую посуду: тарелка, вилка..

 

Посмотрите, запомните и назовите.

Где находятся эти предметы? (Картинки с изображе­ниями посуды раскладываются на листе бумаги.)

Что расположено посередине? Что в правом нижнем углу?

Что в левом нижнем углу? Что в верхнем правом углу?

Игра «Что изменилось?». Детям предлагается запом­нить расположение посуды. Затем она переставляется на другое место, и дети говорят, что изменилось.

Игра «Чего не стало?». Из ряда выставленной посуды убирается один предмет, дети называют, чего не стало.

 

Послушайте, запомните и повторите слова ведро, кувшин, бидон, банка, графин, стакан.

Что объединяет эти предметы? (В них можно что-ни­будь налить.)

Послушайте слова еще раз: ведро, кувшин, бидон, бан­ка, графин. Какое слово исчезло из ряда? (Стакан.)

 

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Поиск общих признаков и различий.

 

Игра «Четвертый лишний».

Какой из перечисленных предметов лишний?

Кастрюля, ведро, чайник, плита. (Плита, так как она не относится к посуде.)

Чашка, стакан, кружка, тарелка. (Тарелка, так как из нее нельзя пить.)

Чем похожи тарелка, солнце и подсолнух? (Они име­ют круглую форму.)

Что общего между рыболовной сетью, дуршлагом, си­том и шумовкой? (Они имеют дырки.) Сковородой, лож­кой, поварешкой и вилкой? (Они сделаны из металла.) Чайником и лейкой? (У них есть носик и ручка.) Вед­ром, чайником и чашкой? (У них есть ручки.) Сахарни­цей и кастрюлей? (У них есть крышка и ручки.)

 

■ УСТАНОВЛЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ И АССОЦИАТИВНЫХ СВЯ­ЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ

 

Классификация посуды по материалу.

 

Игра «Кто быстрее найдет?». Найдите и принесите посуду, сделанную из металла, пластмассы, стекла, фа­янса, дерева и других материалов.

Установите связи между двумя группами слов (нож, стакан, ведро, чашки, поднос, ложка; есть, носить, ре­зать, пить, наливать, мешать) и составьте предложения.

Что можно ставить на поднос? На поднос можно ста­вить чашки. Что может разбиться? Может разбиться стек­лянный стакан.

Какая посуда подойдет для этих продуктов?

 

Продукты Посуда Продукты Посуда
вермишель котлеты сухари рыба чай сок тушка утки кофе чайник кастрюля вилка сухарница масленка солонка перечница сахарница соль сахар перец соус хлеб селедка масло суп соусник дуршлаг сковорода кофейник селедочница хлебница утятница стакан

 

Решите логические задачи.

К Лене в гости пришли подружки — Оля и Аня. Лена захотела угостить их чаем. Она поставила на стол три блюдца и две чашки. Каких предметов посуды не хвата­ет для чаепития? (Не хватает одной чашки, сахарницы, ложечек, чайника и розеток для варенья.)

Мама попросила Лизу накрыть стол к обеду. В их се­мье было пять человек. Лиза поставила на стол пять глубоких тарелок и хлебницу, положила пять ложек и пять ножей. Какой посуды не хватает для обеда? (Не хватает пяти вилок и мелких тарелок.)

Бесполезные советы Домовенка Кузи. Объясните, почему эти советы Домовенка можно назвать бесполез­ными.

Варите картошку в чайнике. Пейте чай из тарелки. Варите суп в стакане. Ешьте котлету ножом. Насыпьте соли в масленку. Поджарьте рыбу в чашке. Заварите чай в сковороде.

 

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Придумайте диалоги.

О чем могут говорить Чашка с Ложкой, Чайник с Во­дой, Тарелка с Супом?

Какие советы давали детям Стеклянный Стакан и Гра­фин?

О чем говорили между собой грязные и чистые Чашки? О чем поведали друг другу Деревянная и Серебряная Ложки?

Какой совет вы дадите Карлсону и Чебурашке, при­глашенным бабушкой Федорой?

 

Сочините чистоговорки-«смешинки» и чистоговорки-«стра-шилки».

Илка-илка-илка, на столе лежала (вилка).

Илка-илка-илка, заплясала с ложкой (вилка).

 Ро-ро-ро, на люстру прыгнуло (ведро).

 

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Посуда». Составьте мини-диалоги.

Для чего нужна посуда? Всегда ли люди пользовались посудой? Какая посуда была у первобытных людей? Мож­но ли сейчас обойтись без посуды? Что можно использо­вать вместо посуды? (Высушенные плоды растений, на­пример тыкву, кокосы и др.)

Почему посуда так называется — чайная, столовая, ку­хонная? В какую тарелку нельзя налить суп? Из какой тарелки можно есть суп? Без какой посуды нельзя по­обедать? Почему мы не едим суп чайной ложечкой? За­чем нужен нож? Зачем точат ножи? Из какой посуды можно пить? Почему мы предпочитаем пить чай из чаш­ки, а не из стакана?

Что можно приготовить в сковороде? Почему нельзя сварить суп в сковороде? Что можно приготовить в кас­трюле? В какой посуде лучше кипятить молоко? В ка­кой посуде готовят супы, борщи и другие первые блюда?

Почему чайник назвали заварным? Для чего нужна чайница? Для чего нужна сахарница? Для какого сахара нужны щипцы?

Из каких материалов делают посуду? Какая посуда самая прочная? Какая посуда самая хрупкая? Почему хрустальную и стеклянную посуду лучше не брать в по­ходы?

Какие инструменты использует резчик для изготовления деревянной посуды? Кого называют стеклодувом? Какую посуду делают стеклодувы? Что делает гончар? Из чего делают посуду гончары? Кого называют горшечником?

Для чего надо мыть посуду? Кто моет посуду? Зачем посуду убирают в шкаф или на полку? Чем моют посу­ду? Какие моющие средства используют для мытья посу­ды? Какие моющие средства можно считать экологичес­ки чистыми? Зачем нужен фартук?

Какая посуда представляет опасность для детей? Как правильно надо подавать нож и вилку? Какие правила поведения за столом вы знаете? Что может случиться при неправильном обращении с ножом и вилкой? Как надо обращаться с горячей посудой? Можно ли детям брать чайник с кипятком? Зачем нужны прихватки? Как сле­дует обращаться со стеклянной посудой? Какую опасность представляет разбитая стеклянная посуда? Как вы отно­ситесь к таким детям, которые разбивают стеклянные бутылки на улице? Что вы им скажете?

 

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

ТРИ хозяйки

Что за сестры! Прямо чудо!
Эта вымыла посуду,
Та посуду вытирает,
Ставит все на полки,
Ну а третья подбирает
На полу осколки.

Е. Ильина

 

КТО СКОРЕЙ ДОПЬЕТ?

Мама чашку молока
Маше налила.
«Мяу,— киска говорит,—
Вот и я пришла!»
Киске в миску
Отольем —

Веселее пить вдвоем.
Ну-ка,

Кто скорей допьет?
Кто ни капли
Не прольет?

С. Капутикян

 

САМОВАР

— Самовар, самовар,

Где же, миленький, твой пар?

Что ж стоишь ты и молчишь,

Что никак не закипишь?

— Зря изволите ругаться,
Начинаю нагреваться.
Хоть и помню, как ни стар,
Что для пара нужен жар...
Так что — щепочек подбросьте,
А не то вскиплю от злости.

— Ладно, ладно, не серчай.

— Шу-шу-шу,.......................

.................пожалте, чай!

В. Пальчинскайте

 

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Новая посудина вся в дырках.

(Сито)

 

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела.
— Пейте чай, вода вскипела!

(Самовар)

 

Вперед идут — поют,
Назад идут — плачут.

(Ведра)

 

Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка)

 

Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине —
Огонь да вода.

(Самовар)

 

Часть моя — подобье лодки,
Как весло — другая часть.
У меня маршрут короткий —
Мимо рта бы не попасть!

(Ложка)

 

Ю. Чичев

Я горячее храню,

досок

Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю.

лето.

(Термос)

 

Смастерили из

И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное

(Бочка)

 

Всем раздаст по полной доле,
Сам пустой по доброй воле.

(Половник, черпак)
Ю. Чичев

 

Если я пуста бываю, про тебя я забываю,
Но когда несу еду — мимо рта я не пройду.

(Ложка)

 

 

ОДЕЖДА

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ женская одежда платье юбка блузка колготки чулки купальник жакет шаль мужская одежда костюм-тройка пиджак брюки рубашка майка носок джемпер пуловер свитер джинсы летняя одежда шорты сарафан

футболка

демисезонная
одежда

плащ
куртка
ветровка
перчатка

зимняя одежда
шуба

полушубок

дубленка

тулуп

рукавица

варежка

шарф

головные уборы
шапка

шапка-ушанка

шляпа

берет

платок

косынка

пилотка

шлем

фуражка

бескозырка
кепка

одежда младенца

ползунки

распашонка

рабочая

и специальная

одежда

комбинезон

фартук

халат

бушлат

тельняшка

куртка

колпак

фрак

скафандр

шинель

китель

деловой костюм
школьная форма

части и детали
одежды

рукав
манжета

воротник

петля

пуговица

кокетка

карман

оборка

пояс

ремешок

волан

бретелька

хлястик

пряжка

подкладка

опушка

вышивка

аппликация

нашивка

ткани

ситец

лен

сатин

бязь

шелк

штапель

вискоза

атлас

фланель

батист

крепдешин

кружева

драп

шерсть

трикотаж

вельвет

швейные
принадлежности

ножницы
иголка
нитка
катушка

сантиметр
выкройка
мел

пуговица

кнопка

крючок

молния

игольница

булавка

наперсток

швейная машина

профессии

модельер

закройщица

швея

портниха

манекенщица

ткач

продавец
вязальщица

прочие слова
ателье

швейная фабрика
мастерская
магазин
универмаг

трикотажная фабрика
имя

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

детский

подростковый

праздничный

вечерний

рабочий

спортивный

специальный

ситцевый

шелковый

вельветовый

атласный

шерстяной

синтетический

джинсовый

трикотажный

бархатный

уличный

домашний

демисезонный

зимний

летний

осенний

весенний

шейный

головной

лицевой

изнаночный

длинный

короткий

узкий

широкий

прямой

новый

теплый

прочный

удобный

нарядный

неряшливый

роскошный

яркий

модный

ноский

великолепный

восхитительный

замечательный

изумительный

светло-серый

темно-красный

ГЛАГОЛ

моделировать
кроить

шить

подшивать

штопать

примерять

надевать

одевать

носить

снимать

вешать

пачкать

стирать

полоскать

гладить

чистить

беречь

разорвать

заштопать

испачкать

почистить

застегнуть

наметать

купить

сложить

ПРИЧАСТИЕ

одетый

раздетый

сшитый

связанный

смятый

укороченный

удлиненный

выстиранный

выглаженный

окрашенный

порванный

намокший

высохший

испачканный

расклешенный

утепленный
стеганный

НАРЕЧИЕ

ЧИСТО

грязно

удобно

прочно

впору

досуха

вкривь

вкось

наизнанку

налицо

слишком

коротко

напоказ

длинно

аккуратно

бережно

 
                 

 

Психогимнастика

 

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Представьте себе, что у вас появился новый наряд, ис-
пачкалось платье, порвалось платье, что вы укололи паль-
чик, рассыпали мамины иголки и булавки.

Выразите свое отношение к происходящему: мама в
новом платье, братик упал в лужу и испачкал рубашку,
вы с родителями дарите бабушке красивый платок, вы с
родителями выбираете одежду сестренке, братику.

 

■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ

«Шитье одежды». Покажите, как модельер рисует мо-
дель, закройщик делает выкройку, портниха шьет, ма-
некенщица демонстрирует готовое платье.

Покажите, как шьют на ручной, ножной и электри-
ческой машинке, вяжут на спицах.

«Стирка». Представьте, что мы наливаем воду в та-
зик, определяем, какая она — холодная, очень горячая,
теплая (выразить свои ощущения). Сыплем стиральный
порошок, стираем белье, полощем, отжимаем, встряхи-
ваем, вешаем на веревку, закрепляем прищепками. Ве-
тер срывает белье с веревки, оно падает на землю, пач-
кается. Мы огорчены, придется стирать его опять. Белье
высохло, его надо погладить.

 

■ ОЖИВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Представьте себя новой шубой; потерянной варежкой
и варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, бро-
шенной на пол, и аккуратно сложенной рубашкой.

Представьте себе, что поясок — это змея, а меховая
рукавичка — мышонок.

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте действия и движения руками и пальчиками в со-
ответствии со смыслом текстов стихотворений.

 

Вот кудрявая овечка.

Шерстка белая в колечках,

Шерстка мягкая, густая —

Шубка у овцы такая.

В шубке этой очень жарко!

Дай мне шерстки, коль не жалко.

Я колечки состригу

И в комочки соберу.

Кружится веретено,
Ниточку прядет оно.
Нитку я перебираю,
Из нее клубок мотаю.

Вот теперь возьму я спицы
(А вязать я мастерица!),
Петлю к петле нанижу,
Шарф и варежки свяжу.

И. Лопухина

 

Маме подарок я сделать решила.

Шкатулку с катушками тихо открыла,

Нитки и пяльцы достала я с полки,

Вдела зеленую нитку в иголку.

Мамин наперсток — на дочкином пальце.

Белую ткань я надела на пяльцы.

Иголкой веду за стежочком стежочек.

Я вышиваю чудесный цветочек:

Сначала — зеленые стебельки,

После — веселые лепестки.

В центре цветка — ярко-желтый кружок.

Я закрепляю последний стежок.

Я разминаю уставшие пальцы.

Я убираю старинные пяльцы.

Нитку с иголкой в шкатулку кладу.

В мамину комнату тихо иду.

Встану на низкую табуретку,

И на комод постелю я салфетку.

И. Лопухина

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ синонимы

 

Запомните и повторите близкие по значению слова — «слова-
приятели».

одежда — костюм, туалет, одеяние, гардероб, экипиров-
ка, наряд

небрежность — неаккуратность, неряшливость, нера-
дивость
аккуратный — тщательный, точный, чистоплотный
неопрятный — небрежный, неряшливый
необыкновенный — странный, особенный, диковинный,
необычный

нарядный — роскошный, великолепный, дорогой, кра-
сивый, богатый, праздничный

Что общего между словами одежда, костюм, гардероб, на-
ряд, одеяние?

 

- АНТОНИМЫ

 

Вспомните слова с противоположным значением — «слова-
неприятели».

чистюля — грязнуля
аккуратный — небрежный
дорогой — дешевый
темный — светлый
изнаночный — лицевой
толстый — тонкий
однотонный — цветной
ворсистый — гладкий
ручная — ножная
длинный — короткий
надеть — снять

одеть — раздеть
порвать — заштопать
смять — погладить
испачкать — постирать
намочить — высушить
оторвать — пришить
застегнуть — расстегнуть
купить — продать
укоротить — удлинить
велико — мало

 

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

 

Какие значения есть у слов шляпка, иголка, дорогой?

Где можно встретить шляпку? (Шляпка бывает у гри-
ба, гвоздя, девочки.)

Какие бывают иголки? (Хвойные, швейные, медицин-
ские.)

У каких зверей есть иголки? (Иголки есть у ежа и
дикобраза.)

О каких предметах можно сказать дорогой? (Костюм,
браслет, ковер, подарок.)

О ком можно сказать дорогой? (Друг, человек, брат.)

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Назовите родственные слова. Какое слово лишнее? Почему
одно из слов нельзя назвать родственным?

одежда, одеяние, одеваться, одетый, один
стирка, стиральная, стирать, выстиранный, высушен-
ный

покрой, раскрой, закройщик, раскроенный, раскроить,
кровельщик

шитье, швея, вышивка, швейная, шить, вышитый,
вешалка

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

 

Скажите ласково.

платье — платьице
блузка — блузочка
носок — носочек
куртка — курточка
























































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: