Игры со звуками, буквами и словами 8 страница

 

Имя прилагательное

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

 

Подберите три слова.

кожаный (ботинок, сапог, полуботинок)

новая (обувь, пряжка, молния)

ноские (туфли, сандалии, полусапожки)

 

Глагол

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

 

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
обувать обувает, -ют обувал будет обувать
разуваться мастерить разувается, -ются мастерит, -ят разувался мастерил будет разуваться будет мастерить
снимать снимает, -ют снимал будет снимать

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

 

Неопределенная форма Прошедшее время Будущее время
зашнуровать зашнуровал зашнурует, -ют
починить починил починит, -ят
подклеить подклеил подклеит, -ят

 

«Я умею — не умею».

Я умею (застегивать молнию, чистить обувь).
Я не умею (чинить обувь, зашнуровывать ботинки, за-
вязывать шнурки).

 

Подберите слову пару.

зашнуровать (ботинки)
застегивает (молнию)
завязал (шнурки)

будет мыть (обувь)
снимет (сапоги)
обуют (ботинки)

 

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я обуваюсь, разуваюсь.)
Спроси у друга. (Ты обуваешься, разуваешься?)
Что он (-а) делает? (Он (-а) обувается, разувается.)
Что мы делаем? (Мы обуваемся, разуваемся.)
Что вы делаете? (Вы обуваетесь, разуваетесь.)
Что они делают? (Они обуваются, разуваются.)

 

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Наши просьбы, пожелания, советы и предложения.

Обувайтесь! Разувайтесь! Снимайте уличную обувь!
Научитесь завязывать ботинки! Вытирайте мокрую обувь,
придя с улицы! Не носите тесную обувь!

 

Развитие диалогической речи

 

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме
«Обувь». Составьте мини-диалоги.

Что такое обувь? Какая бывает обувь? (Домашняя, уличная, зимняя и т. д.) Из каких материалов изготав­ливают обувь? Какой материал самый практичный и по­лезный для здоровья? (Кожа.) Как называются профес­сии людей, изготавливающих обувь? Где изготавливают обувь? (В мастерской или на фабрике.)

Почему зимой носят теплые сапоги или валенки, а не резиновые сапоги? В чем еще можно ходить зимой? (В пимах, бурках, утепленных полусапожках.) Для ка­кой погоды нужна резиновая обувь? Какую обувь но­сят в разное время года? Почему нельзя носить тесную обувь?

Зачем надо чистить обувь? Как нужно ухаживать за своей обувью? Чем чистят обувь? Когда нужно протирать и чистить свою обувь? (Приводить в порядок свою обувь нужно сразу же после прихода с улицы.) Кому вы помо­гаете ухаживать за своей обувью? Как можно сохранить свою обувь в хорошем состоянии?

 

Стихи

БАШМАКИ

Брату впору башмаки —
Не малы, не велики.
Нарядили в них Андрюшку,
Но не с места он пока.
Он их принял за игрушку,
Глаз не сводит с башмака.
Мальчик с толком, с расстановкой
Занимается обновкой —
То погладит башмаки,
То потянет за шнурки.
Сел Андрей и поднял ногу,
Языком лизнул башмак.
Ну, теперь пора в дорогу,
Можно сделать первый шаг.

А. Барто

 

БАШМАЧКИ

Чьи же это башмачки
Бегали по грядке,
Вытоптали кабачки
И фасоли грядки?

Ай-я-яй, озорники,
Кто хозяйка ваша?
Отвечали башмачки:
— Маленькая Маша.

В. Бардадым

КАЛОША

Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день сухой, хороший,
Если высохла вода.
Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
Та ли дело шлепать в луже,
Через улицу шагать!

 

САПОЖНИК

Шьет сапожник

Нам сапожки,

Чтобы мы обули ножки.

Мы приносим

Для починки

Туфли, тапки и ботинки.
И за гвоздиком
Гвоздочек

Забивает молоточек.

В. Викторов

 

НАУЧУ ОБУВАТЬСЯ Я БРАТЦА

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они — сапожки.
Этот — с левой ножки,

Этот — с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки:
Эта — с правой ножки,
Эта — с левой ножки.

Е. Благинина

 

САПОЖНИК

Мастер, мастер,
Помоги —
Прохудились
Сапоги.

Забивай покрепче
Гвозди —

Мы пойдем сегодня
В гости!

Б. Заходер

 

БАШМАЧОК

Топни громче, каблучок,
Спляшем танец «Башмачок»!
Заплясали башмачки,
Застучали каблучки!
Топал-топал башмачок,
Отвалился каблучок...
Наступила тишина,
Только музыка слышна...
Но прибили каблучок,
Починили башмачок,
Заплясали башмачки,
Застучали каблучки!

Н. Пикулева

 

САПОЖНИК

— Был сапожник?

— Был!

— Шил сапожки?

— Шил!

— Для кого сапожки?

— Для соседской кошки.

Польская народная песенка

САПОЖНИК

Чинит мастер башмаки,
Прибивает каблуки.
Чинит туфли и сандалии,
Чтоб как новенькие стали.

Б. Степанов

 

Загадки

 

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Если дождик, мы не тужим —
Бойко шлепаем по лужам,
Будет солнышко сиять —
Нам под вешалкой стоять.

(Сапоги)

 

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром — в садик, днем — домой.

(Валенки)

 

Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге
Не промокнут наши ноги.

(Сапоги)

 

Два брата не могут расстаться:
Утром в дорогу, ночью к порогу.

(Сапоги)

 

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью — под кроватью.

(Тапки)

 

дом

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

имя

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ДОМ

дворец

терем

кремль

башня

крепость

замок

церковь

храм

хата

изба

сакля

юрта

яранга

чум

иглу

дача

здание

школа

детский сад

больница

почта

хижина

шалаш

жилье

жилище

строительные машины экскаватор подъемный кран бетономешалка бульдозер самосвал цементовоз панелевоз части дома и его детали фундамент подвал стены фасад подъезд этаж лифт веранда крыльцо ступеньки порог лестница балкон лоджия коридор комната

гостиная
спальня

детская комната

кухня

пол

потолок

чердак

мансарда

крыша

арка

шпиль

колокольня

скульптура

карниз

труба

кровля

окно

рама

форточка

стекло

подоконник

ставни

дверь

ручка

задвижка

засов

замок

ключ

 
ванная комната канализация ванна раковина умывальник туалетная комната унитаз вентиляция кран электропроводка розетка звонок строительные материалы дерево бревно доска кирпич цемент раствор металл сваи песок глина паркет войлок черепица жесть шифер солома камень бамбук обои клей краска лак побелка мел пластмасса профессии архитектор

дизайнер

инженер

чертежник

скульптор

строитель

каменщик

кровельщик

бульдозерист

монтажник

крановщик

экскаваторщик

сварщик

штукатур

маляр

электрик

водопроводчик

плиточник

слесарь

сантехник

плотник

реставратор

инструменты

мастерок

пила

топор

рубанок

клещи

молоток

отвертка

плоскогубцы

дрель

сверло

стеклорез

кисточка

валик

шпатель

ИМЯ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

строительный

жилой

деревянный

бревенчатый

кирпичный

черепичный

жестяной

соломенный

камышовый

одноэтажный

городской

деревенский

плоский

покатый

дверной

оконный

чердачный

потолочный

подвесной

стенной

переносной

входной

внутренний

наружный

старинный

новый

старый

высокий

высотный

ГЛАГОЛ

копать
рыть

возводить

укладывать

монтировать

проводить

вставлять

подводить

крыть

ремонтировать

штукатурить

красить

белить

клеить

плотничать

столярничать вставить застеклить закрыть открыть побелить подкрасить подвезти НАРЕЧИЕ сверху снизу

изнутри

снаружи

прочно

добротно

качественно

слаженно

дружно

вручную

ПРИЧАСТИЕ

работающий

строящийся

сверливший

поднимающий

выкрашенный

застекленный

построенный

рубленный

покрытый

оштукатуренный

поселившийся

въехавший

           

 

Психогимнастика

 

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕС-
КОГО СОСТОЯНИЯ

Выразите чувство радости: наконец-то мы вернулись
домой из дальнего путешествия. Вы выполняли очень тя-
желую домашнюю работу, покажите состояние усталос-
ти. Представьте, что вы стоите на крыше небоскреба. Что
вы при этом чувствуете? Покажите, как вы удивились,
увидев жилище эскимосов из снежных глыб (иглу).

 

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Изобразите подъемный кран, груженый самосвал, бро-
шенный на дороге кирпич, бетономешалку, электродрель
и другие инструменты. Покажите функциональное назна-
чение инструментов: пилы, топора, молотка, дрели и т. д.

Изобразите дом, покинутый хозяевами; старую избуш-
ку; дом, в который въезжают новоселы, и т. д.

 

■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Представьте, что мы — строители. Наливаем краску в
ведро, красим стены, ставим лестницу к стене, поднима-
емся по лестнице, забиваем гвозди молотком, сверлим
дырки дрелью, вставляем стекла в рамы, проводим элек-
тропроводку, открываем и закрываем замок.

Передайте движением, мимикой и позой общение ка-
менщика и крановщика, экскаваторщика и водителя са-
мосвала.

Угадайте, что он делает. (Один ребенок показывает
действия строителей, а другие — угадывают.)

Обыгрывание выражения «строить воздушные замки».
Попробуйте себе представить замок, в котором жили ко-
роль и королева, принц и принцесса. Нарисуйте пальчи-
ками в воздухе воображаемый замок и расскажите, что
вы рисуете.

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте действия и движения пальчиками рук в соответ-
ствии со смыслом текстов стихотворений, выражая мимикой свое
отношение к происходящему.

 

ПАЛЬЧИКИ-СТРОИТЕЛИ

Пальчики-мальчики, вы — строители!
На стройке поработать не хотите ли?
Этот пальчик цемент и песок засыпает.
Этот воду туда добавляет.
Этот включает бетономешалку,
Чтобы раствор был похож на сметанку.
На этот раствор кирпичи по линейке
Каменщик уложит. Получится стенка.
Кровельщик крышу покроет железом.
Там высоко, мы туда не полезем.
Вот — штукатур. Он выровнял стены.
Маляр постарался — покрасил панели.
Электрик свет уже включил,
Сантехник воду подключил.

Осталось только подать газ —
Прекрасным будет дом у нас.
Новоселье отпразднуем в эту субботу.
Спасибо, строители, вам за работу!

 

мой домик

Пусть мой домик кос и крив.
Посмотри — как он красив!
Видишь — из окошка
Выглянула кошка!

(Смотрим на «домик» с восхищением.)

Ветер воет: «У-у-у!

В клочья домик разорву!»

(Дуем сильно на «домик».)

Но он крепкий, домик мой,

Хоть косой он и кривой!

(Пытаемся ладошками сдавить

«домик», но он не поддается.)

Пусть неделю ветер воет —

Домик мой меня укроет!

(Делаем крышу над головой.)

Перевод с немецкого О. Асписовой

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ синонимы

 

Назовите слова, близкие по значению к словам жилье, боль-
шой, красивый, строить.

жилье — дом, квартира, кров, приют, обитель, при-
станище

большой — огромный, большущий, громадный
красивый — прекрасный, великолепный, интересный
строить — отстраивать, сооружать, возводить, воз-
двигать

 

■ АНТОНИМЫ

 

Назовите слова с противоположным значением — «слова-не-
приятели».

порядок — беспорядок
уют — запущенность
чистота — грязь
старый — новый
прочный — ветхий
старинный — современный
многоэтажный — одноэтажный

наружный — внутренний
строить — разрушать
забивать — выдергивать
прибить — оторвать
высоко — низко
внутри — снаружи
красиво — некрасиво

 

Составьте предложения со словами строить, разрушать, сна-
ружи, внутри.

Старый дом разрушили, а новый — построили. Снару-
жи стены красят, а внутри — клеят обоями.

 

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

 

Познакомьтесь со значением слов окно, ключ, жилище, луко-
вица.

Окно. (Окно в доме, окно в мир, окно в природу.)

Ключ. (Скрипичный ключ на нотном стане у музыкан-
тов; ключ, которым открывают замок; ключ к шифру;
гаечный ключ; ключ — вода, бьющая из-под земли.)

Жилище. (Жилище человека, домашних и диких жи-
вотных.)

Луковица. (Шаровидный церковный купол, головка
чеснока или лука, подземная часть некоторых растений.)

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Повторите родственные слова. Найдите лишние слова.

стройка, строитель, строение, строительный, строят,
странник, здание

дом, домик, домишко, домище, домовой, домработни-
ца, домашний, дорога

бревно, бревнышко, бревенчатый, бренчит

жилье, жилец, жилплощадь, жилой, жить, жидкий

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

Имя существительное

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИК-
СОВ

 

Образуйте новые слова. Какая часть добавилась к словам

терем, дом, стена?

терем — теремок, теремочек
стена — стенка, стеночка
дом — домик, домишко, домище, домина
комната — комнатка, комнатенка
новый — новенький, новехонький
красивый — красивенький, красивейший
светлый — светленький
уютный — уютненький

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

 

Какие два слова «спрятались» в одном?

небоскреб — небо скребет
многоэтажный — много этажей
землекоп — землю копает
многоквартирный — много квартир
одноэтажный — один этаж
однокомнатная — одна комната
пятиэтажный — пять этажей
трехкомнатная — три комнаты

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

 

прочный — прочнее — самый прочный (прочнейший)
старинный — стариннее — самый старинный (старин-
нейший)

новый — новее — самый новый (новейший)
старый — старее — самый старый (старейший)

 

Выберите правильный ответ.

Пятиэтажный дом выше девятиэтажного. Пятиэтаж-
ный дом ниже девятиэтажного.

Самый высокий из домов — небоскреб. Самый низкий
из домов — небоскреб.

 

Дополните предложения.

В нашем городе открыли новое (кафе.) Еще новее —
(магазин). Старейшее на нашей улице здание — (шко-
ла).

 

Ответьте на вопросы.

Что легче — дерево или кирпич?

Какой строительный материал самый легкий — плас-
тик, камыш или дерево?

Какой строительный материал прочнее — глина или
кирпич?

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

 

Составьте новые слова.

Строить — построить, выстроить, перестроить, отстро-
ить, устроить.

Крыть — открыть, закрыть, перекрыть, укрыть.

 

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 

Имя существительное

 

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТ-
ВИТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕ-
ЖАХ

 

«Один — много».

дом — дома — много домов
квартира — квартиры — много квартир
лоджия — лоджии — много лоджий
кирпич — кирпичи — много кирпичей
дача — дачи — много дач

Без чего не бывает дома? (Без стен, окон, дверей, крыш,
потолков и т. д.)

 

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Сочините чистоговорки со словами балкон, дворец, замок.

Ок-ок-ок, на столе лежит (замок).
Ка-ка-ка, ключик нужен для (замка).
Ку-ку-ку, ключик подбери к (замку).
Ок-ок-ок, Ане не закрыть (замок).
Ком-ком-ком, наша дверь под (замком).
Ке-ке-ке, вот уж домик на (замке).

 

В каких жилищах живут разные народы?

русские — (в избах)
эскимосы — (в иглу)
украинцы и гуцулы — (в хатах)
чукчи — (в ярангах)
кавказцы — (в саклях)
ненцы — (в чумах)
монголы — (в юртах)
индейцы — (в вигвамах)
вьетнамцы — (в хижинах)

 

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопросы.

О каких зданиях, частях дома и строительных инст-
рументах можно сказать мой, твой, наш, ваш, ее! (Дом,
этаж, балкон, ключ, дворец, замок, топор, рубанок.)

О чем можно сказать моя, твоя, наша, ваша? (Избуш-
ка, хата, квартира, дача, комната, ванна, веранда.)

О чем можно сказать мое, твое, наше, ваше, его, их?
(Здание, строение, жилье, окно, сверло.)

О чем можно сказать мои, твои, наши, ваши, их? (Дома,
ключи, двери, окна, стены.)

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

 

Подберите нужные слова.

деревянные (полы, плинтусы, косяки)
деревянная (рама, доска)
стеклянные (окна, лампочки)
кирпичные (стены)

 

Имя прилагательное

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

 

Назовите три слова.

Небоскреб (какой?) (высокий, огромный, громадный).
Крыша (какая?) (черепичная, железная, плоская).
Окно (какое?) (большое, широкое, прямоугольное).
Замки (какие?) (старинные, великолепные, красивые).

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, МЕСТОИМЕНИЯМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

 

Найдите словам пару.

 

коридор стена дверь дом многоэтажный деревянная узкий кирпичная

 

Какое слово не подходит?

Два высотных дома, здания, чума.

Три старинных замка, кремля, дворца, киоска.

 

Дополните слово.

моя деревянная (дача)
мой камышовый (шалаш)
мои городские (квартиры)
окрашенные (стены)
отклеившиеся (обои)
отремонтированный (дом)
работающий (кран, каменщик)
развалившаяся (избушка, стена)

 

Глагол

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
жить строить живет, -ут строит, -ят ЖИЛ строил будет жить будет строить
чертить чертит, -ят чертил будет чертить
красить красит, -ят красил будет красить

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

 

Неопределенная форма Прошедшее время Будущее время
построить построил построит, -ят
покрасить покрасил покрасит, -ят
забить забил забьет, -ют
разрушить разрушил разрушит, -ат

 

Ответьте на вопросы.

Что ты умеешь делать строительными инструментами?
(Я умею пилить доску пилой. Я умею красить пол кис-
точкой.) Чего ты не умеешь делать? (Я не умею забивать
гвозди молотком. Я не умею белить. Я не умею строгать
доску рубанком.)

Что делал кровельщик на крыше? Что провел элект-
рик в доме? Что делали сварщики? Что будет делать
водопроводчик в доме? Что сделает маляр? Что сделали
строители?

 

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Подберите три слова.

Что я делаю? (Я поднимаю, строю, крашу.)
Спроси у друга. (Ты строишь, красишь, пилишь?)
Что он (-а) делает? (Он (-а) строит, красит, строгает.)
Что вы делаете? (Вы строите, красите, чертите.)
Что мы делаем? (Мы строим, красим, подвозим.)
Что они делают? (Они строят, красят, пилят.)

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

 

Подумайте и ответьте.

 

Как вы понимаете такую пословицу: Сделали наспех,
курам — на смех!

Что значит сделать наспех, второпях? Как строители
должны строить дома? (Хорошо, добротно, красиво.)

Как работают строители? (Слаженно, дружно.)

Как закрываются в доме окна? (Наглухо.)

 

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Наши просьбы и пожелания.

Представь, что ты каменщик. Какую команду ты дашь
крановщику? (Опускай! Поднимай!)

С какой просьбой ты можешь обратиться к строителям
и малярам? (Стройте, пожалуйста, быстрее. Красьте,
пожалуйста, аккуратно.)

 

Придумайте пожелания новоселам.

Живите счастливо!

Пусть дом ваш будет полной чашей!

Желаем счастья и здоровья!

 

Игры со звуками, буквами и словами

Назовите первый и последний звуки в словах дом, за­мок, киоск, банк, коридор, пол. Какие это звуки? (Твер­дые согласные звуки.)

Узнайте слова по первому и последнему звуку. Все предметы, которые вы должны угадать, можно встретить в доме.

Какое это слово, если в нем первый звук л', последний — т. (Лифт.) В слове первый звук б, последний — н. (Балкон.) Первый звук к, последний — а. (Комната, крыша.)

Угадайте слово. В слове есть согласные звуки д, м. Какое это слово? (Дом.) В слове есть согласные звуки х, т. (Хата.) В слове есть согласные звуки з, б. (Изба.)

В названии строительной машины есть один гласный звук — а? Что это? (Кран.) В слове один гласный звук о. (Пол.) В слове два гласных звука—у, а. (Ручка, труба.)

Составьте слова из «рассыпанных» звуков: а, р, а, м (рама), а, н, в, н, а (ванна), а, к, р, а (арка).

Узнайте слова по первому и последнему слогу.

В слове три слога, первый слог — ком, последний — та. Какое это слово? (Комната.)

В слове два слога, последний слог — на. (Стена.)

В слове первый слог — фор. (Форточка.)

Составьте слова из перепутанных слогов: и-тель-стро (строитель), щик-свар (сварщик), щик-нов-кра (кранов­щик).

Замените в словах звери, лама, тучка, вол, вата один звук (одну букву). Какие новые слова получатся? (Две­ри, рама, ручка, пол, хата.)

«Слово в слове». Какие новые слова «спрятались» в словах порог (рог); раковина (рак, вина); луковица (лук); канализация (лаз, зал, канал, Лиза); розетка (роза, ток, кот); плотник (кит, ток, кино, плот).

 

Развитие познавательных процессов

 

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Узнайте на ощупь строительные материалы: песок, де­рево, пластмасса, кирпич, металл, обои и др.

Путешествие по комнате. Какие запахи можно ощу­тить в вашей квартире? Какие строительные материалы имеют запах?

Послушайте звуки дома и своей квартиры.

Рассмотрите иллюстрации с изображением домов. Поче­му высотный дом, расположенный вдали, кажется ниже одноэтажного дома? Какие части дома расположены вни­зу? Что находится вверху, внизу? Нарисуйте план своей квартиры или дома.

Выполните следующие команды. Встаньте так, чтобы окно было справа, а стенка — слева. Скажите, что у вас впереди, а что — сзади?

Можно ли построить кирпичный дом за один день?

Почему нельзя этого сделать? Для возведения каких строений не потребуется много времени? (Для сбора юрт, чумов, иглу, хижин и т. д.)

Какие работы выполняются строителями сначала, а какие — потом?

Так бывает или нет: маляр покрасил стенку, а камен­щик потом ее сложил; кровельщик залил крышу биту­мом, а потом на нее поставил стены?

Чем доски были прежде? (Бревном, деревом.)

Чем раньше был кирпич? (Песком, водой и глиной.)

Во что могут превратиться дома после их разрушения? (В развалины, руины, обломки, крошки и пыль.) Какие строительные материалы впоследствии могут стать почвой? (Дерево, бамбук, камыш и др.)

 

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Составьте дом из геометрических фигур разного цвета.

Уточните, какого цвета стены, двери, крыши и другие части дома. Какие геометрические фигуры использованы для «постройки» дома? Вырежьте из цветной бумаги и наклейте дома разных конструкций и разной высоты.

Постройка домика по образцу.

Составление домов из геометрических фигур по задан­ному образцу.

Какая новая деталь появилась?

 

Сравните два похожих дома и выделите отличия.

 

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Послушайте, запомните и повторите слова каменщик, плотник, электрик, водопроводчик.

Запомните и назовите слова пила, рубанок, молоток, топор, дрель. Дополните и назовите слова — названия инструментов.

 

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯ­ЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ

 

Объедините в пары две группы слов.

стена ПОЛ         подоконник окно потолок дверь ковер ключ картина пианино цветы занавеска люстра

Например: потолок — люстра, стена — картина, пол — ковер.

Что общего между гнездом, конурой, домом, ульем, дуплом, норой и скворечником? (Это разные виды жи­лья живых существ.) Батареей, солнцем, печкой и кост­ром? (От них исходит тепло.) В чем их отличие?

Чем похожи окно, дверь, диван, пол; стена, шкаф, потолок? (Они имеют прямоугольную форму.)

 

Какой предмет лишний?

Из ряда названных предметов исключить один, отли­чающийся каким-либо признаком от других. Потолок, шкаф, крыша, дверь, окно. Что между ними общего? (Они имеют прямоугольную форму.)

 

Подбери слову пару.

кровельщик стекольщик маляр электрик каменщик столяр свет панели стены окна крыша полы

Например: кровельщик — крыша, стекольщик — окна, маляр — стены.

Игра «Хуже — лучше». Что лучше — дерево или кир­пич? Большие или маленькие окна? Круглая или прямо­угольная дверь? Дом с балконом или без балкона? Жить на первом или последнем этаже? Ходить по крашеным или некрашеным полам? Иметь или не иметь соседей?

Игра «Можно — нельзя». Можно ли детям одним вы­ходить на балкон? Протирать пыль? Открывать самим окна? Держать дверь обратной стороны, когда кто-либо из детей пытается ее открыть? Мыть в доме полы? Си­деть на подоконнике?

Игра «Разрешено — запрещено». Что вам делать в до­ме разрешено, а что — запрещено? Подумайте и скажите по одному предложению.















































































































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: