Оценки уровнЯ социальной адаптации детей-сирот (и лиц из их числа) и подготовки их к самостоЯтельному проживанию 2 страница

Р психологическаЯ Р нарушениЯ которой свЯзаны с напрЯженностью, психологическим стрессом;

Р психосоциальнаЯ Р адаптациЯ личности к общению с новым коллективом [14].

‚ ”илософском энциклопедическом словаре ЗсоциальнаЯ адаптациЯИ Р это вид взаимодействиЯ личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываютсЯ требованиЯ и ожиданиЯ его участников. ‚ажнейший компонент адаптации Р согласование самооценок и притЯзаний субъекта с его возможностЯми и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развитиЯ среды и субъекта [15].

Ѓольшинство учЮных поддерживают идею выделениЯх трЮх условных форм социальной адаптации:

Р нормальнаЯ;

Р девиантнаЯ (приспособление к сложившимсЯ социальным условиЯм с нарушением принЯтых в обществе ценностей и норм поведениЯ);

Р патологическаЯ (приспособление к социальной среде за счЮт использованиЯ патологических форм поведениЯ, вызванных функциональными расстройствами психики).

’ак, советский и армЯнский учЮный-психолог, этнолог, профессор Ђльберт Ђгабекович ЌалчаджЯн разработал теорию адаптивных комплексов, с помощью которых протекают адаптивные процессы личности в сложных проблемных ситуациЯх, вновь и вновь используЯ которые в сходных социальных ситуациЯх, человек закреплЯет в структуре личности, превращаЯ в подструктуры своего характера: незащитные, защитные и смешанные комплексы. ‚ свЯзи с этим, исследователь выделил три разновидности социально-психической адаптации личности:

Р нормальнаЯ адаптациЯ представлЯет адаптивный процесс личности, который приводит к еЮ устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациЯх без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без изменений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. ЌормальнаЯ социально-психическаЯ адаптациЯ личности представлЯетсЯ двумЯ видами: защитнаЯ и незащитнаЯ (и как разновидность Р смешаннаЯ или среднЯЯ);

Р девиантнаЯ адаптациЯ характеризуетсЯ удовлетворением потребности личности в данной группе или социальной среде, в то времЯ как ожиданиЯ остальных участников социального процесса не оправдываютсЯ таким поведением. „евиантнаЯ адаптациЯ имеет два подвида: неконформистскаЯ адаптациЯ (преодоление личностью внутригрупповой проблемной ситуации необычными способами и путЯми) и новаторскаЯ (инновационнаЯ, творческаЯ) адаптациЯ (деЯтельность или роль, в ходе которой личность создает новые ценности, осуществлЯет нововведениЯ в различные области культуры);

Р патологическаЯ адаптациЯ представлЯет собой активность личности в социальных ситуациЯх, котораЯ осуществлЯетсЯ с помощью патологических механизмов и форм поведениЯ, приводЯщих к образованию патологических комплексов характера, входЯщаЯ в состав невротических и психотических синдромов [16].

ѓруппа исследователей под руководством действительного члена ђоссийской академии образованиЯ, профессора ‚италиЯ Ђлександровича ‘ластЮнина выЯвила импульс социальной адаптации человека, находЯщегосЯ на стыке двух тенденций:

Р автономности (независимости, свободы), в ходе которой происходит не только актуализациЯ имеющегосЯ опыта, но и создание нового, в том числе и личного, индивидуального опыта, формирование собственной позиции, неповторимой индивидуальности;

Р стереотипности (этнической, групповой, профессиональной и др.), котораЯ выступает в качестве образцов ролевого поведениЯ и усваиваютсЯ личностью в процессе еЮ вхождениЯ в социальную среду, в систему социальных отношений [17].

‚ настоЯщем сборнике социальнаЯ адаптациЯ рассматриваетсЯ как активный процесс овладениЯ социальными ролЯми, определЯющими смыслы-мотивы межчеловеческих отношений и формирующими личностную идентичность и гармонию между внутренним миром и внешним окружением.

Џри смысло-ролевом подходе выделЯютсЯ три стадии социальной адаптации человека, на каждом из которых закреплЯетсЯ относительнаЯ стабильность личностного развитиЯ:

Р Џоследователь: благодарЯ опытному другому (другим) человек, иногда утрачиваЯ некоторые свои индивидуальные отличиЯ, принимает действующие нормы, принципы, ценности, символы, правила, приЮмы и средства деЯтельности, которыми владеют все члены группы;

Р ‘озидатель: обострение противоречиЯ между результатами первой стадии Збыть как всеИ и стремлением к индивидуализации разрешаетсЯ значимым вкладом индивида в жизнь группы или даже принЯтием на себЯ позиции еЮ лидера;

Р Ќаставник: человек реализует свою миссию и мировоззрение со своими учениками-последователЯми, определЯЯ их самосознание, рефлексию, оценку и самооценку.

“стойчивость структуры личности обеспечиваетсЯ многократным воспроизведением этих стадий социальной адаптации, так как человек входит не в одну, а во многие группы.

Ѓолее того, оказавшись в различных ситуациЯх, человек осознанно или неосознанно может преломить воздействие среды и занЯть по отношению к ней определенную роль: последователЯ, созидателЯ или наставника. ‚ любом осознанном возрасте ребЮнок может из человека, усваивающего социальный опыт, превратитьсЯ в его творца, проЯвлЯтьсЯ как субъект и как объект воздействиЯ.

‘обытийнаЯ общность Р это феномен социальной адаптации, характеристики которого дана российским психологом, директором €нститута развитиЯ дошкольного образованиЯ ђоссийской академии образованиЯ ‚иктором €вановичем ‘лободчиковым.

’ермин ЗсобытиеИ отражает живую общность, сплетение и взаимосвЯзь двух и более жизней, их внутреннее единство и внешнюю противопоставлЯемость. ‘мена форм событийной общности, характер другого (других), входЯщего в общность, их совместное бытие, определЯют путь, ступени и конкретные облики становЯщейсЯ субъективности на разных этапах онтогенеза. €менно событие определЯет подлинную ситуацию развитиЯ, где впервые зарождаютсЯ специфические человеческие способности, Зфункциональные органыИ субъективности (во всех ее измерениЯх), позволЯющие человеку однажды действительно самому Зстать в практическое отношениеИ к своей жизнедеЯтельности [18, с. 122-138.].

Џри смысло-ролевом подходе к социальной адаптации еЮ целью ЯвлЯетсЯ установление определенной степени гармонии с внешней и внутренней средой, осуществлЯемой благодарЯ значимому другому (другим).

‚ свЯзи с этим, успешность социальной адаптации будет во многом определЯтьсЯ приобретением, закреплением и развитием умений и навыков межличностного общениЯ.

‚ новой среде быстрее других адаптируютсЯ люди с широким кругом общениЯ и легко устанавливающие отношениЯ с другими.

‘оветский и белорусский психолог, основатель новой области психологической науки Р возрастной и педагогической социальной психологии Р џков ‹ьвович Љоломинский, выделЯЯ четыре типа отношений (устойчиво-положительные, неустойчиво-положительные, пассивно-положительные, пассивно-отрицательные), наиболее благоприЯтным обосновывает устойчиво-положительный тип общениЯ, способствующий эмоциональному благополучию детей, уверенности в своих возможностЯх, развитию способностей [19].

‚ психолого-педагогической науке сложились различные подходы к работе с детьми-сиротами, ориентированные на особые потребности данной категории: личностный, деЯтельностный, творческий, отношенческий, дифференцированный, ценностный, событийный и средовый.

Џрактика призрениЯ осиротевших детей в ђоссии на разных исторических этапах развитиЯ общества раскрыта в научные трудах ‹.‚.ЃадЯ, ….„.Њаксимова, Њ.‚.”ирсова, ….€.•олостовой и др.

Ћсновы теории и практики воспитаниЯ и обучениЯ детей-сирот заложены в трудах таких учЮных и политических деЯтелей: ‚.”.Ћдоевский, Ќ.Љ.ЉрупскаЯ, Ђ.‚.‹уначарский, Ђ.‘.Њакаренко, ‚.Ђ.‘ухомлинский и др.

Џроблемы поддержки детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, на современном этапе развитиЯ общества раскрыты в многочисленных научных и практических работах (‹.Ђ.ЃелЯева, ћ.‚.‚асилькова, Њ.Ђ.ѓалагузова, €.”.„ементьева, €.Ђ.‡алысина, Њ.€.‹исина, Ђ.Ђ.‹иханов, ќ.Ђ.Њинкова, Ђ.‚.Њудрик, ‚.‘.Њухина, ”.Ђ.Њустаева, ‚.Ђ.Ќикитин, ‹.џ.Ћлиференко, ‚.Ќ.Ћслон, Ђ.Њ.Џрихожан, ….Њ.ђыбнинский, ѓ.‚.‘емьЯ, ‹.Љ.‘идорова, ….Ћ.‘мирнова, Ќ.Ќ.’олстых, ’.€.?ульга, Ђ.?.?ахманова и др.).

ђассматриваЯ многообразие подходов, среди которых подходы к социализации детей-сирот в организациЯх и замещающих семьЯх ‘емьЯ ѓ.‚., Ћслон ‚.Ќ.,?ульги ’.€. ЯвлЯютсЯ самыми актуальными, поскольку в них представлены эффективные технологии работы с детьми-сиротами, применЯемыми практиками в повседневной целенаправленной систематической деЯтельности, можно сделать следующие выводы.

Љ сильным сторонам подходов относитсЯ их научнаЯ обоснованность, ориентированность на профессионала, применЯющего совокупность приЮмов, способов построениЯ логики сознаниЯ и преобразованиЯ действительности на практике в пространстве социальной адаптации; их междисциплинарнаЯ свЯзанность и гуманный характер.

‚озможности существующих сегоднЯ подходов к работе с детьми-сиротами, свЯзаны с их гибкостью, научной обоснованностью и актуальной базой практик применениЯ. Џодходы могут быть актуализированы в соответствии с запросами государства и общества, особенностЯми новых поколений, технологий и правил коммуникаций.

‚ настоЯщее времЯ представлЯетсЯ актуальным предложить специалистам, замещающим родителЯм смысло-ролевой подход, который позволит придать деЯтельности смысл и ценность, получить навыки эмоционального интеллекта, позитивной мотивации и дизайна успешного будущего.

’радиционно же, самым важным аспектом адаптации ребЮнка-сироты в обществе ЯвлЯетсЯ уровень его подготовки к самостоЯтельной жизни, а именно бытоваЯ, трудоваЯ, семейнаЯ адаптациЯ.

‚ свЯзи с этим, в классической, общепринЯтой модели социальной адаптации ребЮнка в организациЯх длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, выделЯют этапы:

1) „иагностический: выЯвление личностных особенностей воспитанников, их потребностей, способностей, интересов, круга общениЯ, проблем, психологических травм, негативного опыта, выработка прогноза их развитиЯ, помощь ребЮнку в выражении своих переживаний в наиболее приемлемой длЯ него форме (через игру, рисунок, поделку, видео, фотографию и т.д.), что позволЯет ему освободитьсЯ от болезненных внутренних переживаний, свЯзанных с негативным эмоциональным опытом.

€спользуемые методы: беседа, интервью, наблюдение, тестирование, биографический метод и др.

2) Ћзнакомительный: знакомство воспитанника с организацией, персоналом, разъЯснение миссии, цели, задач учреждениЯ, распорЯдка днЯ, расположение служб помощи и администрации, создание благоприЯтного психологического микроклимата, снижение неуверенности, тревожности, противостоЯние негативным влиЯниЯм, выработка самоконтролЯ поведениЯ, адекватного отношениЯ к психолого-педагогическим и коллективным воздействиЯм, гармонизациЯ взаимоотношений взрослых и сверстников.

€спользуемые методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждениЯ (в форме стендов, альбомов, с помощью разных технических средств и т.д.), индивидуальные и групповые формы работы (например, социально-психологические тренинги, направленные на сплочение воспитанников и др.), трудоваЯ, досуговаЯ, учебнаЯ, общественнаЯ деЯтельность и др.

3) ђолевой: усвоение воспитанниками социально полезных ролей: личность, ученик, труженик, профессионал, семьЯнин и др., формирование самосознаниЯ, коммуникативных навыков (навыков общениЯ, умениЯ слушать, стратегий поведениЯ в конфликтных ситуациЯх), конкретных знаний и навыков, необходимых в самостоЯтельной жизни (навыки ухода за собой, ведениЯ домашнего хозЯйства и т.д.), развитие эмоциональной сферы (осознание проЯвлениЯ эмоций, поиск путей их выражениЯ в социально приемлемой форме), подготовка детей к самостоЯтельной семейной жизни и к жизни в замещающих семьЯх.

€спользуемые методы: прилежнаЯ учЮба, участие в социально значимой деЯтельности, в приобретении нового социального опыта, знаний, умений и навыков, специальные занЯтиЯ, лекции, тренинги, деловые игры, организациЯ работы секций, мастерских, кружков, экскурсии, поездки, путешествиЯ, организациЯ комнат социально-бытовой адаптации, профориентационные мероприЯтиЯ, методы игровой терапии, арт-терапии, сказкотерапии, музыкотерапиЯ, релаксационные упражнениЯ и др.

‘оциальнаЯ адаптациЯ в замещающей семье

„лЯ целей данных методических материалов опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели рассматриваютсЯ нами как замещающие родители (замещающаЯ семьЯ).

‚ отлаженной и сбалансированной системе адаптации ребЮнка в организации длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, задействованы специально подготовленные специалисты, тогда как в замещающей семье, даже несмотрЯ на подготовительные курсы, процесс привыканиЯ к новым условиЯм Р взаимный как длЯ детей, так и длЯ взрослых. Џоэтому, он часто полон экспериментов, отступлений от уважительных педагогических требований новых родителей, что приводит к конфликтам и даже разрыву отношений.

‚ классической, общепринЯтой модели социальной адаптации ребЮнка-сироты в замещающей семье так же выделЯютсЯ три условных этапа.

Ќа диагностическом этапе адаптации в замещающей семье, где так же как и в организации длЯ детей-сирот происходит выЯвление личностных особенностей воспитанников

Ќа ознакомительном этапе, продолжительность которого определЯетсЯ возрастом и индивидуальными особенности воспитанника и родителЯ, и ребЮнок и взрослые стараютсЯ проводить времЯ вместе, контролируЯ свои переживаниЯ, свЯзанные с новыми людьми, обстановкой, ощущениЯми. „ети в состоЯнии такой тревожности могут плакать, кричать, плохо спать и есть, выражать своЮ желание вернутьсЯ к привычным условиЯм проживаниЯ.

Ќа ролевом этапе идеализированный образ семьи часто разрушаетсЯ и наступает кризис, ЯвлЯющийсЯ частью нормального поступательного процесса адаптации ребЮнка и членов семьи друг к другу. ‚ этот период родители могут испытывать усталость, разочарование, а ребЮнок, не верЯщий, что семьЯ Р это навсегда, ЗпроверЯетИ замещающих родителей, ведЯ себЯ агрессивно или равнодушно, нарушаЯ распорЯдок, правила поведениЯ, границы дозволенного. ‚озможны случаи воровства, обмана, сквернословиЯ, демонстративного суицидального поведениЯ.

Ќабор используемых методов на этих традиционных трЮх условных этапах зависит от возраста, группы здоровьЯ, периода проживаниЯ в семье, степени готовности к самостоЯтельной жизни ребЮнка, многих других факторов.

Џредлагаемые методические материалы позволЯт замещающим родителЯм и детЯм заранее подготовитьсЯ к смысловым ролЯм Џоследователь, ‘озидатель, Ќаставник, к возможным кризисам ролевой идентичности, что поможет им подстраиватьсЯ друг под друга, научит договариватьсЯ и соблюдать эти взаимодоговоренности.

‘пециалисты служб сопровождениЯ замещающих семей смогут обращать внимание на взаимную подготовку к новым условиЯм адаптации и детей (особенно подростков) и взрослых: как устанавливать доверительные отношениЯ, опираЯсь на жизненный опыт и взаимную заботу? Љак сделать будущее каждого в новой семье общим? ‚ чЮм специфика каждого возраста? Љак преодолеть разницу во взглЯдах на воспитание и общежитие? Љак научитьсЯ быть счастливым от счастьЯ ближнего?

‘оциальнаЯ адаптациЯ в постинтернатном сопровождении

‚ыходЯ из знакомой, относительно безопасной, упорЯдоченной и обеспеченной всем необходимым длЯ существованиЯ жизни в организации длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, выпускники сталкиваютсЯ с проблемами:

Р жильЯ и его содержаниЯ,

Р поиска работы,

Р организации быта и питаниЯ,

Р обеспечениЯ себЯ прожиточным минимумом,

Р взаимодействиЯ с широким социумом,

Р организации свободного времени,

Р получениЯ медицинской помощи,

Р созданиЯ и сохранениЯ собственной семьи и др.

€з-за отсутствиЯ наглЯдных образов длЯ освоениЯ важных социальных ролей: семьЯнин, супруг, родитель, гражданин или из-за наличиЯ искаженного, негативного образа ответственного человека, Р у выпускников организаций длЯ детей-сирот часто нарушена ролеваЯ идентификациЯ.

Љак и выпускники замещающих семей, нередко сталкиваЯсь с жестоким обращением взрослых, насилием, алкоголизмом, наркоманией, вовлеченностью в противоправную деЯтельность, выпускники организаций длЯ детей-сирот:

Р не имеют нормальной самооценки и адекватного уровнЯ притЯзаний;

Р не чувствуют защищенности и базового довериЯ к окружающему миру;

Р ситуативно проживают жизнь, не заботЯсь о будущем;

Р отвергают опыт;

Р испытывают затруднение в самоконтроле, психологический стресс, растерЯнность перед самостоЯтельной жизнью, чувства страха, неуверенности, одиночества.

Љак следствие всего этого, у выпускника формируетсЯ уникальнаЯ ролеваЯ позициЯ, не одобрЯемаЯ в обществе, Р ЗсиротаИ.

‚ настоЯщее времЯ в регионах ђоссийской ”едерации реализуютсЯ различные модели постинтернатного сопровождениЯ выпускников:

Р на базе центра постинтернатной адаптации;

Р на базе центра социального обслуживаниЯ (при самостоЯтельном проживании в период постинтерната);

Р продолжение работы интернатного учреждениЯ (кураторство);

Р организациЯ полунезависимого проживаниЯ на базе социальной гостиницы, молодежного дома;

Р использование института замещающей семьи (организациЯ сопровождениЯ при участии замещающих родителей);

Р использование клубной работы (клубы поддержки выпускников со стационарным кризисным проживанием и дневные центры);

Р привлечение института наставничества;

Р в рамках проектов некоммерческих организаций (сопровождение при устройстве на работу, сопровождение выпускников с Ћ‚‡);

Р обустройства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей с глубокой умственной отсталостью, в условиЯх села и др.

ЌесмотрЯ на многообразие моделей, ситуациЯ с социальной адаптацией выпускников организаций длЯ детей-сиротпродолжает оставатьсЯ напрЯженной:

Р нуждаетсЯ в совершенствовании федеральное и региональное законодательство;

Р общество не готово активно взаимодействовать с выпускниками;

Р существует дискриминации при приеме на работу;

Р отсутствуют эффективные технологии работы специалистов с выпускниками, общественный контроль за соблюдением прав выпускников;

Р недостаточно разработаны организационные основы функционированиЯ системы и сформирована необходимаЯ инфраструктура постинтернатной адаптации и сопровождениЯ выпускников.

‚ предложенных методических материалах важное внимание уделЯетсЯ подготовке куратора процесса постинтернатного сопровождениЯ, повышению его авторитета длЯ выпускника.

’аким образом, с позиции смысло-ролевого подхода, социальнаЯ адаптациЯ представлЯет собой внутренне мотивированный процесс, характеризующийсЯ в конечном итоге принЯтием развивающейсЯ личностью роли ЏоследователЯ, ‘озидателЯ, Ќаставника, что позволЯет проЯвить человеку активность по изменению своей жизни в желаемом направлении в настоЯщем и даже в памЯти своих потомков.

 

Ћсобенности и новизна методических материалов

“никальность представленного комплекта методических материалов выражаетсЯ в следующих позициЯх:

‚о-первых, универсальность. ‘борник предназначен не столько длЯ воспитаниЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, сколько длЯ самообразованиЯ специалистов организаций длЯ детей-сирот, органов опеки и попечительства, служб сопровождениЯ замещающих семей и постинтернатного сопровождениЯ, замещающих семей, основываЯсь на понимании того, что воспитание Р это реализациЯ каждым человеком (независимо от возраста и социальной роли) своего духовного, биологического и социального предназначениЯ: быть образцом, примером желаемого длЯ него и длЯ общества поведениЯ.

‚о-вторых, новизна. €нструментарий успешной социальной адаптации структурирован исходЯ из смыслов-образов и результатов взаимодействиЯ человека с социумом: последователь, созидатель-творец и наставник.

‚первые процесс социальной адаптации напрЯмую свЯзываетсЯ с умением специалиста и родителЯ искать и находить себе помощь, созидать, а не разрушать, быть наставником, умеющим заглЯнуть в вечность, которую он создаЮт своими духовными (уважительно-благодарными) поступками.

‚-третьих, любовь-ориентированность. “ниверсальность специалиста, работающего с детьми-сиротами и детьми, оставшимисЯ без попечениЯ родителей, в его сильной влюбленности в жизнь, видение своего предназначениЯ в воспитании влюблЮнных в ђодину людей, способных передать эту любовь своим последователЯм. ‚ сборнике собраны практикумы, позволЯющие специалисту тиражировать свою любовь к жизни всеми имеющимисЯ в его распорЯжении технологиЯми и ресурсами.

‚-четвЮртых, интересность. ЋтходЯ от сложившихсЯ стереотипов результативности социальной адаптации детей-сирот, сводЯщейсЯ к подготовке их к самостоЯтельной жизни, здесь специалисту вместе с ребЮнком предлагаетсЯ создать систему координат (индивидуальный маршрут социализации), исходЯ из предназначениЯ человека, благодарЯ чему возникнет устойчивый интерес: что Я хочу, как Я могу быть полезным миру, зачем мне это надо и как это может пригодитьсЯ.

‚-пЯтых, семейно-роле-ориентированность. „лЯ решениЯ проблем распада браков, заключенных выпускниками организаций длЯ детей-сирот и отказа от своих детей в роддоме молодыми матерЯми из числа детей-сирот, предложены инструменты включениЯ с раннего детства во внутрисемейные взаимоотношениЯ в семи семейных ролЯх: дочь-сын, супруг-супруга, брат-сестра, отец-мать, бабушка-дедушка, внук-внучка, дЯдЯ-тЮтЯ.

Ћжидаемый результат от использованиЯ методических материалов

ђешение проблемы социальной адаптации в обществе, предупреждение правонарушений воспитанников.

Џовышение качества жизни и социальной защищенности воспитанников.

Џовышение учебной, профессиональной и семейной мотивации воспитанников и выпускников организаций длЯ детей-сирот.

“величение количества детей-сирот, успешно адаптированных в новых социальных условиЯх.

“величение количества детей-сирот, определившихсЯ со своим профессиональным, волонтЮрским, предпринимательским, научным и информационно-коммуникативным предназначением и трудоустроенных по полученным специальностЯм.

‘нижение уровнЯ социальных девиаций среди воспитанников.

 

Љак работать с методическими материалами

 

ЏредлагаетсЯ два варианты работы с методическими материалами.

Џервый вариант: как материалы длЯ подготовки, переподготовки и повышениЯ квалификации специалистов организаций длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, специалистов служб сопровождениЯ замещающих семей и постинтернатного сопровождениЯ и замещающих родителей.

Ћбщее количество часов Р 45:

Р 41 час на изучение методики оценки уровнЯ социальной адаптации детей-сирот (и лиц из их числа) и подготовки их к самостоЯтельному проживанию;

Р 4 часа на изучение методики З„евЯть источников отдачиИ длЯ определениЯ индивидуального маршрута социализации детей-сирот и лиц из их числа, в том числе с ограниченными возможностЯми здоровьЯ и инвалидов.

‚озможно коллективное и индивидуальное прохождение обучениЯ, в очно-заочной форме. Џрограмма установочного обучающего семинара ЗЏоследователь. ‘озидатель. ЌаставникИ представлена в данном сборнике.

‚торой вариант: как материалы длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, и лиц из их числа.

Џрактикумы в методике оценки уровнЯ социальной адаптации детей-сирот (и лиц из их числа) и подготовки их к самостоЯтельному проживанию, так же как и упражнениЯ в методике З„евЯть источников отдачиИ могут быть реализованы на воспитательных часах (специально выделены в режиме днЯ и предварительно спланированных целенаправленных занЯтиЯх).

”орма проведениЯ воспитательного часа жестко не закреплена Р это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занЯтиЯ в игровой форме, практические занЯтиЯ, экскурсии и т.д.

ЋбщаЯ логика каждого практикума стандартна: мотивациЯ детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников, детальнаЯ рефлексиЯ.

Ћриентировочное времЯ освоениЯ каждого из трЮх смысло-ролей Р вариативно. ”орма работы индивидуальнаЯ или групповаЯ. ђекомендуемое количество участников: от 1 до 20 человек.

€нтенсивный Р 45 часов, по 1 часу ежедневно, 1,5 месЯца.

…женедельный Р 45 часов, по 1 часу еженедельно, 1 год.

Ћднако, учитываЯ индивидуальные различиЯ воспитанников, степень их интеллектуальной развитости, а также то, что в организацию длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, попадают и 15-16-летние дети, через год уже выпускающиесЯ (следовательно, за этот год они должны получить полный объем материала) Р возможны различные варианты:

Р последовательное прохождение практикумов, при необходимости повторЯютсЯ ранее пройденные практикумы. „анный вариант удобен длЯ однородной по возрасту и уровню развитиЯ группы;

Р специалист, учитываЯ особенности группы, готовит индивидуальный план прохождениЯ практикумов. ‚ этом случае, он может раскрывать темы трЮх смысло-ролей параллельно. Ћсобенностью этого варианта ЯвлЯетсЯ то, что куратор дифференцирует материал (набор тем, их сложность и т.д.) длЯ разных подгрупп. Џо такому варианту удобнее работать с разнородными группами.

ЏорЯдок прохождениЯ практикумов в течение учебного года не фиксирован, однако (при первом варианте работы) к концу года должны быть отработаны все практикумы, при втором варианте Р выполнен индивидуальный план обучениЯ.

‚озможна следующаЯ технологиЯ работы:

‚ августе кураторы групп корректируют свои учебно-тематические планы на основе предложенных смысло-ролей социальной адаптации.

Џлан готовитсЯ один на группу, возможно разного возраста, но в примечаниЯх к каждому практикуму указываетсЯ, кто из кураторов (привлеченных специалистов) за него отвечает.

‘труктура плана, адаптированного к условиЯм организации длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, проста:

Р вначале указываетсЯ месЯц,

Р затем расписываетсЯ, какие практикумы будут изучатьсЯ в этом месЯце с указанием напротив ответственного и количество учебных часов.

‡наЯ группу, куратор самостоЯтельно определЯет количество часов на каждый практикум (т.е. количество занЯтий).

Љураторы, работающие по второму варианту, совместно составлЯют тематический план.

„алее идЮт работа по выполнению плана. Љураторы проводЯт практикумы, администрациЯ контролирует их качество по критериЯм, представленным ниже, степень выполнениЯ; организует по необходимости методическую учебу и повышение квалификации.

’ак как одной методикой нереально охватить все аспекты самостоЯтельной жизни в современном обществе, возможно выделение рЯда занЯтий на дополнительные (факультативные) темы, особенно важные длЯ конкретного детского дома, группы, замещающей семьи, отдельного воспитанника.

„лЯ оперативных корректировок процесса социальной адаптации необходимо в течение года после выпуска (и далее, если это возможно) Р в первый месЯц, через полгода, через год Р проводить опрос выпускников: с какими проблемами они столкнулись в самостоЯтельной жизни, попросить проранжировать эти проблемы по степени сложности, спросить каких знаний и умений им не хватало длЯ решениЯ этих проблем. Ћрганизационно, такой опрос удобно проводить в ежегодный „ень встречи выпускников.

‚ариант дневника достижений

‡Ђ„ЂЌ€… Ћтметка о выполнении Ћтметка наставника ЋбъЯснение (по необходимости)
‘Њ›‘‹Ћ-ђЋ‹њ I. ЏЋ‘‹…„Ћ‚Ђ’…‹њ      
Џрактикум ЗЉак управлЯть своим эмоциональным состоЯниемИ      
Џрактикум ЗЉак взЯть ответственность за своЮ известное будущееИ      
Џрактикум ЗЉак узнать зону своего ближайшего развитиЯИ      
Џрактикум ЗЉак узнать, чего Я хочу от жизниИ      
Џрактикум ЗЉак навести порЯдок в своих ЗхочуИИ      
Џрактикум ЗЉак контролировать свои соблазныИ      
Џрактикум ЗЉому Я могу помочь длЯ своего развитиЯИ      
Џрактикум ЗЉак попросить помощь у своих воспитанниковИ      
Џрактикум ЗЉак создать клуб помощниковИ      
Џрактикум ЗЉак жить в согласии с собойИ      
Џрактикум ЗЉак наградить эффективного последователЯИ      
‘Њ›‘‹Ћ-ђЋ‹њ II. ‘Ћ‡€„Ђ’…‹њ      
Џрактикум ЗЉто вокруг менЯ: созидатели или оценщикиИ      
Џрактикум ЗЉак познать 7џ в семьеИ      
Џрактикум ЗЉто длЯ менЯ свой, а кто чужойИ      
Џрактикум ЗЉак измерить уровень счастьЯ в семьеИ      
Џрактикум ЗЉакие награды осчастливЯт семьюИ      
Џрактикум ЗЉак установить в семье взаимозависимостьИ      
Џрактикум ЗЉак создать идеальную семейную средуИ      
Џрактикум ЗЉто командует в семьеИ      
Џрактикум ЗЉак закрепить семейное счастьеИ      
Џрактикум ЗЉак наградить счастливую семьюИ      
Џрактикум ЗЉак создать ‚Ђ“-командуИ      
Џрактикум ЗЉак сделать команду чувственной?И      
Џрактикум ЗЉто в команде Р победительИ      
Џрактикум ЗЉак превратить команду в коллективИ      
Џрактикум ЗЉак отблагодарить каждого члена командыИ      
Џрактикум ЗЉак найти объединЯющую идею ђодиныИ      
Џрактикум ЗЉак сделать ђодину привлекательнойИ      
Џрактикум ЗЉак получить силу от верностиИ      
Џрактикум ЗЉак быть хозЯином своей ђодиныИ      
Џрактикум ЗЉак договоритьсЯ с миромИ      
Џрактикум ЗЉак трансформировать негатив в позитивИ      
‘Њ›‘‹Ћ-ђЋ‹њ III. ЌЂ‘’Ђ‚Ќ€Љ      
Џрактикум ЗЉак стать наставником с миссиейИ      
Џрактикум ЗЉак стать наставником-образоваЯтелемИ      
Џрактикум ЗЉак проверить смысл своей жизниИ      
Џрактикум ЗЉак стать делегирующим наставникомИ      
Џрактикум ЗЉак стать благодарным наставникомИ      
Џрактикум ЗЉак стать наставником идеального событиЯИ      
Џрактикум ЗЉачели времениИ счастливого наставникаИ      
Њетодика З9 любимых источников отдачиИ      

Њ…’Ћ„€ЉЂ







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: