З–ентр защиты прав и интересов детейИ
Џоследователь.
‘озидатель.
Ќаставник
Љомплект методических материалов
Њосква
2020
’етерский ‘.‚., ’етерскаЯ ‘.ѓ.,?елковой ….‹. Џоследователь. ‘озидатель. Ќаставник: Љомплект методических материалов длЯ специалистов организаций длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, и специалистов служб сопровождениЯ замещающих семей и постинтернатного сопровождениЯ. Р Њ.: ”ѓЃ“ З–ентр защиты прав и интересов детейИ, 2020. Р 169 с. (12,07 п.л.)
Ђ‚’Ћђ›
‘ергей ‚ладимирович ’етерский
доктор педагогических наук, профессор €нститута молодежной политики, директор ЂЌЋ „€Њ‘€, почетный работник сферы молодежной политики
‘ветлана ѓеннадьевна ’етерскаЯ
кандидат педагогических наук, заместитель директора ЂЌЋ „€Њ‘€
?елковой …вгений ‹еонидович
тренер-эксперт по вопросам социального проектированиЯ, образовательным технологиЯм и методикам профессиональной ориентации ЂЌЋ „€Њ‘€
Џредставленный в настоЯщем сборнике смысло-ролевой подход к социальной адаптации, выводЯщий специалиста, работающего с детьми-сиротами и детьми, оставшимисЯ без попечениЯ родителей, на смыслы-образы и технологии воспитаниЯ, позволЯет по-новому рассмотреть систему повышениЯ компетентности психологов, педагогов, воспитателей, замещающих родителей, понимающих предназначение своей жизни, умеющих просить и получать поддержку, созидать с командой единомышленников, выступать наставниками длЯ своих последователей.
Њетодические материалы адресованы широкому кругу лиц, участвующих в организации адаптации детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, или ЯвлЯющихсЯ участниками адаптационных процессов: специалистам организаций длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, органов опеки и попечительства, специалистам служб сопровождениЯ замещающих семей и постинтернатного сопровождениЯ, замещающим семьЯм и каждому гражданину, признающему за собой ответственность за социализацию детей и молодых людей, оставшихсЯ без родительской заботы.
© ’етерский ‘.‚., ’етерскаЯ ‘.ѓ.,?елковой ….‹., 2020
© ”ѓЃЌ“ З–ентр защиты прав и интересов детейИ, 2020
‘’ђ“Љ’“ђЂ Њ…’Ћ„€—…‘Љ€• ЊЂ’…ђ€Ђ‹Ћ‚
| ЂЌЌЋ’Ђ–€џ | |
| ЏЋџ‘Ќ€’…‹њЌЂџ ‡ЂЏ€‘ЉЂ | |
| Ђктуальность разработки методических материалов | |
| –ели методических материалов | |
| Ќаучные подходы к социальной адаптации | |
| Ћсобенности и новизна методических материалов | |
| Ћжидаемый результат от использованиЯ методических материалов | |
| Љак работать с методическими материалами | |
| Њ…’Ћ„€ЉЂ оценки уровнЯ социальной адаптации детей-сирот (и лиц из их числа) и подготовки их к самостоЯтельному проживанию | |
| ‘Њ›‘‹Ћ-ђЋ‹€ ‘Ћ–€Ђ‹њЌЋ‰ Ђ„ЂЏ’Ђ–€€ | |
| ‘Њ›‘‹Ћ-ђЋ‹њ I. ЏЋ‘‹…„Ћ‚Ђ’…‹њ | |
| Џрактикум ЗЉак управлЯть своим эмоциональным состоЯниемИ | |
| Џрактикум ЗЉак взЯть ответственность за своЮ известное будущееИ | |
| Џрактикум ЗЉак узнать зону своего ближайшего развитиЯИ | |
| Џрактикум ЗЉак узнать, чего Я хочу от жизниИ | |
| Џрактикум ЗЉак навести порЯдок в своих ЗхочуИИ | |
| Џрактикум ЗЉак контролировать свои соблазныИ | |
| Џрактикум ЗЉому Я могу помочь длЯ своего развитиЯИ | |
| Џрактикум ЗЉак попросить помощь у своих воспитанниковИ | |
| Џрактикум ЗЉак создать клуб помощниковИ | |
| Џрактикум ЗЉак жить в согласии с собойИ | |
| Џрактикум ЗЉак наградить эффективного последователЯИ | |
| ‘Њ›‘‹Ћ-ђЋ‹њ II. ‘Ћ‡€„Ђ’…‹њ | |
| ‘озидательнаЯ любовь к своей семье | |
| Џрактикум ЗЉто вокруг менЯ: созидатели или оценщикиИ | |
| Џрактикум ЗЉак познать 7џ в семьеИ | |
| Џрактикум ЗЉто длЯ менЯ свой, а кто чужойИ | |
| Џрактикум ЗЉакие награды осчастливЯт семьюИ | |
| Џрактикум ЗЉак установить в семье взаимозависимостьИ | |
| Џрактикум ЗЉак создать идеальную семейную средуИ | |
| Џрактикум ЗЉто командует в семьеИ | |
| Џрактикум ЗЉак закрепить семейное счастьеИ | |
| Џрактикум ЗЉак наградить счастливую семьюИ | |
| ‘озидательнаЯ любовь к своей команде | |
| Џрактикум ЗЉак создать ‚Ђ“-командуИ | |
| Џрактикум ЗЉак сделать команду чувственнойИ | |
| Џрактикум ЗЉто в команде Р победительИ | |
| Џрактикум ЗЉак превратить команду в коллективИ | |
| Џрактикум ЗЉак отблагодарить каждого члена командыИ | |
| ‘озидательнаЯ любовь к ђодине и Њиру | |
| Џрактикум ЗЉак найти объединЯющую идею ђодиныИ | |
| Џрактикум ЗЉак сделать ђодину привлекательнойИ | |
| Џрактикум ЗЉак получить силу от верностиИ | |
| Џрактикум ЗЉак договоритьсЯ с миромИ | |
| Џрактикум ЗЉак быть хозЯином своей ђодиныИ | |
| ‘Њ›‘‹Ћ-ђЋ‹њ III. ЌЂ‘’Ђ‚Ќ€Љ | |
| Џрактикум ЗЉак стать наставником с миссиейИ | |
| Џрактикум ЗЉак стать наставником-образоваЯтелемИ | |
| Џрактикум ЗЉак проверить смысл своей жизниИ | |
| Џрактикум ЗЉак стать делегирующим наставникомИ | |
| Џрактикум ЗЉак стать благодарным наставникомИ | |
| Џрактикум ЗЉак стать наставником идеального событиЯИ | |
| Џрактикум ЗЉачели времениИ счастливого наставникаИ | |
| Њ…’Ћ„€ЉЂ З„евЯть источников отдачиИ длЯ определениЯ индивидуального маршрута социализации детей-сирот и лиц из их числа, в том числе с ограниченными возможностЯми здоровьЯ и инвалидов | |
| ЏђЋѓђЂЊЊЂ установочного обучающего семинара ЗЏоследователь. ‘озидатель. ЌаставникИ | |
| ђ…ЉЋЊ…Ќ„Ђ–€€ по апробации и внедрению методических материалов | |
| „ети (0-14 лет) | |
| Џодростки м молодЮжь (14-30 лет) | |
| „ети с ограниченными возможностЯми здоровьЯ и инвалиды | |
| ‘Џ€‘ЋЉ использованной литературы | |
| ‘Џ€‘ЋЉ рекомендуемой литературы | |
| ‘Џ€‘ЋЉ рекомендуемых электронных ресурсов |
ЂЌЌЋ’Ђ–€џ
Џонимание сущности социальной адаптации, еЮ закономерностей, механизмов Р необходимое условие эффективности специалиста, работающего с детьми-сиротами и детьми, оставшимисЯ без попечениЯ родителей.
‘оциальнаЯ адаптациЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей (далее Р дети-сироты), и лиц из их числа, требует специфических подходов и инструментариев, свЯзанных с уникальными обстоЯтельствами воспитанников, которые часто:
1) не научены, не умеют и боЯтсЯ просить помощь вследствие того, что:
Р остались без попечениЯ родителей, лишены полноценных взаимоотношений со значимыми взрослыми, положительного опыта семейной жизни, часто испытывают сложности в создании здоровой полноценной семьи, переживают непостоЯнство, частую сменЯемость взрослых, их воспитывающих;
Р испытывают внутреннюю нестабильность, агрессивность, трудности в общении, крайне тЯжелое психосоциальное положение и проблемы здоровьЯ;
2) не научены и не умеют созидать, имеют потребительское, иждивенческое, разрушительное настроение вследствие несостоЯтельности форм воспитаниЯ, которые доминируют в учреждениЯх;
3) не рассматриваютсЯ как наставники не только в настоЯщем, но и в будущем.
‹огика структурированиЯ методических материалов свЯзана с результатами взаимодействиЯ человека с ближайшим окружением, проходЯщего три стадии своей адаптации в социуме:
Р последователь, ищущий длЯ своего развитиЯ наставника-учителЯ, помогающий близким, усваивающий накопленный людьми социальный опыт;
Р созидатель -творец собственной жизни, способный индивидуально и коллективно создавать счастливую жизнь (делать счастливыми себЯ и близких);
Р наставник, проЯвлЯющий заботу о своих последователЯх, остающийсЯ в памЯти потомков.
‚ свЯзи с этим, предлагаетсЯ новаЯ модель социальной адаптации ребЮнка-сироты, в которой выделЯютсЯ эти три смысло-роли, позволЯющие здесь и сейчас подобрать наиболее эффективный инструментарий длЯ образованиЯ, воспитаниЯ, обучениЯ детей, молодЮжи и тех, кто с ними взаимодействуют.
‚ сборнике отражено содержание деЯтельности специалистов организаций длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей (педагогов-психологов/психологов, социальных педагогов), служб сопровождениЯ замещающих семей и постинтернатного сопровождениЯ по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, в возрасте до 18 лет (находЯщихсЯ, как под надзором в организациЯх, так и переданных на воспитание в замещающие семьи) и лиц из их числа в возрасте от 18 лет и старше, в том числе с ограниченными возможностЯми здоровьЯ и инвалидов.
ЏЋџ‘Ќ€’…‹њЌЂџ ‡ЂЏ€‘ЉЂ
Ђктуальность разработки методических материалов
‚опросы, свЯзанные с организацией жизнедеЯтельности и социализации детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, Р это вопросы, в первую очередь, отнесенные к ведению государства, как главной политической организации.
‘‘‘ђ и его правопреемница ђоссийскаЯ ”едерациЯ, ратифицировав Љонвенцию о правах ребЮнка (одобрена ѓенеральной Ђссамблеей ЋЋЌ 20.11.1989), в соответствии со статьей 20 признаЮт, что, во-первых, ребЮнок, оставшийсЯ без родителей, имеет право на особую защиту и помощь, предоставлЯемые государством, а, во-вторых, что именно государство обеспечивает замену ухода за таким ребЮнком. ‚ соответствии со статьей 21, ђоссиЯ, признаваЯ систему усыновлениЯ, ориентирована на учет лучших интересов длЯ ребЮнка.
ЉонституциЯ ђоссийской ”едерации как основной закон государства закреплЯет права детей во всех сферах их жизнедеЯтельности в соответствии с требованиЯми Љонвенции ЋЋЌ о правах ребенка, что ЯвлЯетсЯ основной целью в области правовой защиты детства и даЮт основание на дальнейшее уточнение прав и отработку механизмов их реализации.
‡ащита и охрана права на семейное воспитание, гарантируемое государством, имеют свою специфику в отношении рассматриваемой нами категории детей Р дети-сироты и дети, оставшиесЯ без попечениЯ родителей. Ћсуществление данного права такими детьми на практике сталкиваетсЯ со значительными сложностЯми, зачастую начинаЯ с момента рождениЯ ребЮнка, поэтому крайне важно постоЯнное внимание и оперативное в том числе нормативно-правовое, научно-методическое, аналитическое реагирование государственных институтов и общества на проблемы, возникающие в процессе реализации детьми своего права на семейное воспитание.
‚ целЯх обеспечениЯ гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов детей, признаниЯ и соблюдениЯ этих прав, свобод и законных интересов на уровне федерации и в регионах ђоссии учреждены должности уполномоченных по правам ребенка, к ведению которых относЯтсЯ вопросы благополучиЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей.
Ћсуществление ђоссийской ”едерацией конституционной обЯзанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положениЯ определенных категорий граждан, длЯ которых государственнаЯ поддержка ЯвлЯетсЯ необходимым источником средств к существованию. ‚ этой свЯзи ”едеральным законом ЗЋ дополнительных гарантиЯх по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителейИ установлены меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
ЌаправлениЯми длЯ позитивного развитиЯ системы реализации прав детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, ЯвлЯютсЯ и решениЯ форума З‘ообществоИ Ћбщественной Џалаты ђоссийской ”едерации, посвЯщенные вопросам сохранениЯ, поддержи и развитиЯ материнства и детства, и активное участие общественных институтов, деЯтельность некоммерческих организаций, в обеспечении таких прав, поиске и актуализации методик и технологий работы и с детьми, и с семьЯми, и с педагогами и наставниками.
–ели методических материалов
–енностно-смысловаЯ цель: содействие успешной осознанной самореализации специалистов и замещающих родителей через достижение образов-смыслов ЏоследовательР‘озидательРЌаставник в отношении специалист-воспитанник (выпускник) (замещающий родитель-подопечный (выпускник замещающей семьи).
Ќаучно-исследовательскаЯ цель: актуализациЯ и популЯризациЯ успешных практик самообразованиЯ специалистов и социальной адаптации детей и молодЮжи.
ЊетодическаЯ цель: обеспечение специалистов программой длЯ системно-результативного повышениЯ своей компетенции и адаптации детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей.
ѓлавный результат при использовании данных материалов Р определение индивидуального маршрута социализации детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей. ‡десь предоставлена возможность заглЯнуть в будущее, свЯзанное с продолжением своей жизни в последователЯх, учениках, детЯх и внуках.
’ак, воспитанники, проживающие в организации длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, благодарЯ методическим материалам:
Р разовьют коммуникативные способности, исполнительскую дисциплину, лидерские навыки;
Р получат опыт ответственного взаимодействиЯ;
Р научатсЯ быть взрослыми, уверенными в себе, открытыми и готовыми взаимодействовать со старшими и ровесниками, защищать и отстаивать свои права и интересы, делегировать полномочиЯ;
Р станут системно помогать нуждающимсЯ.
„ети в возрасте до 18 лет, находЯщиесЯ, как под надзором в организациЯх, так и переданные на воспитание в замещающие семьи, дополнительно к этому, получат возможность: понЯть и принЯть собственную значимость, увидеть и проанализировать достигнутые результаты, получить общественное и личное признание, ощутив себЯ частью новой команды Р семьи.
ЊолодЮжь (18-23 лет) из числа детей-сирот получает дополнительную возможность:
Р сформировать адекватные самооценку и уровень притЯзаний;
Р почувствовать защищенность и доверие к окружающему миру;
Р проЯвлЯть заботу о будущем, включаЯ памЯть о себе после ухода из жизни;
Р получать опыт наставничества;
Р ощущать самоконтроль, стрессоустойчивость, смелость, уверенность, коммуникабельность;
Р в совместном взаимодействии научитьсЯ: планированию и анализу деЯтельности; реализации инициатив и проектов; обмену опытом; полезному отдыху и оздоровлению.
‚ методических материалах обращаетсЯ внимание на установление дружеской, доброжелательной атмосферы, способствующей созданию условий длЯ эмоционального общениЯ детей и взрослых.
ѓлавный мотив овладениЯ данными методическими материалами специалистами Р возможность самоактуализации, самореализации, личностного роста, повышениЯ квалификации, осознание социальной значимости своей деЯтельности, интересное общение в коллективе единомышленников.
ђазработанный авторами смысло-ролевой подход к социальной адаптации, позволЯет рассмотреть взаимодействие человека с миром через ответы на вопросы Зкто и зачем?И, имеющие отношение к трЮм фундаментальным задачам, которые возникают перед субъектом в процессе жизнедеЯтельности:
Р Љто и зачем мой наставник (создатель, родитель, куратор, воспитатель, мастер, учитель, тренер)?
Р Љто и зачем со мной?
Р Љто и зачем останетсЯ после менЯ?
Џроцесс социальной адаптации Р это, в первую очередь, знание ответов на эти вопросы и умение специалиста самому получать удовлетворение от жизни и только потом исполнение должностных обЯзанностей.
‚ процессе осознаниЯ своего единства и принЯтиЯ на себЯ ответственности за своЮ будущее и будущее своих подопечных, человек проходит три условных стадии развитиЯ: ЗЏоследовательИ, З‘озидательИ, ЗЌаставникИ.
Ќаучные подходы к социальной адаптации
Ќаучные вопросы адаптации ЯвлЯютсЯ фундаментальными и междисциплинарными, изучаютсЯ как на философском, педагогическом, психологическом, так и на социально-экономическом, медико-биологическом, кибернетическом и других уровнЯх.
‚ науке существует большое количество определений адаптации: от широкого смысла приспособлениЯ до сводЯщих сущность адаптационного процесса к ЯвлениЯм одного из множества уровней (например, как специфический процесс приспособлениЯ анализаторов к действию раздражителЯ).
‚ ’олковом словаре Ћжегова ЗадаптациЯИ:
Р приспособление организма к изменЯющимсЯ внешним условиЯм;
Р упрощение текста длЯ малоподготовленных читателей [1].
‚ психологическом словаре адаптациЯ Р приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимсЯ условиЯм жизни в целом. Љомпенсирует недостаточность привычного поведениЯ в новых условиЯх [2].
‚ ЏопулЯрной медицинской энциклопедии ЗадаптациЯИ Р процесс приспособлениЯ организма, популЯции или другой биологической системы к изменившимсЯ условиЯм существованиЯ (функционированиЯ); в основе адаптации человека лежит выработаннаЯ в процессе его эволюционного развитиЯ совокупность морфофизиологических изменений, направленных на сохранение относительного постоЯнства его внутренней среды Р гомеостаза.
’акие изменениЯ могут быть временными (акклиматизациЯ), но иногда они приводЯт к изменениЯм в генетическом материале („ЌЉ), которые наследуютсЯ потомством (эволюциЯ). ќтим же термином описывают конкретные характеристики (размер тела, форма, цвет, физиологиЯ, поведение), которые способствуют приспособлению и выживанию организма в окружающей его среде
‚ медицине выделЯют адаптацию:
Р болеваЯ Р адаптациЯ рецепторов и специальных центральных образований к действию повреждающих раздражителей, приводЯщаЯ к ослаблению или устранению болевых ощущений;
Р вкусоваЯ Р адаптациЯ вкусового анализатора, приводЯщаЯ к ослаблению вкусовых ощущений;
Р к высоте Р адаптациЯ человека к условиЯм существованиЯ и активной деЯтельности при пониженном парциальном давлении кислорода во вдыхаемом воздухе (обычно - в негерметизированных кабинах летательных аппаратов и при восхождениЯх на горы);
Р зрительнаЯ Р адаптациЯ зрительного анализатора к уровню Яркости световых (цветовых) раздражителей, приводЯщаЯ к изменениЯм световой (цветовой) чувствительности;
Р нервных центров Р адаптациЯ, проЯвлЯющаЯсЯ снижением возбудимости нервных центров при длительном действии каких-либо раздражителей;
Р психическаЯ Р адаптациЯ психической деЯтельности человека к условиЯм и требованиЯм окружающей среды;
Р рецепторов Р адаптациЯ, проЯвлЯющаЯсЯ снижением чувствительности рецепторов к постоЯнно действующим раздражителЯм;
Р сенсорнаЯ (чувствительнаЯ) Р адаптациЯ анализатора, проЯвлЯющаЯсЯ уменьшением интенсивности ощущениЯ при длительном действии соответствующего раздражителЯ;
Р слуховаЯ Р адаптациЯ слухового анализатора к действию интенсивного звука, проЯвлЯющаЯсЯ снижением слуховой чувствительности во времЯ или после действиЯ звука;
Р тактильнаЯ Р адаптациЯ тактильных рецепторов к действию раздражителЯ, проЯвлЯющаЯсЯ снижением их чувствительности;
Р температурнаЯ Р адаптациЯ терморецепторов к действию постоЯнной температуры, проЯвлЯющаЯсЯ снижением их чувствительности;
Р к токсическому веществу Р адаптациЯ организма к поступлению токсического вещества из окружающей среды, выражающаЯсЯ в том, что первоначальнаЯ реакциЯ на это вещество полностью и навсегда исчезает, т.е. не может быть обнаружена с помощью современных методов исследованиЯ, в т.ч. различных функциональных нагрузок;
Р трудоваЯ (профессиональнаЯ) Р адаптациЯ человека к определенной форме трудовой деЯтельности (характеру труда и условиЯм производственной среды), приводЯщаЯ, как правило, к повышению профессиональной трудоспособности;
Р физическаЯ Р адаптациЯ организма к изменЯющимсЯ физическим нагрузкам;
Р эволюционнаЯ Р адаптациЯ популЯции к систематическим нерезким однонаправленным изменениЯм условий окружающей среды, происходЯщаЯ в рЯду поколений путем отбора более приспособленных генотипов;
Р энзиматическаЯ Р повышение активности определенного фермента в клетке под влиЯнием специфического внеклеточного вещества, обычно ЯвлЯющегосЯ субстратом индуцируемого фермента и др. [3].
€з приведенных примеров видно, что термин ЗадаптациЯИ ЯвлЯетсЯ полисемантичным (многозначным). ‚ведЮнный в философии, медицине и психологии длЯ характеристики изменений в приспособлении организма к изменЯющимсЯ внешним условиЯм, в настоЯщее времЯ этот термин широко распространЮн в технических и общественных науках: демографии, инженерной психологии, кибернетике, космонавтике, культурологии, педагогике, социологии, этнографии и др.
‚ общих определениЯх понЯтию ЗадаптациЯИ придаетсЯ различный смысл в зависимости от аспекта рассмотрениЯ:
Р процесс или результат приспособлениЯ организма к окружающей среде;
Р отношение гармонии, равновесиЯ между организмом и средой;
Р заданнаЯ цель, к которой стремитсЯ организм или личность.
‚ свЯзи с этим, регулЯторами адаптации могут выступать:
Р мотивы;
Р знаниЯ, умениЯ, навыки;
Р опыт;
Р волЯ;
Р способности и др.
“словно адаптацию можно рассмотреть на двух уровнЯх: природном и социальном.
Ќа природном уровне адаптациЯ позволЯет организму поддерживать свои параметры в пределах, необходимых длЯ нормальной жизнедеЯтельности при изменении внешних условий.
Ќа социальном уровне адаптациЯ обеспечивает приспособление человека к сложившейсЯ социальной среде, обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних факторов [4].
“словность разделениЯ адаптации на природную и социальную демонстрирует, например, известный американский психолог, основатель гуманистической психологии Ђбрахам Њаслоу, который рассматривал адаптацию как динамический процесс взаимодействиЯ личности и среды, а в качестве основного критериЯ адаптированности личности предложил степень ее интегрированности со средой [5].
Ђ английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии и идеолог либерализма ѓерберт ‘пенсер дал определение жизни как Знепрерывному приспособлению внутренних отношений к внешнимИ, и охарактеризовал ЗадаптациюИ как реальные взаимоотношениЯ организма и среды, характеризующиесЯ взаимосвЯзью адаптивных изменений организма и свойств среды, вызвавших эти изменениЯ [6].
…му вторил канадский патолог и эндокринолог австро-венгерского происхождениЯ, основатель Њеждународного института стресса ѓанс ѓуго Ѓруно ‘елье отождествлЯл постоЯнно протекающий процесс адаптации с понЯтием жизни. –ентральной позицией разработанного им учениЯ о стрессе ЯвлЯетсЯ понЯтие адаптационного синдрома, который в свою очередь обеспечивает мобилизацию психофизиологических ресурсов организма длЯ адаптации в трудных условиЯх [7].
ђазработчик стадий психосоциального развитиЯ и кризиса идентичности ќрик ќриксон выдвинул положение о взаимном непрерывном приспособлении индивида и среды. Џроцесс адаптации в его концепции описываетсЯ формулой: противоречие Р тревога Р защитные реакции индивида и среды Р гармоническое равновесие или конфликт. Љонфликт может быть одним из возможных исходов взаимодействиЯ индивида и среды в том случае, когда защитные реакции организма и ЗуступкиИ среды оказываютсЯ недостаточными длЯ восстановлениЯ нарушенного равновесиЯ [8].
‘оздатель теории когнитивного развитиЯ †ан Џиаже рассматривал природную и социальную адаптациЯ как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимилЯции. Џервый из них (обозначенный термином ЗадаптациЯИ в более узком смысле) обеспечивает модификацию функционированиЯ организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. ‚торой процесс изменЯет те или иные компоненты этой среды, перерабатываЯ их согласно структуре организма или включаЯ в схему поведениЯ субъекта. “казанные процессы тесно свЯзаны между собой и опосредствуют друг друга [9].
‘оздатель науки о высшей нервной деЯтельности €ван Џетрович Џавлов утверждал, что Зправильно понЯтаЯ идеЯ о приспособлении или целесообразности представлЯет собой неисчерпаемый источник длЯ различных научных гипотез, служит постоЯнной научной темой, дает могучий толчок к дальнейшему изучении вопросов о сущности жизненных ЯвленийИ [10].
‚ исследовании автора учебников и программ по воспитанию детей раннего возраста в ЯслЯх-садах, профессора Ќины Њихайловны Ђксариной, опирающейсЯ на учение €.Џ. Џавлова, отмечаетсЯ, что при социальной адаптации нейрофизиологическую основу представлЯет выработка условных реакций по принципу динамического стереотипа. Љачество и количество условных свЯзей, формирующихсЯ в виде динамических стереотипов, зависит от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; перестройка динамического стереотипа зависит от силы нервных процессов, подвижности и уравновешенности. •отите, чтобы ребЮнок быстро адаптировалсЯ в новой среде? ‚ырабатывайте у него безусловные рефлексы, приучайте как можно раньше к расписанию и самодисциплине [11].
Ђ российский учЮный-физиолог, член-корреспондент ђоссийской академии наук ‚севолод €ванович Њедведев выделил три фазы адаптации, позволЯющие возрастным кризисам человека дать биологическое объЯснение:
Р разрушение старой программы гомеостаза: возникает сложное положение, а именно, стараЯ программа уже не функционирует, а новые еще не созданы или оказываютсЯ несовершенными. ‚ключаютсЯ временные механизмы адаптации, позволЯющие ЗпережитьИ сложный период отсутствиЯ адекватной программы регулированиЯ. ‚ажнейшим компонентом адаптации ЯвлЯетсЯ поведенческаЯ адаптациЯ. Џоведенческие реакции в этот период несут защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действий адаптогенных факторов;
Р формирование новой программы развертываниЯ регулирующих механизмов и построение новой структуры гомеостатического регулированиЯ;
Р стабильнаЯ адаптациЯ, характеризующаЯсЯ стабилизацией показателей адаптации, в том числе, параметров эффективности деЯтельности, которые останавливаютсЯ на новом, более оптимальном уровне [12 с.3-16].
Ђвтор методики многостороннего исследованиЯ личности (ЊЊ€‹), профессор ”еликс Ѓорисович Ѓерезин детально исследовал психическую адаптацию, играющую значимую роль в поддержании адекватных соотношений в системе Зиндивидуум-средаИ, и выделил два еЮ уровнЯ:
Р индивидуально-психологический (где осуществлЯетсЯ поддержание психического равновесиЯ, сохранение психического здоровьЯ), включающий в себЯ личностные и типологические особенности человека, его актуальные состоЯниЯ: мотивациЯ, особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы, самоконтроль, самооценка, саморегулЯциЯ, способности, темперамент, уровень развитиЯ самосознаниЯ и т.д.);
Р социально-психологический (где осуществлЯетсЯ формирование адекватного межличностного взаимодействиЯ, учЮт ожиданий окружениЯ, достижение социально-значимых целей), включающий в себЯ особенности микросоциального взаимодействиЯ: активного воздействиЯ на социальную среду или пассивного приспособлениЯ Р конформистского принЯтиЯ целей и ориентацией группы [13].
‘оветский психолог, доктор психологических наук и доктор медицинских наук, профессор Љонстантин Љонстантинович Џлатонов в качестве составлЯющих психической адаптации выделЯет три еЮ вида:
Р психофизическаЯ Р свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функции в соответствии с требованиЯми среды (сюда относЯтсЯ такие адаптивные процессы, нарушение которых приводит к отклонЯющемусЯ поведению, к собственно психологической дезадаптации, а также физиологические проЯвлениЯ стресса);






