Оценки уровнЯ социальной адаптации детей-сирот (и лиц из их числа) и подготовки их к самостоЯтельному проживанию 3 страница

оценки уровнЯ социальной адаптации детей-сирот (и лиц из их числа) и подготовки их к самостоЯтельному проживанию

 

–ель: способствовать усвоению социального опыта длЯ адаптации воспитанников организаций длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, в социуме, включаЯ постинтернатный период.

Њетодика рассчитана на воспитанников младшего и старшего школьного возраста, мальчиков и девочек (при этом может служить и ориентиром длЯ дошкольных организаций в целЯх обеспечениЯ преемственности), как с нормальным интеллектом, так и воспитанников с задержкой развитиЯ или обучающихсЯ по школьной программе VIII вида.

Ћценка уровней социальной адаптации детей-сирот (и лиц из их числа) и подготовки их к самостоЯтельному проживанию.

‚ настоЯщей методике эффективность социальной адаптации личности рассматриваетсЯ как единство процессов самосознаниЯ, действий и взаимодействий.

ђезультаты социальной адаптации детей-сирот и лиц из их числа с позиции смысло-ролевого подхода представлены в таблице:

 

ђоль / ђезультаты ‘амосознание „ействиЯ ‚заимодействие
Џоследователь. ЃлагодарЯ наставнику-учителю:   Џозитивно относЯщийсЯ к жизни: удовлетворЮн, умиротворЮн, общителен, счастлив, принимающий действующие нормы, принципы, ценности, символы, правила, приЮмы и средства деЯтельности, которыми владеют все члены группы. ЃлагодарЯ наставникам, постоЯнно развивающийсЯ, усваивающий накопленный людьми социальный опыт, познающий жизнь, смыслы, свою любовь, силу, красоту, свободу, творчество. ЏодкреплЯющий любую историю долженствованиЯ собственным примером. “меющий просить и получать помощь, делегировать часть своих полномочий другим людЯм.
‘озидатель.   Ќацеленный на ответственное преобразование действительности: созидание, творчество, усовершенствование, проектирование, конструирование, программирование. ‘пособный индивидуально и коллективно созидать счастливую жизнь (делать счастливыми себЯ и близких).   Џомогающий, поддерживающий, вдохновлЯющий других, вносЯщий вклад в жизнь группы или принимающий на себЯ позицию еЮ лидера.
Ќаставник. ЃлагодарЯ последователЯм, ученикам, воспитанникам:   ‡нающий и переформатирующий со своими учениками-последователЯми своЮ известное будущее (миссию, мировоззрение) в общественно полезные действиЯ. Џомогающий другим развивать свои таланты, делающий их успешными, ЗрастворЯющийсЯИ в своих учениках, передающий свою любовь к делу, обЯзательно регулЯрно получаЯ от них обратную свЯзь (рефлексию), чтобы видеть их рост. Ѓлагодарный к своим учителЯм-наставникам и наставлЯемым, имеющий множество реальных примеров достижений своих последователей, которыми можно гордитьсЯ.

‚ результате самосознаниЯ у человека формируютсЯ позитивный Зџ-образИ, система ценностей как ориентир собственного поведениЯ, демонстрируетсЯ социально ответственное поведение, создаЮтсЯ известное будущее, которое он способен со своими учениками-последователЯми переформатировать в общественно полезные действиЯ; происходит осмысление своего предназначениЯ, социальных ролей, личностное и профессиональное самоопределение.

’ри критериЯ сформированности самосознаниЯ:

‚ысокое самосознание: сформированы позитивный Зџ-образИ, система ценностей как ориентир собственного поведениЯ; демонстрируетсЯ социально ответственное поведение; создаЮтсЯ известное будущее, которое он способен со своими учениками-последователЯми переформатировать в общественно полезные действиЯ; происходит осмысление своего предназначениЯ, социальных ролей, личностное и профессиональное самоопределение.

„остаточное самосознание: нечЮткие, размытые представлениЯ о позитивном Зџ-образеИ, системе ценностей как ориентире собственного поведениЯ; социально ответственное поведение демонстрируетсЯ от случаЯ к случаю; слабаЯ, ситуативнаЯ психоэмоциональнаЯ устойчивость к созданию своего известного будущего, к общественно полезным действиЯм; осмысление своего предназначениЯ, социальных ролей, личностное и профессиональное самоопределение происходит слабо и с тревожностью.

Ќедостаточное самосознание: неготовность или нежелание иметь представлениЯ о Зџ-образеИ, системе ценностей; демонстрируетсЯ негативное поведение; низкаЯ психоэмоциональнаЯ устойчивость к созданию известного будущего, к общественно полезным действиЯм; предложениЯ осмыслить своЮ предназначение, социальные роли, личностное и профессиональное самоопределение вызывают агрессию или апатию.

‚ результате действий, благодарЯ наличию наставников, происходит постоЯнное развитие, человек преобразует жизнь вокруг себЯ (созидает, творит, усовершенствует, проектирует, конструирует, программирует и т.п.); демонстрирует образцовое поведение; получает счастье от счастьЯ ближних; передаЮт влюбленность в своЮ дело окружающим людЯм, получаЯ обратную свЯзь.

’ри критериЯ оценки действий:

‘истемные действиЯ: у воспитанника есть наставники в различных областЯх, благодарЯ им он в постоЯнном развитии, преобразует жизнь вокруг себЯ (созидает, творит, усовершенствует, проектирует, конструирует, программирует и т.п.); демонстрирует образцовое поведение; получает счастье от счастьЯ ближних; передаЮт влюбленность в своЮ дело окружающим людЯм, получаЯ обратную свЯзь.

Ќаставник в рассматриваемом подходе Р это значимый человек, длЯ которого ребЮнок становитсЯ важным, интересным, нужным и любимым, который помогает продолжительный период советом и действием.

Ѓессистемные действиЯ: наличие ситуативных, не всегда позитивных наставников, редкое желание выступать преобразователем своей жизни, редкаЯ демонстрациЯ образцового поведениЯ, преобладание материальных мотивов в понимании счастьЯ, ситуативнаЯ передача влюбленности в своЮ дело окружающим людЯм, без получениЯ обратной свЯзи.

Ѓездействие и противодействие: неготовность или нежелание воспитанника иметь дело с наставниками или наличие негативного наставника; нежелание выступать преобразователем своей жизни, демонстрациЯ антиобразцового поведениЯ, преобладание материальных мотивов в понимании счастьЯ, неспособность передать влюбленность в своЮ дело окружающим людЯм или же нацеленность на асоциальные действиЯ.

‚ результате взаимодействий человек легко устанавливает новые позитивные, взаимополезные отношениЯ, расширЯет круг общениЯ, просит и получает помощь, делегирует часть своих полномочий, усваивает нормы и правила поведениЯ, принЯтые в обществе, вносит посильный вклад в жизнь группы, принимает на себЯ позицию еЮ лидера, регулЯрно благодарит своих наставников и наставлЯемых.

’ри критериЯ готовности к взаимодействию:

‚ысокаЯ готовность к взаимодействию: воспитанник легко устанавливает новые позитивные, взаимополезные отношениЯ, расширЯет круг общениЯ, просит и получает помощь, делегирует часть своих полномочий; усваивает нормы и правила поведениЯ, принЯтые в обществе, вносит посильный вклад в жизнь группы, принимает на себЯ позицию еЮ лидера; регулЯрно благодарит своих наставников и наставлЯемых.

„остаточнаЯ готовность к взаимодействию: воспитанник с трудом устанавливает новые позитивные, взаимополезные отношениЯ, расширЯет круг общениЯ, редко просит и получает помощь, не научен делегировать свои полномочиЯ; частичное усваивание норм и правил поведениЯ, принЯтых в обществе, ситуативный вклад в жизнь группы; редкаЯ благодарность своим наставникам и наставлЯемым.

ЌедостаточнаЯ готовность или нежелание к взаимодействию: низкий уровень культуры общениЯ, низкаЯ вариативность моделей поведениЯ и общениЯ, наличие конфликтов с родителЯми, педагогами, проЯвление девиантного и делинквентного поведениЯ; воспитанник уходит от установлениЯ новых отношений, или агрессивно на них реагирует, не просит помощи; отказываетсЯ усваивать нормы и правила поведениЯ, принЯтые в обществе, не участвует в жизни группы или насаждает в ней асоциальные цели; не благодарит своих наставников, оскорблЯет и провоцирует их.

ђезультаты оценки уровней социальной адаптации детей-сирот (и лиц из их числа) и подготовки их к самостоЯтельному проживанию фиксируютсЯ в таблице:


 

Њониторинг оценки уровнЯ социальной адаптации ребЮнка и подготовки его к самостоЯтельному проживанию

 

 

ЌачальнаЯ оценка

ЏромежуточнаЯ оценка

€тоговаЯ оценка

‘амосо-знание „ейст-виЯ ‚заимо-действиЯ ‘амосо-знание „ейст-виЯ ‚заимо-действиЯ ‘амосо-знание „ейст-виЯ ‚заимо-действиЯ
Џоследователь                  
‘озидатель                  
Ќаставник                  

 

Њетодика оценки уровнЯ социальной адаптации детей-сирот и лиц из их числа и подготовки их к самостоЯтельному проживанию включает пЯть последовательных шагов:

Р целеполагание с принЯтием ответственности за участие в практикумах;

Р начальнаЯ, текущаЯ и итоговаЯ диагностика;

Р системное формирование навыков последователЯ, созидателЯ, наставника;

Р регулЯрнаЯ рефлексиЯ;

Р составление плана самостоЯтельных действий.

ђассмотрим каждый шаг детально.

 

?аг 1. –елеполагание с принЯтием ответственности за участие в практикумах

 

–елеполагание Р сознательный процесс выЯвлениЯ и постановки целей и задач, которые могут быть оформлены в виде согласиЯ на участие в практикумах.

 

 

‘огласие на участие в практикумах

 

Њесто заключениЯ __________ „ата заключениЯ _____________

 

џ подтверждаю, что моЮ участие в практикумах по социальной адаптации мотивировано личной заинтересованностью и ЯвлЯетсЯ моим сознательным решением.

џ готов к интенсивной работе.

џ физически и психически способен участвовать в практикумах.

џ обЯзуюсь:

Р пройти практикумы до победного финала;

Р совершать действиЯ, которые несут только пользу мне самому и окружающим;

Р постоЯнно поддерживать достигнутые группой успехи;

Р на занЯтиЯ приходить всегда вовремЯ;

Р соблюдать принЯтые группой правила взаимодействиЯ.

Ћрганизаторы берут на себЯ ответственность в течение всего срока реализации практикумов создать условиЯ длЯ развитиЯ самых лучших и полезных личностных качеств участника. ЋбЯзуютсЯ делать это с учЮтом потребностей, физического, психического и духовного уровнЯ развитиЯ.

 

“частник (”.€.Ћ.) Ћрганизатор (”.€.Ћ.)

 

____________ _______________

Џодпись Џодпись

 

?аг 2. ЌачальнаЯ, текущаЯ и итоговаЯ диагностика

„иагностика Р сбор, анализ и интерпретациЯ данных по выЯвлению уровнЯ социальной адаптации воспитанников.

ЌачальнаЯ, текущаЯ и итоговаЯ диагностика осуществлЯютсЯ исходЯ из результатов анкетированиЯ, демонстрирующего уровень социальной адаптации воспитанников по завершению практикумов, и анализ еЮ динамики.

„анные, полученные в результате заполнениЯ анкеты и анализа еЮ результатов, представлЯют интерес длЯ специалистов организаций длЯ детей-сирот и детей, оставшихсЯ без попечениЯ родителей, и специалистов служб сопровождениЯ замещающих семей и постинтернатного сопровождениЯ.

ЌастоЯщий вариант анкеты Р длЯ специалистов и детей старшего школьного возраста. „лЯ детей младшего школьного возраста эффективней провести индивидуальную беседу по этим вопросам.

€нструкциЯ

‚нимание! Ћбратите внимание на порЯдок заполнениЯ анкеты.

Ѓольшинство вопросов анкеты содержит возможные варианты ответов. ‚ыберите те из них, которые соответствуют ‚ашему мнению, отметьте их, подчеркнув ответ. …сли ни один из предлагаемых вариантов ответа ‚ас не устраивает, ‚ы можете дописать свой ответ.

Ѓолее подробно о порЯдке заполнениЯ анкеты рассказываетсЯ при инструктаже анкетеров, которые доносЯт все тонкости до респондентов.

‡аранее благодарим за помощь!

ЂЌЉ…’Ђ

1. Љакое у вас отношение к жизни:

1.1. Р позитивное;

1.2. Р нейтральное;

1.3. Р негативное.

2. …сть ли у вас наставники, если да, то в каких областЯх:

2.1. Р в обучении;

2.2. Р в (будущей) профессии;

2.3. Р в воспитании;

2.4. Р в спорте;

2.5. Р в развлечениЯх;

2.6. Р в другой, какой ____________

2.7. Р нет наставников;

3. Њожете ли сказать про себЯ, что вы демонстрируете образцовое поведение:

3.1. Р да;

3.2. Р не знаю.

3.3. Р нет;

4. —асто ли вы простите помощи у других и получаете еЮ:

4.1. Р регулЯрно;

4.2. Р редко;

4.3. Р никогда.

5. —асто ли делегируете свои полномочиЯ другим людЯм:

5.1. Р регулЯрно;

5.2. Р редко;

5.3. Р никогда.

6. ‚ы полностью несЮте ответственность за свою жизнь:

6.1. Р полностью;

6.2. Р частично;

6.3. Р не несу;

6.4. Р не знаю;

6.5. Р другой ответ ___________________

7. —асто ли вы преобразуете жизнь вокруг себЯ (созидаете, творите, усовершенствуете, проектируете, конструируете, программируете и т.п.):

7.1. Р регулЯрно;

7.2. Р редко;

7.3. Р никогда.

8. Џолучаете ли вы счастье от счастьЯ ближних:

8.1. Р да;

8.2. Р не знаю;

8.3. Р нет;

8.4. Р другой ответ ___________________

9. ‚носите ли вклад в жизнь своего ближайшего окружениЯ:

9.1. Р да;

9.2. Р не знаю;

9.3. Р нет;

9.4. Р другой ответ ___________________

10. —асто ли принимаете на себЯ позицию лидера группы:

10.1. Р регулЯрно;

10.2 Р редко;

10.3 Р никогда.

11. ‡наете ли вы своЮ будущее:

11.1. Р знаю;

11.2. Р не знаю;

11.3 Р другой ответ ____________________

12. Џомогаете ли вы своим близким узнать своЮ будущее, превратив его в общественно полезные действиЯ:

12.1. Р помогаю;

12.2. Р не помогаю;

12.3. Р другой ответ ____________________

13. ЏолучаетсЯ ли у вас передать свою влюбленности в какое-то дело другим людЯм:

13.1. Р получаетсЯ;

13.2, Р не получаетсЯ;

13.3. Р другой ответ ____________________

14. …сли у вас есть ученики-последователи, то как регулЯрно вы от них получаете обратную свЯзь:

14.1. Р регулЯрно;

14.2. Р редко;

14.3. Р никогда;

14.4. Р нет учеников-последователей.

15. …сли у вас есть ученики-последователи, то как регулЯрно вы их благодарите:

15.1. Р регулЯрно;

15.2. Р редко;

15.3. Р никогда;

15.4. Р нет учеников-последователей.

16. …сли у вас есть наставники, то как регулЯрно вы их благодарите:

16.1. Р регулЯрно;

16.2. Р редко;

16.3. Р никогда;

16.4. Р нет наставников.

€нтерпретациЯ результатов анкетированиЯ.

‚опросы 1-5 Р раскрывают уровень освоениЯ смысло-ролью ЗЏоследовательИ:

Р высокий уровень: 1.1., 2.1., 2.2., 2.3., 2.4., 2.6., 3.1., 4.1., 5.1.

Р средний уровень: 1.2., 2.5., 3.2., 4.2., 5.2.

Р низкий уровень: 1.3., 2.7., 3.3., 4.3., 5.3.

‚опросы 6-10 Р раскрывают уровень освоениЯ смысло-ролью З‘озидательИ:

Р высокий уровень: 6.1., 7.1., 8.1., 9.1., 10.1.

Р средний уровень: 6.2., 6.4., 7.2., 8.2., 9.2., 10.2.

Р низкий уровень: 6.3., 7.3., 8.3., 9.3., 10.3.

‚опросы 11-16 Р раскрывают уровень освоениЯ смысло-ролью ЗЌаставникИ:

Р высокий уровень: 11.1., 12.1., 13.1., 14.1., 15.1., 16.1.

Р средний уровень: 11.3., 12.3., 13.3., 14.2., 15.2., 16.2.

Р низкий уровень: 11.2., 12.2., 13.2., 14.3., 14.4., 15.3., 15.4., 16.3., 16.4.

?аг 3. ‘истемное формирование навыков последователЯ, созидателЯ, наставника

 

‘истемное формирование навыков последователЯ, созидателЯ, наставника происходит благодарЯ:

Р технологии ЗЉачели времениИ, позволЯющей в настоЯщем зафиксировать свои самые главные достижениЯ в будущем и принЯть за них ответственность;

Р переформатированию своего известного будущего в действиЯ, которые воспитанник готов совершить, чтобы их результатами воспользовались как можно большее количество родных и близких.

…сли длЯ какого-то действиЯ не находЯтсЯ счастливые благополучатели (в настоЯщем или будущем) Р необходимо переформатировать запись.

‚ажно тратить свою жизнь только на действительно самое важное, старатьсЯ как можно больше времени посвЯщать счастью ближних.

…сли в списке есть какие-то полезные действиЯ, которые неприЯтно делать, нужно делать их в первую очередь: каждый день, с самого утра, пока их выполнение не станет привычкой такой же, как чистка зубов.

Ќавыки последователЯ:

Р позитивного отношениЯ к жизни;

Р постоЯнного развитиЯ и образцового поведениЯ, благодарЯ наличию наставников;

Р запроса помощи и делегированиЯ своих полномочий.

Ќавыки созидателЯ:

Р ответственного преобразованиЯ действительности;

Р получениЯ счастьЯ от счастьЯ ближних;

Р внесениЯ вклада в жизнь группы и / или принЯтиЯ на себЯ позиции еЮ лидера.

Ќавыки наставника:

Р переформатированиЯ со своими учениками-последователЯми своего известного будущего в общественно полезные действиЯ;

Р передачи влюбленности в своЮ дело окружающим людЯм с получением обратной рефлексии;

Р благодарного отношениЯ к своим наставникам и наставлЯемым.

12 советов по превращению полезного действиЯ в навык:

1. Џонимайте. Ќавык Р это деЯтельность, сформированнаЯ путЮм повторениЯ и доведениЯ до автоматизма. ЃлагодарЯ формированию навыков действие выполнЯетсЯ быстро и точно, и можно сконцентрироватьсЯ на развитии мышлениЯ, получении новых знаний, умений и навыков. Њногократно, изо днЯ в день, повторЯЯ какое-то действие, мы доводим его до автоматизма. „аже перестаем задумыватьсЯ: почему, зачем и как мы это делаем. ’ак рождаетсЯ навык.

2. ”иксируйте. ‚ своЮм формировании и развитии навык проходит четыре стадии:

Р ощущение: воздействие объективного мира на органы чувств;

Р восприЯтие: формирование образа предметов и Явлений внешнего мира в настоЯщем;

Р представление: воссоздание образов предметов и Явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека, образов прошлого, возникающих на основе припоминаниЯ или продуктивного воображениЯ;

Р осмысление: наполнение смыслом сказанного, сделанного, существующего или происшедшего.

3. “пражнЯйтесь. Ћсновным способом закреплениЯ навыка ЯвлЯетсЯ упражнение: целенаправленные, специально организованные повторЯющиесЯ действиЯ. ЃлагодарЯ таким упражнениЯм способ действиЯ совершенствуетсЯ и закреплЯетсЯ. ‘колько и каких упражнений нужно, чтобы закрепить навык? ќто один из важнейших вопросов, потому что количество используемых упражнений влиЯет на скорость формированиЯ психологической системы действиЯ.

4. ‚любитесь. Џроще привыкнуть к тому, что вы любите или хотите полюбить. ‚ыбирайте длЯ ввода в вашу ежедневную жизнь ту роль, котораЯ вам нравитсЯ хотЯ бы теоретически. Ќачните новое будущее с чего-то очень приЯтного.

5. €грайте. Љ закреплению навыка можно относитьсЯ как к эксперименту, попробовав в течение не менее месЯца побыть, например, ‘озидателЯ. ’акаЯ непродолжительнаЯ игра сделает процесс формированиЯ навыка психологически комфортным (человека настораживает слово ЗнавсегдаИ), привычка быстро закрепитьсЯ. —ерез месЯц можно продлить срок овладениЯ навыком еще на один месЯц.

6. “прощайте. ‚ажно ставить простую и легко достижимую цель. Ћдновременно старатьсЯ быть Џоследователем, ‘озидателем, Ќаставником Р сложнаЯ задача. Ђ вот каждый день останавливатьсЯ, управлЯЯ своими органами чувств длЯ формированиЯ привычки быть ‘озидателем, Р вполне выполнимаЯ задача.

7. ‘тарайтесь. …сли решили стать наставником, строго соблюдайте данное себе обещание, каждую встречу с любым человеком или каждое погружение в интернет рассматривайте с точки зрениЯ ресурсной полезности длЯ себЯ и своего окружениЯ. Ћсвоение любого навыка в начале идет намного быстрее, чем в середине и конце: стремительный взлЮт в начале и дальнейший медленный рост, когда изменениЯ практически не заметны. ќто объЯснЯетсЯ неравномерностью перестройки сознаниЯ при овладении новыми навыками. Џридумайте предварительный ритуал Р в психологии его называют ЗтриггеромИ. Ћн может быть неожиданным, например, щелкнуть пальцем перед тем, как войти в интернет, Р но это помогает закрепить любую привычку.

8. Ќапоминайте. “становите в гаджетах мотивирующую аватарку и приложение-напоминание, обклейте рабочее место листиками с напоминанием, уговорите близких вам людей регулЯрно интересоватьсЯ, когда вы будете регулЯрно проЯвлЯть заботу о благополучии и совершенствовании территории своего рождениЯ и проживаниЯ. Џоначалу это может раздражать, а после овладениЯ навыком Р радовать. ‘формированные навыки, если их не использовать, угасают. Џричем чем сложнее навык, тем быстрее он идЮт на спад. Џри этом однажды сформированные навыки восстанавливаютсЯ намного быстрей, чем при обучении с самых азов.

9. Ќавык наиболее эффективно закреплЯетсЯ благодарЯ наставничеству: вначале более опытного человека, а после овладениЯ действием Р объЯснение алгоритма менее опытному, новичку.

10. Ќаграждайте. ЏоощрЯйте себЯ за каждый успешный шаг, особенно первое времЯ, это позволит выработать позитивную эмоциональную свЯзь с новым навыком. Ђ каждую возникшую причину отказа от упражнениЯ записывайте, чтобы понЯть, что набор отговорок всегда один и тот же он не серьЮзный.

11. ђассказывайте. „лЯ эффективного овладениЯ навыком мышлениЯ важно ощущать его полезные длЯ общества результаты. „окладывайте всему миру о своих достижениЯх, пишите об этом в социальных сетЯх и блогах. Ћдобрение окружающих мотивирует. Љ тому же очень важно, чтобы близкие люди ассоциировали ваш новый навык с вами.

12. Џодытожьте. Љаждое упражнение эффективно, если наблюдаютсЯ:

1) осознание цели упражнениЯ и показателей правильности его выполнениЯ;

2) четкое осознание инструкции и правил выполнениЯ упражнениЯ;

3) понимание последовательности и техники выполнениЯ упражнениЯ;

4) многократное выполнение действий длЯ достижениЯ требуемой точности и быстроты;

5) наличие обратной свЯзи во времЯ выполнениЯ упражнений, уровней совершенствованиЯ, доступных и понЯтных критериев;

6) формирование навыков самоконтролЯ;

7) постепенное усложнение заданий, скорости и точности их выполнениЯ;

8) повышение интенсивности обучениЯ за счет увеличениЯ времени выполнениЯ упражнений без перерывов;

9) закрепление через регулЯрное фиксирование достигнутых результатов и наставничество.

Ќаличие данных признаков позволЯет считать навык сформированным и закончить регулЯрные упражнениЯ по его отработке. Ћднако если упражнениЯ прекратить полностью и одновременно не выполнЯть действиЯ, навык может постепенно разрушатьсЯ. „лЯ его восстановлениЯ требуетсЯ новаЯ сериЯ упражнений.

‘истемному формированию Зџ-образаИ способствуют регулЯрные благодарности себе и близким.

Ќапротив каждого навыка необходимо вписать имена-статусы всех, кто сможет помочь достигнуть результата, а также поощрение (новаЯ книга или фильм, приЯтный вечер, изысканное блюдо, отпуск, хобби...), которое позволит поддерживать в вас уверенность.

?аг 4. ђегулЯрнаЯ рефлексиЯ.

 

Ђнализ помогает осмыслить как удачи, так и ошибки, осознать накопленный опыт, а главное Р извлечь уроки на будущее.

Љак это сделать? ‚ одном случае годитсЯ письменнаЯ анкета, которую заполнЯет каждый из ребЯт, в другом Р обстоЯтельный разговор, сначала в микрогруппах, а затем на общем сборе семьи или группы:

Р —то удалось и почему?

Р —то не получилось и почему?

Р —то надо учесть в будущем?

Џри этом специалист или замещающий родитель опираютсЯ на положительный опыт, который приобрели ребЯта, вновь по-товарищески убеждает ребЯт в необходимости дальнейшей работы по улучшению их самих, организации, окружающей жизни.

Љоллективно анализируЯ и оцениваЯ сделанное, воспитанники приучаютсЯ выдвигать более сложные, чем прежде задачи. Ћни учатсЯ вырабатывать общественное мнение и создавать добрые традиции.

Ќа этой стадии куратор ставит задачи длЯ размышлениЯ (возможно, в специальных анкетах): что у вас было хорошо и почему?

—то не удалось осуществить и почему?

—то предлагаете на будущее?

Љуратор побуждает молодЮжь сопоставлЯть мнениЯ и предложениЯ, уточнЯет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач, словом, осуществлЯет товарищескую заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в общих размышлениЯх.

ђефлексиЯ помогает улучшить полученный опыт и понЯть, с одной стороны, как общественно полезнаЯ деЯтельность соотноситсЯ с потребностЯми общества, а с другой стороны, помогает участникам лучше осознать и усвоить приобретенные знаниЯ.

ђефлексиЯ может проходить в различных формах, например, это могут быть группы в WhatsApp или в ‚Љонтакте, записи в ЗдневникеИ, собраниЯ 1 раз в неделю, проведение клубов, обсуждение в мини-группах, в виде деловой игры, круглых столов, дискуссий, структурированных отчетов.

ђефлексиЯ Р (дословно ЗобратнаЯ свЯзьИ, внутреннЯЯ самооценка) Р самоанализ внешних воздействий на человека и анализ процесса социально значимой деЯтельности гарантируют получение знаний и навыков.

‹юди, владеющие рефлексией, каждый вечер стирают в памЯти неприЯтности, утром настраиваютсЯ на творческий, прекрасный день.

Џри начале, планировании, подведении промежуточных и окончательных итогов рефлексиЯ начинаетсЯ с вопросов, З—то понравилось?И, а З—то нужно изменить в будущем?И.

‡атем предоставлЯетсЯ возможность каждому члену группы высказатьсЯ о своем внутреннем состоЯнии (продуктивней всего это делать в общем кругу): З“далось ли мне раскрытьсЯ полностью, показать себЯ с лучшей стороны, что мешало это сделать? Џолучил ли Я новые знаниЯ, научилсЯ ли чему-то новому, что хотелось бы узнать в следующий раз?И и т.п.

Ќесколько принципов эффективной рефлексии:

Р непрерывность Р изобретение новых подходов в изучении и понимании окружающего мира. ђефлексию необходимо проводить до, во времЯ и после прохождениЯ практикумов;

Р мобильность Р побуждение участников к придумыванию новых ситуаций, новых обстоЯтельств, новых способов;

Р своевременность Р соотношение с обстоЯтельствами, потребностЯми воспитательного процесса и социальной адаптации;

Р интегративность - объединение практических и академических аспектов процесса получениЯ знаний и рефлексии деЯтельности воспитанника.

€меетсЯ большое количество методов и методик рефлексии. ‚от некоторые из них:

1) ђазговорные (беседа в паре (один на один), групповаЯ дискуссиЯ, устные сообщениЯ, опрос или целевое исследование, презентациЯ проекта, моделирование, ролеваЯ деЯтельность, симпозиум с презентацией, обучающие тренинги и др.).

2) Џисьменные (ведение ежедневного, еженедельного журнала, записей по всем последующим действиЯм, ведение личного дневника, расчет бюджета, статьЯ в журнал или газету, разработка руководства к действию длЯ будущих воспитанников, конкурс сочинений и др.).

3) Њультимедийные (исследование опыта, фотографии, слайды или видеопродукциЯ, плакаты, коллажи, социологическое исследование, постановка танца, песни, музыкального или театрального представлениЯ, самооценка и просто оценка деЯтельности, рассказ, разработка сайта и др.).

ђефлексиЯ может быть несложным процессом, как, например, ответы на вопросы, помогающие воспитанникам обобщить, обдумать полученный ими опыт: З—то удивило ‚ас больше всего?И, З—ему новому ‚ы научились?И, ЗЉаким образом ‚ы сможете применить в ‚ашей жизни то, что ‚ы узнали сегоднЯ?И, З‚аше восприЯтие (указать, какой проблемы) изменилось в результате этого практикума?И

‘амый простой способ проведениЯ рефлексии Р попросить, чтобы воспитанники собрались в конце днЯ на несколько минут длЯ того, чтобы поделитьсЯ и обсудить свои впечатлениЯ о том, что нового они узнали. Ѓолее сложным уровнем рефлексии ЯвлЯетсЯ совместный просмотр видеосъемки практикума и критическое обсуждение, оценка места и роли каждого участника.

‘оциальнаЯ адаптациЯ, получение знаний и приобретение опыта эффективно, когда включаетсЯ цикл выполнениЯ определЮнных заданий, размышлений над тем, что и как делаетсЯ. ‡атем те же заданиЯ выполнЯютсЯ новыми способами, методами, которыми обучающиесЯ овладели. ќто бесконечно продолжающийсЯ процесс, вовлекающий воспитанника в цепь действий, требующих инициативности и навыков рефлексированиЯ.





double arrow
Сейчас читают про: