Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения: Учащимся предлагается прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Учащиеся против каждого номера суждения ставят оценку в бланке для анкетирования.
Обработка полученных данных:
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками за 2,6,10,14,18 суждения. Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения. Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения. Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов учащимся.
Если получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно констатировать высокую степень (уровень) развития социальных качеств. Если коэффициент от двух до трех баллов – средний уровень.
Если коэффициент меньше двух баллов – низкий уровень.
Затем производится подсчет количества учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень развития социальных качеств. Данные вносятся в сводные таблицы по ОУ (социальная адаптированность – в таблицу №7, активность – в таблицу №8, автономность – в таблицу №9, нравственность – в таблицу №10). Следует обратить внимание на то, чтобы количество учащихся класса, указанных в каждой таблице, совпадало с данными таблицы №1.
«Несуществующее животное» (Майя Захаровна Дукаревич)
Цель: выявить некоторые особенности характера ребенка.
Инструкция: Детям предлагается придумать и нарисовать несуществующее (фантастическое) животное.
Анализ рисунка проводится в зависимости от расположения его на листе бумаги, выполнения отдельных элементов.
1. Положение рисунка на листе бумаги:
-ближе к верху – высокая самооценка,
- в центре – норма,
- внизу, в уголке – заниженная самооценка, неуверенность в себе.
2. Положение головы:
- повернута вправо – ребенку присущ реализм, он стремится обдумать, спланировать дело;
-повернута влево – говорит о нерешительности, сомнениях;
-фас – говорит об эгоцентризме, обращении в себя.
3. Нос большой и длинный – любопытство.
4. Присутствие ушей говорит о значимости мнения окружающих для него.
5. Рот с языком – значимость того, что говорят о нем; рот с зубами – некоторая агрессия (защита); рот с губами – чувственность; закрытый рот – некоторая замкнутость, тревожность, боязливость.
6. Глаза. В зависимости от размера глаз проявляется степень страха – чем крупнее глаза, тем больше ребенок подвергнут страхам.
7. Опора. Крупные, толстые ноги – основательность, рационализм. Тонкие, длинные – некоторое легкомыслие, мечтательность.
8. Множество конечностей – широта взглядов.
9. Большое количество деталей говорит об энергичном характере и наоборот.
10. Контур рисунка четкий, заметный – уверенность в себе; тонкий, штриховой – неуверенность.
Коллектив






