Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

Содержание

Пояснительная записка. 3

Личность. 5

Методика «Лесенка» (В.Г. Щур). 5

Методика «Домики». 7

Методика для изучения социализированности личности ребенка (М.И. Рожков). 9

«Несуществующее животное» (Майя Захаровна Дукаревич). 11

Коллектив. 12

Социометрическая методика (Дж. Морено). 12

Методика «Атмосфера в классе» (Л.Г. Жедунова). 15

Методика «Карта-профиль психологического климата группы». 15

Семья. 19

ТЕСТ «Кинетический рисунок семьи» (КРС). 19

Методика «Стратегии семейного воспитания» (Методика предназначена для родителей) 22

Методика «Почта». 25

Список использованной литературы.. 28

Пояснительная записка


Сейчас, в современном обществе становится актуальным вопрос о том, как коллектив и семья влияют на развитие личности ребенка и при каких условиях это влияние становится положительным, а какое влияние оказывает негативное воздействие.

Актуальность данной проблемы: в процессе воспитания личности, огромное влияние оказывает семья и коллектив, так как личность является частью этих двух структур.

Целевое назначение: диагностики, предложенные в данном сборнике предназначены для исследования личности младшего школьника, классного коллектива и семьи. Помогают определить достоинства и недостатки, и на основании этого предложить ряд рекомендаций.

Сборник состоит и трех разделов. В первом разделе «Личность» представлены методики, направленные на изучение личности ребенка, выявление его сильных и слабых сторон. В разделе представлены 4 следующие методики: методика «Лесенка», методика «Домики», методика для изучения социализированности личности ребёнка и методика «Несуществующее животное». Эти методики позволяют определить уровень социализированности ребенка, определить его самооценку и выявить некоторые особенности характера ребенка.
Во втором разделе «Коллектив» предлагается 3 методики, направленные на изучение классного коллектива учащихся. Это методики такие, как: социометрическая методика, методика «Атмосфера в классе» и методика «Карта-профиль психологического климата группы». Данные методики помогают оценить психологическую атмосферу в детском коллективе, выявляют психологический климат в группе, а также и выявляют основные проявления психологического климата коллектива и изучить социометрическую структуру школьного класса и социометрический статуса ребёнка в учебной группе.
В третьем разделе «Семья»
представлены диагностики, направленные на изучение семьи учащегося, взаимоотношений между родителями и детьми. В разделе представлены следующие методики: методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС), методика «Стратегия семейного воспитания» и методика «Почта». Данные методики позволяют определить стиль воспитания, преобладающего в семье, выявить взаимоотношения в семье, факторы, вызывающие тревогу у ребенка.

Основания для отбора методик:

1. При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения методики, прежде всего по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств.

2. Методика должна пройти психометрическую проверку.

3. Отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их использованию, учитывать степень разработанности методики.

Профессионально-этические принципы:

1. принцип ответственности;

2. принцип компетентности;

3. принцип конфиденциальности;

4. принцип благополучия респондента;

5. принцип комплексности;

6. принцип сочетания диагностических задач с формирующими задачами.




Рекомендации по проведению диагностики, что необходимо учитывать.

1. Обучающихся необходимо заранее подготовить к проведению диагностики.

2. Не говорить ребенку прямо о проведении диагностики.

3. Психодиагностический подход, учитывающий уровень развития ребенка.

4. Краткие экспресс-методики, информативные для исследователя.

5. Они должны привлекать к себе внимание и вызывать интерес ребенка.

6. Следует применять интеллектуально доступную и вместе с тем не слишком простую методику, для того, чтобы объективно оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый обучающимся.

7. По ходу выполнения заданий необходимо давать знать ребенку, что он все делает правильно и хорошо, при этом независимо от действительного результата.

8. Ребенок должен понимать, что при неправильных ответах, ему не поставят за это плохую оценку.

9. Методика должна легко и быстро обрабатываться.

10. Обязательно в конце поблагодарить ребенка за общение и помощь.

 

 

Личность

Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

Цель: определение особенностей самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человека, лист бумаги, карандаш (ручка).

Инструкция: п осмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т. Е. на самой нижней ступеньке – самые плохие и т.д.

После этого ребенку дается фигурка человека (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» при этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь? Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми.

По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции (в варианте нарисованной лесенки это можно делать прямо на ее ступеньках).

Беседа с одним ребенком занимает примерно 20 – 30 мин.

Стимульный материал

Обработка результатов: д ети старшего дошкольного и младшего школьного возраста проявляют большой интерес к своим отношениям с другими людьми и, как правило, с готовностью участвуют в беседе на данную тему.

При оценке результатов необходимо, прежде всего, установить отношение ребенка к себе. В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как показывают данные В. Г. Щур, дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т. е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично

 и объясняли свой выбор различными причинами, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.

Как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а также учитель) по-разному относятся к ним.

Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «благополучными».

Другой вариант – высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:

- действительно благополучных;

- инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);

- «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

И еще один вариант – дети ставят себя выше, чем как они полагают, поставила бы их мама. Автор методики считает такую ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл – его не любят. По данным ВГ Щур, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях, бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены на самую верхнюю ступеньку.

Вариант протокола. Результаты диагностики особенностей самооценки младшего школьника на основе методики «ЛЕСЕНКА» (В.Г. Щур)

дата заполнения____________

Наименование методики: Лесенка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: