Социометрическая методика (Дж. Морено)

Цель: Изучение социометрической структуры школьного класса и социометрического статуса ребёнка в учебной группе.

Инструкция: «Сейчас я задам тебе 4 вопроса, при ответе на каждый вопрос тебе нужно выбрать 3-х человек из вашего класса».

Основные вопросы:

1) с кем бы ты пошел в поход? (Эмоциональный лидер)

2) с кем бы ты не пошел в поход? (низкостатусные)

3) К кому бы ты обратился за помощью по учебным предметам? (деловой лидер)

4) Кто бы из класса мог бы организовать на общее дело? (лидер–организатор)

Предлагается делать не более 3-х выборов по всем вопросам.

Подробное описание методики содержится в книге Немова Р.С. Психология

Книга 3, с.382.

Положение ребёнка в системе межличностных отношений (социометрический статус), определяется на основе составления социометрической матрицы по каждому вопросу.

Общая схема обработка результатов:

Обработка результатов заключается в составлении социоматрицы, т.е. сведение всех результатов опроса с индивидуальных социометрических карточек в общую таблицу. На ней отражаются все внутригрупповые отношения.

Строится она по следующему принципу: в горизонтальных строках указывают фамилии членов группы, а вертикальные столбцы обозначают цифрами, которые соответствуют номерам тех же лиц в том же порядке.

При заполнении социоматрицы считают, что фамилии обозначают тех, кто выбирает, а номера столбцов указывают на тех, кого выбирают. Заполнение социоматрицы производят следующим образом.

1. В случае использования исследователем прямого положительного непараметрического критерия (количество выборов у респондента неограниченно) на пересечении фамилии респондента и номера выбранного им члена группы (вертикальный столбец) ставится знак “+”. После того как зафиксированы все выборы, приступают к обработке социометрической матрицы: подсчитывают общее количество сделанных и полученных выборов, отмечают взаимные выборы, рассчитывают соответствующие данному типу исследования групповые и персональные социометрические индексы, строят социограмму группы.

2.В случае использования исследователем прямого положительного (отрицательного) параметрического критерия (количество выборов у респондента ограничено, учитывается очередность сделанных выборов) для проведения опроса необходимо заготовить специальные карточки, на которых записаны фамилии членов группы в алфавитном порядке.

При заполнении социоматрицы в соответствующие графы записывают фамилии тех, кто выбирал, а на пересечении с колонкой тех, кого выбирали, ставится балл "3", если он стоял первым в списке респондента, балл "2", если он был под номером два, балл "1", если он был третьим в списке. В случае, если выбор взаимный (А выбрал Б, а Б в свою очередь А), то этот выбор (независимо от балла) обводится кружком.

После того как зафиксированы все выборы, приступают к их суммированию. По вертикали подсчитывается общее количество выборов, количество взаимовыборов и сумма баллов по каждому человеку в отдельности. В качестве критериев экспансивности и приемлемости члена группы в первом приближении обычно берется количество выборов, сделанных и полученных респондентом. Если они одинаковы у двух или нескольких человек, то их ранжируют по количеству набранных баллов.

Пример заполнения социоматрицы: 

№№ пп Кто выбирает (фамилии)

Кого выбирают

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Алексеев     1     2     3  
2. Борисов         2     1   3
3. Волков 3               1 2
4. Грибов 3         2     1  
5. Дёмин   1 2           3  
6. Ежов       1 2       3  
7. Жуков   3   1   3        
8. Зайцев   1             2 3
9. Исаев 1     2   3        
10. Королёв   2           1 3  

Количество выборов

3 4 2 3 2 4 0 2 7 3

Количество взаимовыборов

2 3 1 2 1 2 0 2 3 2

Сумма баллов

7 6 3 4 4 10 0 2 16 8

.

Социометрический статус: 7 и более положительных выборов – «звезда»; 4-6 положительных выборов - предпочитаемый (больше положительных выборов чем отрицательных); 1-3 положительных выборов (больше отрицательных выборов чем положительных ) - пренебрегаемый; только отрицательные выборы - отвергаемый; отсутствуют выборы - изолированный.

Вариант протокола. Результаты диагностики социометрического статуса ребенка

дата заполнения______________

Методика: Социометрия

Бланк регистрации ответов

Вопрос Выборы ребенка
   
   
   
   

Выявленные лидеры: эмоциональный лидер - __________________,

деловой лидер - ________________________,

лидер - организатор _______________________;

Низкостатусные учащиеся: __________________________________________

____________________________________________________________________

Социометрический статус испытуемого ____________________ (количество положительных выборов - _______)

Общие выводы: ___________________________________________________

Методика «Атмосфера в классе» (Л.Г. Жедунова)


Цель:
Выявить психологический климат в ученической группе.

Инструкция проведения: «На бланках написаны пары слов, с помощью которых каждый из вас будет оценивать атмосферу в классе по пятибалльной системе. С левой стороны указаны слова, характеризующие хорошие качества класса, с правой стороны - плохие. Между парами слов стоят 5 черточек, где отмечаете крестиком выраженность того качества, которое считаете присущим вашему климату в группе. Например, в первой строке отмечаете четвертую черту, если в классе большинство относятся друг к другу с дружелюбием, вторую - большинство враждебно, первую - все относятся друг к другу враждебно. В верхнем правом углу напишите свою фамилию».

Стимульный материал:

Дружелюбие _ _ _ _ _ враждебность
Согласие _ _ _ _ _ несогласие
Удовлетворенность _ _ _ _ _ неудовлетворенность
Увлеченность _ _ _ _ _ равнодушие
Взаимная поддержка _ _ _ _ _ недоброжелательность
Теплота _ _ _ _ _ холодность
Сотрудничество _ _ _ _ _ отсутствие сотрудничества
Взаимовыручка _ _ _ _ _ отсутствие взаимовыручки
Занимательность _ _ _ _ _ скука
Успешность _ _ _ _ _ неуспешность

Методика обработки данных:

Полученные индивидуальные оценки психологического климата в классе фиксируют в сводную таблицу, где определяется групповой средний балл по каждому качеству.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: