Методика «Карта-профиль психологического климата группы»

Цель: оценка основных проявлений психологического климата коллектива.

Инструкция: в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).

При этом надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 - свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;
+2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 - свойство проявляется достаточно часто;
0 - противоположные свойства (указанные справа и слева) не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
-2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
-3 - свойство проявляется всегда.

Положительное свойство +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Отрицательное свойство
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение.               Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон.
Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии.               Преобладает конфликтность в отношениях агрессивность, антипатии.
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание.               Группировки конфликтуют между собой.
Членам коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.               Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Преобладают одобрение и поддержка: упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями               Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.  
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга.               В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей.
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные               Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится               Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
Коллектив активен, полон энергии.               Коллектив пассивен, инертен
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело               Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах.
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту.               Коллектив разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их.
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители.               К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Обработка результатов: ч тобы представить общую картину психологического климата, необходимо:

1. Построить профиль, соединив все знаки. Профиль показывает по каким свойствам психологический климат в классе благоприятный (высокая положительная оценка), а по каким свойствам - негативный (высокая отрицательная оценка).
2. Суммировать общее количество баллов, отмеченных знаком. Оптимальный психологический климат в классе соответствует от 36 до 12 баллов по шкале.
Это указывает на высший уровень эмпатийного педагогического общения в классе (наличие дружбы, согласия, полной удовлетворенности общением, взаимной поддержки, занимательности, успешности в деятельности).
В диапазоне от 12 до -12 баллов психологическая атмосфера в классе - нейтральная (атмосфера безразличия) и, соответственно, уровень эмпатии педагогического общения - средний.
В диапазоне от -24 до -36 баллов психологическая атмосфера в классе - негативная, т.е. преобладают враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, непродуктивность учебной деятельности, эмоциональная холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, неуспешность деятельности.
Для большей объективности картины целесообразно, чтобы такую же оценку сделали и другие педагоги, работающие с этим классом (не менее пяти человек), а также сами школьники.

 

 













Семья


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: