Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия являются важной частью дисциплины «Современные технологии и каналы распространения издательской продукции». На практических занятиях все основные понятия курса разъясняются на  примерах из издательской практики. На занятиях и во время подготовки к ним студенты работают с печатными и электронными источниками информации, и специализированными Интернет-ресурсами, овладевают навыками сбора, анализа и обработки информации. Основные формы и методы проведения практических занятий в рамках данного курса это – дискуссия, метод мозгового штурма, подготовка доклада / мультимедийного доклада, тренинг – деловая игра, метод case-study (анализ ситуаций из практики). Каждый вид практических занятий предполагает свою специфику проведения со стороны преподаватели и определенную подготовку и навыки самостоятельной работы со стороны студента.

При подготовке к дискуссии студенту необходимо заблаговременно изучить предложенные вопросы для обсуждения, быть готовым сделать кратких обзор проблем по предложенной тематике и подготовить собственные доказательства и аргументы, подтверждающие свою позицию по высказанной проблеме. Методика проведения дискуссии: преподаватель задает неоднозначные и иногда даже провокационные вопросы или использует различные наглядные материалы (схемы, таблицы, видеозаписи и т.п.) для активизации процесса дискуссии. Возникающая в процессе занятия дискуссия может создать на занятиях атмосферу коллективного размышления. В конце занятия проводится рефлексия и подведение итогов обсуждения темы.

Метод мозгового штурма – это коллективный метод обсуждения проблем на основе взаимного стимулирования творческой активности участников в условиях ограниченного времени. Метод эффективен при решении нестандартных задач или поиска возможных путей выхода из критических ситуаций, в случае спорных вопросов и острых проблем. На первом этапе генерации идей (в заданное ограниченное время) участники должны предложить как можно большее количество вариантов решения проблемы или ответов на поставленный вопрос. На втором этапе из общего массива высказанных идей отбираются самые удачные, которые могут быть использованы на практике. Для активизации дискуссии преподаватель может использовать разные приемы (инверсии, аналогии и др.). При организации занятия используются средства записи идей и демонстрации списка. В конце занятия проводится рефлексия и подведение итогов, и выбор оптимальных результатов из предложенных участниками. 

Тренинг (деловая игра). В процессе проведения деловой игры материал не только изучается, но и практически прорабатывается, закрепляется в сознании участников. Основной акцент в этой форме делается на тренировку, формирование определенных моделей и способов мышления и действий. Методика проведения занятия: группа делится на небольшие команды (3–5 человек); командам предлагается общая тематика (например, тема для создания интернет-издания;  каждой из команд предлагаются свои условия (в данном случае, это может быть целевая аудитория и вид издания). По предложенной преподавателем схеме происходит выполнение-разработка задания участниками. Затем результаты презентуются и обсуждаются в группе. Для организации деловых игр используются схемы и наглядные материалы (например, в виде схемы работы над электронным изданием, или карточки и обязательными элементами оформления электронного издания).

Самостоятельная работа по подготовке к практическим занятиям предполагает следующие виды работ: работа с конспектом лекций; подготовка ответов на контрольные вопросы и вопросы для обсуждения; чтение  рекомендованной литературы; работу с электронными библиотеками и другими ресурсами сети Интернет. Ресурсы сети Интернет, рекомендуемые для изучения, можно разделить на следующие подгруппы:

1. Ресурсы ЭБС и научных и учебных библиотек, в частности: IPRbooks, НЭБ Elibrary.ru, ресурсы ЦБС им Маяковского, в том числе полнотекстовые базы изданий, с удаленным доступом, например, East View Information Services и т.п.

2. Ресурсы с нормативной и производственно-практической информацией по издательскому делу, в частности электронный ресурс Российской книжной палаты (Режим доступа: http://www.bookchamber.ru); ФГУП НТЦ Информрегистр (Режим доступа: http://www.inforeg.ru).

3. Интернет-ресурсы профессиональных ассоциаций, союзов и соответствующих ведомств. В частности электронный ресурс Гильдии издателей периодической печати (Режим доступа: http://www.gipp.ru); электронные ресурсы ФАПМК, в том числе отраслевые доклады Роспечати (Режим доступа: http://www.fapmc.ru/mobile/activities/reports) и т.п.

4. Сайты и порталы отраслевых СМИ: журналов «Книжная индустрия», «Книжное дело», «Университетская книга», газеты «Книжное обозрение» (Книжное обозрение-PRO – специальный выпуск для профессионалов отрасли). Данные издания доступны в печатном виде в городских и университетских библиотеках. 

5. Ресурсы, размещающие электронные издания и информацию о них. Например, электронный ресурс Проекта The-eBook, основанный в 1999 году как публичное мировое информационно-аналитическое издание по электронным книгам на русском языке. Данный ресурс специализируется на узкоспециализированной информации об электронных книгах и устройствах для чтения и всем, что с этим связано. На портале доступны обзоры устройств, которые можно использовать для чтения, FAQ по устройствам, аналитика, редакторская колонка, форум пользователей, книги, сотрудничество с производителями устройств, разработчиками программ, авторами книг, издательствами, обсуждение актуальных тем, консультации пользователей, производителей, продавцов электронных книг. Также для подготовки к практическим занятиям необходимо познакомиться с Интернет-ресурсами основных агрегаторов (распространителей) электронных изданий в России. Это сайты ЛитРес, GooglePlay, Ridero, Bookscriptor, электронных библиотек «Bookmate» и «MyBook».

При возникновении трудностей при подготовке практически занятиям рекомендуется еще раз проработать конспекты лекций и получить консультацию у преподавателя в форме устной консультации или консультации по электронной почте.

 


Контрольная работа.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: