Тема 3. Современные информационные технологии на рынке издательской продукции

Информационное обеспечение рынка издательской продукции. Основные информационные каналы. Информационная логистика в книжном деле. Продажи книжной продукции через Интернет; сайты издательств и книжных магазинов; особенности использования социальных сетей для продвижения и распространения книжной продукции.

Одним из важнейших аспектов системы книгораспространения является управление информацией на книжном рынке. Система информационного обеспечения составляет основу для современных технологий распространения издательской продукции. Для организации эффективной системы книгораспространения важно создание единого информационного пространство в отрасли издательского дела.

Единое информационное пространство предполагает использование всеми субъектами книжного рынка таких компонентов, как: ISBN и штрихкоды; единый стандарт библиографического описания книжной продукции; национальные базы данных об изданиях, имеющихся на рынке («Books in Print» или «Книги в наличии и печати»); классификация книг (на основе УДК – или другой мировой классификации); единый формат электронного обмена данными в книжном деле.

Российская книжная палата обеспечивает разработку научно-методической базы для создания единого информационного пространства и информационного обеспечения книготорговых процессов на основе стандарта ONIX и стандарта по обмену коммерческими документами EDItX. Но в настоящее время проект отраслевого стандарта «Электронного обмена библиографической и коммерческой информацией в книжном деле» не утвержден, что снижает эффективность электронного документооборота. В результате на данный момент большинство издательств и книготорговых предприятий используют совершенно разные форматы – особенно это заметно на примере прайс-листов, бланков для заказа и классификационных схем книжной продукции, что затрудняет оперативный информационный обмен в книжной отрасли.

В своей текущей работе в процессе издания и распространения книг современное издательство постоянно нуждается в достоверной информации о книжном рынке и оперативном обмене информацией с партерами по распространению. Основными информационными источниками в этом случае являются: статистика РКП, отраслевые отчеты о состоянии книжного рынка, маркетинговые исследования рынка, а также данные собственной логистической информационной системы издательства.

Логистическая информационная система – это совокупность организованных информационных потоков и технологий, оборудования и работников, выполняющих операции, обеспечивающие движение информации в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой. В данном случае главными направлениями здесь будут информационный обмен с поставщиками, и информационные потоки, направленные от издательства к потенциальным покупателям их изданий.

При передаче издательской продукции в розничную продажу используется целый комплекс информационного обеспечения как со стороны издателя так книготорговца. В книготорговых предприятиях организуется локальная компьютерная сеть, состоящая из регистраторов (сканеров) операций по приему, перемещению и продаже книжных товаров; компьютеров, формирующих приходно-расходные документы (накладные, счета-фактуры, спецификации, ценники); серверов, накапливающих информацию о проведенных коммерческих операциях и предоставляющих доступ к ней для анализа и обобщения. Каждая партия товара сопровождается электронной (и печатной) накладной. Приемка товара, данные о котором уже поступили от издателя в электронном виде, производится с помощью сканера, считывающего шрихкод и подсоединенного к компьютеру. Все данные о поступившем товаре (наименование, количество, цена) сопоставляются с данными электронной накладной, которая, в свою очередь, сравнивается с заказом, хранящимся на сервере. Вся информация о принятом товаре переносится на сервер, составляется его библиографическое описание, которое поступает в базу данных.

Как уже отмечалось, из-за отсутствия единого информационного пространства и неутвержденных единых стандартов электронного документооборота в практике работы разных книготорговых предприятий используются разные стандарты документов, форм библиографического описания и классификационные схемы, что создает определенные препятствия для оперативного обмена информацией.

 

Еще одно важное применение информационных технологий в современном издательском деле – это организация рекламно-информационной деятельности. Для продвижения своей продукции издательства сегодня активно используют Интернет. Как показывают опросы издателей, наиболее популярным способом продвижением является поддержка собственного сайта и продвижение книжной продукции в соцсетях (более 80 % опрошенных отметили их как эффективные). Далее следуют такие формы продвижения книг как ведение блогов и прямая реклама в Интернете (41% и 32 % соответственно). Далее по степени убывания эффективности идут контекстная реклама в Интернете и участие в форумах, но, тем не менее, 27 % и 23 % издательств в 2017 году отметили, что используют данные формы рекламно-информационной деятельности.

Что касается информационной работы в социальных медиа можно выделить несколько основных направлений и видов активностей, которые предпринимают издательства. В их числе – информационная поддержка мероприятий: публикация анонсов, пресс-релизов, рекламных сообщений и продвижение отдельных книг (86% издательств отметили, что используют эти формы) Также в социальных сетях издатели активно продвигают бренд издательства (68%) и своих авторов (64%). Более половины опрошенных издательств принимают участие в жизни групп, связанных с литературой и чтением, а также проводят различные опросы конкурсы, викторины (50%). Треть издательств создает и модерирует странички  (группы) собственных авторов, продуктов, услуг, идей, событий, а  23% занимаются продвижением книг в группах, не связанных напрямую с чтением, но так или иначе связанных с продукцией издательства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: