Тема 6. Особенности распространения электронных изданий

Тенденции развития рынка е-изданий. Внедрение законодательных в сфере распространения электронных изданий. Форматы электронных изданий. Каналы и платформы для распространения электронных изданий.

Электронные издания стали неотъемлемой частью современного книгоиздания. Процесс становления рынка электронных изданий в России шёл с некоторым опозданием от стран-лидеров, но развивался примерно по тем же законам, что и в западноевропейских странах. За последние 5 лет рынок электронных изданий показывает стабильный рост и высокую динамику. По данным исследования журнала «Книжная индустрия», объём рынка электронных книг в России в 2017 г. составил 3,57 млрд. руб., и это составило 4,6% от совокупного оборота книжной отрасли.

Становление и развитие рынка электронных изданий стало возможно после внедрения системы антипиратского законодательства, благодаря которой началась активная борьба с книжным пиратством в Интернете. В результате правоприменительной практики было закрыто несколько сотен пиратских библиотек. Некоторые крупнейшие из них перешли на легальное сотрудничество с издателями и стали предоставлять частично платный контент. Сегодня практически все крупные издательства выпускают сразу и печатную и электронную версии книг, – пользователям стало легче и удобнее пользоваться легальными сервисами про продаже книг, а не пиратскими библиотеками. К тому же качество и достоверность официально публикуемой электронной книги в целом выше, чем на пиратских сервисах.

Наиболее популярные форматы электронных изданий сегодня, это Epub и PDF. Формат Epub создается с помощью, так называемой, «плавающей» или «резиновой вёрстки», и позволяет подстроить отображение книги на экранах различных устройств, изменять размеры шрифта текста, подстраивать цвет фона чтения. Для подобных форматов необходима специальная программа чтения, которые сейчас в большом количестве представлены, как правило, в свободном доступе. Формат PDF представляет собой вариант жестко фиксированной верстки, где нельзя изменить ни шрифт и размер, но достаточно популярен, так как требует установления специальных программ и, как правило, сразу легко открывается на большинстве устройств.

Существует несколько основных каналов распространения электронных книг конечному потребителю. Наибольшие продажи электронных изданий осуществляются агрегаторами электронных ресурсов – специальными сервисами по продаже электронных изданий, (крупнейшим из них в нашей стране является компания «ЛитРес») – на долю подобных агрегаторов приходится до 33% продаж всего рынка электронных изданий. Сами издательства через   собственный сайт продают порядка 23% от общего рынка. И еще 17% приходится на долю  отечественных книжных интернет-магазинов (Озон, Лабиринт и т.п.). Также каналами распространения электронных изданий являются ЭБС (Электронно-библиотечные системы для распространения учебных и научных изданий) и подписные сервисы – электронные библиотеки, работающие по принципу подписки, когда за определенную сумму в месяц можно получить доступ ко всему ассортименту представленных в библиотеке книг. Ключевыми игроками на рынке электронной книги в России по итогам 2017 г. являлись «ЛитРес» и «GooglePlay». Каталог электронных книг «ЛитРес» насчитывает около 870 тыс. названий (853 тыс. текстовых и 13 тыс. аудиокниг), причем более половины издание это издания художественной литературы (51%). Согласно статистике компании в 2017 году пользователями еженедельно скачивалось порядка 411 тыс. текстовых и 35 тыс. аудиокниг, в том числе 148 тыс. загрузок приходилось на платный контент, что составило прирост в 22–36% от показателей предыдущего года. В 2017 г. наибольшей популярностью у читателей «ЛитРес» пользовались детективы, фантастика, современная проза. Среди аудиокниг были востребованы произведения в жанре нон-фикшн – деловые книги, книги по психологии, здоровью и др.

Высокие темпы роста также демонстрирует подписная модель распространения электронных и аудиокниг. Так, аудитория и совокупная выручка подписного сервиса MyBook (электронные и аудиокниги) в 2017 г. выросли в 2 раза. Одним из самых приоритетных проектов прошедшего года для модели подписки стал сервис «Звуки Слов», который предоставляет аудитории аудиокниги, подкасты и лекции по подписке.

Рассматривая тему электронных изданий сегодня нельзя обойти вниманием явление самиздата и появившихся на рынке электронных изданий специальных платформ для самопубликаций. За последние пять лет мировой рынок самиздата в количественном измерении вырос примерно в пять раз. Объём мирового рынка самиздата в денежном эквиваленте, по некоторым оценкам, достиг отметки 1,25 млрд. долл. в год. Сервисы самиздата уже обгоняют многие традиционные издательства по числу выпускаемых наименований, хотя составить серьёзную конкуренцию традиционным издательствам пока не могут. В России самиздат особенно популярен в сообществе «сетевых» прозаиков и поэтов, публикующих свои произведения на специализированных интернет-ресурсах и имеющих возможность, при желании, отпечатать их на бумаге в количестве от одного экземпляра.

Одной из крупнейших площадкой для создания и продажи самиздата сегодня является Riderо (компании «Интернет-решения») – интернет-сервис создания и распространения книг. Этот сервис позволяет авторам в режиме «онлайн» создать относительно профессионально сверстанную книгу и выставить её на продажу в цифровую дистрибуцию («ЛитРес», Amazon, Bookmate), а также выставить на продажу книгу, готовую к печати (технология book-on-demand), в интернет-магазине OZON. По данным компании, структуре выручки сервиса почти половина – 45% – приходится на печать тиражей под заказ и только 22% – на продажи электронных и бумажных книг в интернет-магазинах. Появление и развитие подобных сервисов меняет структуру производства книги, и может значительно повлиять на издательскую индустрию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: