Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.
Инструкция: ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: "Здесь на листе бумаги нарисуй школу". Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.
Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:
1) цветовая гамма;
Показатели развития | Признаки проявления развития коллектива | |||
Ярко проявляются | Проявляются | Слабо проявляются | Очень слабо проявляются | |
Движение к цели, перспективе в социально значимой деятельности | Коллективная деятельность направлена на реализацию значимых общественных задач и перспектив | Коллективная деятельность направлена на достижение только общешкольных задач и перспектив | Коллективная деятельность направлена на выполнение конкретных задач и поручений, замыкающихся в рамках классного коллектива | Коллективная социально значимая деятельность проявляется очень слабо |
Общественные связи | Коллектив имеет систематические и действенные связи не только внутри школы, но и с подшефными коллективами | Систематические действенные связи с другими коллективами существуют в рамках школы | Связи коллектива с другими коллективами в школе и вне её эпизодические | Коллективные общественные связи очень слабы |
Самоуправление | В классе есть реально действующие органы самоуправления, в основном самостоятельно и правильно решающие вопросы планирования, организации, регулирования и контроля | Органы самоуправления руководят преимущественно по инструкциям педагогов | При непосредственном участии и поддержке педагогов | Существующие органы самоуправления не действуют |
Общественное мнение | В основном все учащиеся единодушны в решении вопросов, касающихся коллективной деятельности | Большинство учащихся приходят к правильному решению вопросов | К правильному решению приходит лишь часть учащихся, преимущественно актив | Нет действенного общественного мнения, класс безразличен к вопросам коллективной жизни |
Дисциплина и взаимная требовательность | Преобладают разумные, справедливые требования друг к другу. Требования принимаются и выполняются каждым | Справедливые, разумные требования предъявляются и принимаются большинством уч-ся | Разумные требования предъявляются и принимаются незначительным меньшинством, преимущественно активом | Требовательность друг к другу отсутствует, дисциплину поддерживают лишь педагоги |
Сотрудничество и согласованность в работе | Все учащиеся легко распределяют между собой работу, согласуют свои действия как со своим классом, так и с другими классными коллективами | Большинство распределяют между собой работу, при согласовании действий встречаются затруднения, но они быстро преодолеваются, работа выполняется успешно | Работает лишь актив, при согласовании действий наблюдаются пререкания, ссоры, обиды | В коллективе не налажено сотрудничество, каждый действует в одиночку |
Стремление к общению в свободное время | К общению стремится каждый, преимущественно с товарищами по классу | Большинство стремится к общению и преимущественно общаются с товарищами по классу | Общается друг с другом незначительная часть учащихся | Общение очень ограничено |
Дружба и взаимопомощь | В коллективе наблюдаются доброжелательные отношения в основном между всеми, уч-ся защищают чесать и достоинство каждого, в нужную минуту приходят на помощь друг другу | Между большинством уч-ся существуют доброжелательные отношения, но это не всегда выражается в действенной помощи друг другу | Наблюдаются иногда конфликты между группами | Наблюдаются недоброжелательные отношения, есть уч-ся, нуждающиеся в помощи, но не получающие её |
Творческое самовыражение личности | Каждый школьник занимается любимым делом: посещает кружки, секции, клубы и т.д. | Большинство уч-ся посещают кружки, клубы, секции | Лишь часть уч-ся реализует интерес к любимому делу: посещают кружки, секции... | В коллективе не созданы условия для творческого выражения личности |
2) линия и характер рисунка;
|
|
|
|
3) сюжет рисунка.
При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
- Цветовая гамма:
2 балла - в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.);
1 балл - в равной степени присутствуют светлые и темные тона;
0 баллов - рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
- Линия и характер рисунка:
2 балла - объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет "разрывов" контура;
1 балл - в рисунке присутствуют обе характеристики;
0 баллов - объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.
- Сюжет рисунка:
2 балла - симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и "процесса учения"; время года - весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток;
1 балл - обе характеристики присутствуют;
0 баллов - ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года - осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.
Обработка результатов:
6-5 баллов - у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
4-2 балла - у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.
1-0 баллов - у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
|
|