Цель: определить эталонность общности в восприятии учениками классного коллектива, чувства сопричастности индивида к общему делу и коллективу класса.
Инструкция для учащихся: для проведения анкетирования каждому учащемуся выдается бланк со следующим текстом:
«Давай поразмышляем о нашем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос: «Сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами?»
Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения.
Н — никто;
М — меньшинство;
П — половина классного коллектива;
Б — большинство;
В — все.
Инструкция для педагога: педагог (классный руководитель) подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена только одна буква. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то педагог (классный руководитель) помогает ему ответить на первые 2—3 вопроса. Важно, чтобы ребята ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка результатов.
Обработка результатов: используется шкала: В — 4 балла; Б — 3 балла; П — 2 балла; М — 1 балл; Н — 0 баллов.
Затем составляется матрица, куда заносятся ответы всех участников эксперимента.
Матрица для определения эталонности общности
Ф.И. ученика | Ответы | Сумма баллов | Кол-во ответов | ||||||
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | и т. д. | 28 | ||
2 | |||||||||
и т. д. | |||||||||
Итого |
Условным показателем эталонности общности в восприятии ее членов (учеников класса) («М») является частное отделения общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный опросник.
Принято считать, если «М» составляет не менее 75% от максимально возможной оценки (в нашем случае «М» 3), можно констатировать высокий уровень эталонности общности; если же «М» составляет 50—74% (2
Методики, направленные на выявление уровня воспитанности